Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Волгоградского ТУ ГАК РФ от 29.05.1998
<ПО ДЕЛУ № 124 О НАРУШЕНИИ МУПП "ВОЛГОГРАДВОДОКАНАЛ" АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ВОЛГОГРАДСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО КОМИТЕТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 29 мая 1998 года

(извлечение)

Комиссия Волгоградского территориального управления ГАК России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 124 о нарушении МУПП "Волгоградводоканал" ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", установила:
Дело № 124 было возбуждено 25.12.97 по заявлению ВАО "Волгоград-Интурист" от 10.10.97 № 01-438, обжалующего действия МУПП "Волгоградводоканал", выразившиеся в отказе принять условия заявителя, согласно которым:
1) ответственность (в виде штрафных санкций) между сторонами по договору распределяется следующим образом:
за качество поставляемой воды ответственность возлагается на МУПП "Волгоградводоканал";
за превышение допустимой концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод ответственность возлагается на сторону, виновную в превышении концентрации; соответственно,
2) контроль за качеством воды осуществляется абонентом посредством:
- отбора и анализа проб поставляемой питьевой/технической воды и сточных вод независимой сертифицированной лабораторией;
- предоставления сертификата качества питьевой/технической воды.
Данные требования изложены в протоколе разногласий к Временным условиям приема загрязняющих веществ в сточных водах абонента при сбросе в системы канализации г. Волгограда, которые явились дополнением к договору № 1506 от 01.08.96 на отпуск и прием сточных вод. Указанный протокол разногласий по дополнениям к договору МУПП "Волгоградводоканал" подписан не был.
Кроме того, МУПП "Волгоградводоканал" были направлены договор № 1506 (в редакции от 29.05.97) и договор № 126-к на прием загрязняющих веществ и ведение контроля качества сточных вод от 30.08.97, где предусматривался контроль МУПП "Волгоградводоканал" за превышение абонентом нормативов водоотведения по качеству и ответственность абонента за подобное превышение. Протокол разногласий, представленный абонентом к первому договору, МУПП "Волгоградводоканал" не подписало; последний договор не подписан ВАО "Волгоград-Интурист".
Указанные действия МУПП "Волгоградводоканал", которое занимает доминирующее положение на рынке услуг по отпуску воды и приему сточных вод г. Волгограда, ВАО "Волгоград-Интурист" считает ущемлением своих интересов, выразившиеся в навязывании невыгодных условий договора, что запрещено ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции...". В обоснование требований о включении в договор соразмерной ответственности сторон договора ВАО "Волгоград-Интурист" ссылается на п. п. 1, 2 ст. 1 ГК РФ, предусматривающей равенство участников отношений, регулируемых гражданским законодательством, а также их свободу в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В результате рассмотрения дела Комиссия пришла к заключению, что условия, направляемые МУПП "Волгоградводоканал", не могут рассматриваться как невыгодные, поскольку "повышенная плата за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ имеет штрафную природу, ее размер определяется компетентным органом в установленном законом порядке. Содержание данного условия договора предписано нормативными актами, от усмотрения организации водопроводно-канализационного хозяйства (далее - ВКХ) не зависит и обязательно как для него, так и для абонентов" (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.03.98 № 32 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства").
Так, как пояснил на заседании Комиссии представитель МУПП "Волгоградводоканал", дополнение к действующему договору - Временные условия приема загрязняющих веществ... было направлено в связи с изданием Постановления Администрации Волгоградской области от 05.11.96 № 606, которым был утвержден Порядок приема сточных вод и взимания с предприятий (организаций) платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Волгоградской области. Данный акт был издан на основании Постановления Правительства от 31.12.95 № 1310, наделившего субъекты РФ полномочиями по определению порядка взимания платы за сброс стоков.
Пунктом 6 Порядка приема сточных вод... предусматривается обязанность абонента обеспечивать соблюдение нормативов водоотведения по объему и по качеству, что должно быть закреплено в обязательствах абонентов при заключении договоров с организацией ВКХ. Согласно пунктам 17, 18 Порядка контроль за соблюдением абонентами установленных нормативов водоотведения, а также условий приема загрязняющих веществ осуществляют организации ВКХ; за нарушение абонентами договорных обязательств к ним применяются меры экономического воздействия.
Аналогичные положения содержатся в Правилах приема сточных вод предприятий (организаций) в канализацию Волгограда, утвержденных Постановлением администрации г. Волгограда от 20.06.94 № 319-п, и в Условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации Волгограда, утвержденных Постановлением администрации г. Волгограда от 24.04.97 № 463, действовавших до 01.01.98.
Ответственность организаций ВХК за превышение допустимой концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод, а также за превышение нормативов по качеству питьевой/технической воды специальными нормативными актами не предусмотрена. Следовательно, вопрос должен решаться на основании норм Гражданского кодекса РФ, регламентирующих отношения купли-продажи: согласно ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным снабжением через присоединенную сеть водой, правила о договоре энергоснабжения применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно п. 1 ст. 547 ГК РФ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб.
Согласно ст. 475 ГК РФ, если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе потребовать соразмерного уменьшения покупной цены или возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.
Однако, как следует из ответа Департамента ЖКХ Госстроя России от 28.04.98 № НЖ-08-421/28 на запрос ВТУ ГАК России, практики решения вопросов ответственности организации ВКХ за несоответствие качества подаваемой воды требованиям ГОСТа не существует.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" принят 19.04.1991, а не 10.04.1991.
   ------------------------------------------------------------------

Согласно Закону РФ от 10.04.91 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Санитарным правилам и нормам (СанПиН) 2.1.4.559-96 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", ГОСТу 2874-82 "Вода питьевая" за качеством питьевой воды осуществляется производственный контроль, государственный и ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор. Производственный контроль качества воды (в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть и в точках наружной и внутренней вод проводной сети) осуществляется лабораториями организаций, эксплуатирующих системы водоснабжения, или по договорам с ними лабораториями других организаций, аккредитованными в установленном порядке на право выполнения исследований качества питьевой воды (письмо ЦГСЭН в Волгоградской области от 29.05.98 № 11/7-892 на запрос ВТУ ГАК России).
Согласно п. 32 Постановления Администрации Волгоградской области от 05.11.96 № 606 выполнение измерений фактической концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонентов производится силами собственных аттестованных (аккредитованных) лабораторий организаций ВКХ или сторонних аккредитованных лабораторий.
Обязательной сертификации в соответствии с нормативными актами в настоящее время подлежит только вода питьевая бутилированная (письмо Волгоградского ВЦГСМ от 14.04.98 № 10/11-747 на запрос ВТУ ГАК России).
Основываясь на изложенном, руководствуясь п. 1 ст. 27 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и п. 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия решила:
1. Дело № 124 о нарушении статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" муниципальным унитарным производственным предприятием "Волгоградводоканал" производством прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.
2. Рекомендовать Внешнеэкономическому акционерному обществу открытого типа "Волгоград-Интурист":
- в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения предприятием водопроводно-канализационного хозяйства обязательств по договору на отпуск воды и приему сточных вод (нарушение требований, предъявляемых к качеству воды) обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением о возмещении убытков (взыскании реального ущерба);
- заключить договор со сторонней лабораторией, аккредитованной в установленном порядке, о выполнении исследований качества питьевой и сточных вод.

Председатель Комиссии
П.И.МИРОНЕНКО

Члены Комиссии
Ю.В.КАСЬЯНОВ
О.В.БОНДАРЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru