Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ администрации г. Волгограда от 29.04.1998 № 549
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ В ВОЛГОГРАДЕ"

Официальная публикация в СМИ:
"Добрый День", № 19, 1998






АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ВОЛГОГРАДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 апреля 1998 г. № 549

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СОЦИАЛЬНОМ
ПАРТНЕРСТВЕ В ВОЛГОГРАДЕ

В соответствии с п. 7.1 соглашения между администрацией Волгограда, областным советом профсоюзов и советом директоров (работодателей) (в дальнейшем - Соглашение) на 1998-1999 гг. от 23 января 1998 года и п. 4 решения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений между указанными сторонами (в дальнейшем - Трехсторонняя комиссия) от 7 апреля 1998 г., руководствуясь ст. 43 Устава города - героя Волгограда, постановляю:
1. Утвердить Положение о социальном партнерстве в Волгограде (прилагается).
2. Управлению по информационной политике администрации города в течение месяца опубликовать текст Положения о социальном партнерстве в Волгограде в средствах массовой информации.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на рабочую группу Трехсторонней комиссии от администрации города по решению неотложных вопросов выполнения Соглашения.

Глава Администрации
Ю.В.ЧЕХОВ





Утверждено
Постановлением Главы
Администрации Волгограда
от 29 апреля 1998 г. № 549

ПОЛОЖЕНИЕ
О СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ В ВОЛГОГРАДЕ

Положение о социальном партнерстве в Волгограде (далее - Положение) определяет правовые основы организации, функционирования и развития социального партнерства в Волгограде в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Волгоградской области и Уставом города-героя Волгограда. Устанавливает условия и принципы для содействия договорному регулированию социально-трудовых отношений и согласования социально-экономических интересов работников и работодателей и исполнительного органа местного самоуправления.

Статья 1. Основные понятия

1.1. Социальное партнерство - основа взаимоотношений между работниками (профсоюзами, их объединениями, ассоциациями), работодателями (их объединениями, ассоциациями), исполнительным органом местного самоуправления, опирающаяся на законы Российской Федерации и Волгоградской области, с целью обсуждения, выработки и принятия решений по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, обеспечения социального мира, общественного развития и выражающаяся во взаимных консультациях, переговорах, достижении и заключении сторонами соглашений, коллективных договоров, принятии совместных решений.
1.2. Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-экономические отношения между работниками, работодателями и исполнительным органом местного самоуправления, заключаемый на уровне города (района) Волгограда, отрасли, профессии.
1.3. Стороны соглашений - работники, работодатели, исполнительный орган местного самоуправления города (района) Волгограда (администрации) в лице их полномочных представителей.
1.4. Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый работниками организации, филиала, представительства с работодателем.
1.5. Социально-трудовые отношения - взаимоотношения работника и работодателя в процессе трудовой деятельности.
1.6. Организация - предприятие, учреждение, организация независимо от форм собственности и подчиненности.
1.7. Работник - физическое лицо, работающее в организации на основе трудового договора (контракта).
1.8. Работодатель - организация (юридическое лицо), представляемая ее руководителем (администрацией), либо физическое лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях.
1.9. Представители работников - органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им.
1.10. Представители работодателей - руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, а также полномочные органы объединений работодателей (ассоциации промышленников, предпринимателей и т.д.) при условии регистрации этих объединений и ассоциаций в управлении юстиции администрации Волгоградской области в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 19 мая 1995 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
1.11. Представители органа исполнительной власти, органа местного самоуправления - руководители этих органов или другие полномочные в соответствии с уставами (положениями) лица, иные уполномоченные этими органами лица.
1.12. Система социального партнерства в Волгограде - совокупность постоянно действующих органов, формируемых социальными партнерами; определенного ими порядка взаимодействия и функционирования данных органов; совместных документов (соглашений, договоров), принимаемых социальными партнерами.
1.13. Исполнительный орган местного самоуправления - администрация Волгограда, администрации районов города и отраслевые структурные подразделения - в соответствии с Уставом города - героя Волгограда.
1.14. Генеральное соглашение - соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации.
1.15. Областное соглашение - соглашение между администрацией Волгоградской области, Советом директоров (работодателей) и Волгоградским областным Советом профсоюзов.

Статья 2. Правовая основа социального партнерства

2.1. Правовую основу социального партнерства составляют регулирующие соответствующие общественные отношения федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации (Гражданский кодекс Российской Федерации, Кодекс законов о труде Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях", Закон Российской Федерации от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Закон Российской Федерации от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях"), Устав города-героя Волгограда, Устав Волгоградской области, другие законы Волгоградской области, а также иные нормативные правовые акты, которые не могут ухудшать положение сторон социального партнерства и их представителей по сравнению с международными нормами, федеральными законами.
2.2. В правовую основу социального партнерства в Волгограде входят также генеральное соглашение, областное трехстороннее соглашение, трехстороннее городское (районное) соглашение, отраслевые (межотраслевые), профессиональные соглашения, коллективные договоры, заключенные в соответствии с законодательством Российской Федерации и распространяющие свое действие на организации Волгограда.

Статья 3. Цели социального партнерства

Целями социального партнерства являются:
создание условий для реализации конституционного права населения Волгограда на занятость и развитие цивилизованного рынка труда;
поэтапное повышение социальных гарантий граждан Волгограда;
обеспечение роста доходов трудящихся по мере стабилизации экономики;
реализация социально-экономических программ;
предупреждение и преодоление негативных социальных явлений и конфликтов в сфере социально-трудовых отношений.

Статья 4. Основные принципы социального партнерства

Основными принципами социального партнерства являются:
соблюдение всеми участниками социального партнерства норм законодательства Российской Федерации, Волгоградской области и Волгограда;
равноправие и взаимное уважение законов и иных правовых актов внутренней жизни участников социального партнерства;
разрешение разногласий и конфликтов путем переговоров на законодательной основе;
полномочия участников социального партнерства на ведение переговоров и заключение (подписание) соглашений или коллективных договоров;
добровольность принятия обязательств;
реальность обязательств, принимаемых участниками социального партнерства;
ответственность каждого участника социального партнерства за выполнение принятых обязательств;
свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание соглашения или коллективного договора;
систематичность контроля.

Статья 5. Участники (субъекты) социального партнерства

5.1. Участники социального партнерства Волгограда:
на уровне города:
администрация Волгограда;
областной Совет профсоюзов;
Совет директоров (работодателей) города;

на уровне района:
администрация района;
координационный Совет профсоюзов;
объединения работодателей;

на уровне отрасли, профессии:
отраслевые профсоюзы и их объединения; объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями органы; отраслевые отделы (комитеты) администрации города (района) Волгограда.

Статья 6. Объект и предмет социального партнерства

6.1. Объектом социального партнерства являются социально-трудовые отношения и социально-экономические интересы участников социального партнерства.
6.2. Предметом социального партнерства являются принятые взаимные обязательства сторон и способы их реализации, обусловленные взаимными интересами субъектов социального партнерства, исходя из целей и принципов социального партнерства.

Статья 7. Этапы осуществления социального партнерства

Основными этапами осуществления социального партнерства являются:
1-й этап: подготовка и заключение соглашения о партнерстве (III и IV кварталы предшествующего года);
2-й этап: контроль за исполнением соглашения (в соответствии с планом реализации в течение года);
3-й этап: подведение итогов (IV квартал текущего года).

Статья 8. Формы социального партнерства

В зависимости от сферы регулирования социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: отраслевое (межотраслевое) тарифное, профессиональное тарифное, территориальное и иные, а также коллективный договор, заключаемый в организациях, филиалах и представительствах.
8.1. Городское (районные) соглашение:
заключается администрацией города (районов) Волгограда, объединениями профсоюзов в лице полномочных представителей в городе (районах), городскими (районными) объединениями работодателей;
разрабатывается на основе переговоров между сторонами соглашений в рамках городской (районных) трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
распространяется на работников, работодателей, администрацию города (района), которые уполномочили своих представителей разработать и заключить соглашение от их имени;
условия, содержащиеся в городском (районных) соглашении, учитываются при принятии нормативных правовых актов и бюджета на городском (районном) уровне, в организациях города (района).
Урегулирование разногласий в ходе переговоров при заключении и выполнении городского (районного) соглашения производится в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров".
Если соответствующие представители работодателей в течение 30 календарных дней с момента получения предложения не заявили о своем несогласии присоединиться к нему, соглашение считается распространенным на данных работодателей с момента получения предложения.
8.2. Городское (районные) соглашение не может ухудшать положение работников по сравнению с законодательством Российской Федерации, генеральным соглашением, и областным трехсторонним соглашением.
8.3. Момент подписания соглашения является моментом окончания коллективных переговоров по его заключению.
8.4. Отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение устанавливает нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников (отрасли) отраслей.
8.5. Профессиональное тарифное соглашение устанавливает нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников определенных профессий, взаимные обязательства сторон по регулированию социально-экономических вопросов, связанных с территориальными особенностями города.
8.6. Коллективный договор включает взаимные обязательства работодателя и работников по вопросам оплаты труда, занятости, рабочего времени и времени отдыха, условий и охраны труда, обеспечения социальных гарантий.
8.7. Соглашение и коллективный договор по согласию сторон, участвующих в переговорах, могут быть двухсторонними и трехсторонними.
8.8. Соглашения, предусматривающие полное или частичное бюджетное финансирование, заключаются при обязательном участии представителей соответствующих исполнительных органов местного самоуправления.

Статья 9. Содержание соглашений и коллективных договоров

9.1. Содержание и структура городского соглашения определяется трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.
9.2. Содержание и структура отраслевого (межотраслевого) профессионального (тарифного) соглашения определяется отраслевой комиссией на основе предварительных консультаций между сторонами.
9.3. Содержание и структура коллективного договора определяется сторонами в соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях".
9.4. Изменения и дополнения в соглашение или коллективный договор вносятся по взаимному согласию участников социального партнерства в порядке, определенном самим соглашением или коллективным договором.

Статья 10. Порядок формирования комиссий по регулированию социально-трудовых отношений

10.1. Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров, подготовки проекта городского (районного) соглашения между сторонами социального партнерства создаются постоянно действующие трехсторонние комиссии, в которые входят представители исполнительного органа местного самоуправления, объединений профсоюзов и объединений работодателей.
10.2. Положение о городской (районной) трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и сопредседатели комиссий утверждаются их полномочными органами после согласования с участниками социального партнерства.
10.3. Отраслевая профессиональная комиссия формируется на принципах паритетного и полномочного представительства сторон социального партнерства.

Статья 11. Подготовка и заключение соглашений

11.1. Участники социального партнерства, указанные в статье 5 настоящего Положения, на основе действующего законодательства Российской Федерации, Волгоградской области, социально-экономической ситуации в Волгограде на основе предварительных консультаций формируют взаимные обязательства по решению социально-экономических проблем в сфере труда.
11.2. Подготовка и заключение отраслевого, профессионального, тарифного соглашения ведутся в рамках отраслевой комиссии и ее рабочих групп с привлечением, при необходимости, экспертов.
11.3. Порядок, сроки разработки и заключение соглашений и коллективных договоров производится в соответствии со статьями 12 и 20 Федерального закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях".
11.4. Финансирование работ и мероприятий по подготовке и заключению отраслевого, тарифного, профессионального, территориального соглашения, организация контроля за его выполнением осуществляются сторонами на паритетных началах.
11.5. Финансирование работ и мероприятий по подготовке и заключению коллективного договора осуществляется за счет работодателя.

Статья 12. Действие соглашения и коллективного договора

12.1. Соглашения или коллективные договоры на новый период подписываются полномочными представителями сторон до конца текущего года и вступают в силу с момента их подписания сторонами либо со дня, установленного в документе.
12.2. Подписанное сторонами социального партнерства соглашение с приложениями в семидневный срок направляются в комитет по труду и занятости населения администрации Волгоградской области для уведомительной регистрации.
12.3. Коллективный договор с приложениями в семидневный срок направляются в отдел по труду администрации Волгограда для уведомительной регистрации.
12.4. При осуществлении уведомительной регистрации соглашения или коллективного договора орган по труду выявляет условия, противоречащие законодательству о труде (если таковые имеются), и предлагает сторонам их устранить.
12.5. Стороны уведомляют органы по труду обо всех изменениях и дополнениях, внесенных в действующее соглашение или коллективный договор, в соответствии с действующим законодательством.
12.6. Срок действия соглашения или коллективного договора определяется сторонами и не может превышать трех лет.

Статья 13. Соотношение законодательства, соглашений и коллективных договоров

13.1. Условия соглашений, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством Российской Федерации и правовыми актами Волгоградской области, недействительны.
13.2. Запрещается включать в трудовые договоры (контракты) условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством Российской Федерации, коллективными договорами и соглашениями.
13.3. В тех случаях, когда на городском (районном) уровне заключено отраслевое (тарифное) соглашение, профессиональное тарифное соглашение, в сферу действия которого включается не менее 50% работников отрасли (отраслей), заместитель руководителя администрации города (района) имеет право предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему.
13.4. В тех случаях, когда на работников одновременно распространяется действие различных соглашений, действуют наиболее благоприятные для работников условия соглашений.

Статья 14. Контроль и ответственность

14.1. Контроль за выполнением городского (районных) соглашений и коллективных договоров осуществляется непосредственно сторонами, представленными в соответствующих комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений.
14.2. Стороны соглашений и коллективных договоров, нарушающие или не выполняющие взятые на себя обязательства, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.
14.3. Стороны, заключившие соглашение или коллективный договор, вправе по взаимному согласию устанавливать ответственность за нарушение и неисполнение принятых обязательств, если эта ответственность не противоречит законодательству Российской Федерации. Условия и порядок применения таких мер ответственности к сторонам предусматриваются в самом соглашении или коллективном договоре, или другом документе, принимаемом во исполнение соглашения, коллективного договора.
14.4. Для информирования населения города (района) о принятии соглашения, его текст официально публикуется без сокращения в двухнедельный срок после подписания официальным изданием средств массовой информации, профобъединения, объединения работодателей.
14.5. Городская (районная) трехсторонняя комиссия обязана предоставлять средствам массовой информации информацию, не содержащую государственную тайну, о ходе реализации соглашения.

Статья 15. Критерии эффективности социального партнерства

Критериями эффективности социального партнерства являются:
реальное повышение благосостояния и жизненного уровня трудящихся Волгограда;
повышение занятости трудоспособного населения Волгограда;
улучшение организации производства и условий труда.

Статья 16. Порядок вступления Положения в силу

Настоящее Положение вступает в силу со дня его утверждения полномочными органами участников социального партнерства.

Отдел по труду
администрации Волгограда


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru