Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Волгоградской областной Думы от 20.02.1998 № 74/934
"ОБ ОТЧЕТЕ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ ЗА 1997 ГОД"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 февраля 1998 г. № 74/934

ОБ ОТЧЕТЕ КОНТРОЛЬНО - СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ ЗА 1997 ГОД

Волгоградская областная Дума постановляет:
1. Отчет о работе контрольно-счетной палаты Волгоградской областной Думы за 1997 год принять к сведению.
2. Контрольно-счетной палате Волгоградской областной Думы направлять информации о результатах проверок использования бюджетных средств и областной собственности прокуратуре Волгоградской области.
3. Рекомендовать главе администрации Волгоградской области:
3.1. В месячный срок рассмотреть вопрос об ответственности за нецелевое и нерациональное использование средств областного бюджета руководителей комитетов администрации Волгоградской области по печати и информации, по здравоохранению, по делам молодежи, Главного управления сельского хозяйства и продовольствия администрации Волгоградской области, территориального фонда обязательного медицинского страхования Волгоградской области и организаций, управляющих средствами Волгоградских областных целевых бюджетных фондов: территориального дорожного, "Сельский дом".
3.2. Разработать и внести на утверждение Волгоградской областной Думы проекты законов, необходимые для реализации положений, изложенных в Законе Волгоградской области от 29.10.97 № 144-ОД "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Волгоградской области", а также проект закона "О финансовом контроле в Волгоградской области".
3.3. Разработать нормативный акт, предусматривающий ответственность лиц, допустивших нецелевое использование средств, полученных из областного бюджета и представить его на рассмотрение Волгоградской областной Думы.
3.4. Осуществлять выделение хозяйствующим субъектам бюджетных средств на выполнение работ и услуг для областных нужд только при условии заключения договоров гражданско-правового характера, предусматривающих открытие специального банковского счета для операций с бюджетными средствами, а также ответственность за несоблюдение договорных условий.
3.5. Обеспечить своевременное поступление отчетности от управления финансов администрации Волгоградской области по формам и в сроки согласно Реестру представления оперативной информации по исполнению бюджета Волгоградской области, утвержденному председателем Волгоградской областной Думы и главой администрации Волгоградской области.
4. Направить отчет о работе контрольно-счетной палаты Волгоградской областной Думы за 1997 год средствам массовой информации для опубликования.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет по бюджету Волгоградской областной Думы.

Первый заместитель председателя
Волгоградской областной Думы
С.И.РЯБОВ





ОТЧЕТ
О РАБОТЕ КОНТРОЛЬНО - СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ ЗА 1997 ГОД

Работа контрольно-счетной палаты Волгоградской областной Думы (далее - КСП) в 1997 году осуществлялась в соответствии с Законом Волгоградской области "О контрольно-счетной палате", другими законодательными и нормативными актами Российской Федерации и Волгоградской области и на основании плана работы, утвержденного постановлением областной Думы.
Центральное место в работе КСП, как и в 1996 году, занимали контрольные мероприятия. Вместе с тем работники палаты принимали активное участие в разработке законопроектов "О бюджетном процессе и бюджетном устройстве в Волгоградской области", "Об областном бюджете на 1997 год, (1998 год)" и многих других.
Палатой постоянно проводился анализ отчетов об исполнении областного бюджета, поступающих налогов и неналоговых доходов, расходовании средств по защищенным и незащищенным статьям.
Ведущие работники КСП постоянно участвовали в заседаниях комитетов Думы.
В минувшем году областной Думе направлено 109 информаций по проведенным проверкам, экспертных заключений по законопроектам, постановлениям и распоряжениям администрации области. Руководителям администрации области направлены информации о 42 проверках, по результатам большинства из них внесены конкретные предложения, направленные на устранение причин, способствовавших нарушениям.
В 1997 году КСП проведена 51 проверка, в том числе в исполнительных органах государственной власти области - 17, администрациях сельских районов - 8, фондах - 11, коммерческих организациях - 9 и иных организациях - 6.
Всего контрольные мероприятия с учетом встречных проверок проведены в 101 организации вне зависимости от форм собственности, использовавших средства областного бюджета или областную собственность.
В результате проверок выявлены серьезные финансовые нарушения, негативно отразившиеся на выполнении Закона "Об областном бюджете на 1997 год" в части исполнения его расходных статей.
Общая сумма установленных КСП нарушений - свыше 210 млрд. руб. (здесь и далее указаны суммы до деноминации) и 5,7 млн. долларов США.
Необходимо отметить, что значительная часть проверок проводилась за 1996 год и именно за этот год выявлено до 90% установленных нарушений.
Наиболее серьезные нарушения выявлены проверками комитетов и управлений администрации области, а также целевых бюджетных фондов.

БЮДЖЕТНЫЕ И ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ДОРОЖНЫЙ ФОНД

Проверкой исполнения бюджета Фонда за 1996 год установлено, что согласно Закону "О территориальном дорожном фонде Волгоградской области" "управление средствами Фонда осуществляет администрация Волгоградской области или наделенная соответствующими полномочиями некоммерческая организация". В нарушение этой правовой нормы управление средствами фонда осуществляет коммерческая организация - госпредприятие федеральной собственности "Волгоградавтодор".
Проверкой взаимозачетов Фонда, сумма которых составила 256 млрд. руб., или около 45% от общих доходов, установлен ряд серьезных недостатков.
Например, в сентябре 1996 года от АО "Волгоградэнерго" авансом в качестве взаимозачетов получено 26,7 тыс. кв. метров линолеума на 859,2 млн. рублей. На 01.01.97 в наличии оставалось 20,3 тыс. кв. метров линолеума, или 3/4 полученного.
От АО "Волтайр" авансом в виде взаимозачета, проведенного в апреле 1996 года, получено 14461 шина на 12,7 млрд. рублей, из которых на 01.01.97 в остатке числилось 519 шин стоимостью 395 млн. рублей. Причем шины отпускались при взаимозачете по цене на 76% выше, чем при оплате наличными деньгами, и на 72% выше, чем при перечислении средств. Вследствие этого стоимость продукции, полученной от АО "Волтайр", завышена более чем на 5 млрд. рублей.
Несмотря на то что утвержденная программа по новому строительству была недовыполнена, на незапланированное строительство израсходовано 14,4 млрд. рублей.
Кроме того, в нарушение Федерального закона "О дорожных фондах в РФ" за счет областного Фонда профинансированы работы по строительству и ремонту внутригородских и местных автодорог, дорог на территориях предприятий и организаций на общую сумму 41,0 млрд. рублей.
Оплата некоторых работ производилась по явно завышенным ценам. Например, к справке выполненных работ НПО "Космос" (г. Москва) по устройству антикоррозийной защиты конструкций моста через р. Оленье на автодороге "Саратов-Волгоград" на 1,5 млрд. руб. приложен расчет дополнительных затрат, связанных с применением свободных цен на материалы, согласно которому 1 килограмм грунтовки стоит 160,0 т. руб., а эмали - 184,4 т. рублей.
Установлены случаи оплаты счетов за работы, характер которых свидетельствует о невозможности их осуществления в данный период года: в декабре, январе - устройство асфальтобетонного фундамента, скашивание травы, полив грунта водой; в апреле - уборка снега толщиной 1 метр.
В 1996 году из резервного фонда территориально-дорожного фонда израсходовано 10,2 млрд. руб., в том числе 7,2 млрд. руб. перечислено в Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства на селе без определения сроков и условий возврата средств и 3,0 млрд. руб. без соответствующих решений администрации области.
В минувшем году ГП "Волгоградавтодор" за счет средств Фонда приобрел дорожной техники и другого имущества на 27,8 млрд. рублей. Это имущество безвозмездно передано подразделениям госпредприятия и зачислено ими в состав своих основных средств. Таким образом, имущество, приобретенное за счет средств областного дорожного фонда, безвозмездно передано организациям, находящимся в федеральной собственности.
Согласно Закону области о бюджете Фонда амортизационные отчисления на это имущество являются доходными источниками Фонда. Однако в бюджет Фонда они не поступили, а остались в пользовании ГП "Волгоградавтодор".
Всего за 1996 год амортизационные отчисления на основные средства, приобретенные как за счет средств Фонда, учет которых отдельно не ведется, так и за счет собственных средств госпредприятия составили 32,4 млрд. руб., из которых израсходовано только 1,6 млрд. рублей. Очевидно, это связано с тем, что основные средства приобретались ГП за счет доходов Фонда.

ФОНД ПОДДЕРЖКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО
СТРОИТЕЛЬСТВА НА СЕЛЕ (ФОНД "СЕЛЬСКИЙ ДОМ")

Проверкой Фонда за I полугодие 1997 года установлено, что постановлением администрации области он определен заказчиком по реализации целевой программы "Сельский дом" и наделен правом управления средствами целевого бюджетного фонда "Сельский дом". Фактически произошло смешение деятельности этих двух фондов: единые аппарат управления, средства, раздельный бухгалтерский учет не велся. Причем бюджеты фонда "Сельский дом" ни на 1996, ни на 1997 годы не утверждались.
В нарушение Устава фонда и Положений о государственных фондах доходы Фонда формировались в основном за счет средств областного бюджета и территориального дорожного фонда.
Из полученных Фондом 19,2 млрд. руб. только 7,5 млрд. руб., или 39%, направлено на жилищное строительство (по закону на эти цели должно направляться не менее 70%). Причем ссуды на 78 млн. руб. выданы жителям г. Волгограда. Остальные средства в основном направлены сельскохозяйственным товаропроизводителям в виде лизинга, займов, на содержание аппарата Фонда, формирование запасов на складе. Например, на цели, не связанные со строительством жилья на селе, направлены стройматериалы и иные товарно-материальные ценности, полученные по взаимозачетам, на 6,7 млрд. рублей.
Вследствие обналичивания Фондом областных векселей с дисконтом, применения наценок за хранение и транспортировку материальных ценностей сумма долгов застройщиков увеличена на 590 млн. рублей.
При получении продукции, поступающей по взаимозачетам, допускались значительные колебания цен (до 2 раз).
Полученные доходы Фонда от выдачи ссуд (10%) составили 836 млн. руб., в то время как на содержание аппарата Фонда израсходовано 1912 млн. рублей. Недостающие 1076 млн. руб. компенсированы за счет средств, поступивших для приобретения и строительства жилья на селе. На необоснованные выплаты премий, материальной помощи, расходы по подотчетным суммам израсходовано 88 млн. рублей. В кассе Фонда допущена недостача областных векселей на 39 млн. рублей.
Фактически деятельность Фонда убыточна (793 млн. руб.), однако приобретенные масло подсолнечное, семена подсолнечника, зерно, ликеро-водочная продукция, мясопродукты, кондитерские изделия и другая продукция на общую сумму 509 млн. руб. реализованы по себестоимости или ценам приобретения без торговых наценок.
Не являясь банковским учреждением, при выдаче ссуд из кассы Фонд удерживал с застройщиков за кассовое обслуживание 3% от выданной суммы.

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

Проверкой Фонда установлено, что в нарушение Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" Фонд в 1996 году напрямую, минуя страховые компании, профинансировал медицинские учреждения на 42 млрд. рублей. Вследствие этого финансовое положение одних лечебно-профилактических учреждений укрепилось за счет других.
Фондом выдавались беспроцентные ссуды своим работникам, оплачивалась учеба сотрудников и их детей в высших и средне - специальных учреждениях, допущен перерасход фонда оплаты труда на выплату премий, материальной помощи и др., проводилась оплата лечения в г. Москве и Израиле, что является прерогативой областного Комитета по здравоохранению. Общая сумма этих расходов превысила 200 млн. рублей.
В то же время Фондом не принималось действенных мер к своевременному взысканию платежей на обязательное медицинское страхование.
Недоимка на 01.07.97 составляла 41 млрд. руб., увеличившись за полгода в 2 раза, а с учетом пени и штрафов недоимка на эту дату составляла 175 млрд. рублей.
Не случайно на 01.01.97 сумма неоплаченных фондом счетов составляла 22 млрд. рублей.

ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

Проверкой 7 внебюджетных фондов установлено, что в большинстве случаев решения об их создании принимались администрацией области, а не Думой.
Доходы всех внебюджетных фондов формируются за счет платежей, подлежащих зачислению в бюджеты различных уровней или внебюджетные фонды органов местного самоуправления.
Всего за проверенный период на счета внебюджетных фондов поступило неопределенных платежей 634 млн. руб., или 15,9% от общего поступления.
В нарушение положений о внебюджетных фондах доходная часть бюджетов не планируется, расходы осуществляются без утвержденных смет расходов, а, как правило, по ходатайствам на основании распоряжений администрации области.
Допущены случаи выделения средств без распоряжений на 67 млн. рублей.
В результате ведения в бухгалтерии администрации области банковских операций нескольких фондов через один расчетный счет и отсутствия раздельного учета средств фондов часть их расходов производилась за счет заимствования средств других фондов.
Так, за счет поступивших во внебюджетный фонд поддержки социально-культурной сферы средств и неопределенных платежей перечислены из внебюджетных фондов 50-летия Победы в Великой Отечественной войне 378 млн. руб. и "Безопасность и правопорядок" 245 млн. рублей.
Нецелевое использование средств внебюджетных фондов составило 1377 млн. руб., или 42,8% от общего расхода, в том числе из внебюджетного фонда поддержки социально-культурной сферы 1209 млн. руб., фонда 50-летия Победы в Великой Отечественной войне 71 млн. руб., фонда "Безопасность и правопорядок" 97 млн. рублей.
Так, из фонда поддержки социально-культурной сферы направлено общественным организациям в основном на проведение юбилейных мероприятий 449 млн. руб., учебным заведениям (Царицынскому православному университету, Волгоградской духовной школе "Славянка", Волгоградской Академии государственной службы и др.) 252 млн. руб., спортивным организациям 165 млн. руб., на поддержку военнослужащих 158 млн. рублей. Все эти расходы не предусмотрены Положением о Фонде.

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОБЛАСТИ

АДМИНИСТРАЦИЯ ОБЛАСТИ

Проверкой использования валютных средств администрацией области установлено, что из 5 млн. долларов США, перечисленных администрацией со счета в Агропромбанке 14.03.96 зарубежным фирмам за медоборудование и выполненные работы по строительству кардиоцентра, фактически банком оплачено только 700 т. долларов. Остальные 4,3 млн. долларов оставались 1,5 года на счетах банка.
В 1992-1995 гг. администрацией израсходовано 1,4 млн. долларов на приобретение автомобилей, медоборудования (кроме кардиоцентра), вычислительной техники и др., которые не оприходованы по бухгалтерскому учету, и где они находятся в настоящее время никто пояснить не смог. Документы на получение ценностей проверяющим не представлены.
Кассовая книга по валютным средствам не велась. Авансовые отчеты и командировочные удостоверения при поездках за границу не сдавались. Израсходовано на командировки 1,8 тыс. долларов.
Материалы проверки переданы в областную прокуратуру.

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ (ГУСХ и П)

Проверкой Управления установлено, что в счет выделенных дотаций на производство сельскохозяйственной продукции направлено на капитальные вложения 1893,0 млн. руб., на содержание аппарата управления 410 млн. руб., редакции газеты "Сельская жизнь" 25 млн. рублей. То есть нецелевое использование средств областного бюджета, предназначенных на дотирование сельскохозяйственных производителей, составило 2328,0 млн. рублей.
За счет полученных дотаций Управлением выделена беспроцентная ссуда АО "АК "Агропромснаб" в размере 150 млн. руб. на приобретение остродефицитных запчастей, которое направило эти средства на погашение своей задолженности перед АО "Волгоградстрой". Ссуда погашена товаром, поставленным сельскохозяйственным предприятиям в счет дотаций с наценкой 25%.
За 1996 год 51,2% от общего дотирования выделено взаимозачетами, в том числе через АО "АК "Агропромснаб" - на 30268 млн. рублей.
В связи с наценкой на продукцию доход АО "АК "Агропромснаб" при этом составил 7567 млн. рублей.
На 01.01.97 сельскохозяйственными предприятиями в счет дотаций по взаимозачетам, проведенным в 1996 году, недополучено от АО "АК "Агропромснаб" продукции на 10,9 млрд. рублей.
По заключению Управления по ценовой политике уровень цен АО "АК "Агропромснаб" выше, чем в среднем по области на 10-58%.
Зачет задолженности ОАО "Волгоградская агропромышленная финансовая корпорация" перед областным бюджетом за 1996 год произведен в счет дотаций Управления на общую сумму 44962 млн. рублей.
При выборочной проверке исполнения этих зачетов выявлено:
зачет на 14551 млн. руб. произведен в 1996 году, хотя продукции отпущено сельхозпредприятиям на 01.05.97 на 811 млн. руб. меньше суммы погашенных задолженностей;
за автомобили, выделенные лучшим 33 комбайнерам области и 20 руководителям хозяйств, ОАО оплатило векселями с дисконтом 40% (средняя цена 1 автомобиля ВАЗ-2106 по данному взаимозачету составила 58 млн. руб.).

КОМИТЕТ ПО ПЕЧАТИ И ИНФОРМАЦИИ АДМИНИСТРАЦИИ ОБЛАСТИ

Комитетом нарушается Закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", так как он совмещает функции как органа управления, так и хозяйствующего субъекта.
Общая сумма нецелевого и излишнего расходования Комитетом бюджетных средств составила 6,2 млрд. руб., или около 40% общей суммы бюджетного финансирования.
Так, за 1996 год 731 т бумаги на 2722 млн. руб., или 44% от ее стоимости, приобретенной в этом году, направлено на цели, не связанные с изданием газет, финансируемых из бюджета.
На основании распоряжений администрации области за счет средств областного бюджета, полученных на поддержку средств массовой информации, изготовлены бланки для управления юстиции на 272 млн. руб. и акцизные марки на 130 млн. рублей.
За счет этих же средств: произведены расходы на предвыборные кампании Ельцина Б.Н. и Шабунина И.П. на 263 млн. руб. и информационное обслуживание в этот период на 240 млн. руб.; при отсутствии прибыли сформированы фонды экономического стимулирования Комитета на 274 млн. руб. (в том числе фонд потребления на 259 млн. руб., из которых израсходовано 150 млн. руб.); возмещен перерасход средств на содержание аппарата управления Комитета на 437 млн. рублей.
В 1996 году выпуск 9 областных специальных изданий, детских и молодежных газет составил более 2,5 млн. экземпляров. Подписка на эти издания практически не проводилась, в розничную торговлю поступило только 27% годового выпуска, реализовано 19 процентов. Затраты на нереализованные издания составили 1207 млн. рублей.
Вследствие нарушений в бухгалтерском учете Комитетом на затраты по выпуску печатной продукции необоснованно отнесены 382 млн. рублей.
В то время, как не перекрытый бюджетным финансированием убыток районных и городских газет составил за 1996 год 924 млн. руб., полиграфические предприятия, печатающие газеты, получили прибыль 5,7 млрд. руб. при средней рентабельности 25,4%. Причем, в Волжском полиграфкомбинате получено прибыли 2,5 млрд. руб. при рентабельности 80,6 процента.

КОМИТЕТ ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ОБЛАСТИ

В Комитете установлено отвлечение средств областного бюджета на 12,2 млрд. рублей.
Так, средства областного бюджета в сумме 10424 млн. руб. направлены на содержание медицинских учреждений районного (городского) подчинения. Например, передано 48 автомашин стоимостью 2463 млн. руб., полученных Комитетом по взаимозачетам.
В то же время в 1996 году областные стоматологическая поликлиника, госпиталь инвалидов Великой Отечественной войны, кожвендиспансер, Палласовский туберкулезный санаторий профинансированы на 27 - 49 процентов. Вместе с тем областные клиническая больница № 1, детская больница, родильный дом и аппарат управления Комитета профинансированы более чем на 100 процентов.
В декабре 1996 года Комитет передал АО "Волгограднефтемаш" авансом в оплату за оборудование областные векселя на 2,0 млрд. рублей. Согласно договору оборудование должно было быть получено Комитетом в том же месяце, но поставка осуществлялась в течение пяти месяцев. Штрафные санкции не предъявлены.
Комитетом допущен перерасход средств на содержание аппарата управления на 132 млн. рублей. Причинами этого явилось сверхплановое приобретение инвентаря на 80 млн. руб., в том числе дорогостоящей мебели (набор кожаной мягкой мебели стоимостью около 21 млн. руб., журнальный столик стоимостью более 3 млн. руб., 15 стульев по цене 1,3 млн. руб.), перерасход средств на капитальный ремонт административного здания (в основном кабинета председателя Комитета) на 51 млн. руб. и 118 млн. руб. на содержание автотранспорта.

КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ АДМИНИСТРАЦИИ ОБЛАСТИ

Проверкой Комитета установлено, что средства на выполнение мероприятий по работе с молодежью направлялись организациям по приказам председателя Комитета в нарушение законодательства без проведения конкурсов. Кроме того, финансирование проектов должно проводиться Комитетом в соответствии с решениями Экспертного совета. Однако за 11 месяцев 1997 года Советом составлен лишь один протокол его заседания.
Встречной проверкой трех общественных молодежных объединений выявлено, что целевое использование средств на 214 млн. руб. не подтверждено документами и не проконтролировано Комитетом.
Проверкой Комитета установлено также нецелевое использование средств областного бюджета на 209 млн. руб., в том числе: 85 млн. руб., перечисленные Государственной инспекции по маломерным судам области за осмотр, очистку и техническое освидетельствование пляжей детских лагерей (договор и документы, подтверждающие выполнение работ, не представлены); грант Государственного Комитета РФ по делам молодежи на выполнение Программы работы регионального трудового военно-спортивного лагеря для юношей призывного возраста в сумме 80 млн. руб., которые направлены на иные цели (проведение семинаров, отдых детей и др.).
Допускались случаи нерационального использования средств. Например, на финансирование издания газеты "Молодой. Свежее решение" Комитетом направлено 96 млн. руб., но из среднеразового тиража газеты 5944 экземпляра реализуется не более 300 экземпляров (5%).
Проверкой расходования средств на путевки в загородные оздоровительные детские лагеря также установлен ряд нарушений.
Так, из 6163 оплаченных и выданных путевок на 2035 отсутствуют доверенности; допускались случаи выдачи бесплатных путевок без соответствующего подтверждения организациями статуса семей, во многих списках отсутствуют адреса детей, наименование организаций, в которых работают родители, нет подписей, печатей и др.
При проверке КСП направила запросы по 30 адресам, указанным в списках детей. Возвращены в связи с отсутствием в г. Волгограде адресов, указанных в списках, 8 запросов, в одном случае по телефону сообщили, что указанный в списке ребенок по данному адресу не проживает. Подтверждение о действительном отдыхе детей получено только от трех адресатов. На остальные 18 запросов ответы не получены.

УПРАВЛЕНИЕ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Проверкой целевого использования Управлением средств областного бюджета, выделенных на содержание милиции общественной безопасности (МОБ) в I полугодии 1997 года, установлено, что за счет этих средств на 758 млн. руб. профинансированы иные подразделения УВД, финансируемые из федерального бюджета: экспертно-криминалистическое и следственное управления, медицинский отдел, управления по борьбе с организованной преступностью, собственной безопасности и другие.
За 6 месяцев из 39251 млн. руб., израсходованных согласно отчету на содержание МОБ, 10733 млн. руб., или 27%, направлены на капитальный ремонт здания УВД.
В 10 случаях Управлением передавались векселя в оплату товаров, работ и услуг без доверенностей или по доверенностям, не подписанным руководителями организаций, на общую сумму около 3 млрд. рублей.

АДМИНИСТРАЦИИ СЕЛЬСКИХ РАЙОНОВ ОБЛАСТИ

Проверками отдельных вопросов исполнения бюджетов, проведенными в 8 сельских районах области, установлены различные нарушения на общую сумму около 3 млрд. рублей.
Так, в Николаевском и Калачевском районах не по назначению использован земельный налог соответственно на 832 и 311 млн. рублей.
В Ленинском районе субвенции на выплату денежных компенсаций в сумме 356 млн. руб. направлены на погашение задолженности по заработной плате.
В Городищенском и Калачевском районах из бюджетных средств выделены ссуды организациям и физическим лицам соответственно на 157 и 65 млн. рублей.
В Калачевском районе на непредусмотренные бюджетом газификацию, содержание спортивного клуба "Водник" и праздничные мероприятия израсходовано 1004 млн. рублей.
В Ленинском районе в 1997 году глава администрации издал распоряжение об освобождении одного из товарищества с ограниченной ответственностью от уплаты штрафа, предъявленного районной налоговой инспекцией в размере 29 млн. рублей. По решению суда это распоряжение отменено.
В этом же районе допускались различные нарушения при проведении взаимозачетов между бюджетом и налогоплательщиками. Например, в одном из случаев при взаимозачете проведено не предусмотренное в бюджете финансирование капитальных вложений на 60 млн. рублей.

КОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

ОАО "АК "АГРОПРОМСНАБ"

Проверкой установлено, что в настоящее время 99,3% акций Общества принадлежат физическим лицам. Являясь фактически частной компанией, Общество работает в основном (более 90% используемых в обороте средств) с товарами, получаемыми от взаимозачетов налоговых платежей без заключения договоров, предусматривающих условия передачи этих товаров. За I полугодие 1997 года таким образом поступило товаров на 29 млрд. рублей.
Общество передает товар в основном райагропромснабам с наценкой 10-25%, те в свою очередь передают товар сельхозтоваропроизводителям с наценкой 8-20%. Таким образом, общий размер наценок может составить 50%. Вместе с тем установлены случаи отпуска товаров за пределы области с наценкой 5%. Наценка поступает Обществу в виде товаров, на сумму которых уменьшается поставка их сельхозтоваропроизводителям.
Доходы Общества от оптово-снабженческой деятельности составили за 1996 год и I полугодие с.г. 25 млрд. рублей. За этот период в федеральный бюджет перечислен налог на добавленную стоимость, начисленный на наценку, в сумме 3,7 млрд. рублей.
Обществом перед отгрузкой товаров нередко производилась их дооценка (порой цены увеличивались в 30 раз). За указанные 1,5 года общая сумма дооценок составила 0,9 млрд. рублей. Вследствие дооценок уменьшался физический объем товаров, получаемых сельхозтоваропроизводителями, и в то же время увеличивались доходы и прибыль Общества.
За те же 1,5 года прибыль от реализации составила более 12 млрд. руб., что позволило создать фонды накопления и потребления на 4,4 млрд. руб., списать дисконт по векселям на 0,5 млрд. рублей.
В 1997 году затраты на капитальный ремонт составили 1,3 млрд. руб., в том числе административного здания Общества 1,0 млрд. рублей.
В 1997 году в результате переоценки основных средств, проведенной аудиторской фирмой "Аудит-Центр", их стоимость уменьшена на 9,0 млрд. руб., или почти на 40 процентов.
Анализ оценки баланса Общества на 01.07.97 позволил сделать вывод о его критическом финансовом состоянии: собственные средства Общества составляли только 17% от имевшихся, коэффициент текущей ликвидности меньше норматива, кредиторская задолженность превышала дебиторскую на 29 млрд. руб., или в 1,35 раза.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ВОЛГОГРАДОБЛСТРОЙИНВЕСТ"

Проверкой государственного предприятия "Волгоградоблстройинвест" (далее - ГП) установлено, что оно во многом дублирует функции территориального строительного Комитета, являясь посредником между администрацией области и подрядчиками строительных работ.
Фактически ГП использует в своей деятельности только бюджетные средства. Причем основная часть полученных из областного бюджета 19 млрд. руб. направлена на строительство объектов, расположенных в сельской местности, и после завершения строительства они, скорее всего, будут являться не областной, а муниципальной собственностью.
В отчете за 1996 год указано, что на строительство моста через р. Волга израсходовано 156 млрд. рублей. В эту сумму включены 20 млрд. руб. (12,7%), направленные на иные цели, в т.ч. 19 млрд. руб., возвращенные облфинуправлению для погашения задолженности работникам бюджетных учреждений по заработной плате.
Руководители ГП допускали длительное отвлечение средств на значительные суммы.
Например, в июне 1996 года ГП передало Волго-Донскому инвестиционному банку областные векселя на 3,0 млрд. руб., которые были оплачены только через 3 месяца.
Полученные ГП в ноябре 1992 года от администрации области на строительство кардиоцентра 260,0 тысяч долларов США около 4 лет числились на валютном счете ГП и только в сентябре 1996 года возвращены администрации. Причем, образовавшаяся за эти годы курсовая разница 421 млн. руб. направлена в спецфонды ГП, а не на финансирование областных объектов.
В результате конкурса на строительство одного из жилых домов в Центральном районе г. Волгограда победителем признано ОАО "Волгоградстрой", предложившее стоимость строительства 1 м кв. 5,7 млн. руб., что в 1,7 раза больше, чем АО "Консорциум Универсалстрой", также участвовавшее в тендере. В результате на строительство этого дома должен был быть дополнительно направлен 41 млрд. рублей. За 15 месяцев на строительство дома освоено 11,7% от общей стоимости при первоначальном сроке строительства 19 месяцев, который затем был увеличен до 25 месяцев. При этом выполнено работ на 10,6 млрд. руб., а оплачено 28,6 млрд. рублей.
К настоящему времени стоимость строительства 1 м кв. в этом доме определена в 6,9 млн. руб., что в 2,3 раза больше рыночной.
Сверх предусмотренных сметой затрат на содержание аппарата ГП израсходовано 216 млн. рублей.
Из фондов специального назначения при отсутствии прибыли за 1996-1997 годы израсходовано на материальную помощь, оплату проездных документов, выдачу ссуд работникам 187 млн. руб., избирательную кампанию Шабунина И.П. 17 млн. рублей.

АООТ "КОНСОРЦИУМ УНИВЕРСАЛСТРОЙ"

АООТ "Консорциум Универсалстрой" (далее - Общество) получило на строительство своей производственной базы в июне 1995 года ссуду из федерального бюджета в размере 20 млрд. руб., которая по ходатайству главы областной администрации в ноябре 1995 года зачтена Министерством финансов РФ в счет финансирования области по выполнению федеральной программы "Жилище" (общая сумма 24,4 млрд. руб., в том числе проценты 4,4 млрд. руб.) с распределением на военнослужащих, уволенных в запас, 21546 млн. руб. и участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС 2854 млн. рублей.
Однако ни областной, ни городской администрацией договор (контракт) с Обществом на строительство жилья указанным категориям граждан заключен не был.
По распоряжениям областной администрации Обществом выделено военнослужащим, уволенным в запас, 54 квартиры стоимостью 11312 млн. рублей (40,9%).
Помимо этого, областным Управлением финансов во исполнение распоряжений администрации области, принятых сверх установленного лимита капитальных вложений, оплачено в 1995-96 гг. за Общество Волгоградскому филиалу АБ "Инкомбанк" 38698 млн. рублей. Предусмотренное в этих распоряжениях возмещение 37745 млн. руб. из федерального бюджета фактически не производилось.
Предусмотренное в договоре - поручительство администрации за возврат Обществом банку кредита условие позволило банку заключить с администрацией области договор о переводе долга (с Общества на нее) без учета возражений Общества по сумме долга, составляющего, по данным Общества, 30,9 млрд. руб., на 35,1 млрд. руб. и уплату процентов за последующие месяцы. Обществом данный договор не подписан.
Администрация определила общую сумму не погашенного Обществом долга на 24.11.97 39,0 млрд. руб., а Общество считает, что никакой задолженности перед администрацией (областным бюджетом) не имеет.
Различие в данных объясняется в основном тем, что администрация области не приняла к зачету:
во-первых, 17,3 млрд. руб., на которые Общество передало в муниципальную собственность г. Волгограда инженерные сети и коммуникации;
во-вторых, 14 млрд. руб. - стоимость акций Общества по цене приобретения, переданных Обществом Комитету по управлению государственным имуществом области (КУГИ) в соответствии с распоряжением администрации области от 16.07.96 № 751-р и договором между Обществом и КУГИ от 07.08.96. Причем этот договор, предусматривающий передачу 560 акций по цене приобретения 25 млн. руб. при номинальной стоимости одной акция 5 тыс. руб., начальник областного Управления финансов не подписал, а его рекомендации о проведении оценки акций независимым оценщиком и внесении соответствующих изменений в областную инвестиционную программу не выполнены. Примечательно, что с 24.09.97 уставный капитал Общества определен в сумме 2,3 млрд. рублей.
Кроме того, администрация увеличила задолженность Общества за несвоевременное погашение долга на сумму процентов по ставке Центрального банка РФ 11,5 млрд. рублей.
В погашение задолженности Общество за 1995-1997 годы передало 133 квартиры и 5 жилых домов на 31,5 млрд. руб., в том числе 15 квартир на 1,8 млрд. руб. военнослужащим Северо-Кавказского округа (без возмещения их стоимости из федерального бюджета) и 5 квартир по письмам администрации области на 1,4 млрд. рублей. Причем при средней цене 1 м кв. последних квартир около 3,7 млн. руб. стоимость четырех превысила 200 млн. руб., а одна из них площадью 168,2 м кв. передана в 1996 году в/ч 22220 за 668 млн. рублей. Строительство и передача в счет погашения долга дорогих квартир одним гражданам, естественно, не позволили обеспечить жильем других, нуждающихся в нем. Необходимо отметить также, что указанные 15 квартир, переданные Волгоградской квартирно - эксплуатационной части Северо-Кавказского военного округа, уже были оплачены округом в 1994 году. Однако администрация области приняла к зачету, то есть фактически повторно оплатила Обществу стоимость этих квартир и, кроме того, дополнительно оплатила проценты 678 млн. руб. за задержку проведения зачета.
При проверке установлено, что значащиеся по документам Общества 2 квартиры, выделенные Комитету по народному образованию администрации области, фактически Комитетом не получены.
По данным МП "Кировское бюро технической инвентаризации" (г. Волгоград) общая площадь 5 жилых домов ниже, чем по данным Общества на 150 кв. м стоимостью 395 млн. рублей.
Купив 17.05.96 у физического лица в Тракторозаводском районе г. Волгограда 3-комнатную квартиру площадью 67,9 кв. м за 100 млн. руб., Общество через 54 дня передало эту квартиру в счет погашения долга уже за 200 млн. рублей. Причем согласно документам эта квартира передана музыкальному театру "Волгоградская оперная антреприза", но осталась юридически в собственности Общества.

ОАО "ВОЛГОГРАДСТРОЙ"

Для погашения долгов ОАО "Волгоградстрой" перед АКБ "Волгопромбанк" администрацией области в 1996 году без согласования с областной Думой получены в этом же банке кредиты на 6,3 млрд. руб. и переданы указанному Обществу. В связи с несвоевременной оплатой облфинуправлением процентов по кредиту их сумма увеличилась на 803 млн. рублей.
При непринятии Заказчиком (муниципальное унитарное предприятие "Городское управление капитального строительства") к оплате 4616 млн. руб., предъявленных Обществом по объектам кардиоцентр и жилой дом № 3 мкр. № 122 без подтверждения выполнения работ формами 2В, областная администрация осуществила вмешательство в хозяйственно-финансовые отношения "Заказчика" и "Подрядчика", сделав заключение о необходимости признания "Заказчиком" данной суммы.
Встречной проверкой в подразделении общества - ООО "СМУ-1" установлено, что отраженные по бухгалтерскому учету затраты по кардиоцентру в сумме 1266 млн. руб. не подтверждаются формами 2В (актами приемки выполненных работ), однако неправомерно включены в объем выполненных работ по приказу генерального директора ОАО "Волгоградстрой" Ананских С.В.

ПРОВЕДЕНИЕ ВЗАИМОЗАЧЕТОВ

Проверкой проведения взаимозачетов между организациями - налогоплательщиками и областным бюджетом за IV квартал 1996 года и январь - февраль 1997 года установлены случаи проведения взаимозачетов в счет финансирования из областного бюджета учреждений здравоохранения районного подчинения на 1,5 млрд. руб. без уменьшения сумм запланированных дотаций райбюджетам; взаимозачеты без предоставления документов, свидетельствующих о фактическом отпуске продукции.
Нередко отпуск продукции производился значительно позже зачета налоговых платежей в областной бюджет, что позволяло налогоплательщикам избегать начисления пени.
Привлечение посредников для организации поставок продукции от предприятий бюджетным учреждениям не только увеличивало сроки проведения взаимозачетов, но и приводило к увеличению цен на продукцию из-за посреднических наценок.
Например, для поставки труб учреждениям от АО "Волжский трубный завод" в ноябре-декабре 1996 года на общую сумму 6,0 млрд. руб. привлекалось ОАО "Волгоградоблснаб". Вследствие применения последним наценок за посреднические услуги у него осталось в виде натуральной оплаты около 160 тонн труб, которые при отправке их без посредника получили бы дополнительно учреждения здравоохранения, народного образования и жилищно-коммунального хозяйства.
Некоторые предприятия варьируют отпускные цены в зависимости от вида расчетов с покупателями.
Например, АО "Волжский комбинат объемного домостроения" включал в цену гаражей при взаимозачетах рентабельность в размере 50%, а при оплате наличными деньгами 10 процентов.
Нередко при взаимозачетах применяются явно завышенные цены. Например, по данным Управления по ценовой политике комитета экономики и финансов администрации области, проверявшего цены при взаимозачетах, проведенных при выполнении распоряжений администрации области, изданных в ноябре-декабре 1996 года, АО "Волжское химволокно" отпустило учреждениям здравоохранения линолеум по цене, превышающей среднерыночную на 22%, АООТ "Волгоградский сталепроволочноканатный завод" поставил учреждениям культуры автобусы по цене, превышающей цены АО "Трансавтосервис" на 12%, ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь" передал администрации области автомобили по ценам, превышающим среднерыночные на 18 процентов.
В 1997 году руководителям проверенных организаций направлено 21 представление или письмо с конкретными предложениями по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также их причин.
Предпринятые контрольно-счетной палатой меры способствовали, в определенной степени, пресечению нарушений в проверенных организациях как законодательства, так и финансовой дисциплины, а также обеспечить возврат в областной бюджет, бюджетным учреждениям или сократить расходы из бюджета на общую сумму 4,0 млрд. руб. и 5,2 млн. долларов США, при том, что общие расходы на содержание контрольно-счетной палаты в 1997 году составили 1,1 млрд. рублей.
Кроме того, в текущем году ОАО "Волгоградская агропромышленная финансовая корпорация" от выполнения предложений КСП по материалам проверки, проведенной в 1996 году, дополнительно получено от продажи имущества, возврата имущества и денежных средств, снижения арендной платы более 13 млрд. рублей.
После проверки ОАО "Луч-С", проведенной в 1996 году, главой администрации области в марте 1997 года отменено ранее изданное распоряжение о переоформлении полученных обществом в 1995-1996 годах из областного бюджета кредитов на 10 млрд. руб. в счет финансирования капвложений по сельскому хозяйству. В дальнейшем по этому вопросу администрация области издала ряд распоряжений, согласно последнему из которых (от 22.01.98) ОАО "Луч-С" в оплату ранее выделенных ему из областного бюджета 15 млрд. руб. должно передать в собственность области 150 тысяч обыкновенных акций ОАО "Агропромышленная корпорация "Придонье".
По предложению КСП областная Дума приняла поправку к проекту закона Волгоградской области "О налоговой системе на территории Волгоградской области", предусматривающую ограничение прав органов местного самоуправления по предоставлению налоговых льгот только по местным налогам, что позволит отменить ранее принятые ими льготы по федеральным и областным налогам в части зачисляемой в их бюджеты. За 1997 год эти льготы составили около 150 млрд. рублей.
Если при обсуждении работы контрольно-счетной палаты за 1996 год депутаты отмечали некоторую "закрытость" материалов ее проверок, то в 1997 году помимо того, что обобщенные информации проверок направлялись руководителям областной Думы, ее комитетам и в методический кабинет Думы, где можно ознакомиться с ними, по материалам проверок в областной прессе опубликовано около 20 статей. Руководители контрольно-счетной палаты приняли участие в 6 телерадиопередачах.
По нашему мнению, результаты проведенных проверок свидетельствуют о том, что основными причинами выявленных нарушений и недостатков являются:
во-первых, несовершенство действующего законодательства, как федерального, так и Волгоградской области. В частности, на наш взгляд, необходимо:
в развитие норм, установленных Законом "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Волгоградской области", принять более 10 законов области и ряд постановлений администрации области для четкой регламентации бюджетного процесса как в части формирования, так и в части исполнения бюджета области;
законодательно закрепить понятие нецелевого использования бюджетных средств и конкретную ответственность виновных в этом лиц;
во-вторых, нарушение исполнительными органами при исполнении бюджета существующих норм права, в том числе: совмещение функций управления и хозяйствующего субъекта в территориальном дорожном фонде и Комитете по печати и информации; превышение администрацией области собственных полномочий в вопросах использования бюджетных средств, сохранения внебюджетных фондов; отсутствие при выделении хозяйствующим субъектам бюджетных средств на осуществление работ и услуг для областных нужд, договоров гражданско-правового характера, предусматривающих открытие специального банковского счета для операций с бюджетными средствами и ответственность за несоблюдение договорных условий;
в-третьих, широкое применение взаимозачетов и областных векселей, ухудшавшее финансовое положение бюджетных учреждений;
в-четвертых, практически полная безнаказанность руководителей, допускавших нецелевое или нерациональное расходование бюджетных средств;
в-пятых, крайняя недостаточность информаций, предоставляемых областной Думе управлением финансов администрации области по вопросам исполнения областного бюджета.
К сожалению, контрольно-счетная палата в минувшем году не смогла добиться значительного повышения результативности и эффективности мер, принимаемых администрацией области и Думой по итогам проверок палаты. Не случайно, в октябре 1997 года областной Думой принято постановление "О реагировании органов государственной власти Волгоградской области на факты нарушений, выявляемых контрольно-счетной палатой Волгоградской областной Думы".

Председатель
контрольно-счетной палаты
Волгоградской областной Думы
В.П.ПЯТЫШКИН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru