Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Волгоградского ТУ ГАК РФ от 15.10.1997
"ПО ДЕЛУ № 108 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ВОЛГОГРАДСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО КОМИТЕТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 15 октября 1997 года

ПО ДЕЛУ № 108 О НАРУШЕНИИ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

(извлечение)

Комиссия ВТУ ГАК России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 108 о нарушении Центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора (далее - ЦГСЭН) в Волгоградской области п. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", установила:
Дело № 108 было возбуждено 29 мая 1997 года на основании заявления ТОО ЭНПФ "Антанта" от 09.04.97 (далее - "Антанта"), в котором заявитель жаловался на действия ЦГСЭН в Волгоградской области, ЦГСЭН в городе Волгограде, районных ЦГСЭН (Центрального, Ворошиловского, Кировского, Краснооктябрьского, Городищенского районов), препятствовавших осуществлению предпринимательской деятельности "Антантой", что выразилось в следующих фактах:
распространение районными ЦГСЭН информации о том, что распространяемые "Антантой" ЛМК являются недействительными и фальшивыми;
реализация ЛМК "Антанте" была разрешена только при условии сообщения в ЦГСЭНы данных о предприятиях и лицах, закупивших ЛМК.
Заявитель считает, что таким образом ЦГСЭН создал благоприятствующие условия деятельности ОАО "Волгоградское промышленное объединение", занимающегося распространением ЛМК, в том числе через районные ЦГСЭН при стоимости ЛМК "Антанты" ниже (25 тыс. рублей), чем стоимость ЛМК, реализуемых ОАО "Волгоградское промышленное объединение" (30 - 35 тыс. рублей). По мнению заявителя указанными действиями ЦГСЭН нарушил ст. ст. 7, 10 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
В дополнение к заявлению были представлены следующие документы:
письмо Департамента Госсанэпиднадзора Минздрава РФ от 31.03.97 № ДО-1-13/140-115, в котором разъясняется, что форма, содержание и степень защиты ЛМК АОЗТ "Издательская и инновационная фирма "Янико" (номера с № 100901 по 101000; с № 101701 по 101800; с № 101401 по 101500; с № 102101 по 102200; с № 102301 по 102400; с № 102501 по 102600; с № 102601 по 102700; с № 102901 по 103000; с № 103701 по 103800; 105801 по 106000) не противоречат установленным требованиям;
письмо ЦГСЭН в Волгоградской области от 03.04.97 № 09/9-484, разрешающее "Антанте" распространять книжки с указанными номерами и дополнительно с номерами с 106001 по 106200, с 106401 по 106600 и с 107401 по 108000 при условии сообщения "наименования организаций, предприятий и частных лиц, приобретших книжки";
доверенность АОЗТ "Издательская и инновационная фирма "Янико" на распространение ЛМК;
расшифровка диктофонной записи телефонного разговора директора "Антанты" с ЦГСЭН Краснооктябрьского района города Волгограда.
Письмом от 05.05.97 № 15 "Антанта" дополнительно сообщила о случаях возврата ЛМК покупателями: 10.04.97 бухгалтер продовольственного магазина по улице Ополченской, 49 позвонила в ЦГСЭН Тракторозаводского района с вопросом, можно ли купить бланки книжек у "Антанты" по 25 тыс. рублей, на это ей ответили, что только у них, то есть в ЦГСЭН, продаются бланки по 30 тыс. рублей, отвечающие всем требованиям; 12.04.97 ТОО "Лагуна" (ул. Краснознаменская, 10) в поликлинике № 3 сообщили, что они купили у "Антанты" фальшивые медицинские книжки; 18.04.97 в Кировском ЦГСЭН Петровой М.А. отказались проставить отметку санминимума в ЛМК, закупленную у "Антанты", по причине ее несоответствия установленному образцу; Краснооктябрьским ЦГСЭН были возвращены ЛМК Красман Т.И. и Чернышевой Е.Н. по той же причине; Городищенским ЦГСЭН ЛМК Нагорной З.А. признана недействительной; 28.04.97 ТОО "Влана" обратилось в "Антанту" с требованием возврата денег, так как в поликлинике № 28 ему было сказано, что книжки фальшивые; Лавренева Л.И. (ул. Одоевского, 82, кв. 22) обратилась в "Антанту" по тому же вопросу.
Заявитель также указал, что в апреле практически не занимался распространением ЛМК, так как был вынужден доказывать, что продаваемые им бланки не фальшивые, в связи с чем нес убытки.
В дополнении от 03.06.97 "Антанта" сообщила примеры отказа покупателей от заключения с ней договоров на приобретение ЛМК после консультаций в ЦГСЭН. А именно: заместитель главного врача ЦГСЭН в Волгоградской области Злепко А.В. заявил начальнику ОК ОРС НОД-2 в присутствии директора "Антанты" Ханиной С.А., что книжки, распространяемые "Антантой", фальшивые, и сообщил телефон ОАО "Волгоградское промышленное объединение", в результате чего был сорван предварительный заказ от 23.03.97 на 400 шт. ЛМК от ОРС НОД-2. Таким же образом сорваны заказы на 400 шт. ЛМК с комбинатом общественного питания АО "Химпром"; на 100 шт. бланков с Николаевским гормолзаводом Волгоградской области. Кроме того, "Антанта" представила возвращенные ей ЛМК и заявления от граждан, возвративших ЛМК, в частности: Даниелашвили Г.С. (заявление от 09.04.97), Данилова В.В. (заявление от 17.04.97), Петровой М.А. (заявление от 20.04.97), Чернышевой Е.Н. (заявление от 02.06.97), с просьбой вернуть деньги за приобретенные ЛМК, т.к. они были признаны недействительными в различных медицинских учреждениях города Волгограда; заведующего магазином № 156 от 15.04.97, с просьбой принять возврат нереализованных ЛМК, так как "в кабинетах медосмотра их не принимают к оформлению".
В ходе подготовки рассмотрения дела Комиссией ВТУ ГАК России был направлен запрос в ЦГСЭН в Волгоградской области.
а) В полученном ответе (письмо ЦГСЭН в Волгоградской области от 17.06.97 № 01/9-665) сообщается следующее.
Госкомсанэпиднадзор РФ письмом от 02.08.95 № 01-20/114-11 известил об утверждении формы и содержания ЛМК единого образца и необходимости ее введения на предприятиях и в организациях, работники которых подлежат предварительным и периодическим медицинским обследованиям (Приказ Минздрава СССР № 555 от 29.09.89). Содержание ЛМК согласовывалось с Минздравом России и Министерством медицинской промышленности РФ.
Данная информация, форма и содержание ЛМК, поручение о необходимости контроля за введением ЛМК, а также информация о том, где можно приобрести ЛМК (Ростов-на-Дону, предприятие "Медицинские документы"), устно доводились до сведения главных врачей ЦГСЭН на совещаниях.
Порядок и сроки введения ЛМК на территории Волгоградской области осуществляются в соответствии с постановлением Администрации Волгоградской области от 15.11.96 № 651. Сроки введения ЛМК дважды переносились постановлениями главного государственного санитарного врача по Волгоградской области от 04.12.96 № 11 и от 12.02.97 № 1 (сроки введения ЛМК: для коммерческих организаций и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - до 31.05.97; для пищевых объектов, объектов водоснабжения, управления социальной защиты населения - до 31.08.97; для народного образования - до 31.10.97; для учреждений здравоохранения - до 30.11.97).
Иных распоряжений, приказов, указаний, касающихся вопросов, у кого должны приобретаться ЛМК, ЛМК каких продавцов или изготовителей являются действительными или недействительными, какие меры должны применяться, если ЛМК признавалась недействительной, ЦГСЭН в Волгоградской области не издавалось. В этой связи указание ЦГСЭН было только одновнедряемые на предприятиях ЛМК должны соответствовать установленному образцу. Причиной этому послужили факты поступления на территорию области ЛМК, не соответствующих утвержденному образцу (формат, отсутствие некоторых разделов), изготовителями которых являлись филиал "Центральной Российской Ассоциации "Эпидбиомед", Московское издательство "Янико".
Об отношениях с "Антантой" сообщается, что 19.03.97 в адрес ЦГСЭН в Волгоградской области обратилась "Антанта" с ходатайством о разрешении реализации ЛМК, выпущенных издательством "Янико", так как последние не соответствуют установленному образцу. Учитывая, что результаты медицинских обследований лиц - владельцев ЛМК производства "Янико" были уже занесены в книжки, ЦГСЭН в Волгоградской области письмом от 03.04.97 № 09/9-484 ходатайство удовлетворил. Вместе с этим было предложено "Антанте" ознакомить с указанным выше разрешением ЦГСЭН в районах города Волгограда. Соответствие установленному образцу последующих партий ЛМК производства "Янико", распространяемых "Антантой" на территории Волгоградской области, подтверждено письмом 07.05.97 № 09/4-570. Иных распоряжений, приказов, указаний в отношении деятельности "Антанты" со стороны ЦГСЭН в Волгоградской области не выпускалось.
Кроме того, в ответе ЦГСЭН в Волгоградской области от 17.06.97 № 01/9-655 сообщается: "Антанта" не единственная организация, которая обратилась В ЦГСЭН с просьбой подтвердить соответствие ЛМК различных издательств утвержденному образцу. В частности, в адрес ЦГСЭН в Волгоградской области с аналогичной просьбой обратилось ТОО "Издательство "Семь ветров", распространявшего ЛМК производства торгового дома "Роспечать", ОАО "Волгоградское промышленное объединение", распространявшее ЛМК Ростовского предприятия "Медицинские документы". После проверки соответствия ЛМК утвержденному образцу разрешения на реализацию были выданы.
Каких-либо приказов, распоряжений, указаний о содействии ЦГСЭН ОАО "Волгоградское промышленное объединение" в распространении ЛМК или другой деятельности ЦГСЭН в Волгоградской области не издавалось и не применялось.
Об отношениях с Волгоградским государственным унитарным полиграфическим предприятием "Офсет" (далее - "Офсет") сообщено. На совещании 10.01.97 у заместителя Главы Администрации Волгоградской области Харитонова М.М. ЦГСЭН в Волгоградской области было поручено совместно с комитетом по печати и массовой информации проработать вопрос о возможности изготовления ЛМК на волгоградском предприятии "Офсет".
ЦГСЭН в Волгоградской области в адрес комитета по печати и массовой информации был направлен соответствующий запрос, проведена проверка предприятия "Офсет". Одновременно в адрес Департамента Госсанэпиднадзора Министерства здравоохранения РФ был направлен запрос о том, требуется ли официальное разрешение Минздрава России на изготовление ЛМК на данном предприятии. Письмом от 22.04.97 № И/58-115 начальник Департамента Госсанэпиднадзора известил, что вопрос о тиражировании ЛМК должен решаться на местах с учетом необходимости максимального снижения затрат на их приобретение заинтересованными организациями. Организация изготовления ЛМК на "Офсете" позволила значительно снизить их стоимость и сделать доступными ЛМК для предприятий, организаций и граждан.
К ответу ЦГСЭН в Волгоградской области приложил копии следующих документов:
Письмо Госкомсанэпиднадзора РФ от 02.08.95 № 01-20/114-11;
Выписка из приказа МЗ СССР от 29.09.89 № 555;
Постановление Администрации Волгоградской области от 15.11.96 № 651;
Постановление главного государственного санитарного врача по Волгоградской области от 04.12.96 № 11 и от 12.02.97 № 1;
Описание ЛМК;
Макет ЛМК;
Протокол совещания у заместителя Главы Администрации Волгоградской области;
Протокол совещания главных врачей ЦГСЭН;
Запрос в адрес Комитета по печати и массовой информации Администрации Волгоградской области;
Запрос предприятия "Офсет" в адрес ЦГСЭН от 11.03.97 № 41/01;
Акт обследования предприятия "Офсет" от 13.03.97;
Запрос в Департамент Госсанэпиднадзора Минздрава России от 28.04.97;
Информация департамента Минздрава России от 22.04.97 № 4/58-115;
Ходатайство ТОО ЭНПФ "Антанта" от 19.03.97 № 3;
Письмо ЦГСЭН в адрес ТОО ЭНПФ "Антанта" от 03.04.97 № 09/9-484;
Ходатайство ТОО ЭНПФ "Антанта" от 28.04.97 № 14;
Письмо ЦГСЭН в адрес ТОО ЭНПФ "Антанта" от 07.05.97 № 09/4-570;
Ходатайство издательства "Семь ветров" от 03.04.97;
Ответ ЦГСЭН издательству "Семь ветров" от 16.04.97 № 09/9-466;
Ходатайство ОАО "Волгоградское промышленное объединение" от 05.12.96 № 147;
Положение о ЦГСЭН в Волгоградской области.
Согласно приложенному к ответу ЦГСЭН в Волгоградской области от 17.06.97 № 01/9-665 описанию ЛМК изготавливается по технологии, соответствующей документам длительного пользования, имеет семизначный номер, на каждой странице и внутренней стороне обложки ЛМК нанесена голубая сетка с надписью в центре "личная медицинская книжка", фрагмент сетки представлен стилизованными буквами "М" и "Д" (медицинские документы), формат книжки 97 х 135 мм, уголки закруглены. ЛМК состоит из 14 разделов.
В приложенном к ответу письме ЦГСЭН в Волгоградской области (от 11.02.97 № 01/9-144) на имя председателя комитета по печати и информации Администрации Волгоградской области дается оценка потребности области в ЛМК 200000 экземпляров, сообщено также, что к указанному времени "дилером "Волгоградское промышленное объединение" уже распространено более 5 тысяч книжек", и о жалобах, поступающих от пищеперерабатывающих предприятий, облпотребсоюза, торговых фирм, на высокую цену за медицинскую книжку (30 тыс. рублей) и содержится просьба сообщить о возможности выпуска ЛМК на "Офсете" с указанием ориентировочной отпускной цены.
Дополнительно письмом от 08.07.97 ЦГСЭН в Волгоградской области сообщил следующее. На первых этапах процесс внедрения ЛМК на территории Волгоградской области испытывал значительные сложности: ограниченное в Российской Федерации количество предприятий, производящих книжки, высокая (35 - 40 тыс. руб.) стоимость, поступление в область книжек, не соответствующих установленному образцу, что потребовало от Администрации области принять соответствующее постановление от 15.11.96 № 651, определяющее порядок и сроки введения ЛМК на территории Волгоградской области. Вторым шагом к упорядочению процесса введения ЛМК явилась организация их выпуска на "Офсете".
Кроме того, Комиссией были направлены запросы в Министерство здравоохранения РФ; в Центры ГСЭН в городе Волгограде, Центрального, Ворошиловского, Кировского, Тракторозаводского, Краснооктябрьского, Городищенского районов; в ОАО "Волгоградское промышленное объединение"; ТОО "Издательство "Семь ветров"; ВГУПП "Офсет"; было получено объяснение от заместителя главного врача ЦГСЭН в городе Волгограде Садыковой М.Д.
б) В своем объяснении заместитель главного врача ЦГСЭН в городе Волгограде сообщила, что в вопросе распространения информации относительно ЛМК городской ЦГСЭН придерживался указаний областного ЦГСЭН, указание о распространении ЛМК через ОАО "Волгоградское промышленное объединение" было получено с телефонограммой ЦГСЭН в Волгоградской области от 08.04.97 и что ЦГСЭН в г. Волгограде, конечно, обязан был дать распоряжение в районные СЭС о порядке распространения ЛМК через ОАО "Волгоградское промышленное объединение". Информацией о других предприятиях, занимающихся распространением ЛМК, кроме ОАО "Волгоградское промышленное объединение", ЦГСЭН в городе Волгограде не располагал (акт сбора информации от 26.05.97). При этом была представлена телефонограмма главного врача ЦГСЭН в Волгоградской области Жукова А.Н. от 08.04.94, в которой сообщалось, что распространение медкнижки ведется через "Волгоградское промышленное объединение" под контролем территориальных центров ГСЭН, и предлагалось взять под личный контроль срок введения ЛМК.
Также была представлена копия письма директора ОАО "Волгоградское промышленное объединение" от 17.12.96 № 162, в котором он сообщил о получении его предприятием доверенности на распространение ЛМК Научно - производственного объединения "Медицинские документы" (г. Ростов-на-Дону) и просил об оказании содействия по выполнению постановления Администрации Волгоградской области от 15.11.96 № 651 с резолюцией главного ЦГСЭН г. Волгограда от 19.12.96 "к исполнению".
в) В ответах, полученных из районных центров ГСЭН, сообщалось: Городищенский, Краснооктябрьский, Ворошиловский, Кировский центры, а также ЦГСЭН в городе Волгограде не получали никаких указаний о несоответствии ЛМК "Антанты" установленному образцу.
Тракторозаводским и Центральным ЦГСЭН была представлена копия телефонограммы главного санитарного врача в Волгоградской области от 19.03.97 № 2, в которой, в частности, сообщается, что "ТОО "Антанта" в нарушение постановления Администрации области от 15.11.96 № 651 "О введении личной медицинской книжки единого образца" и указания Минздрава России от 02.08.95 закупила и распространила 1000 медицинских книжек неустановленного образца на территории Волгограда" с номерами с № 100901 по 101000; с № 101701 по 101800; с № 101401 по 101500; с № 102101 по 102200; с № 102301 по 102400; с № 102501 по 102600; с № 102601 по 102700; с № 102901 по 103000; с № 103701 по 103800; 105801 по 106000. В виде исключения и с учетом того, что владельцы медицинских книжек прошли медосмотр, ЦГСЭН в Волгоградской области разрешил "Антанте" распространение бланков с указанными номерами, но ввиду их несоответствия установленному образцу указал отметку о прохождении санминимума в книжках не проставлять, а выдать на отдельном листе в виде вкладыша".
Ворошиловским, Тракторозаводским и Центральным ЦГСЭН была представлена копия письма ЦГСЭН в городе Волгограде от 20.12.96 № 1165, в котором указывалось о необходимости довести до сведения руководителей предприятий независимо от форм собственности, сотрудники которых подлежат обязательным предварительным и периодическим проверкам, что заказать бланки книжки единого образца они могут в ОАО "Волгоградское промышленное объединение" (с указанием адреса и контактного телефона предприятия).
Тракторозаводским ЦГСЭН была представлена копия сопроводительного письма "Антанты" главному санитарному врачу Тракторозаводского района г. Волгограда Бахаревой Л.П. (вх. № 347 от 07.04.97) с приложением копий писем областного ЦГСЭН "Антанте" от 03.04.97 № 09/9-484 и Министерства здравоохранения главному врачу ЦГСЭН Волгоградской области от 31.03.97 № Д01-13/140-115, разрешающее "Антанте" реализацию ЛМК издательства "Янико", с номерами, указанными в телефонограмме главного санитарного врача Волгоградской области от 15.03.97 № 2 без указания на их несоответствие утвержденному образцу.
Ворошиловским ЦГСЭН была представлена копия письма "Антанты" Ворошиловскому ЦГСЭН от 20.03.97 с просьбой разрешить прохождение санминимума лицам, предъявляющим ЛМК издательства "Янико", имеющие типографские номера с 100401 по 101000, с 101701 по 101800, с 102101 по 102200, с 102301 по 102400, с 102501 по 102600, с 102601 по 102706, с 102901 по 103000, с 103701 по 103800, с 105801 по 106000, с резолюцией главного санитарного врача Ворошиловского района (ознакомить заинтересованные отделы).
г) В ответе ВГУПП "Офсет" от 11.06.97 № 140/01 сообщило, что между ЦГСЭН в Волгоградской области, ОАО "Волгоградское промышленное объединение" и ВГУПП "Офсет" был заключен договор на изготовление и распространение ЛМК в Волгоградской области от 02.04.97 (на подлиннике договор без даты). Согласно данному договору, стороны договорились об изготовлении и внедрении ЛМК утвержденного образца на территории Волгоградской области со следующими обязательствами:
"Офсет" принимает на себя обязанности по изготовлению 200 тыс. штук ЛМК утвержденного образца;
ОАО "Волгоградское промышленное объединение" принимает на себя обязанности по реализации ЛМК на территории Волгоградской области, по предоставлении сведений, связанных с реализацией в органы санэпиднадзора;
областной ЦГСЭН осуществляет контрольные функции по обязательному введению ЛМК утвержденного образца. Дополнительно был представлен протокол совещания руководителей организаций по поводу изготовления и распространения личных медицинских книжек от 31.03.97, подписанный главным врачом ЦГСЭН Волгоградской области Жуковым А.Н., директором "Офсета" Атаманюком В.И. и директором ОАО "Волгоградсоке промышленное объединение" Заостровским И.И. В нем, в частности, указывается "несмотря на принятое решение и согласие руководства ОАО "Волгоградское промышленное объединение" приобретать и распространять (под контролем санэпидслужбы области) ЛМК, изготовленные на Ростовском предприятии "Медицинские документы", в обращение поступают неучтенные, неконтролируемые, не соответствующие установленному образцу ЛМК других предприятий. Во исполнение постановления Администрации Волгоградской области стороны пришли к следующему соглашению:
изготовление ЛМК утвержденного образца организовать на "Офсете" с дополнительными элементами защиты: фрагмент сетки представлен стилизованными буквами "В" и "М" - Волгоградские меддокументы, серия "34" перед семизначным номером, оригинальный набор текста;
приобретение и распространение ЛМК принимает на себя ОАО "Волгоградское промышленное объединение" с последующей отчетностью перед органами Госсанэпиднадзора для осуществления контроля;
ЦГСЭН в Волгоградской области, руководствуясь возложенными на него государственными контрольными функциями, обеспечивает надзор за внедрением ЛМК и соответствием последних утвержденному образцу.
Был представлен образец ЛМК, выпускаемый ВГУПП "Офсет" (номер из семи цифр, буквенная серия представлена числом 34, состоит из 14 разделов, стилизованная сетка представлена буквами "В" и "М", надпись "Личная медицинская книжка" в центре), было сообщено, что "Офсет" продал (24.04.97) ОАО "Волгоградское промышленное объединение" 8320 штук ЛМК по цене 10 тыс. руб. и 6500 штук ЛМК по цене 12,8 тыс. руб. Всего по состоянию на 18.06.97 на "Офсете" изготовлено 90 тыс. штук ЛМК. Из них продано за апрель - май 1997 года 30 тыс. штук. Ограничений для покупателей при продаже нет. Цена установлена в 10 тыс. руб. за 1 штуку.
д) В ответе ТОО "Издательство "Семь ветров" сообщается, что оно обращалось в ЦГСЭН в Волгоградской области (письмо от 04.04.97) с просьбой дать разрешение на распространение ЛМК, выпущенные Московской типографией "Госзнак" (серия АА номера: с № 6169501 по 6171250, с № 6172001 по 6172248, с № 6172751 по 6173500) В письме от 16.04.97 № 09/9-466 Центр разрешил распространение ЛМК. Случаев возврата ЛМК ТОО "Издательство "Семь ветров" не было, при этом отмечается, что "претензии со стороны покупателей возникли, но наши продавцы имели возможность предъявить копию письма за подписью главного врача СЭС".
е) В ответе ОАО "Волгоградское промышленное объединение" сообщается, что за период с 01.01.97 по 31.07.97 объединением реализовано 13867 бланков ЛМК.
ж) Министерство здравоохранения в письме от 08.09.97 № Д01-В/1125-113 сообщило, что описание ЛМК нового образца было рекомендовано письмом Департамента Госсанэпиднадзора от 09.08.96 № И/151-12; в соответствии с описанием ЛМК для нумерации используется семизначный набор знаков (при этом замена одной или нескольких цифр буквами допускается); контроль за соответствием используемых бланков образцу осуществляют, в соответствии с циркулярными письмами Госкомсанэпиднадзора России и Минздрава России, центры ГСЭН в административных территориях. Была представлена копия письма Министерства здравоохранения Российской Федерации главному врачу ЦГСЭН в Волгоградской области Жукову А.Н. от 31.03.97 № Д01-13/140-11 с предложением разрешить использование ЛМК издательства "Янико", распространяемых "Антантой" на территории Волгоградской области, так как форма и степень их защиты не противоречат установленным требованиям, с указанием типографских номеров 100001-101000, 101700-101800, 102101-102200, 102301-102400, 102501-102600, 102601-102700, 102901-103000, 103701-103800, 105801-106000 и просьбой разрешить использование на территории области других медицинских книжек, закупленных различными организациями, если они соответствуют установленным требованиям.
Было представлено письмо от 22.04.97 № И/58-115 с указанием о том, что "Госкомсанэпиднадзором была утверждена лишь форма ЛМК без указания сроков ее введения. Между тем в ряде субъектов Российской Федерации принимаются решения о их немедленном внедрении ... При этом отмечены многочисленные факты ... отказов в принятии медицинских книжек, оформленных по утвержденному образцу, но тиражируемых не зарегистрированными в учреждениях Госсанэпидслужбы организациями". При этом отмечается, что введение ЛМК должно осуществляться поэтапно; в текущем году не следует предъявлять требований по их внедрению к бюджетным организациям. Учреждениям Госсанэпидслужбы запрещается принимать непосредственное участие в распространении ЛМК.
При рассмотрении дела на заседании Комиссии (протоколы от 09.07.97, от 15.10.97) стороны: "Антанта" и ЦГСЭН Волгоградской области, ЦГСЭН г. Волгограда, ЦГСЭН Краснооктябрьского, Ворошиловского, Центрального, Кировского районов г. Волгограда и ЦГСЭН Городищенского района Волгоградской области - подтвердили представленные ими письменные объяснения.
В дополнение представители "Антанты" (Ханина О.Г., Ханин С.А.) сообщили, что 6 февраля 1997 г. они заключили договор на реализацию 15 тыс. штук ЛМК с фирмой "Янико". Сначала закупили 700 штук и распространили их в феврале 1997 г. Потом покупатели стали отказываться от ЛМК. Затем "Антанта" закупила 300, потом еще 1000 штук. До мая распространила 2000 штук ЛМК. В конце мая купила еще 2000 штук. К настоящему моменту идет реализация пятой тысячи. Многие покупатели, особенно в Кировском районе, не решаются покупать ЛМК у "Антанты". Многие покупатели (овощной магазин на Ополченской, 29, фирма "Рамес", ОРС-2), которым говорили, что нефальшивые ЛМК нужно покупать в ОАО "Волгоградское промышленное объединение", отказались писать заявление. Ворошиловский район - единственный, где ЦГСЭН не чинил препятствий "Антанте".
Заместитель главврача ЦГСЭН Волгоградской области Злепко А.В. сообщил, что в декабре 1996 г. ОАО "Волгоградское промышленное объединение" первым обратилось с вопросом о соответствии ЛМК Ростовского предприятия стандартам. В марте 1997 г. обратилась "Антанта", т.к. райСЭС не принимали распространяемые ею ЛМК, как фальшивые. ЦГСЭН Волгоградской области дал разрешение "Антанте" на реализацию, хотя первая партия не соответствовала установленному образцу. Никаких препятствий ЦГСЭН Волгоградской области не чинит. На вопрос, почему ЦГСЭН по Волгоградской области помогает "Офсету", ответил, что "Офсет" находится по опекой Администрации области из-за низких цен на ЛМК (10 тыс. руб.), возможности пополнения бюджета, создания рабочих мест.
На заседании Комиссии ВТУ ГАК России Центр представил ходатайство о прекращении дела № 108 о нарушениях антимонопольного законодательства в связи с тем, что Центр "не является органом федеральной исполнительной власти или его территориальным органом и действия Центра по контролю за порядком введения ЛМК не могут расцениваться и квалифицироваться по признакам нарушения п. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". При этом Центр ссылается на ст. 12 Основ Законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.93 № 5487-1, ст. 37 Закона РСФСР от 19.04.91 № 1034-1 "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", п. 3 постановления Правительства РФ от 05.06.94 № 625 "О государственной санитарно - эпидемиологической службе РФ", Указа Президента РФ от 14.08.96 № 1176 "О системе федеральных органов исполнительной власти", п. 4 постановления Правительства РФ от 03.06.97 № 659 "О Министерстве здравоохранения РФ", а также Устав Центра Госсанэпиднадзора в Волгоградской области, согласно которым Центр является государственным учреждением и входит в систему Министерства здравоохранения РФ.
Рассмотрев учредительные документы Центра, а также нормативно - правовые акты, регулирующие деятельность в сфере государственного санитарно - эпидемиологического надзора, Комиссия отклонила ходатайство Центра по следующим основаниям.
В соответствии с Уставом, утвержденным первым заместителем министра здравоохранения РФ от 24.02.97: Центр входит в государственную систему здравоохранения и единую систему государственной санэпидслужбы РФ (Закон РСФСР "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" от 19.04.91 № 1034-1); подчиняется в административном, финансовом отношениях и по функциям Департаменту Госсанэпиднадзора Минздрава России (Постановлением Правительства от 14.10.96 № 1217 Государственный Комитет санэпиднадзора РФ упразднен с передачей функций и полномочий Минздраву РФ), действует в целях обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения и профилактики заболевания населения и является государственным учреждением.
П. 1 ст. 41 Закона РСФСР "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" устанавливает, что главные государственные санитарные врачи, другие должностные лица и специалисты Государственной санитарно - эпидемиологической службы РСФСР, осуществляющие государственный санитарно - эпидемиологический надзор, являются представителями органов государственного управления и находятся под защитой государства. Согласно ст. 42 Закона РФ "О защите прав потребителей" к органам исполнительной власти, осуществляющим контроль за безопасностью и качеством товаров, относится федеральный орган санитарно - эпидемиологического надзора (его территориальные органы).
Согласно приложению № 9 к Указу Президента РФ от 03.09.97 № 981 "Об утверждении перечня государственных должностей федеральной государственной службы", принятому на основании федерального закона "Об основах государственной службы РФ" от 31.07.95 № 119-ФЗ, в перечень государственных должностей федеральной государственной службы категории "В", учреждаемых для обеспечения деятельности территориального органа федерального органа исполнительной власти, включена должность главного государственного инспектора (главного санитарного врача) под регистрационным номером 356.
В связи с вышеизложенным Комиссия ВТУ ГАК России пришла к заключению, что Центр является территориальным органом федерального органа исполнительной власти, на который возложены функции государственного контроля (надзора).
В результате проведения анализа всех обстоятельств дела и исследования всех доказательств Комиссия пришла к следующим выводам:
1. Доказательств того, что органы Госсанэпиднадзора занимаются предпринимательской деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли от реализации ЛМК, не представлено. Это означает, что согласно ст. 4 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" органы Госсанэпиднадзора не являются конкурентами хозяйствующих субъектов на рынке ЛМК. Следовательно, действия ЦГСЭН в Волгоградской области, ЦГСЭН в городах и районах области, связанные с распространением информации о несоответствии ЛМК, реализуемых "Антантой", установленному образцу не могут квалифицироваться как нарушение статьи 10 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (заявление "Антанты" от 09.04.97), запрещающей недобросовестную конкуренцию.
2. Требование ЦГСЭН в Волгоградской области к "Антанте" сообщать наименования организаций и предприятий, приобретших ЛМК, предъявлялось ко всем хозяйствующим субъектам, обратившимся в ЦГСЭН в Волгоградской области за подтверждением о соответствии установленному образцу распространяемых ЛМК (письмо ЦГСЭН в Волгоградской области 16.04.97 № 09/9-466, в котором данное требования предъявляется к ТОО "Издательство "Семь ветров"; протокол совещания руководителей ЦГСЭН в Волгоградской области, ВГУПП "Офсет" и ОАО "Волгоградское промышленное объединение" от 31.03.97, в котором указывалось, что приобретение и распространение ОАО "Волгоградское промышленное объединение" ЛМК осуществляется "с последующей отчетностью перед органами Госсанэпиднадзора"), и, следовательно, интересы "Антанты" данными действиями не ущемлялись.
ТОО "Антанта", ОАО "Волгоградское промышленное объединение", ТОО "Издательство "Семь ветров", которые обратились в ЦГСЭН в Волгоградской области за подтверждением соответствия распространяемых ими ЛМК установленному образцу, согласно их организационно - правовым формам, в соответствии со ст. 4 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" являются хозяйствующими субъектами. На розничном и оптовом рынках ЛМК все указанные хозяйствующие субъекты являются конкурентами.
Доход от реализации ЛМК пропорционален количеству реализованных ЛМК и равен произведению количества реализованных ЛМК на цену ЛМК. Исходя из данных (письмо ЦГСЭН в Волгоградской области от 11.02.97 № 01/9-144) о потребности Волгоградской области в 200 тыс. экземплярах ЛМК при стоимости одной ЛМК 10 тыс. рублей (письмо ВГУПП "Офсет" от 11.06.97 № 140/01), рынок ЛМК оценивается в 2 млрд. рублей; при стоимости одной ЛМК 30 тыс. рублей (письмо ЦГСЭН в Волгоградской области от 11.02.97 № 01/9-144) рынок ЛМК оценивается в 6 млрд. рублей. Следовательно, максимальный доход на рынке ЛМК, который могут получить все хозяйствующие субъекты, распространяющие ЛМК, или один хозяйствующий субъект при отсутствии конкуренции, составляет от 2 до 6 млрд. рублей в зависимости от цены реализуемых ЛМК.
Доход, получаемый каждым из них от реализации ЛМК, зависит от следующих условий:
1) соответствуют ли распространяемые ЛМК установленному Госсанэпиднадзором России образцу. Решение об этом принимает главный государственный врач ЦГСЭН субъекта Российской Федерации, так как, согласно письму заместителя Главного государственного врача Российской Федерации от 02.08.95. № 01-20/114-11, на главных врачей ЦГСЭН возложены обязанности по контролю за введением ЛМК единого образца (аналогичные указания содержатся в письме Минздрава России от 25.11.96. № И-201-110);
2) информированности потенциальных приобретателей ЛМК о том, у кого, где и по какой цене можно приобрести ЛМК установленного образца;
3) цены ЛМК.
Выполнение первого условия является обязательным, так как качество ЛМК как товара определяется его соответствием установленному образцу. Если покупатель после приобретения ЛМК выяснит, что они не соответствуют установленному Госсанэпиднадзором России образцу, он, согласно ст. 475 ГК РФ, вправе вернуть приобретенные им ЛМК продавцу и потребовать возврата уплаченных за них денег. Выполнение второго условия зависит от хозяйствующих субъектов, распространяющих ЛМК. При этом ЦГСЭН могут оказать существенное содействие в распространении информации (у кого, где, по какой цене можно приобрести ЛМК установленного образца), так как по служебной деятельности постоянно вступают в информационные контакты с руководителями организаций, сотрудники которых подлежат обязательным предварительным и периодическим медицинским обследованиям.
Третье условие - решающее для заключения сделки купли - продажи ЛМК. Выбор покупателя, у какой организации приобрести ЛМК, уверенного в том, что предложенные ему для продажи ЛМК соответствуют установленному образцу, владеющего информацией о том, у кого, где, и по какой цене можно приобрести ЛМК, при условии их одинакового качества, в решающей степени зависит от цены. Чем ниже цена реализации ЛМК у организации, их распространяющей, тем больше сделок купли - продажи ЛМК с ней заключается, тем больше количество реализованных ею ЛМК, тем больше ее доход от реализации ЛМК.
Установление (постановление Администрации Волгоградской области от 15.11.96 № 651 и постановления главного государственного санитарного врача по Волгоградской области от 04.12.96 № 11 и от 12.02.97 № 1) сроков введения ЛМК на территории Волгоградской области способствовало возникновению повышенного спроса на ЛМК, как на товар, и повлекло установление сравнительно высоких цен на ЛМК. Стоимость одной ЛМК в феврале 1997 года составила 30 тыс. рублей (согласно письму ЦГСЭН в Волгоградской области от 11.02.97 № 01/9-144). По другой оценке (письмо ЦГСЭН в Волгоградской области от 08.07.97 № 01/9-775) стоимость одной ЛМК на первом этапе введения ЛМК на территории Волгоградской области (до начала производства ЛМК "Офсетом" - апрель 1997 года) составляла 35 - 40 тыс. рублей.
Цена распространения ЛМК у "Антанты" в феврале - марте 1997 года была ниже (25 тыс. рублей за 1 шт.), чем у ОАО "Волгоградское промышленное объединение" (30 тыс. рублей за одну штуку). Следовательно, "Антанта" в сравнении с ОАО "Волгоградское промышленное объединение" имела конкурентное преимущество по цене и могла рассчитывать на увеличение своей доли продажи на рынке ЛМК, если бы органы Госсанэпиднадзора не вмешались своими действиями (указаны ниже) в отношения конкуренции между "Антантой" и "Волгоградским промышленным объединением".
Несмотря на то, что специального разрешения, а также специальных знаний и специального оборудования для торговли ЛМК не требуется, а продажей ЛМК может заниматься любое лицо, зарегистрированное для занятия предпринимательской деятельностью в установленном законом порядке, ЦГСЭН в Волгоградской области:
а) 02.04.97 заключил трехсторонний договор с полиграфическим предприятием "Офсет" на изготовление ЛМК и только с ОАО "Волгоградское промышленное объединение" на реализацию ЛМК с обязательствами осуществлять контрольные функции по внедрению ЛМК утвержденного образца (указанный договор, протокол совещания руководителей ЦГСЭН в Волгоградской области, ВГУПП "Офсет" и ОАО "Волгоградское промышленное объединение" от 31.03.97; письмо ВГУПП "Офсет" от 11.06.97 № 140/01), при этом уже располагая сведениями о наличии других хозяйствующих субъектов (в частности, "Антанта" обратилась ЦГСЭН в Волгоградской области с письмом от 19.03.97), занимающихся распространением ЛМК на территории Волгоградской области;
б) 08.04.97 в телефонограмме главному врачу Центра в городе Волгограде сообщил, что распространение ЛМК ведется через "Волгоградское промышленное объединение" под контролем центров в городах и районах области, после того как стало известно о наличии других хозяйствующих субъектов (в частности, "Антанты" и ТОО "Издательство "Семь ветров", которое обратилось в ЦГСЭН в Волгоградской области 04.04.97), занимающихся распространением ЛМК на территории Волгоградской области;
в) не информировал ЦГСЭН в городах и районах области о разрешении "Антанте" (в письме от 03.04.97 № 09/9-484) распространять ЛМК (номера с № 100901 по 101000; с № 101701 по 101800; с № 101401 по 101500; с № 102101 по 102200; с № 102301 по 102400; с № 102501 по 102600; с № 102601 по 102700; с № 102901 по 103000; с № 103701 по 103800; 105801 по 106000) и об отмене предыдущего распоряжения (телефонограмма от 20.03.97) о проставлении отметки санминимума на отдельных вкладышах к ЛМК с вышеуказанными номерами, распространяемых "Антантой", после получения письма Департамента Госсанэпиднадзора Минздрава РФ от 31.03.97 № ДО-1-13/140-115, в котором разъясняется, что форма, содержание и степень защиты ЛМК АОЗТ "Издательская и инновационная фирма "Янико" с указанными выше номерами не противоречат установленным требованиям.
Вышеназванными действиями ЦГСЭН в Волгоградской области нарушил ст. 7 (абз. 2) Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", что выразилось в создании благоприятствующих условий деятельности ОАО "Волгоградского промышленного объединения" и дискриминирующих условий деятельности для других хозяйствующих субъектов, занимающихся распространением ЛМК ("Антанта", ТОО "Издательство "Семь ветров"), что имело своим результатом ограничение конкуренции между ними и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в частности "Антанты", а именно: в лишении части доходов от реализации ЛМК в связи с отказом отдельных покупателей приобретать ЛМК, выпускаемых АОЗТ "Издательская и инновационная фирма "Янико", и в связи с возвратом отдельными покупателями приобретенных ЛМК (Даниелашвили Г.С. (заявление от 09.04.97), Данилов В.В. (заявление от 17.04.97), Петрова М.А. (заявление от 20.04.97), Чернышева Е.Н. (заявление от 02.06.97), магазин № 156 (заявление от 15.04.97); в дополнительных расходах, вызванных необходимостью информировать покупателей о соответствии ЛМК, выпускаемых АОЗТ "Издательская и инновационная фирма "Янико", установленному образцу и о полученном разрешении ЦГСЭН в Волгоградской области на распространение указанных ЛМК.
3. Заключив договор от 02.04.97 между Центром, полиграфическим предприятием "Офсет" и только с "Волгоградским промышленным объединением", Центр и ОАО "Волгоградское промышленное объединение" нарушили статью 8 (абз. 2) Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", что выразилось в соглашении (согласованных действиях), имеющим своим результатом ограничение конкуренции на розничном рынке ЛМК, ущемление интересов иных хозяйствующих субъектов, связанных с получением доходов от распространения ЛМК.
Учитывая вышесказанное и руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и пункта 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, Комиссия решила:
По пункту 2 предписание в отношении Центра не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства (письмо главного государственного врача центра Госсанэпиднадзора в Волгоградской области от 10.09.97, а также информации заявителей о том, что ЦГСЭН в Волгоградской области перестал чинить препятствия "Антанте" в распространении ЛМК (протокол заседания Комиссии от 15.10.97)).
По пункту 3 ЦГСЭН в Волгоградской области и ОАО "Волгоградское промышленное объединению" выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно, внести изменения в договор от 02.04.97:
исключить из договора ОАО "Волгоградское промышленное объединение".

Председатель Комиссии
П.И.МИРОНЕНКО

Члены Комиссии
Т.В.КОСЯК
Г.А.КЕСОЯН





ПРЕДПИСАНИЕ
от 15 октября 1997 года

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Комиссия Волгоградского территориального управления ГАК России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства на основании своего решения от 15 октября 1997 года по делу № 108 и в соответствии со ст. 12 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" предписывает:
Центру Госсанэпиднадзора в Волгоградской области и ОАО "Волгоградское промышленное объединение" прекратить нарушение ст. 8 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках":
внести изменения в договор от 02.04.97 между областным центром Госсанэпиднадзора, полиграфическим предприятием "Офсет" и ОАО "Волгоградское промышленное объединение", а именно: исключить из договора ОАО "Волгоградское промышленное объединение".
О выполнении настоящего предписания сообщить до ___________.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.

Председатель Комиссии
П.И.МИРОНЕНКО

Члены Комиссии
Т.В.КОСЯК
Г.А.КЕСОЯН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru