Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Волгоградского ТУ ГАК РФ от 18.11.1997
"ПО ДЕЛУ № 117 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ВОЛГОГРАДСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО КОМИТЕТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 18 ноября 1997 года

ПО ДЕЛУ № 117 О НАРУШЕНИИ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

(извлечение)

Комиссия Волгоградского территориального управления ГАК России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 117 о нарушении ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" Администрацией Волгоградской области и Комитетом по печати и информации Администрации Волгоградской области, возбужденное по инициативе ВТУ ГАК России, установила:
1. Постановлением Администрации Волгоградской области (далее - Администрация) от 12.10.1993 № 279 "Вопросы Комитета по печати и информации администрации области и средств массовой информации" было утверждено Положение о Комитете по печати и информации Администрации Волгоградской области (далее - Комитет). При анализе данного Положения специалистами ВТУ ГАК России было установлено, что отдельные его нормы противоречат абз. 1 п. 2 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", запрещающему наделение органов исполнительной власти полномочиями, осуществление которых имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции.
Во-первых, Комитет "осуществляет руководство и координацию всей издательской деятельностью на территории области, а также полиграфическим производством, государственными предприятиями книжной торговли областного подчинения, обеспечивает разработку и реализацию мероприятий по развитию периодической печати" (п. 1 Положения), т.е. обладает властно-распорядительными полномочиями.
Во-вторых, Комитет был наделен правом:
реализовывать продукцию и услуги, а равно приобретать ее по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно, или по договорным ценам;
осуществлять материально-техническое снабжение отрасли;
производить установку и наладку оборудования;
осуществлять выпуск периодических изданий, книжно-журнальной, изобразительной, тароупаковочной, а также иной печатной продукции;
оказывать полиграфические и другие услуги населению (п. 6 Положения).
Перечисленные права позволяют сделать вывод о том, что Комитет, являясь органом исполнительной власти в сфере регулирования деятельности средств массовой информации, одновременно мог функционировать и как хозяйствующий субъект. В этом случае не исключено было ограничение конкуренции на рынках полиграфических услуг, печатной продукции и полиграфических материалов в Волгоградской области, т.к. распорядительные полномочия Комитета дают ему преимущество перед другими хозяйствующими субъектами.
2. На заседание Комиссии представители Администрации не явились. Из письма первого заместителя главы Администрации В.И. Галушкина от 06.10.1997 № 11-12/009010 следует, что Постановление от 12.10.1993 № 279 признано утратившим силу Постановлением Администрации от 25.08.1997 № 484, и производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства должно быть прекращено. Проанализировав представленную копию Постановления от 25.08.1997 № 484, Комиссия считает, что с подобными доводами нельзя согласиться по следующим причинам.
3. Пунктом 2.14 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства (утверждены Приказом ГКАП России от 25.07.1996 № 91) предусмотрено прекращение производства по делу о нарушениях антимонопольного законодательства в случае:
добровольного устранения нарушения лицом, его совершившим;
неподтверждения Комиссией наличия фактов нарушения антимонопольного законодательства.
Положение о Комитете по печати и информации было не просто отменено, а заменено другим нормативным актом, регламентирующим деятельность Комитета - Уставом (утвержден вышеназванным Постановлением от 25.08.1997 № 484). В заседании комиссии данный Устав был проанализирован на предмет соответствия антимонопольному законодательству. В результате установлено следующее.
Во-первых, согласно п. 1.1 Устава "Комитет по печати и информации Администрации Волгоградской области является государственным органом, осуществляющим реализацию государственной политики в области периодической печати, книгоиздания, полиграфии и книгораспространения", т.е. органом исполнительной власти.
Во-вторых, п. 3.9 Устава закрепляет за Комитетом право "осуществлять централизованное приобретение бумаги и полиграфических материалов для издания средств массовой информации на полиграфических предприятиях отрасли, а также оплачивать им полиграфические услуги на договорной основе по согласованным ценам", которое представляет собой не что иное, как право деятельности в качестве хозяйствующего субъекта.
4. Вышеупомянутое право, как и соответствующее ему и ранее предоставлявшееся право осуществлять материально-техническое снабжение отрасли, реализуется Комитетом на практике следующим образом. В п. 2.5 договора от 24.02.1997 между Комитетом, редакцией газеты "Борьба" и администрацией Калачевского района указано, что Комитет обеспечивает поставку бумаги для издания газеты франко-цех типографии и оплачивает полиграфические услуги в объеме бюджетного финансирования. В объем полиграфических услуг включается стоимость расходных материалов для наборно-издательского комплекса и его техническое обслуживание. Кроме того, Комитет осуществляет поставку фотоматериалов и оргтехники. Согласно разделу 3 того же договора, поставка бумаги осуществляется по цене ее приобретения (с учетом транспортно-заготовительных расходов), а также с 5-процентной надбавкой, а поставка фотоматериалов, оборудования и других материальных ценностей (т.е. полиграфических материалов) - также с 5-ти процентной надбавкой. Также установлено, что в счет оплаты типографских услуг газете "Борьба" реализовано 400 пластин и 165 кг типографской краски.
Аналогичным образом строятся отношения Комитета с газетой "Призыв" (договор от 14.04.1997). Всего за 9 месяцев 1997 г. Комитет реализовал районным и городским газетам (к которым относятся "Призыв" и "Борьба") 698703 кг бумаги. Кроме того, по данным Контрольно-счетной палаты Волгоградской областной Думы (справка от 24.07.1997), наценка на реализуемые материальные ценности типографиям, редакциям, газет, сторонним организациям колеблется по месяцам и составляет в среднем 8 - 17%.
5. Таким образом, Комитет по печати и информации Администрации Волгоградской области, будучи органом исполнительной власти, действует на рынке бумаги и других полиграфических материалов как хозяйствующий субъект, получая прибыль от торгово-посреднических операций. Функции хозяйствующего субъекта осуществляются им в настоящее время на основании п. 3.9 Устава Комитета (утвержден Постановлением Администрации Волгоградской области от 25.08.1997 № 484).
Комитет использует в качестве оборотных средств для оптовой закупки бумаги и других полиграфических материалов значительные бюджетные ресурсы, предоставленные ему безвозмездно для осуществления своих уставных задач (финансирование районных и областных СМИ, развитие отрасли). Согласно данным Контрольно-счетной палаты Волгоградской областной Думы (справка от 24.07.1997), за 1 квартал 1997 г. на финансирование СМИ из бюджетов разных уровней использовано 2949,5 млн. руб. Комитет имеет неоспоримое преимущество перед хозяйствующими субъектами, действующими на рынке бумаги и других полиграфических материалов Волгоградской области, которые зачастую ограничены в свободных оборотных средствах. Поэтому нельзя согласиться с выводом Администрации о том, что принятие Устава Комитета печати и информации привело к устранению нарушения антимонопольного законодательства. Кроме того, совмещение функций органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с функциями хозяйствующих субъектов запрещается нормой абз. 2 п. 2 ст. 7 Закона "О конкуренции..."
Руководствуясь ст. ст. 12, 27 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и п. 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, Комиссия решила:
1. Признать нарушением абз. 1 п. 2 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" наделение Комитета по печати и информации Администрации Волгоградской области функциями хозяйствующего субъекта, перечисленными в п. 3.9 Устава Комитета (утвержден Постановлением Администрации Волгоградской области от 25.08.1997 № 484), а именно - правом осуществлять централизованное приобретение бумаги и полиграфических материалов для издания средств массовой информации на полиграфических предприятиях отрасли, оплачивать им полиграфические услуги на договорной основе по согласованным ценам.
2. Признать нарушением абз. 2 п. 2 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" совмещение Комитетом печати и информации Волгоградской области функций органа исполнительной власти и хозяйствующего субъекта, выразившееся в осуществлении торгово-закупочной деятельности на рынке бумаги и других полиграфических материалов.
3. Выдать Администрации Волгоградской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем отмены п. 3.9 Устава Комитета печати и информации.
4. Выдать Комитету по печати и информации Администрации Волгоградской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем отказа от торгово-закупочной деятельности и расторжения противоречащих антимонопольному законодательству договоров с редакциями печатных средств массовой информации.
5. Выдать рекомендации Администрации Волгоградской области.

Председатель Комиссии
В.С.БУКИНА

Члены Комиссии
И.Н.ПЛАТОНОВА
А.А.ЛЕГКИЙ





ПРЕДПИСАНИЕ
от 18 ноября 1997 г. № 117а

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

На основании своего решения от 18.11.1997, вынесенного по делу № 117 о нарушении антимонопольного законодательства, в соответствии со ст. 12 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" Комиссия Волгоградского территориального управления ГАК России предписывает:
1. Администрации Волгоградской области отменить пункт 3.9 Устава Комитета печати и информации Администрации Волгоградской области (утвержден Постановлением от 25.08.1997 № 484) в течение 7 дней с момента получения настоящего предписания.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в ВТУ ГАК России до 9 декабря 1997 г.
Примечание. Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии со ст. 157.2 Кодекса об административных правонарушениях, ст. 24 Закона РСФСР "О конкуренции..." должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации несут административную ответственность.

Председатель Комиссии
В.С.БУКИНА

Члены Комиссии
И.Н.ПЛАТОНОВА
А.А.ЛЕГКИЙ





ПРЕДПИСАНИЕ
от 18 ноября 1997 г. № 117б

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

На основании своего решения от 18.11.1997, вынесенного по делу № 117 о нарушении антимонопольного законодательства, в соответствии со ст. 12 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" Комиссия Волгоградского территориального управления ГАК России предписывает:
1. Комитету по печати и информации Администрации Волгоградской области прекратить торгово-закупочные операции на рынке бумаги и других полиграфических материалов и расторгнуть противоречащие антимонопольному законодательству договоры с редакциями печатных средств массовой информации в течение 45 дней с момента получения настоящего предписания.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в ВТУ ГАК России до 12 января 1998 г.
Примечание. Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии со ст. 157.2 Кодекса об административных правонарушениях, ст. 24 Закона РСФСР "О конкуренции..." должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации несут административную ответственность.

Председатель Комиссии
В.С.БУКИНА

Члены Комиссии
И.Н.ПЛАТОНОВА
А.А.ЛЕГКИЙ





РЕКОМЕНДАЦИИ
от 18 ноября 1997 года

На основании своего решения от 18.11.1997, вынесенного по делу № 7 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Волгоградского территориального управления ГАК России в соответствии со ст. 11 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" рекомендует:
Администрации Волгоградской области для обеспечения поддержки печатных средств массовой информации, учредителями которых выступают Администрация области и областной Комитет печати и информации:
1) сформировать областной заказ на бумагу и полиграфические материалы, необходимые для издания соответствующих СМИ;
2) провести конкурс на размещение областного заказа.

Председатель Комиссии
В.С.БУКИНА

Члены Комиссии
И.Н.ПЛАТОНОВА
А.А.ЛЕГКИЙ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru