Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Волгоградского ТУ ГКАП РФ от 12.02.1996
<ПО ДЕЛУ № 74 ОТ 13.11.1995 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, НАЧАТОМУ ПО ЗАЯВЛЕНИЮ АООТ ЗАВОД "СИМ", ТОО ОРК "ЦАРИЦА-1", АООТ "ВОЛГОГРАДСКИЙ АЛЮМИНИЙ", ВОЛГОГРАДСКОГО КОММЕРЧЕСКОГО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО БАНКА, АООТ "ВОЛГОГРАДСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД", АООТ "ВОЛЖСКАЯ ГЭС", ГП ЦКБ "ТИТАН" В ОТНОШЕНИИ АООТ "ЭЛЕКТРОСВЯЗЬ">

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ВОЛГОГРАДСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ НОВЫХ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТРУКТУР

РЕШЕНИЕ
от 12 февраля 1996 года

(извлечение)

Комиссия Волгоградского территориального управления ГКАП России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрела материалы производства по делу № 74 от 13 ноября 1995 г. о нарушении п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", начатого по заявлению АООТ Завод "СИМ" от 06.10.95 № 01-01/280, ТОО ОРК "Царица - 1" от 03.10.95 № 37, АООТ "Волгоградский алюминий" от 30.10.95 № юр-13/48, Волгоградского коммерческого агропромышленного банка от 23.11.95 № 13-387-666, АООТ "Волгоградский судостроительный завод" от 04.12.95 № 38/074, АООТ "Волжская ГЭС" от 20.12.95 19/973, ГП ЦКБ "Титан" от 23.01.96 № 471/287, в отношении АООТ "Электросвязь".
Комиссия установила:
1. В конце 1995 г. АООТ "Электросвязь" направило своим контрагентам оферту о заключении договора на оказание услуг телефонной, телеграфной связи и проводного вещания в 1996 г. (в дальнейшем - договор). Контрагенты, не согласные с формулировкой некоторых пунктов договора, акцептировали оферту с протоколом разногласий. Но АООТ "Электросвязь" отклонило протокол, мотивируя это тем, что согласно специфике предоставляемых услуг, а также в целях универсализации расчетной системы договор составлен в стандартной, единой для всех пользователей форме, что автоматически относит его к категории "договоров присоединения, заключение которых возможно не иначе как путем присоединения к тексту договора". В случае отказа контрагентов от заключения вышеуказанного договора, АООТ "Электросвязь" вынуждено отказать в предоставлении услуг. При условии отзыва протокола разногласий договоры между контрагентами считаются заключенными.
2. Заявители, усмотрев в названных действиях АООТ "Электросвязь" признаки нарушения п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него), обратились в Волгоградское территориальное управление ГКАП России с требованием об изменении следующих пунктов договора:
п. 9.1 договора, предусматривающего взимание с абонентов аванса в размере начислений за предыдущий месяц. Заявители предложили либо исключить данный пункт договора, либо определить аванс в размере 50% от суммы. Комиссией не было получено удовлетворительных доказательств ущемления интересов заявителей п. 9.1 договора;
п. 9.8 договора, предусматривающий условие ответственности за просрочку оплаты счетов в виде пени в размере удвоенной ставки Центробанка РФ от суммы непогашенной задолженности за весь период просрочки. Заявителями предложено заменить размер ответственности на 0,5% просрочки за каждый день либо установить размер ответственности согласно ст. 395 ГК РФ (одна учетная ставка ЦБ РФ). Проведенный анализ договоров (85 экземпляров хозяйствующих субъектов, заключенных в 1995 г.) показал, что в хозяйственной практике основными видами ответственности являются:
пеня в размере 0,5% в день за каждый день просрочки в 23 договорах (27,5% от общего числа);
ответственность, определяемая действующим законодательством в 17 договорах (20,0% от общего числа).
Принцип гражданско-правовой ответственности - компенсационный. Ст. 395 ГК РФ предусматривает ответственность в размере учетной ставки банковского процента на день исполнения денежного обязательства. Данная статья обеспечивает кредитору возмещение ущерба, понесенного вследствие просрочки платежа. Комиссией доказано, что отказ АООТ "Электросвязь" заявителям от внесения изменений в п. 9.8 является нарушением п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции..." - навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него.
П. 9.9 договора, предусматривающий отказ в предоставлении всех услуг по договору, при условии нарушения абонентом сроков оплаты в течение более 30 дней по любой предоставляемой АООТ "Электросвязь" услуге. Заявители предложили предусмотреть отказ в предоставлении только той услуги, по которой имеется задолженность. Комиссия сделала вывод о том, что АООТ "Электросвязь", предлагая данный пункт в договор, не выходило за рамки ст. 14 ГК РФ, в которой допускается самозащита гражданских прав, способы которой должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.
П. 9.10 договора, предусматривающий право АООТ "Электросвязь" на расторжение договора при нарушении сроков оплаты контрагентами более 2 месяцев в одностороннем порядке. Заявителями было предложено исключить п. 9.10 из договора, Комиссией установлено, что данный пункт противоречит ст. 450 ГК РФ, в которой говорится, что расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором. Требование о расторжении договора может быть заявлено в суд.
Руководствуясь ст. 12 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и в соответствии с Правилами рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденными приказом ГКАП России № 53 от 12 мая 1994 г., Комиссия решила:
1. Удовлетворить требования заявителей об изменении редакции п. 9.8 договора о предоставлении услуг телефонной, телеграфной связи и проводного вещания на следующую: "При нарушении сроков оплаты Абонент уплачивает Электросвязи пеню в размере одной учетной ставки Центробанка РФ". Выдать АООТ "Электросвязь" предписание о прекращении нарушения п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
2. Отказать заявителям в удовлетворении требований по п.п. 9.1, 9.9.
3. Рекомендовать АООТ "Электросвязь" исключить п. 9.10 договора.

Председатель Комиссии
В.С.БУКИНА

Члены Комиссии
М.В.ПИВОВАРОВА
Я.В.ЧЕРМАШЕНЦЕВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru