Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации Волгоградской обл. от 02.06.1997 № 304
"ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ И КООПЕРАТИВОВ НА 1996 - 2000 ГОДЫ"

Официальная публикация в СМИ:
"Волгоградская правда", № 114, 25.06.1997






АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 1997 г. № 304

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ
(ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ И КООПЕРАТИВОВ НА 1996-2000 ГОДЫ

В целях создания необходимых условий для становления и развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г. № 565 "О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе" постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Областную целевую программу развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996-2000 гг. (далее именуется - Программа).
2. Определить государственным заказчиком Программы Главное управление сельского хозяйства и продовольствия Администрации Волгоградской области.
Финансовое обеспечение Программы осуществляется Главным управлением сельского хозяйства и продовольствия Администрации Волгоградской области.
3. Комитету экономики и финансов Администрации Волгоградской области, финансовому управлению Комитета экономики и финансов Администрации Волгоградской области при формировании областного бюджета предусматривать выделение бюджетных ассигнований на реализацию данной Программы.
4. Рекомендовать администрациям районов Волгоградской области разработать аналогичные программы по становлению и развитию крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов, предусмотрев в них выделение средств из местных бюджетов.

Глава Администрации
Волгоградской области
Н.К.МАКСЮТА





Утверждена
Постановлением
Главы Администрации
Волгоградской области
от 2 июня 1997 г. № 304

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ
И КООПЕРАТИВОВ НА 1996-2000 ГОДЫ

ПАСПОРТ
Областной целевой программы развития крестьянских
(фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996-2000 годы

Наименование Областная целевая программа развития
Программы крестьянских (фермерских) хозяйств и
кооперативов на 1996-2000 годы

Основание для распоряжение Администрации Волгоградской
разработки Программы области от 17.07.96 № 754-р "Об
образовании комиссии по разработке
Программы стабилизации и развития
агропромышленного производства
Волгоградской области на 1996-2000 годы"

Государственный Главное управление сельского хозяйства и
заказчик Программы продовольствия Администрации
Волгоградской области

Основные Главное управление сельского хозяйства и
разработчики Программы продовольствия Администрации
Волгоградской области, Комитет экономики
и финансов Администрации Волгоградской
области, Комитет по земельным ресурсам и
землеустройству Волгоградской области,
Волгоградская областная ассоциация
крестьянских (фермерских) хозяйств и
сельскохозяйственных кооперативов,
Волгоградская государственная
сельскохозяйственная академия

Цели Программы обеспечение устойчивого развития и
повышение эффективности фермерского
сектора как составной части
многоукладной аграрной экономики,
социальная защита крестьянства в
условиях рыночных отношений

Основные программные создание организационных, экономических,
мероприятия правовых и социальных условий
эффективного функционирования
крестьянских (фермерских) хозяйств и
кооперативов, формирование рыночной
инфраструктуры на основе кооперации,
совершенствование механизма
государственной поддержки крестьянских
(фермерских) хозяйств и
сельскохозяйственных кооперативов

Исполнители Программы Главное управление сельского хозяйства и
продовольствия Администрации
Волгоградской области, Комитет экономики
и финансов Администрации Волгоградской
области, Волгоградская областная
ассоциация крестьянских (фермерских)
хозяйств и сельскохозяйственных
кооперативов, Комитет по земельным
ресурсам и землеустройству Волгоградской
области, научно - исследовательские
институты, органы местного
самоуправления районов области

Сроки и этапы 1996-2000 годы:
реализации Программы I этап - 1996-1998 годы
II этап - 1999-2000 годы

Важнейшие целевые к 2000 году за счет роста числа
показатели крестьянских (фермерских) хозяйств,
увеличения размеров крестьянского
землевладения, внедрения прогрессивных
технологий и повышения на этой основе
продуктивности земледелия и
животноводства валовая продукция
сельского хозяйства вырастет примерно в
1,7 раза, в том числе в земледелии - в
1,9 раза и в животноводстве - в 1,3
раза. Производство зерна составит 450
тыс. тонн, подсолнечника - 63 тыс. тонн,
мяса - 11 тыс. тонн и молока - 42 тыс.
тонн

Ожидаемые результаты повышение экономической эффективности
Программы крестьянских (фермерских) хозяйств и
кооперативов, создание рыночной
инфраструктуры, улучшение социального
положения крестьян

Контроль за реализацией Главное управление сельского хозяйства и
Программы продовольствия Администрации
Волгоградской области, Комитет экономики
и финансов Администрации Волгоградской
области, Волгоградская областная
ассоциация крестьянских (фермерских)
хозяйств и сельскохозяйственных
кооперативов и органы местного
самоуправления районов области

1. ВВЕДЕНИЕ

Областная целевая программа развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996-2000 годы (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г. № 565 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 1996 г. № 723 "О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе".
Программа основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ, Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г. "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", Федерального закона от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", Указа Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. № 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю", других нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов.
Фермерский сектор в сельском хозяйстве начал складываться с 1990 года, и к началу 1997 года насчитывалось 13 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств (далее именуются - крестьянские хозяйства). Они имеют в своем распоряжении 1,1 млн. га сельскохозяйственных угодий, в том числе пашни - 890 тыс. га, или 15,5 процента ее общей площади. В 1996 году крестьянскими хозяйствами произведено зерна 10,7 процента, подсолнечника - 16,8 процента, мяса - 6 процентов и молока - 9 процентов от объема производства этих видов продукции всеми категориями хозяйств.
Крестьянские хозяйства, образовавшиеся в первые годы реформы и получившие стартовую финансовую поддержку, добиваются высокой экономической эффективности производства. Фермеры создают ассоциации и кооперативы по использованию техники, совместной обработке земли, переработке и сбыту продукции. Развиваются другие формы малого предпринимательства.
Однако в 1995-1996 годах рост количества крестьянских хозяйств резко замедлился. В 1995 году на 100 вновь созданных хозяйств пришлось 95 распавшихся.
Низкие показатели развития крестьянских хозяйств и кооперативов во многом обусловлены общими кризисными процессами, характерными для экономики страны в целом (неплатежами за продукцию, высокой инфляцией, диспаритетом цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, неэффективной финансово-кредитной и налоговой политикой, снижением платежеспособного спроса, неполным и несвоевременным бюджетным финансированием). Не решены многие организационно-правовые, земельные, материально - технические, социальные и другие вопросы деятельности крестьянских хозяйств.
На развитии крестьянских хозяйств отрицательно сказалось резкое снижение государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях. Недостаток финансовых средств не позволяет многим хозяйствам эффективно использовать земельные угодья, своевременно и качественно проводить комплекс сельскохозяйственных работ, повышать плодородие почвы, увеличивать поголовье продуктивного скота, наращивать производство продукции. В особо сложном положении оказались вновь образованные крестьянские хозяйства, многие из которых не смогли начать производственную деятельность. В течение 1996 года резко сократилось число желающих образовать крестьянские хозяйства, остаются невостребованными земли фонда перераспределения. Увеличивается доля малоземельных фермеров.
Положение, сложившееся в фермерском секторе, требует комплексного решения вопросов развития крестьянских хозяйств, усиления государственной поддержки этого сектора.

2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Цель Программы - обеспечение устойчивого развития и повышения эффективности фермерского сектора, социальная защита крестьянства в условиях рыночных отношений.
Задачами Программы являются:
создание организационных, экономических, финансовых, правовых и социальных условий для развития крестьянских хозяйств и кооперативов;
совершенствование механизма государственной поддержки фермерского сектора;
развитие земельной реформы, совершенствование земельных отношений и обеспечение защиты прав граждан на землю, расширение крестьянских землевладений;
формирование рыночной и социальной инфраструктуры на основе кооперации и интеграции;
развитие фермерского самоуправления.
Решать указанные задачи предусматривается в два этапа.
На первом этапе (1996-1998 годы) осуществляются меры по совершенствованию нормативно-правовой базы крестьянских хозяйств и кооперативов. Проводится выдача правоустанавливающих документов собственникам земельных участков и долей. Крестьянские хозяйства и кооперативы оснащаются сельскохозяйственной техникой, оборудованием, транспортными средствами, другими материально-техническими ресурсами в количествах, обеспечивающих своевременное и качественное выполнение основных хозяйственных работ. Осуществляются мероприятия по повышению плодородия земель и рациональному их использованию.
Государственная поддержка крестьянским хозяйствам и кооперативам будет оказываться в зависимости от эффективности хозяйствования на земле и ведения производства в условиях рыночных отношений. Совершенствуется система налогообложения. Создаются благоприятные организационные и экономические условия для деятельности кооперативов по переработке, хранению, сбыту сельскохозяйственной продукции и агросервису. Начнется формирование системы кредитной и страховой кооперации, информационно-консультативного обслуживания сельских товаропроизводителей. Будет продолжено обучение фермеров и работников кооперативов.
На втором этапе (1999-2000 годы) по мере завершения институциональных преобразований и усиления государственной поддержки возрастут число крестьянских хозяйств и площади земельных наделов, ускорится процесс специализации хозяйств. Формируется рыночная и социальная инфраструктура на основе кооперации и интеграции, создается система кредитной кооперации и страхования, укрепится материально-техническая база крестьянских хозяйств и кооперативов, расширится сфера применения эффективных ресурсосберегающих технологий, достижений науки и передовой практики. Увеличится производство продукции, укрепится экономика крестьянских хозяйств.

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОЙ БАЗЫ
КРЕСТЬЯНСКИХ ХОЗЯЙСТВ И КООПЕРАТИВОВ

Правовое обеспечение фермерского сектора нуждается в существенном обновлении и будет направлено на создание условий для его эффективного функционирования и дальнейшего развития.
Предусматривается совершенствование налогового законодательства в отношении крестьянских хозяйств и кооперативов по сокращению количества налогов, снижению налоговых ставок в целях повышения заинтересованности фермеров в расширении товарного производства.
Намечается совершенствование законодательной базы социального обеспечения и социального страхования членов крестьянских хозяйств и кооперативов с учетом сезонности и других особенностей формирования их доходов.

4. ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
МЕХАНИЗМА КРЕСТЬЯНСКОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ
И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ

Совершенствование земельных отношений будет направлено на реализацию конституционных прав граждан на землю, формирование механизма рыночного оборота земли, создание и укрупнение крестьянских хозяйств путем объединения земельных долей членов этих хозяйств, аренды, покупки и других видов приобретения земельных участков.
Завершится переоформление в собственность фермеров земельных участков, полученных ими в пожизненное наследуемое владение и бессрочное пользование. Будут установлены предельные размеры земельных участков, находящихся в собственности, без ограничения размеров арендуемых земель.
Предусматривается разработать и внедрить механизм залога земель, усовершенствовать порядок купли-продажи земельных участков и предоставления владельцам личных подсобных хозяйств дополнительных земельных участков (сверх установленных размеров) за счет земельных долей и фонда перераспределения земель.
В целях формирования крестьянских хозяйств рациональных размеров им будут предоставляться кредиты на приобретение земли, будет установлено первоочередное право соседей - землевладельцев на покупку или аренду высвобождающихся земельных участков. Осуществится комплекс землеустроительных работ по консолидации земельных участков крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов с учетом региональных природно-экономических особенностей, компактного размещения земельных участков, обеспечивающих рациональную организацию, инженерное обустройство и эффективное использование земель и создание условий для кооперирования сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Усилится контроль за использованием земель по целевому назначению крестьянскими хозяйствами и кооперативами.
Ожидается, что к 2000 году площадь сельскохозяйственных угодий, находящихся в распоряжении крестьянских хозяйств, составит 1,4 млн. га, в том числе 1,2 млн. га пашни, или 19,5 процента ее общей площади. При этом средний размер сельскохозяйственных угодий в расчете на одно хозяйство возрастет до 100 га, в том числе пашни - до 82 га.

5. РАЗВИТИЕ КООПЕРАЦИИ КРЕСТЬЯНСКИХ ХОЗЯЙСТВ

Основными направлениями развития кооперации крестьянских хозяйств на современном этапе являются:
переработка, хранение и сбыт продукции;
кредитование и страхование;
материально-техническое обеспечение;
совместное использование техники и обработка земли.
Расширится кооперирование хозяйств по совместному использованию техники с объединением небольшого числа хозяйств, прежде всего мелких, расположенных в достаточной близости друг от друга и объединенных на основе договора или устава. Будут организованы 10-15 кооперативных машинно-технологических станций и пунктов проката сложной и специализированной техники (тяжелые тракторы, зерноуборочные и другие комбайны, машины по химической обработке посевов, семяочистительные комплексы, строительная и мелиоративная техника и др.).
При реорганизации сельхозпредприятий и образовании крестьянских хозяйств будут создаваться кооперативы по совместному использованию объектов производственной инфраструктуры.
На основе кооперации усилится взаимодействие коллективных хозяйств с крестьянскими хозяйствами по совместному использованию имеющихся производственных мощностей по обслуживанию и ремонту сельскохозяйственной техники, оборудования, обеспечению горюче-смазочными материалами, семенами, хранению, переработке продукции и другим направлениям хозяйственной деятельности.
В 1998-2000 годах предстоит сформировать системы сельской кредитной кооперации, ориентированной на мелких сельхозпроизводителей. В этих целях будут созданы организационно-правовые и экономические условия для образования и деятельности кредитных кооперативов и кооперативных банков. Будут разработаны уставы ссудосберегательных кооперативов и обществ взаимного кредитования, другие нормативные документы, обеспечивающие их деятельность.
Предусматриваются меры поддержки, в том числе по формированию уставных паевых фондов кредитных кооперативов и кооперативных банков, с получением на указанные цели необходимых кредитных ресурсов. Будут создаваться общества взаимного кредитования на основе объединения средств их членов и частично средств государственной поддержки. По мере налаживания их деятельности они перейдут к привлечению средств населения и других инвесторов и превратятся в ссудосберегательные кооперативы. Не исключено, что многие кредитные кооперативы будут функционировать во взаимодействии со сбытовыми и снабженческими кооперативами. На базе местных кредитных кооперативов совместно с сельскохозяйственными потребительскими кооперативами при участии других сельскохозяйственных товаропроизводителей будут создаваться сельские кооперативные банки.
В ближайшие годы начнется работа по созданию и укреплению системы сельских обществ взаимного страхования и их союзов, которым будет оказана стартовая государственная поддержка на формирование уставных паевых фондов.
Предполагается расширить подготовку и повышение квалификации крестьян и работников органов управления сельским хозяйством по вопросам кооперации, ввести курс сельскохозяйственной кооперации в программы сельскохозяйственных учебных заведений, организовать издание специальных материалов по кооперативной тематике.

6. ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА
КРЕСТЬЯНСКИХ ХОЗЯЙСТВ И КООПЕРАТИВОВ

Система финансово-кредитного и инвестиционного обеспечения крестьянских хозяйств и кооперативов направлена на создание условий для развития и укрепления их материально-технической базы, производственной и социальной инфраструктуры, повышение эффективности и доходности производства.
В отношении крестьянских хозяйств и кооперативов применяются все меры государственной поддержки, оказываемой сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с Федеральной целевой программой развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996-2000 годы и Программой стабилизации и развития агропромышленного производства Волгоградской области на 1996-2000 годы.
Средства государственной поддержки направляются на следующие цели:
финансирование государственных мероприятий по повышению плодородия почвы, ветеринарному обслуживанию;
дотирование продукции элитного семеноводства, племенного животноводства и птицеводства, овцеводства;
дотирование продукции животноводства, реализуемой в госресурсы;
компенсация затрат товаропроизводителям, специализирующимся на размножении семян овощных, бахчевых культур и кормовых корнеплодов;
компенсация части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение минеральных удобрений, средств защиты растений;
дотации на шерсть, поставляемую в государственные ресурсы;
дотации на соевые бобы, реализуемые на внутреннем рынке;
дотирование закладки и ухода за молодыми многолетними насаждениями и производства посадочного материала;
поставка техники и племенного скота на основе долгосрочной аренды (лизинга);
компенсация до 50 процентов затрат на разработку проектно-сметной документации и осуществление мероприятий по освоению земель;
финансирование землеустроительных работ, связанных с упорядочением существующих землепользований и организацией устройства их территорий;
оказание стартовой помощи крестьянским хозяйствам в первые пять лет, включая гарантии получения кредитов вновь создающимися хозяйствами, поддержку формирования производственной инфраструктуры (строительство подъездных путей, мостов, линий электропередачи, газификацию, связь, водоснабжение, мелиорацию земель, закладку многолетних насаждений, приобретение сельскохозяйственной техники);
кредитование приобретения земли;
возмещение начинающим крестьянским хозяйствам первоначального взноса при приобретении сельскохозяйственной техники на условиях лизинга или соответствующей части затрат при приобретении техники;
содействие в создании системы кредитной кооперации в аграрном секторе путем оказания помощи в формировании паевых фондов и предоставления кредитных ресурсов;
формирование системы страхования в аграрном секторе;
льготное кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе на сезонные затраты;
финансирование подготовки кадров для агропромышленного комплекса, издание специальной литературы для фермеров;
компенсация части страховых платежей при страховании урожая;
развитие межфермерской кооперации по совместному использованию сельскохозяйственной техники, обработке земли, производству сельскохозяйственной продукции, ее переработке, хранению и сбыту, агросервису;
выплата пособий семьям, переселившимся в сельскую местность для создания крестьянских хозяйств;
льготное кредитование строительства жилья;
поддержание уровня гарантированных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию и сырье;
санация и перепрофилирование убыточных и неперспективных производств;
оказание крестьянским хозяйствам и кооперативам другой финансовой помощи на возвратной и безвозвратной основе.
Укрепление производственной базы и инженерное обустройство крестьянских хозяйств и кооперативов будет осуществляться в рамках федеральных и областных программ развития отраслей сельского хозяйства, а также программ по электрификации, газификации и водоснабжению села, строительству дорог, развитию средств связи в сельской местности.
Осуществится переход от уравнительного распределения средств государственной поддержки между крестьянскими хозяйствами и кооперативами к адресному, преимущественно на конкурсной основе. Приоритет будет отдаваться тем, кто обеспечивает устойчивую работу, целевое и эффективное использование выделенных средств.
Из федерального бюджета будут направляться средства на обеспечение материально-техническими ресурсами, в том числе на поставку техники и приобретение племенного скота на условиях лизинга, развитие кооперации, проведение землеустроительных работ, разработку документации по улучшению и охране земель, издание специальной литературы, информационно-консультативное обслуживание, строительство жилья для фермеров в размерах не менее доли крестьянских хозяйств в площади используемых земель или в производстве продукции и с учетом расчетного увеличения численности хозяйств и кооперативов.
Из областного и местных бюджетов (на возвратной и безвозвратной основе) средства будут выделяться на инженерное обустройство, развитие производственной инфраструктуры, строительство, расширение и реконструкцию животноводческих помещений, других производственных объектов сельскохозяйственного назначения, жилья, приобретение техники, развитие кооперации, пособия по переселению, помощь начинающим фермерам и сельским семейным детским домам, проведение землеустроительных работ, разработку документации по улучшению и охране земель, дотации на отдельные виды продукции, оказание помощи многодетным крестьянским хозяйствам, а также хозяйствам, созданным участниками боевых действий на территории других государств и ликвидаторами последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
На капитальные затраты по приобретению техники, строительству производственных объектов, жилья, объектов производственной и социальной инфраструктуры крестьянским хозяйствам и кооперативам из областного и местных бюджетов будет выделяться не менее 15 процентов средств, предусмотренных на эти цели.
За счет федерального и областного бюджетов будет осуществляться поддержка в финансировании строительства других (кроме животноводческих) производственных объектов сельскохозяйственного назначения, кредитование затрат сезонного характера в размере не менее доли крестьянских хозяйств в площади используемых земель.
Расширится практика оплаты лизинговых услуг в натуральной форме поставкой сельскохозяйственной продукции на основе форвардных сделок под будущий урожай. Кроме того, намечается расширение привлечения средств коммерческих банков для долгосрочного инвестиционного кредитования крестьянских хозяйств под гарантии администраций области и районов, а также накопления и повторного использования на развитие крестьянских хозяйств досрочно погашенных кредитных ресурсов и процентов за пользование ими.
Финансовые средства государственной поддержки будут ежегодно предусматриваться отдельной строкой в федеральном, областном и местных бюджетах при их формировании по представлению Главного управления сельского хозяйства и продовольствия Администрации Волгоградской области на основании заявок Волгоградской областной ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов в пределах сумм, предусмотренных на реализацию Программы стабилизации и развития агропромышленного производства Волгоградской области на 1996-2000 годы.

7. ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАТИВНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
И НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КРЕСТЬЯНСКИХ ХОЗЯЙСТВ
И КООПЕРАТИВОВ.
ОБУЧЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ФЕРМЕРОВ

Для обеспечения потребностей крестьянских хозяйств, кооперативов и других сельскохозяйственных товаропроизводителей в информации и консультативных услугах создается единая областная информационно-консультативная служба, включающая в себя отраслевые и региональные центры с сетью участковых консультантов, а также соответствующие подразделения в органах государственного управления агропромышленным комплексом.
Информационно-консультативная служба Главного управления сельского хозяйства и продовольствия Администрации Волгоградской области будет оказывать помощь в освоении достижений науки и техники, прогрессивных технологий производства в области маркетинга, экономики, кооперации, в социальной и юридической защите.
Сельскохозяйственные научно-исследовательские учреждения расширят исследования экономических, правовых, технологических и социальных проблем ведения крестьянских хозяйств и кооперативов различной специализации производства.
Увеличится выпуск учебно-методических пособий, рекомендаций, справочно-нормативной литературы для крестьянских хозяйств и кооперативов. Расширятся подготовка и повышение профессиональной квалификации фермеров и работников кооперативов, включая кредитные и страховые. В учебные программы сельскохозяйственных заведений вводится специальный курс по проблемам сельскохозяйственной кооперации. Продолжится практика стажировки фермеров и преподавателей сельскохозяйственных учебных заведений в лучших отечественных крестьянских хозяйствах и кооперативах, а также за рубежом.
Предусматривается ежегодно проводить областные и районные смотры-конкурсы крестьянских хозяйств и кооперативов, выставки-ярмарки, научно-практические конференции и семинары по вопросам фермерского и кооперативного движения.

8. РАЗВИТИЕ ФЕРМЕРСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Развитие фермерского самоуправления будет происходить путем объединения крестьянских хозяйств в кооперативы, ассоциации и союзы в целях координации их хозяйственной деятельности и защиты правовых интересов в органах государственной власти и местного самоуправления, органах хозяйственного самоуправления товаропроизводителей агропромышленного комплекса, профсоюзных и других организациях.
Органы фермерского самоуправления привлекаются органами государственной власти и органами местного самоуправления к разработке и реализации областных и районных программ социально-экономического развития агропромышленного комплекса, совершенствованию нормативно-правовой базы, созданию производственной, рыночной и социальной инфраструктуры, систем финансового, технологического, агросервисного и информационно-консультативного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления взаимодействуют с фермерскими организациями на основе соглашений и договоров о совместной деятельности в сфере производства, переработки и сбыта продукции, кооперации, социального развития села.
Государственные органы содействуют становлению и укреплению органов крестьянского самоуправления и на договорной основе могут передавать им функции, связанные с непосредственным обеспечением крестьянских хозяйств.

9. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Для реализации Программы потребуются капитальные вложения из всех источников финансирования в сумме 470 млрд. рублей (в ценах 1996 года), в том числе 120 млрд. рублей на 2000 год.
Основными направлениями инвестиций будут:
приобретение сельскохозяйственной техники, оборудования и транспорта для выполнения работ в земледелии, животноводстве - 99 млрд. рублей;
строительство, расширение и восстановление животноводческих и других производственных объектов - 56 млрд. рублей;
развитие межфермерских перерабатывающих производств и предприятий по сервисному обслуживанию - 71 млрд. рублей;
приобретение племенного скота - 23 млрд. рублей;
жилищное строительство - 47 млрд. рублей;
инженерное оборудование территорий крестьянских хозяйств - 32 млрд. рублей;
строительство автомобильных дорог - 19 млрд. рублей;
водохозяйственное строительство - 38 млрд. рублей.
Основными источниками инвестиций станут:
заемные средства - 201 млрд. рублей, или 43 процента, в том числе кредиты из федерального бюджета - 91 и областного бюджета - 110 млрд. рублей;
собственные средства хозяйств - 95 млрд. рублей, или 20 процентов;
капитальные вложения - 155 млрд. рублей, или 33 процента, в том числе из федерального бюджета - 38 и областного бюджета - 117 млрд. рублей;
внебюджетный дорожный фонд - 19 млрд. рублей, или 4 процента.
Средства областного бюджета будут выделяться в пределах сумм, предусмотренных на реализацию областной программы "Стабилизация и развитие агропромышленного производства Волгоградской области на 1996-2000 годы", с учетом доли земли и объемов производства сельскохозяйственной продукции крестьянских хозяйств к общему объему.

Межфермерские перерабатывающие производства
и предприятия по сервисному обслуживанию

Решение вопросов хранения, переработки сельхозпродукции и сервисного обслуживания является одной из основных задач крестьянских (фермерских) хозяйств.
В целом по области часть перерабатывающих предприятий (мясо- и молокопереработка) не обеспечена в достаточном количестве сырьем, а часть предприятий не имеет достаточных мощностей для переработки производимого сырья (хранение зерна, мукомольное, крупяное и маслобойное производства).
По крестьянским хозяйствам дефицит мощностей зернохранилищ составляет 25 процентов, мукомольного производства - 90 процентов, хлебопекарного - 60 процентов, крупорушного - 90 процентов и маслобойного - 51 процент.
Для улучшения существующего положения требуется дополнительно ввести мощности по хранению зерна на 127 тыс. тонн, мукомольному производству - на 668 т/сутки, хлебопекарному - на 49,5 т/сутки, крупорушному - на 119 т/сутки, маслобойному - на 24 т/сутки.
К 2000 году планируется закрыть потребность мукомольного, хлебопекарного и частично крупорушного производства, на что потребуется в ценах 1996 года 40 млрд. рублей, в том числе на:
мельничные комплексы - 32 млрд. рублей,
хлебопекарни - 3 млрд. рублей,
крупорушное производство - 5 млрд. рублей.
Предпосылками создания предприятий по выполнению механизированных работ и услуг для крестьянских (фермерских) хозяйств являются:
недостаток техники в крестьянских хозяйствах;
невозможность приобретения полного набора сельскохозяйственной техники в связи с отсутствием собственных или заемных средств;
высокая стоимость сельскохозяйственной техники.
В 1996-2000 годах необходимо организовать 10-15 кооперативных машинно-технологических станций и пунктов проката сложной специализированной техники (тяжелые тракторы, зерноуборочные и другие комбайны, машины по химической обработке посевов, семяочистительные комплексы, строительная и мелиоративная техника и др.).
Формирование парка машин вновь образуемых машинно-технологических станций будет происходить путем приобретения техники за счет кредитных ресурсов на основе лизинга, получения государственных субсидий, собственных средств хозяйств и других источников. Общая потребность средств на указанные цели составляет 31 млрд. рублей.

Жилищное строительство

С развитием крестьянского уклада на селе претерпевает изменение и технология жилища. Появляются новые требования к нему, которые должны отвечать не только возможностям рационального заселения, но и разнообразию условий ведения хозяйства. Однако на начальной стадии становления крестьянских хозяйств повсеместное строительство крестьянских жилищно-хозяйственных комплексов не представляется возможным из-за значительных финансовых затрат. В этих условиях получает распространение реконструкция существующих усадеб с перерастанием личного подсобного хозяйства в крестьянское.
Исходя из этого, в 1996-2000 годах для крестьянских хозяйств области необходимо ввести в эксплуатацию 150 тыс. кв. м жилья, в том числе 30 тыс. кв. м вводить ежегодно. Общая потребность капитальных вложений составит 47 млрд. рублей.

Водоснабжение и канализация

В связи с отсутствием централизованных систем водоснабжения водообеспечение крестьянских хозяйств должно осуществляться путем использования локальных систем, в которые входят следующие элементы:
водозаборная скважина;
водовод;
водонапорная башня;
разводящие сети водопровода.
В связи со сравнительно небольшим объемом водоотведения хозяйственно-бытовая канализация осуществляется также локальными системами с отводом сточных вод в водонепроницаемые жижесборники с последующим вывозом их в места, согласованные с органами санитарно-эпидемиологического надзора. Стоимость строительства систем водообеспечения и водоотведения в крестьянских хозяйствах в 1996-2000 годах составит 38 млрд. рублей.

Электроснабжение

Электроснабжение крестьянских хозяйств решается с учетом рекомендаций и требований энергоснабженческих организаций и осуществляется:
от сетей энергосистемы - при незначительном удалении хозяйств от сетей (строительство ВЛ-6, 10 кВ, монтаж П/СТ-10/0,4 кВ);
от дизельных электростанций - при значительном удалении крестьянских хозяйств от сетей;
от альтернативных источников электроснабжения (ветроэнергогенераторы).
В 1996-2000 годах необходимо построить 200 комплектных трансформаторных подстанций 10/0,4 кВ и 350 км воздушных линий 10,04 кВ. На эти цели потребуется 59 млрд. рублей капитальных вложений.

Газификация

Газификация крестьянских хозяйств осуществляется на базе как природного, так и сжиженного газа с использованием его для приготовления пищи, горячего водоснабжения, бытовых и хозяйственных нужд. В связи с тем что в настоящее время в области не газифицированы природным газом 4 района, в 17 районах охват населения газоснабжением составляет 10%, средства на газификацию крестьянских хозяйств предусматриваются на долевое участие в строительстве распределительных сетей как среднего давления, так и низкого давления с сооружениями на них. На эти цели потребуется выделение 16 млрд. рублей капитальных вложений (в ценах 1996 года).

Связь

Телефонизация крестьянских хозяйств ведется от существующих АТС типа АТСК-50/200М, на которых имеются свободные номерные емкости. Для привязки абонентов (крестьянских хозяйств) к опорным АТС предусматривается применение одноканальных радиоудлинителей типа "Лес-1", "КАРТ-С" и многоканальных - "Лес-4". На эти цели необходимо выделение 4 млрд. рублей капитальных вложений (в ценах 1996 года).

Водохозяйственное строительство

В ходе земельной реформы в состав земельного фонда крестьянских хозяйств переданы орошаемые земли на незначительных площадях. В целях стабилизации производства сельскохозяйственных культур предусматривается возможность строительства новых орошаемых участков на землях, имеющих надежное обеспечение водными ресурсами. При удельной стоимости строительства орошаемых участков в ценах 1991 года от 5 тыс. руб./га (площадью от 100 до 200 га) и до 50 тыс. руб./га (площадью до 10 га) общие капитальные вложения на строительство орошаемых земель в крестьянских хозяйствах составят 38 млрд. рублей, что позволит ввести в эксплуатацию 1 тыс. га новых площадей, или по 200 га ежегодно.

Строительство автомобильных дорог

В крестьянских хозяйствах все внутрипроизводственные перевозки осуществляются автомобильным транспортом. Однако значительная часть дорог не имеет твердого покрытия и становится непроезжей в весеннюю и осеннюю распутицу. Возрождение малых, в прошлом неперспективных хуторов и сел, требует их нормального жизнеобеспечения, широкой сети асфальтированных дорог или дорог с улучшенным покрытием.
В 1996-2000 годах необходимо построить 50 км дорог с твердым покрытием, на что потребуется 19 млрд. рублей капитальных вложений.

10. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация Программы позволит обеспечить развитие крестьянских хозяйств и кооперативов, повышение их экономической эффективности. Укрепится организационно-правовое и социальное положение крестьянских хозяйств, их материально-техническая база, возрастет производительность труда; повысятся профессиональный уровень и благосостояние фермеров; возрастет рыночная ориентация крестьянских хозяйств, расширится сфера занятости на селе; получат дальнейшее развитие фермерское самоуправление, кооперативные и интеграционные связи фермеров между собой и другими товаропроизводителями агропромышленного комплекса в производстве, переработке и сбыте продукции, агросервисном обслуживании, кредитовании, страховании и социальном обустройстве села.
Увеличится объем сельскохозяйственной продукции и изменится производственная структура фермерского сектора. Углубится специализация хозяйств, более быстрыми темпами будет развиваться животноводство. Объем производства сельскохозяйственной продукции в 2000 году по сравнению с 1995 годом увеличится в 1,7 раза, в том числе в земледелии - в 1,9 раза и животноводстве - в 1,3 раза. По отдельным видам продукции растениеводства (подсолнечник, зерно) доля фермеров возрастет до 11-15 и более процентов.
В земледелии рост производства будет достигнут за счет увеличения числа хозяйств и общей площади земель, более полного использования предоставленных им земельных участков, а также за счет повышения культуры производства.
Увеличение производства животноводческой продукции будет достигнуто путем увеличения поголовья крупного рогатого скота и свиней, создания более крупных товарных ферм и повышения продуктивности животных.
В северо-западной зоне области сохранится преимущественно специализация крестьянских хозяйств по выращиванию зерна, подсолнечника, гречихи, в животноводстве - по выращиванию свинины.
В заволжских районах области значительное развитие должно получить овцеводство и выращивание крупного рогатого скота местных пород.
Расширится производство овощей, плодов, выращивание картофеля в пригородных районах гг. Волгограда, Волжского, Камышина, Урюпинска. Фермерский сектор займет более прочное положение в системе агропромышленного производства, станет конкурентоспособным на продовольственном рынке. Доля фермерского сектора в общем объеме валовой продукции сельского хозяйства возрастет до 14-15 процентов.

11. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ
И КОНТРОЛЬ ЗА ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ

Государственным заказчиком Программы является Главное управление сельского хозяйства и продовольствия Администрации Волгоградской области. Управление Программой осуществляется государственным заказчиком и Волгоградской областной ассоциацией крестьянских (фермерских) хозяйств и их органами на местах.
Для осуществления взаимодействия органов исполнительной власти при Администрации Волгоградской области создается межведомственный координационный совет, в состав которого войдут специалисты Главного управления сельского хозяйства и продовольствия Администрации Волгоградской области, финансового управления Комитета экономики и финансов Администрации Волгоградской области, Комитета экономики и финансов Администрации Волгоградской области, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Волгоградской области, других заинтересованных областных органов исполнительной власти, а также Волгоградской ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов, представители научных и общественных организаций.
На основании показателей Программы и анализа хода выполнения программных мероприятий Главное управление сельского хозяйства и продовольствия Администрации Волгоградской области при участии Волгоградской областной ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств ежегодно подготавливают заявки на ассигнования из областного и федерального бюджетов для финансирования Программы и направляют их в Комитет экономики и финансов Администрации Волгоградской области и финансовое управление Комитета экономики и финансов Администрации Волгоградской области.
Главное управление сельского хозяйства и продовольствия Администрации Волгоградской области, Комитет экономики и финансов Администрации Волгоградской области, финансовое управление Комитета экономики и финансов Администрации Волгоградской области с привлечением работников Волгоградской областной ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов регулярно организуют проверки хода выполнения программных мероприятий и использования по целевому назначению средств, выделяемых из федерального, областного бюджетов и других источников, и ежегодно, не позднее 15 апреля, представляют Администрации Волгоградской области доклад о ходе реализации Программы за отчетный период. В процессе реализации Программы в нее могут вноситься изменения и дополнения с учетом динамики развития фермерского и кооперативного секторов, социально-экономического положения в области, новых теоретических и практических разработок.





Приложение 1
к Областной целевой программе
развития крестьянских (фермерских)
хозяйств и кооперативов
на 1996-2000 годы

ПРОГНОЗ
РАЗВИТИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ
НА 1996-2000 ГОДЫ

   --------------------------------T-------T-------T-------T--------¬

¦ ¦ 1994 ¦ 1995 ¦ 1996 ¦2000 год¦
¦ ¦ год ¦ год ¦ год ¦(прог- ¦
¦ ¦(отчет)¦(отчет)¦(отчет)¦ноз) ¦
+-------------------------------+-------+-------+-------+--------+
¦Число крестьянских (фермерских)¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦хозяйств (на конец года) ¦ 11873¦ 12167¦ 13005¦ 14000¦
¦Площадь сельскохозяйственных¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦угодий: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ всего (тыс. га) ¦ 972,2¦ 1039,4¦ 1099,4¦ 1400,0¦
¦ на одно хозяйство (га) ¦ 81,9¦ 85,4¦ 84,5¦ 100,0¦
¦Площадь пашни - всего (тыс. га)¦ 798,7¦ 848,3¦ 889,6¦ 1148,0¦
¦ на одно хозяйство (га) ¦ 87,3¦ 69,7¦ 68,4¦ 82,0¦
¦Удельный вес крестьянских (фер-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦мерских) хозяйств в общей пло-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦щади пашни (в процентах) ¦ 13,8¦ 14,7¦ 15,2¦ 19,5¦
L-------------------------------+-------+-------+-------+---------






Приложение 2
к Областной целевой программе
развития крестьянских (фермерских)
хозяйств и кооперативов
на 1996-2000 годы

ПРОИЗВОДСТВО
ОСНОВНЫХ ВИДОВ ПРОДУКЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
В КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВАХ ОБЛАСТИ
НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА

   ---T--------------------T--------T-----T-----T-------------------¬

¦№ ¦ Наименование ¦Единица ¦1995 ¦1996 ¦ 2000 год (прогноз)¦
¦пп¦ продукции ¦измере- ¦год, ¦год, +-------T-----------+
¦ ¦ ¦ния ¦отчет¦отчет¦ всего ¦в % ко всем¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦категориям ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦хозяйства ¦
+--+--------------------+--------+-----+-----+-------+-----------+
¦1.¦Зерно (в весе после¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦доработки) ¦тыс. т ¦147,3¦212,1¦ 450,0¦ 11,8 ¦
¦2.¦Масличные - всего ¦тыс. т ¦ 60,6¦ 36,3¦ 68,0¦ 13,6 ¦
¦ ¦в том числе подсол-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нечник ¦тыс. т ¦ 57,8¦ 33,7¦ 63,0¦ 15,8 ¦
¦3.¦Картофель ¦тыс. т ¦ 0,7¦ 0,4¦ 1,0¦ 0,3 ¦
¦4.¦Овощи ¦тыс. т ¦ 5,9¦ 2,3¦ 6,3¦ 2,1 ¦
¦5.¦Продовольственные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦бахчи ¦тыс. т ¦ 16,3¦ 8,5¦ 17,0¦ 14,0 ¦
¦6.¦Реализация скота и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦птицы на убой в жи-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вой массе ¦тыс. т ¦ 7,7¦ 7,7¦ 11,0¦ 4,3 ¦
¦7.¦Молоко ¦тыс. т ¦ 32,4¦ 26,6¦ 42,0¦ 5,0 ¦
¦8.¦Яйца ¦млн. шт.¦ 5,2¦ 4,6¦ 7,3¦ 1,1 ¦
¦9.¦Шерсть ¦ т ¦ 112¦ 90¦ 115¦ 3,9 ¦
L--+--------------------+--------+-----+-----+-------+------------






Приложение 3
к Областной целевой программе
развития крестьянских (фермерских)
хозяйств и кооперативов
на 1996-2000 годы

ПОТРЕБНОСТЬ
В КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЯХ НА РАЗВИТИЕ КРЕСТЬЯНСКИХ
(ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ И СЕЛЬХОЗКООПЕРАТИВОВ
НА 1996-2000 ГОДЫ

(млрд. руб.)
   ------------------T-------T-------T-------T-------T-------T------¬

¦ ¦ 1991 ¦ 1992 ¦ 1995 ¦ 1996 ¦ 1997 ¦ 2000 ¦
¦ ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦
¦ ¦(отчет)¦(отчет)¦(отчет)¦(отчет)¦(отчет)¦(прог-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ноз) ¦
+-----------------+-------+-------+-------+-------+-------+------+
¦Общий объем капи-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тальных вложений¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(за счет всех ис-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦точников финанси-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦рования): ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в ценах 1996 года¦661,00 ¦2087,00¦54,00 ¦70,00 ¦82,00 ¦120,00¦
¦в ценах 1991 года¦0,13 ¦0,41 ¦0,01 ¦0,013 ¦0,016 ¦0,023 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Собственные и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦привлеченные сре-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦дства крестьянс-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ких хозяйств и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦кооперативов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в ценах 1996 года¦101,00 ¦458,00 ¦4,50 ¦6,30 ¦10,00 ¦24,00 ¦
¦в ценах 1991 года¦0,02 ¦0,09 ¦0,0008 ¦0,001 ¦0,002 ¦0,004 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Бюджетные средст-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ва всех уровней ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в ценах 1996 года¦560,00 ¦1629,00¦49,50 ¦63,70 ¦72,00 ¦96,00 ¦
¦в ценах 1991 года¦0,11 ¦0,32 ¦0,0092 ¦0,012 ¦0,014 ¦0,019 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Индексы пересчета¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦цен 1991 года ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 1992 год - 21 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 1995 год - 3394 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 1996 год - 5091 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-----------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------



   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru