Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Волгоградского ТУ ГАК РФ от 01.07.1998
<ПО ДЕЛУ № 140 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА МНОГООТРАСЛЕВЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ "РАЙКОМХОЗ">

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ВОЛГОГРАДСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО КОМИТЕТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 1 июля 1998 года

(извлечение)

Комиссия Волгоградского территориального управления ГАК России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 140 о нарушении многоотраслевым предприятием "Райкомхоз" Тракторозаводского района г. Волгограда абз. 8 п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", установила:
1. Дело № 140 было возбуждено по заявлению председателя правления товарищества собственников жилья "Н. Отрады - 14" Назаренко В.А. (далее - Товарищество) в отношении многоотраслевого предприятия "Райкомхоз" Тракторозаводского района г. Волгограда (далее - Райкомхоз) по признакам нарушения абз. 8 п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (необоснованный отказ хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара).
Товарищество обратилось в Райкомхоз (письмо от 06.02.98) с просьбой заключить договор на отопление и горячее водоснабжение. Райкомхоз в своем ответе от 09.03.98 № 432 сообщил, что "договор на отпуск тепла и подачу горячего водоснабжения будет заключен при условии предоставления гарантий: платежеспособности... правления товарищества и своевременной оплаты МП "Райкомхоз" за оказанные им услуги".
После получения отказа Товарищество обратилось в МУП "Жилкомхоз", которое в своем письме от 25.03.98 № 11 исх/218 обратило внимание директора Райкомхоза Харченко С.П. на недопустимость нарушений норм ГК РФ, так как данные виды договоров - на отпуск тепла и подачу горячего водоснабжения - относятся к договорам энергоснабжения и являются публичными, то есть отказ от их заключения по изложенным в ответе основаниям, согласно действующему законодательству, неправомерен.
После обращения Товарищества в ВТУ ГАК России Райкомхоз направил Товариществу проект (типовой бланк) договора на отпуск тепловой энергии. Однако Райкомхоз указал (письмо от 05.05.98), что для заключения данного договора Товариществу необходимо представить следующую документацию:
- проектную документацию на жилой дом для уточнения расчетных часовых нагрузок на отопление, паспорт БТИ для уточнения площадей и количества жильцов на момент заключения договора;
- приказ по предприятию на ответственного за тепловое хозяйство персонала, специально подготовленного, из числа инженерно-технических работников, ответственных за техническое состояние и безопасную эксплуатацию теплоиспользующих установок (элеваторные узлы) и внутридомовых систем;
- акт раздела границ ответственности по балансовой принадлежности между потребителем и энергоснабжающей организацией;
- план мероприятий профилактических работ по внутридомовой отопительной системе, системе горячего водоснабжения, системе холодного водоснабжения и п.д. к началу отопительного сезона 1998 - 1999 г. с последующим вызовом представителя энергоснабжающей организации для сдачи готовности объекта. Указанные работы по данному пункту произвести в срок до 25.08.98.
Товарищество считает данные требования необоснованными и нарушающими антимонопольное законодательство.
2. На заседании Комиссии ВТУ ГАК России Товарищество поддержало заявленные требования.
Райкомхоз в обоснование своих требований о вышеназванных документах ссылался на то, что их предоставление предусмотрено в Правилах пользования тепловой энергией и Правилах технической эксплуатации теплоиспользующих установок и тепловых сетей, утвержденных Приказом Министерства энергетики и электрификации СССР от 06.12.81 № 310.
На заседание Комиссии ВТУ ГАК России представителями Райкомхоза также была представлена ксерокопия жалобы от жильцов дома № 14 по ул. Н. Отрады, где говорилось о том, что "...Назаренко В.А. самовольно, без согласия всех жильцов дома проводит работу по отделению нашего дома от ПЖРЭУ-36 обманным путем. Мы, жильцы вышеуказанного дома, все против создания товарищества без согласия жильцов". Эту жалобу подписали 172 человека. Данный факт также послужил причиной отказа Райкомхоза от подписания договоров с Товариществом.
3. Комиссия ВТУ ГАК России, рассмотрев материалы, находящиеся в деле, и выслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам:
1) согласно аналитической справке отдела анализа товарных рынков от 16.06.98 № А8-04/120-98 Райкомхоз занимает доминирующее положение на рынке услуг по снабжению горячей водой и тепловой энергией внутридомовых сетей жилого фонда в пределах района. На рынке услуг по техническому обслуживанию жилищного фонда данный хозяйствующий субъект не доминирует;
2) договор на отпуск тепла и подачу горячего водоснабжения подпадает под действие п. 1. ст. 426 ГК РФ и признается публичным договором.
Правила пользования тепловой энергией и Правила технической эксплуатации теплоиспользующих установок и тепловых сетей от 06.12.81 № 310, на которые ссылается Райкомхоз, были утверждены Министерством энергетики и электрификации СССР до введения в действие нового Гражданского кодекса Российской Федерации. В части выдвигаемых требований: акта раздела границ ответственности по балансовой принадлежности между потребителем и снабжающей организацией, проектной документации на жилой дом для уточнения расчетных часовых нагрузок на отопление, паспорта БТИ для уточнения площадей и количества жильцов на момент заключения договора и т.п., указанных в письме Райкомхоза от 05.05.98, вышеназванные Правила противоречат п. 3 ст. 426 ГК РФ, который предусматривает, что отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
Таким образом, единственным основанием отказа от заключения договора на отпуск тепла и горячего водоснабжения могло быть отсутствие возможности предоставить данные услуги. На заседании Комиссии ВТУ ГАК России представители Райкомхоза не отрицали, что Райкомхоз имеет возможность предоставить такие услуги, и доказательств обратного не представили.
Кроме того, в соответствии со ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 30.11.94 № 52-ФЗ впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации в соответствие с частью первой ГК РФ, они применяются постольку, поскольку они не противоречат части первой Кодекса.
Таким образом, требование Райкомхоза о том, что заключение договора на отпуск тепла и горячего водоснабжения ставится в зависимость от предоставления вышеназванных документов, является необоснованным;
3) ссылка Райкомхоза на тот факт, что не все жильцы дома одобряют действия председателя Товарищества, также является несостоятельной. Товарищество было создано 28 октября 1997 года, устав его был утвержден общим собранием домовладельцев, проживающих по ул. Н. Отрады, 14 Тракторозаводского района г. Волгограда, в соответствии с действующим законодательством. Правление Товарищества уставом наделено соответствующими полномочиями. До настоящего момента никто не обжаловал создание данного Товарищества в установленном порядке. В связи с этим председатель Товарищества действует на основании предоставленных ему полномочий.
Таким образом, Комиссия установила, что действия Райкомхоза нарушают действующее антимонопольное законодательство, а именно абз. 8 п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Учитывая вышесказанное и руководствуясь пунктом 1 ст. 27 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и пунктом 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, решила:
1. Выдать многоотраслевому предприятию "Райкомхоз" Тракторозаводского района г. Волгограда предписание о прекращении антимонопольного законодательства, а именно:
Заключить с Товариществом собственников жилья "Н. Отрады - 14" договоры на отпуск тепла (отопление) и горячего водоснабжения, копии которых представить в ВТУ ГАК России в срок до 25.07.98.
О выполнении предписания сообщить в ВТУ ГАК России до 1 августа 1998 года.

Председатель Комиссии
В.С.БУКИНА

Члены Комиссии
Е.В.БЕЛЯКОВА
В.В.БУРБА





ПРЕДПИСАНИЕ
от 1 июля 1998 года

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЙ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

(извлечение)

Комиссия Волгоградского территориального управления ГАК России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства на основании своего решения от 01.07.98 по делу № 140 в соответствии со ст. 12 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" предписывает:
1. Многоотраслевому предприятию "Райкомхоз" Тракторозаводского района г. Волгограда прекратить нарушение п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", выразившееся в необоснованном отказе хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.
2. Заключить с товариществом собственников жилья "Н.Отрады - 14" договор (договоры) на отопление и горячее водоснабжение, копии которого (ых) представить в ВТУ ГАК России в срок до 25 июля 1998 года.
3. О выполнении настоящего предписания сообщить до 1 августа 1998 года.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии со ст. 23 и ст. 24 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" коммерческие и некоммерческие организации и их руководители, должностные лица органов исполнительной власти, индивидуальные предприниматели несут административную ответственность.

Председатель Комиссии
В.С.БУКИНА

Члены Комиссии
Е.В.БЕЛЯКОВА
В.В.БУРБА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru