Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Волгоградской областной Думы от 03.02.1994 № 3/15
"О РЕГЛАМЕНТЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Утратил силу в связи с изданием Постановления Волгоградской областной Думы от 25.01.2007 № 1/12.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Фактически утратил силу в связи с изданием Постановления Волгоградской областной Думы от 02.08.1995 № 24/220.



ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 февраля 1994 г. № 3/15

О РЕГЛАМЕНТЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ

Волгоградская областная Дума постановляет:
утвердить Регламент Волгоградской областной Думы (прилагается).

Председатель областной Думы
Л.В.СЕМЕРГЕЙ





Приложение
к Постановлению
Волгоградской областной Думы
от 3 февраля 1994 г. № 3/15

РЕГЛАМЕНТ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ ПЕРВОГО СОЗЫВА

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Волгоградская областная Дума (далее - Дума) является законодательным и представительным органом государственной власти на территории Волгоградской области.
Депутаты Думы избираются населением области в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Положением о выборах депутатов Думы.
Установленный состав Думы первого созыва - 32 депутата.

Статья 2. Порядок деятельности Думы и ее депутатов определяется федеральным законодательством, а также Уставом области, Положением о Думе, настоящим Регламентом, которые принимает и изменяет Дума.

Статья 3. Дума взаимодействует с администрацией области, судебной властью области, органами местного самоуправления на основе действующего законодательства.

Статья 4. Областные законы и постановления Думы, принятые ею в пределах предоставленных Конституцией и законодательством Российской Федерации полномочий, обязательны для всех расположенных на территории области предприятий (объединений), учреждений, организаций вне зависимости от форм собственности и ведомственной подчиненности (в том числе иностранных и совместных), кооперативов, политических и других общественных объединений и их органов, должностных лиц и граждан.
Правовые акты, принятые Думой, подлежат государственной, в том числе судебной защите на территории области.

Статья 5. Деятельность Думы осуществляется на заседаниях и в ее рабочих органах.

Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДУМЫ

Раздел 1

ГАРАНТИИ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕПУТАТОВ ДУМЫ

Статья 6. На депутатов Думы распространяется федеральное и областное законодательство о статусе депутатов представительных органов государственной власти.
Руководители и должностные лица государственных органов, предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, общественных объединений обязаны обеспечить депутатам Думы:
беспрепятственное посещение по депутатскому удостоверению предприятий, учреждений и организаций;
безотлагательный прием депутатов Думы должностным лицом;
рассмотрение и принятие мер по представлению депутата Думы о выявленных нарушениях законности и другим обращениям депутата;
оказание необходимого содействия и помощи в реализации депутатских полномочий, в том числе консультациями специалистов по вопросам депутатской деятельности;
беспрепятственное получение и распространение депутатом Думы информации, необходимой для осуществления депутатской деятельности;
неприкосновенность, предусмотренную законодательством.

Статья 7. С учетом того, что избирательный округ депутата Думы включает территорию городов и районов, главы местного самоуправления на территории округа:
обеспечивают прием, регистрацию корреспонденции на имя депутата Думы, принимают по предложению депутата меры для рассмотрения и разрешения поступивших на его имя жалоб, заявлений и предложений от избирателей округа или по результатам приема им граждан;
по просьбе депутата Думы содействуют организации его отчета перед избирателями округа, в том числе безвозмездно выделяют помещение, извещают граждан о месте и времени встречи с депутатом, предоставляют справочные и информационные материалы депутату, оказывают помощь в обеспечении транспортом.

Статья 8. Дума имеет собственное имущество, сохранность которого обеспечивается аппаратом Думы либо совместно с другими органами.
В целях обеспечения эффективной деятельности Думы должностные лица Думы и администрация области создают необходимые условия труда депутатов по следующим минимальным нормативам:
отдельные кабинеты предоставляются председателю Думы, заместителю председателя, председателям постоянных комиссий, руководителям подразделений аппарата Думы; для депутатов, работающих на постоянной штатной основе, - один кабинет не более чем для двух депутатов; для депутатов, осуществляющих свои полномочия без отрыва от основной работы, - один кабинет не более чем для четырех депутатов; для заседаний постоянных комиссий - общий кабинет с учетом размещения членов комиссии и приглашенных на заседание;
депутатам, работающим в Думе на постоянной штатной основе и проживающим за пределами городов Волгограда и Волжского, предоставляются однокомнатные служебные квартиры с мебелью; для депутатов, не порывающих с основной работой, оборудуется служебная квартира - гостиница;
депутатам, осуществляющим полномочия без отрыва от основной работы, возмещаются расходы, связанные с депутатской деятельностью;
каждое рабочее место в кабинетах депутатов Думы и ее аппарата оборудуется телефонами городской и местной связи;
служебные автомобили закрепляются за председателем Думы, заместителем председателя, каждой постоянной комиссией, структурными подразделениями аппарата Думы; предусматривается два автомобиля для обеспечения деятельности депутатов, работающих на постоянной основе, и дежурный автомобиль (с 18.00 часов и по нерабочим дням);
председатель Думы, заместитель председателя, постоянные комиссии, подразделения аппарата Думы обеспечиваются средствами оргтехники и компьютерами;
предусматривается работа в Думе: протокольного сектора, машинописного бюро, копировально - множительной группы, информационно - методического кабинета, юридической группы, контрольно - счетной палаты.

Раздел 2

ЗАСЕДАНИЕ ДУМЫ

1. Порядок созыва заседания

Статья 9. Заседание - основная форма работы Думы, на котором рассматриваются и решаются вопросы, отнесенные к ведению законодательной (представительной) власти области Конституцией и законодательством Российской Федерации, Положением о Думе либо делегированные ей по договору другими органами. Заседание Думы правомочно, если на нем присутствует не менее половины от числа избранных депутатов Думы.

Статья 10. Первое заседание Думы созывается председателем областной избирательной комиссии не позднее чем в трехнедельный срок после избрания в Думу не менее двух третей от числа депутатов, установленного для Думы.
Подготовка первого заседания Думы, формирование проекта повестки дня, оповещение избранных депутатов и населения, обеспечение депутатов необходимыми информационными и справочными материалами, организация освещения первого заседания средствами массовой информации и решение других необходимых вопросов возлагается на председателя предыдущего органа представительной власти области.
Для выработки предложений, вносимых на первое заседание, организуются собрания вновь избранных депутатов, на которых могут формироваться оргкомитеты, рабочие группы и другие временные органы, подготавливающие предложения по предварительным кандидатурам на должности председателя Думы, его заместителя, председателей и членов постоянных комиссий, порядку проведения первого заседания (Регламент на первое заседание).
Первое заседание открывает и ведет до момента избрания председателя Думы председатель областной избирательной комиссии или председатель оргкомитета.
Основные вопросы, которые необходимо решить на первом заседании: определить порядок работы и повестку дня заседания, избрать мандатную комиссию для проверки полномочий избранных депутатов, сформировать органы Думы. После принятия постановления о признании полномочий избранных депутатов рассматривается вопрос об избрании председателя Думы. Сроки и порядок избрания, назначения и утверждения других должностных лиц Думы и ее органов определяются Думой в соответствии с законодательством и настоящим Регламентом.

Статья 11. Очередные заседания Думы созываются ее председателем в соответствии с утвержденным режимом работы Думы.

Статья 12. Внеочередные заседания Думы созываются:
а) по письменному требованию не менее одной трети от числа избранных депутатов Думы с перечнем предлагаемых для обсуждения вопросов. В требовании, скрепленном личными подписями депутатов, указываются их фамилии, инициалы, наименования и номера избирательных округов;
б) по письменному требованию главы администрации области, в котором указываются предлагаемые для обсуждения вопросы;
в) по инициативе председателя Думы.

Статья 13. Чрезвычайное заседание созывается председателем Думы незамедлительно при:
введении на территории Российской Федерации, Волгоградской области или части ее режима чрезвычайного положения в соответствии с Законом Российской Федерации "О чрезвычайном положении";
обращении Президента Российской Федерации, палат Федерального Собрания Российской Федерации к народу, органам государственной власти и управления ввиду угрозы конституционному строю государства, внешнего военного нападения, возникновения межнациональных или иных конфликтов;
массовых нарушениях общественного порядка на территории области;
возникновении эпидемий, эпизоотий и стихийных бедствий, требующих принятия экстренных решений;
других чрезвычайных обстоятельствах.
При поступлении депутату сообщения о созыве чрезвычайного заседания он обязан безотлагательно прибыть на него.
Порядок работы чрезвычайного заседания устанавливается Думой с учетом чрезвычайного законодательства и конкретной обстановки.

Статья 14. Заседания Думы проводятся гласно и открыто для присутствия на них граждан, должностных лиц, представителей средств массовой информации, трудовых коллективов, общественных объединений.
Информация о порядке работы Думы, повестка дня ближайших заседаний обнародуются через средства массовой информации.
На заседании Думы глава администрации области, прокурор области либо их представители присутствуют с правом совещательного голоса.
Представители средств массовой информации имеют право присутствовать на открытых заседаниях Думы по служебному удостоверению личности. Они могут производить фото-, кино- и телесъемку, записывать ход заседания на диктофон, пользоваться другими техническими средствами, не мешая при этом нормальному ходу заседания.
При наличии большого количества представителей средств массовой информации председатель Думы вправе установить аккредитацию с выдачей соответствующего удостоверения на право присутствия в зале заседаний.
Решение о прямой радио- и телетрансляции принимается, если за него проголосовало не менее двух третей от числа избранных депутатов Думы с возмещением затрат на трансляцию из областного бюджета.
Председатель Думы определяет в зале заседаний специальные места для представителей средств массовой информации.
Средства массовой информации несут ответственность за достоверность информирования населения о заседаниях Думы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Граждане, представители трудовых коллективов и организаций, общественных объединений могут присутствовать на заседании Думы, если в помещении, где оно проводится, имеются условия для их размещения без ущерба для нормальной работы депутатов; в иных случаях они могут присутствовать на заседании по приглашениям, распространенным по согласованию с председателем Думы.
Присутствующие на заседании лица, не являющиеся депутатами Думы, могут подать заявку в секретариат для выступления или дачи справки (в том числе и при формировании повестки дня). Председательствующий предоставляет им слово после выступления депутатов с разрешения Думы, если не будет принят другой порядок. Эти лица не участвуют в обсуждении порядка ведения заседания.
Депутатам Федерального Собрания обеспечивается возможность выступлений, внесения предложений и замечаний по любому обсуждаемому вопросу наравне с депутатами Думы.

2. Рабочие органы заседания Думы, их образование
и порядок работы

Статья 15. Для четкой организации проведения заседаний Думы из числа депутатов могут формироваться ее рабочие органы: рабочий президиум, подготовительная и редакционная комиссии по проектам, регламентная группа.

Статья 16. Председательствует на заседании председатель Думы, который ведет заседание в соответствии с настоящим Регламентом. При отсутствии председателя Думы председательствует заместитель председателя Думы, а при его отсутствии - избранный Думой депутат.
В конфликтной ситуации, а также для проведения выборов председательствующего на заседании, при отсутствии председателя Думы и его заместителя (либо при решении вопросов, затрагивающих их интересы) Дума вправе провести выборы председательствующего тайным голосованием или пригласить в качестве председательствующего старейшего по стажу или возрасту депутата, председателя мандатной комиссии Думы.

Статья 17. Функции секретариата Думы возлагаются на протокольный сектор аппарата Думы.
Думой могут быть образованы рабочие группы по отдельным вопросам (обобщение писем, изучение материалов в прессе и т.п.) как из числа депутатов, так и из числа других лиц.
Для обслуживания заседания могут привлекаться специалисты, консультанты и другие помощники, в том числе на договорной основе.
Секретариат на заседании осуществляет связь рабочего президиума с депутатами; выполняет организационно-управленческие поручения председательствующего по вопросам хода заседания; организует ведение стенограммы и протокола; принимает, регистрирует и передает председательствующему заявки на выступления, письменные вопросы, справки, сообщения, предложения, обращения, жалобы, проекты постановлений и другие материалы, поступающие от депутатов и иных лиц, присутствующих на заседании, а также поступления по почте (телеграфу, телефону и т.д.) в адрес Думы в период ее работы.

Статья 18. Подсчет голосов при голосовании на заседании Думы обеспечивает аппарат Думы. В необходимых случаях Дума может образовать счетную группу (комиссию) из числа депутатов открытым голосованием.
Численный состав счетной группы (комиссии), срок и порядок ее деятельности устанавливает Дума.

Статья 19. Для разработки проектов документов, выносимых на заседание, постоянные комиссии и депутатские объединения вправе образовать из числа депутатов Думы подготовительные комиссии (рабочие группы).
Они избираются открытым голосованием большинством голосов от присутствующих. Работа данной комиссии (группы) носит временный характер - до принятия (утверждения) разработанного ею документа.
Подготовительные комиссии (группы) могут привлекать к работе представителей государственных и общественных органов, научных учреждений, специалистов и ученых.
Редакционная комиссия может избираться на первом заседании Думы на весь срок ее деятельности; а равно и образовываться по конкретному вопросу, проекту постановления (в этом случае ее полномочия исчерпываются с принятием постановления). Редакционная комиссия избирается открытым голосованием большинством голосов от числа присутствующих.
В отдельных случаях при подготовке и редактировании материалов программного, масштабного и иного характера, затрагивающих интересы обширных слоев населения и предусматривающих глубокие преобразования, подготовительная и редакционная комиссии с согласия Думы вправе провести обсуждение материалов среди различных групп избирателей, специалистов, компетентных в конкретных проблемах.

3. Права депутата на заседании Думы

Статья 20. Депутат на заседании Думы вправе:
избирать и быть избранным в органы Думы;
вносить предложения, обоснованно требовать направления их в органы Думы либо включения в повестку дня заседания;
высказывать свое мнение либо мнение объединения депутатов (по его официальному поручению) о необходимости образования тех или иных органов Думы, персональному составу этих органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Думой, заявлять отводы или самоотводы по кандидатурам; самоотводы принимаются без обсуждения и голосования;
вносить предложения и замечания по повестке дня, порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;
вносить предложения о проверках исполнения государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями областных законов, постановлений Думы;
вносить предложения о вынесении поручений Думой в адрес уполномоченных государственных органов о проверке соблюдения федерального законодательства, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации на территории области;
вносить предложения о проведении депутатского расследования по любому вопросу, отнесенному к ведению Думы;
ставить вопрос о разработке постановления Думы, вносить проекты постановлений, поправки к проектам постановлений, предлагать изменения и дополнения в действующие постановления Думы;
участвовать в прениях, задавать вопросы председательствующему на заседании, докладчику (содокладчику), требовать ответа на них и давать оценку полноте ответа либо соответствующим действиям (бездействию) указанных лиц по существу вопроса, соблюдая при этом этические нормы и положения настоящего Регламента; вопросы выступающим в прениях могут быть заданы только с их согласия и разрешения председательствующего;
выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам, давать справки;
от своего имени или по поручению депутатского объединения вносить альтернативные проекты;
оглашать обращения граждан, имеющие общественное значение;
получать необходимые для обсуждения вносимых на заседание вопросов документы, справочные и информационные материалы, проекты постановлений, в том числе альтернативные;
обращаться к Думе за защитой своих депутатских прав, чести, достоинства и полномочий;
приглашать на заседания Думы избирателей, других лиц, согласовывая это предварительно с председателем Думы, а в установленных Регламентом случаях оформлять на указанных лиц пригласительные билеты;
представлять на заседании интересы органа местного самоуправления или органа территориального общественного самоуправления, выраженные в форме письменного поручения депутату;
обращаться к депутатам Думы с просьбой личного характера, если это не противоречит настоящему Регламенту и нормам депутатской этики;
объединяться во временные нерегистрируемые коалиции депутатов Думы в соответствии с личной позицией в целях координации действий;
знакомиться с текстами своих выступлений в стенограммах и протоколах заседаний Думы и ее органов, в том числе до их опубликования; получать копии этих текстов, а также получать копии текстов своих выступлений, не подлежащих опубликованию (произнесенных или переданных при закрытых заседаниях Думы и ее органов);
требовать включения в протокол заседания Думы текстов выступлений, не прозвучавших на заседании, а равно и изложенных в письменном виде предложений и замечаний по вопросам повестки дня;
проявлять иные инициативы, в том числе по изменению и дополнению законодательства, придерживаясь при этом процедур настоящего Регламента и норм депутатской этики.

4. Порядок проведения заседания Думы

Статья 21. Заседания Думы проводятся в установленные дни. Начавшееся заседание Думы считается оконченным, когда исчерпана повестка дня данного заседания. По ходу работы Думы могут проводиться заседания ее постоянных комиссий и других органов, иных комиссий и депутатских объединений.
В заседании по решению депутатов Думы может быть сделан перерыв на срок, устанавливаемый Думой.
Перед началом каждого заседания, в том числе после перерыва, проводится регистрация депутатов.
Депутат Думы обязан участвовать в работе заседаний Думы, ее органов, в состав которых он избран.
По решению депутатов Думы информация о депутатах, систематически не участвующих в заседаниях Думы или ее органов, может быть опубликована в средствах массовой информации или доведена до общественных объединений, выдвинувших данного депутата.
В соответствии с законодательством Думой может быть поставлен вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата.

Статья 22. Председательствующий на заседании Думы:
открывает и закрывает заседания;
объявляет перерывы в соответствии с настоящим Регламентом или установленным для данного заседания порядком;
предоставляет слово докладчикам, содокладчикам, выступающим;
организует прения, оглашает письменные запросы, заявления и справки депутатов и депутатских объединений;
предоставляет слово депутатам для устных вопросов и справок, выступлений по мотивам голосования;
объявляет о поступивших проектах областных законов, постановлений, предложений по рассматриваемым вопросам, ставит их на голосование;
оглашает вопросы и заявления, информирует о других материалах, поступивших в рабочий президиум;
объявляет результаты голосования;
обеспечивает соблюдение всеми присутствующими настоящего Регламента;
обеспечивает в зале заседания порядок, а при его нарушении депутатами Думы делает им замечание (предупреждение) и вправе ставить вопрос перед Думой о рассмотрении поведения данных депутатов в мандатной комиссии; удаляет из зала нарушителя, не являющегося депутатом Думы;
руководит работой рабочих органов Думы;
дает поручения, связанные с обеспечением работы заседания Думы, ее органам и работникам аппарата Думы;
выполняет иные функции, вытекающие из его роли председательствующего, с учетом конкретной обстановки на заседании.
Председательствующий на заседании способствует духу сотрудничества, сближению позиций сторон по рассматриваемым вопросам, достижению консенсуса; в этих целях он организует проведение консультаций между фракциями, группами, блоками депутатов, согласительными комиссиями.
Во время заседаний председательствующий не вправе давать оценку выступлениям депутатов.

Статья 23. Заседания Думы проводятся, как правило, с 10 до 17 часов с одним большим перерывом на обед (не менее часа) и короткими перерывами (15-20 минут) через каждые полтора часа работы. По решению депутатов Думы может быть установлен иной режим работы.
Для урегулирования организационно-технических вопросов председательствующий, депутатское объединение, орган Думы, рабочий орган заседания Думы вправе запросить дополнительный технический перерыв - до 30 минут. Предложение подается в письменном виде в секретариат или устно в перерыве между выступлениями. Технический перерыв предоставляется открытым голосованием, если за него подано не менее одной трети голосов от числа избранных депутатов Думы.
Продолжительность перерыва для работы согласительной комиссии устанавливается по предложению соответствующих сторон открытым голосованием.
Для проведения экстренного заседания постоянной комиссии в ходе заседания Думы предоставляется специальный перерыв с согласия, принятого не менее одной пятой от числа избранных депутатов Думы открытым голосованием по мотивированному предложению председателя соответствующей комиссии.
В конце каждого полного дня заседания Думы либо перед длительным перерывом в ее работе предоставляется время до 30 минут для заявлений, справок, сообщений, объявлений.

Статья 24. Для докладов на заседании Думы предоставляется до 15 минут, для содокладов - до 10 минут. Выступающим в прениях - до 5 минут, для повторных выступлений, а также при постатейном обсуждении проектов постановлений - до 3 минут, для выступлений по кандидатурам, порядку ведения заседаний, мотивам голосования, для заявлений, внесения предложений, сообщений и справок - до 3 минут.
Докладчики и содокладчики имеют право на заключительное слово после обсуждения - до 3 минут.
С согласия большинства присутствующих на заседании председательствующий может продлить время выступления.

Статья 25. Заявления о предоставлении слова для выступления в прениях направляются в секретариат заседания Думы.
Председатель Думы имеет право взять слово для выступления в любое время.
Лица, присутствующие на заседании, но не являющиеся депутатами, подают заявления о предоставлении слова для выступления в секретариат, где эти заявления регистрируются и затем передаются председательствующему. Выступления лицам, не являющимся депутатами Думы, предоставляются председательствующим, с согласия Думы, через 3-5 выступлений депутатов Думы.
Слово по порядку ведения заседания, по мотивам голосования, для справки, ответа на вопрос и дачи разъяснений может быть предоставлено председательствующим вне очереди по решению большинства депутатов от присутствующих.
Вопросы докладчикам направляются в письменной форме в секретариат или задаются с разрешения председательствующего из зала.

Статья 26. Выступающие на заседании Думы или ее органа депутаты обязаны соблюдать правила депутатской этики.
Председательствующий при нарушении этих норм вправе сделать предупреждение о недопустимости такого поведения, а при продолжении - лишить выступающего слова. Указанным лицам слово для повторного выступления по обсуждаемому вопросу может быть предоставлено с согласия большинства от присутствующих депутатов.
По инициативе председательствующего, группы депутатов не менее 1/10 от числа избранных в Думу депутатов, вопрос о некорректном поведении направляется для рассмотрения в мандатную комиссию.
Если выступающий отклоняется от обсуждаемого вопроса, председательствующий может призвать его придерживаться темы.

5. Порядок формирования повестки заседания Думы

Статья 27. Предварительные предложения в повестку заседания Думы вносятся председателем Думы, а также на его имя: главой администрации области, прокурором области, постоянными комиссиями, другими органами Думы, депутатскими объединениями, депутатами Думы, органами местного самоуправления и общественных объединений.
Предварительные предложения в повестку дня заседания Думы вносятся в письменном виде.
Председатель Думы обязан внести указанные предложения в проект повестки заседания и зарегистрировать их в порядке поступления с указанием даты поступления, а на чрезвычайное заседание - даты и времени поступления предложения.
Председатель Думы на совещании с руководителями органов Думы определяет сроки вынесения поступивших предложений на заседание Думы, перечень, порядок и сроки предоставления инициаторами проектов (законов, постановлений) и других материалов по соответствующим вопросам либо дает задание на разработку таких проектов. Проекты законов, постановлений и другие материалы для рассмотрения на чрезвычайном заседании могут разрабатываться непосредственно в ходе чрезвычайного заседания.

Статья 28. После открытия заседания и оглашения вопросов, предварительно внесенных в проект повестки заседания, могут быть поданы и другие предложения и замечания к повестке и порядку рассмотрения вопросов и ведения заседания, которые подаются в секретариат в письменном виде либо излагаются устно в выступлении депутатов Думы.
Предложения, поступившие в письменном виде, оглашаются председательствующим в порядке их поступления.
На голосование по утверждению повестки заседания Думы ставится каждое предложение в порядке поступления. По каждому вопросу возможно обсуждение о необходимости его включения в повестку заседания.
Дума определяет перечень вопросов, включенных в повестку заседания. По вопросам, предложенным предварительной повесткой заседания, по которым возникли сомнения даже у одного депутата, голосование проводится с формулировкой: "О включении данного вопроса в повестку заседания Думы", по дополнительным вопросам, предложенным в повестку заседания, голосование проводится с аналогичной формулировкой.
Вопрос включается в повестку заседания Думы открытым голосованием, если за него проголосовало не менее одной трети от числа избранных депутатов Думы. Затем Дума определяет очередность рассмотрения вопросов повестки заседания.
Без голосования подлежат обязательному включению в повестку заседания Думы предложения главы администрации области, прокурора области, мандатной комиссии.
После утверждения повестки заседания Думы предложения о дополнениях (изменениях) в нее вносятся в письменном виде в секретариат, рассматриваются в порядке поступления и принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов Думы, а вновь внесенные вопросы рассматриваются после основной повестки заседания.

Статья 29. Требования к материалам при внесении вопросов в повестку заседания Думы:
проекты законов области, постановлений Думы должны иметь указание на органы и лица, их разработавшие, и исполнителей;
проекты законов области, постановлений должны пройти правовую, финансовую и профессиональную (по отраслям деятельности, которые затрагивают проект) экспертизу, о чем представляются отзывы (заключения, справки, рецензии), обсуждение в соответствующих постоянных комиссиях Думы, иметь визы в соответствии с установленными Думой требованиями;
в сопроводительном письме дается краткое обоснование причины внесения предложений, их актуальность, состояние проблемы в цифрах и фактах, возможные пути и требуемые средства, источники этих средств для решения вопроса, ожидаемый эффект и возможные негативные последствия;
на чрезвычайное заседание, а также при включении дополнительного вопроса в уже утвержденную повестку дня: устное обоснование внесенного предложения, подкрепленное необходимыми цифрами и фактическими, а при необходимости и свидетельскими данными, а также предложения по составу группы депутатов, которая будет разрабатывать проект постановления Думы.
По вопросам, внесенным в повестку дня непосредственно на заседании, имеющиеся проекты постановлений в обязательном порядке направляются на правовую, профессиональную (по отраслям деятельности, которые затрагивает проект) и финансовую экспертизы и для обсуждения в соответствующих постоянных комиссиях Думы. Без наличия этих заключений окончательное принятие постановления по этому вопросу повестки дня не может быть поставлено на голосование.

Статья 30. Исключительно на заседании Думы решаются следующие вопросы:
принятие и внесение изменений в Устав области;
принятие законов области;
дача согласия на привлечение депутата Думы к ответственности;
избрание и освобождение от должности председателя Думы и его заместителя, заслушивание отчетов об их деятельности;
образование, избрание и управление постоянных и других комиссий, иных органов Думы, изменение их состава;
принятие и изменение Регламента Думы;
утверждение предельной численности аппарата Думы;
утверждение схемы управления областью, структуры администрации области;
утверждение планов и программ экономического, социального и экологического развития области, бюджета области и отчетов об их исполнении;
иные вопросы, отнесенные законодательством к исключительной компетенции Думы.

6. Порядок голосования на заседании Думы

Статья 31. На заседании Думы постановления по рассматриваемым вопросам принимаются:
открытым голосованием;
поименным голосованием;
тайным голосованием.

Статья 32. Открытое голосование производится двумя способами:
путем поднятия депутатского удостоверения;
путем нажатия кнопки электронной системы голосования.
Перед началом открытого голосования председательствующий на заседании указывает количество предложений, ставящихся на голосование, уточняет (либо зачитывает) их формулировки или указывает страницу, абзац, строку в проекте постановления; напоминает, каким числом голосов может быть принято каждое предложение в соответствии с настоящим Регламентом.
При голосовании каждый депутат имеет один голос и подает его или "за" предложение, или "против" него, либо "воздерживается" в оценке предложения, поставленного на голосование. Депутат обязан лично осуществлять свое право на голосование. Депутат, который отсутствовал во время голосования, не вправе подать свой голос позже.
После окончания подсчета голосов председательствующий на заседании объявляет результаты голосования и сообщает о принятии или отклонении предложения.

Статья 33. Поименное голосование организуется при принятии закона области "в целом", а также если за такое голосование по какому-либо вопросу на заседании высказалось не менее одной трети депутатов, присутствующих на заседании.
Поименное голосование проводится с использованием:
электронной системы голосования;
именных бюллетеней, в которых имеется номер или формулировка вопроса, а также номер избирательного округа, фамилия, инициалы депутата, три варианта ответа и подпись депутата.
Результаты принятия или отклонения предложения поименным голосованием объявляются председательствующим, а списки депутатов с указанием волеизъявления могут публиковаться в средствах массовой информации по решению депутатов Думы.
В случае неисправности электронной системы голосования Дума вправе простым большинством присутствующих депутатов решить вопрос о переходе на принятие закона области открытым голосованием либо отложить голосование до устранения неисправности.

Статья 34. Тайное голосование проводится, если за его проведение проголосовало не менее одной трети от числа избранных депутатов Думы.
Для проведения тайного голосования и определения его результатов Дума избирает из числа депутатов открытым голосованием счетную комиссию.
При формировании избираемых, утверждаемых органов или должностных лиц выдвинутые кандидаты не могут входить в состав счетной комиссии.
Численный состав счетной комиссии устанавливается Думой, но не менее трех депутатов. Счетная комиссия избирает из своего состава председателя. Решения счетной комиссии принимаются большинством голосов.
Заседания счетной комиссии, а также вскрытие урн, подсчет голосов проводятся, если присутствует не менее двух третей от общего состава счетной комиссии.
Бюллетени изготавливаются под контролем счетной комиссии по установленной ею форме и в определенном ею количестве, но не более числа избранных в Думу депутатов. Допускается на оборотной стороне бюллетеней делать пометку комиссии - подпись члена комиссии.
Бюллетени для тайного голосования должны содержать необходимую для голосования информацию: текст голосуемых предложений, фамилии кандидатов и т.д., а также порядок заполнения бюллетеня - путем вычеркивания при альтернативных вариантах или вычеркивания имеющихся вариантов ответов "за", "против" (либо этот порядок заполнения разъясняет председатель счетной комиссии устно перед началом выдачи бюллетеней). Время и место голосования, порядок его проведения устанавливаются счетной комиссией и объявляются ее председателем перед началом голосования.
Каждому депутату Думы выдается один бюллетень. Бюллетени выдаются членами счетной комиссии по спискам депутатов после предъявления удостоверения депутата Думы.
Заполнение бюллетеней производится депутатом в кабине для тайного голосования либо в отведенной для этой цели комнате.
При подсчете голосов недействительными считаются бюллетени:
неустановленной формы;
не имеющие пометки счетной комиссии, если она проставлялась;
в которых оставлено более одного альтернативного предложения или более одной кандидатуры на одну должность, если иное не предусмотрено Думой.
Фамилии, дописанные в бюллетени, при подсчете голосов не учитываются.
Подсчет результатов тайного голосования производится на заседании счетной комиссии.
Протокол подсчета голосов подписывают все члены счетной комиссии, при этом каждый из них может записать свое особое мнение.
По докладу счетной комиссии Дума открытым голосованием принимает постановление об утверждении результатов тайного голосования.

Статья 35. Голосование с использованием электронной системы подсчета голосов проводится по правилам, принимаемым Думой, после установки соответствующей техники в зале заседания.

Статья 36. Если при голосовании ни один из предложенных проектов постановлений (кандидатур) не набрал необходимого числа голосов, то председательствующий вправе отложить рассмотрение вопроса, создать согласительную комиссию из представителей органов Думы и депутатских объединений либо предложить постоянным комиссиям, депутатским объединениям на раздельных и совместных заседаниях сформулировать новые проекты постановлений (кандидатур), после чего вынести на голосование предложенные новые проекты (кандидатуры).

Статья 37. Не может быть поставлено на голосование предложение (проект закона области, постановления, поправки, обращение и т.д.), если оно полностью или частично противоречит Конституции и законодательству Российской Федерации и области. В этом случае оппонируемое предложение (или часть его) направляется на доработку и повторное правовое рецензирование (в том числе независимыми юристами).

Статья 38. При выявлении ошибок в порядке и технике проведенного голосования по решению депутатов Думы, принятому открытым голосованием, проводится новое голосование.

7. Порядок подготовки и принятия документов
на заседании Думы

Статья 39. Документы Думы принимаются в форме:
законов области;
постановлений;
заявлений, обращений.

Статья 40. Законы области и постановления Думы о принятии Устава области, утверждении областного бюджета, планов и программ развития территории области и отчетов об их исполнении, утверждении схемы управления областью и Регламента Думы, установлении областных налогов, сборов и пошлин, порядка использования земли и других природных ресурсов и объектов, охраны природы и культурного наследия, установлении административной ответственности граждан и должностных лиц, а также постановления об избрании и освобождении от должности председателя Думы и его заместителя, об утверждении председателей постоянных комиссий и других органов Думы, об образовании органов Думы, об отклонении протеста главы администрации области, прокурора области на постановление Думы считаются принятыми, если за них проголосовало более половины от числа избранных депутатов Думы.

Статья 41. По вопросам, не указанным в статье 40 настоящего Регламента, Дума принимает постановления большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов Думы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и настоящим Регламентом.

Статья 42. Избрание председателя Думы, его заместителя, других должностных лиц, избираемых, утверждаемых, согласуемых Думой, производится в соответствии с утвержденной повесткой дня и порядком работы.
Кандидатуры выдвигаются в предварительном порядке на собраниях депутатов после выборов депутатов Думы, заседаниях постоянных комиссий, депутатских объединений и других органов Думы, а также предлагаются непосредственно на заседании депутатами или от органов Думы и депутатских объединений.
По всем выдвинутым кандидатурам, давшим согласие баллотироваться, проводится обсуждение. Самоотводы принимаются без обсуждения и голосования.
Каждому кандидату до голосования предоставляется право выступить с программой деятельности в предлагаемой должности либо дать объяснение в случае выражения недоверия.
Каждый депутат имеет право задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по программе или объяснениям, агитировать "за" или "против" выдвинутой кандидатуры.
Выдвижение и обсуждение кандидатур прекращается по решению депутатов Думы.
Порядок голосования и определение результатов избрания или неизбрания производятся по нормам настоящего Регламента.
В случае если на одну предлагаемую должность было выдвинуто более двух кандидатур и ни одна из них не набрала требуемого для избрания числа голосов, то проводится повторное голосование по двум кандидатурам, получившим большее число голосов.
Если ни один из двух кандидатов не набрал в итоге голосования требуемого числа голосов, то проводятся повторные выборы с новым выдвижением кандидатур. Кандидаты, не набравшие в двух турах (тур - голосование плюс повторное голосование) необходимого для избрания числа голосов, не могут быть выдвинуты на третий тур голосования.
Избрание председателя Думы, заместителя председателя, иного должностного лица оформляется постановлением Думы.
Досрочное освобождение от должности председателя Думы, заместителя председателя, других должностных лиц, избранных, утвержденных и согласованных Думой, производится, если за освобождение проголосует более половины от числа избранных депутатов Думы.

Статья 43. Проекты законов области, постановления, обращения могут представить председатель Думы, постоянные комиссии и иные органы Думы или группа таких органов, депутатские объединения, отдельные депутаты, органы местного самоуправления (через председателя Думы), глава администрации области, трудовые коллективы и отдельные граждане (через депутатов Думы от своей территории).
Проекты постановлений представляются в протокольный сектор аппарата Думы, где они регистрируются в порядке поступления. Председатель Думы вправе направить проект на рецензирование или экспертизу, а после получения заключения по нему - на доработку, а равно подготовить мотивированный отказ в принятии предложения, если форма и содержание проекта не отвечают установленным требованиям.
Не принимаются к рассмотрению проекты постановлений, содержащие положения, противоречащие действующему законодательству, за исключением случаев, когда они предлагаются с целью проявления Думой законодательной инициативы в установленном порядке, а также оформленные с нарушением требований настоящего Регламента.
Зарегистрированные проекты законов, постановлений, предложений, планов, программ и т.д. направляются председателем Думы в соответствующие постоянные комиссии, которые готовят по ним официальные заключения. Если предполагается рассмотрение проекта в нескольких органах, то председатель Думы определяет орган для обобщения мнений и подготовки заключения.
Обсуждение проектов комиссиями (в том числе редакционной) происходит открыто, может освещаться средствами массовой информации (за исключением случаев рассмотрения вопросов на закрытых заседаниях).
Депутат Думы, не участвующий в работе комиссий, вправе направить им свои замечания и поправки, которые должны быть рассмотрены комиссиями, о чем авторы извещаются, как правило, в устной форме.

Статья 44. Проекты законов области, постановлений Думы согласовываются должностными лицами исполнительных и иных заинтересованных органов, юристами с указанием должности, фамилии, инициалов визирующих и их личной подписью в бланке согласования.
Несогласование или наличие замечаний не препятствует рассмотрению данного проекта, однако принятие акта в любом случае должно соответствовать требованиям Конституции, законодательства Российской Федерации и области, а также настоящего Регламента.

Статья 45. При рассмотрении безальтернативного проекта постановления на заседании депутаты обсуждают его, затем вносят поправки. Поправки принимаются постатейно (по пунктам, разделам, параграфам, страницам и т.д.). После принятия поправок проект принимается в целом с учетом требований статьи 37 настоящего Регламента.
Если при рассмотрении имеется альтернативный проект, то проекты обсуждаются одновременно, в результате чего один из них принимается за основу. При доработке редакционная комиссия вправе использовать положения из представленных проектов.
Разногласия между комиссиями, депутатскими объединениями по проектам постановлений рассматриваются на согласительной комиссии, образуемой Думой.
Для работы согласительной комиссии может быть объявлен перерыв в работе Думы. Решение согласительной комиссии считается принятым, если за него проголосовало более половины членов каждой из сторон. Решение согласительной комиссии оформляется в письменном виде, передается в президиум и оглашается на заседании Думы.

Статья 46. Проекты законов, постановлений, планов, программ и т.д., рассмотренные в первом чтении, могут быть направлены на доработку постоянным комиссиям, рабочим группам, редакционной комиссии, авторам проекта и так далее. При этом может быть указан срок повторного рассмотрения.
Проект по решению депутатов Думы может быть вынесен на всенародное обсуждение - в трудовых коллективах, средствах массовой информации, на сходах и собраниях граждан и так далее. Обобщение материалов всенародного обсуждения председатель Думы вправе поручить органам Думы, либо Дума образует специальную группу по данному вопросу.
По решению депутатов Думы наиболее важные проекты могут быть вынесены на всенародное голосование (местный референдум), которое проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Думы.

Статья 47. Бюджет области Дума рассматривает и утверждает по представлению администрации области. Правовые (законодательные) акты о введении или отмене областных налогов, освобождении от их уплаты, налоговых льготах, об изменении финансовых обязательств области, а также другие акты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет бюджета области, принимаются Думой по представлению или при наличии положительного заключения администрации области.

Статья 48. Правовые акты Думы, имеющие нормативных характер (закон области, постановление о введении в действие правил, инструкций и т.п. документов), после их принятия в 5-дневный срок передаются на подпись главе администрации области. Глава администрации области имеет 10 дней на изучение акта перед подписанием. До истечения этого срока акт может быть возвращен в Думу для повторного рассмотрения. Если при повторном рассмотрении правовой (законодательный) акт подтвержден Думой без изменений, то глава администрации обязан его подписать в течение трех дней. Подписанные правовые (законодательные) акты обнародуются (публикуются) не позднее чем через 7 дней и рассылаются во все районы и города области.
Постановления ненормативного характера, заявления, обращения и иные принятые Думой постановления в трехдневный срок со дня принятия подписывает председатель Думы. Они обнародуются не позднее 5 дней со дня подписания и рассылаются во все районы и города области.
Неопубликованные законы области и иные правовые акты Думы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться.

8. Депутатский запрос

Статья 49. Депутат или группа депутатов Думы вправе внести на рассмотрение Думы обращение к председателю Думы, главе администрации области, руководителям ее структурных подразделений, а также руководителям расположенных на территории области государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций. Такое обращение вносится в письменной форме и оглашается на заседании Думы.
Если указанное обращение касается фактов нарушения государственными органами или должностными лицами Конституции, законов Российской Федерации и области, других актов, принимаемых высшими органами государственной власти, постановлений Думы либо затрагивает иные вопросы, имеющие общественное значение, то Дума может признать его депутатским запросом.
Депутатский запрос направляется для изучения в комиссии Думы либо включается в повестку дня заседания.
Орган либо должностное лицо, к которому обращен запрос, обязан дать устный или письменный ответ, который оглашается на заседании не позднее чем в трехдневный срок. Депутат вправе дать оценку ответу органа или должностного лица на запрос.
По результатам рассмотрения запросов Дума принимает постановление.
Запрос, ответ на него, а также постановление Думы, принятое по результатам рассмотрения запроса, подлежат обязательному опубликованию в печати.

9. Делопроизводство Думы

Статья 50. Протокол заседания должен быть оформлен и подписан председателем Думы не позднее чем в месячный срок после окончания заседания. Ответственность за своевременное оформление протокола и других материалов заседания несет председатель Думы.
В протокол заседания Думы вносятся следующие данные:
наименование Думы, порядковый номер заседания (в пределах созыва) и дата его проведения;
фамилии и инициалы депутатов Думы, принимавших участие в работе заседания, с указанием их избирательных округов и занимаемой должности;
фамилии, инициалы и должности лиц, приглашенных на заседание Думы;
утвержденная повестка дня заседания Думы;
ход обсуждения вопросов, включенных в повестку дня заседания Думы (наименование каждого вопроса, фамилии, инициалы докладчиков и содокладчиков, их должности, результаты голосования за принятие постановлений).
Протоколы оформляются на основании стенограмм и записей хода заседания на магнитофонную пленку, а также других материалов, подготовленных к заседанию Думы. К протоколу заседания прилагаются постановления, принятые Думой.
Материалами заседания Думы являются:
стенограмма заседания; письменные вопросы и предложения депутатов, рассмотренные на заседании; тексты непрозвучавших выступлений депутатов; внесенные депутатами проекты постановлений, не принятые на заседании; список депутатов, отсутствующих на заседании, с указанием причин.
Протокол и стенограмма заседания Думы печатаются в двух экземплярах, один из которых выдается депутатам и работникам аппарата Думы для работы при их обращении в протокольный сектор, а другим лицам - по разрешению председателя Думы.
Документы и материалы заседаний Думы хранятся в протокольном секторе аппарата Думы и по окончании полномочий депутатов Думы передаются в установленном порядке в архивный отдел администрации области.
Порядок подготовки и оформления документов регулируется специальными распоряжениями председателя Думы.

Раздел 3

ОРГАНЫ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА ДУМЫ

1. Постоянные и временные комиссии

Статья 51. Дума из числа своих депутатов избирает постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Думы, содействия проведению в жизнь законов Российской Федерации, области, других актов, а также контроля за деятельностью администрации области, предприятий, учреждений и организаций в пределах компетенции Думы.
Структура, порядок формирования, полномочия и организация работы постоянных комиссий определяются Думой в принимаемом ею Положении о постоянных комиссиях.
Председатели постоянных комиссий утверждаются Думой по представлению постоянных комиссий открытым голосованием большинством голосов от избранных депутатов Думы.

Статья 52. В случае необходимости Дума может образовывать временные комиссии. Задачи и порядок временных комиссий определяются Думой при их образовании.
Временные комиссии обладают статусом постоянных комиссий, если иное не предусмотрено Думой.
Временная комиссия прекращает свою деятельность после выполнения возложенных на нее задач или досрочно по решению депутатов Думы.
Для оперативного осуществления контрольных функций Думы, выполнения достаточно узкой по содержанию и ограниченной по времени задачи (например, депутатского расследования) Думой могут быть образованы рабочие депутатские группы. Задачи, направления и порядок деятельности устанавливаются Думой при их образовании.
Рабочая депутатская группа прекращает свою деятельность после выполнения возложенной на нее задачи или досрочно по решению депутатов Думы.

2. Депутатские объединения

Статья 53. Депутаты Думы для совместной работы по осуществлению своих полномочий могут объединяться в группы и фракции.
Депутатские группы создаются по территориальному, профессиональному или иному неполитическому принципу.
Депутатские фракции создаются по политическому принципу (депутаты от официально зарегистрированных партий и движений).
Фракции и группы депутатов могут объединяться в блоки: блоки фракций, блоки групп, блоки фракций и групп.
В составе группы или фракции должно быть не менее трех депутатов.

Статья 54. Создание депутатских групп, фракций и блоков оформляется протоколом соответствующего объединения депутатов. В протоколе указывается: задачи объединения, его численность, название, фамилии депутатов-координаторов, уполномоченных представлять интересы группы, фракции. К протоколу прилагается список депутатов, входящих в группу или фракцию, с личной подписью каждого. Список фракций, групп, входящих в блок, подписывается всеми депутатами-координаторами.
Группы, фракции, блоки могут создаваться под индивидуальным названием, при этом в составе Думы не регистрируются объединения депутатов с одинаковыми названиями.
О своем создании группа, фракция, блок письменно, с приложением указанных в данной статье Регламента материалов, уведомляют председателя Думы, который вправе поручить проверку законности образования депутатского объединения мандатной комиссии Думы.
Правомерно созданные депутатские объединения регистрируются путем занесения их в реестр депутатских объединений Думы. Срок регистрации - две недели со дня подачи материалов председателю Думы.
О регистрации депутатского объединения председатель Думы информирует депутатов на заседании.
Депутатские объединения письменно уведомляют о своем самороспуске председателя Думы, а фракция (группа) - также и о выходе из блока. Это уведомление является основанием для исключения из реестра.

Статья 55. Депутатские группы, фракции, блоки вправе:
готовить проекты законов области и другие акты Думы, в том числе альтернативные, а также материалы по любому вопросу от своего имени, выносимые на заседание Думы и заседание ее органов, распространять среди депутатов Думы;
публиковать в средствах массовой информации свои программы, информационные и аналитические материалы;
выдвигать своего представителя для выступления на заседании от имени объединения. Заявки на выступления от депутатских объединений удовлетворяются в обязательном порядке;
выдвигать своего представителя для содоклада, слово которому предоставляется, если за это проголосует не менее 1/5 от числа избранных депутатов Думы;
предварительно обсуждать кандидатуры, рассматриваемые на заседании, а также проекты актов и других документов, выносимые на заседание;
обращаться с вопросами к председателю Думы, главе администрации области, руководителям других государственных органов, расположенных на территории области, в письменной или устной форме;
работать в контакте с органами Думы.

Статья 56. Депутаты Думы вправе объединяться в депутатские клубы и иные подобные временные формирования, призванные на неформальной основе содействовать организации и проведению свободных дискуссий, обменов мнениями, уточнению точек зрения между депутатами, депутатскими объединениями, а также с представителями недепутатских структур как государственных, так и общественных.
Депутатский клуб может иметь свой устав. Депутатские клубы не регистрируются, не издают решений или рекомендаций, не содействуют обмену информацией и формированию общественного мнения.

3. Аппарат Думы

Статья 57. Для организационного и технического обеспечения деятельности депутатов Думы, оказания помощи постоянным комиссиям, депутатским объединениям и депутатам в подготовке необходимых материалов и организации их деятельности образуется аппарат.
Расходы на содержание Думы и аппарата по организационному и техническому обеспечению утверждаются в составе областного бюджета отдельной строкой.
Привлечение консультантов, специалистов, экспертов для работы в структурных подразделениях Думы осуществляется на договорной основе.
Аппарат Думы функционирует на основе действующего законодательства Российской Федерации и области.

4. Председатель и заместитель председателя Думы

Статья 58. Председатель Думы отвечает за организацию ее работы.
Председатель подотчетен Думе и может быть отозван путем тайного голосования на заседании Думы.
Добровольное сложение председателем Думы своих полномочий удовлетворяется на основании письменного заявления.
В случае непринятия Думой отставки председатель вправе сложить свои полномочия по истечении двух месяцев после подачи заявления.
Дума не может делегировать свои полномочия председателю.

Статья 59. Председатель Думы:
председательствует на заседании Думы;
является распорядителем денежных средств и собственности Думы в соответствии с законными полномочиями Думы как юридического лица;
созывает заседания Думы, доводит до сведения депутатов и населения время и место их проведения, а также проект повестки дня;
осуществляет руководство подготовкой заседаний Думы и вопросов, вносимых на рассмотрение Думы;
ведает внутренним порядком на заседании в соответствии с настоящим Регламентом;
подписывает постановления Думы, протоколы заседаний Думы, издает распоряжения;
оказывает содействие депутатам Думы в осуществлении ими своих полномочий, организует обеспечение их необходимой информацией, а также работе в Думе, ее органах и избирательных округах;
дает поручения депутатам, работающим на постоянной основе, постоянным комиссиям Думы по исполнению законодательства органов государственной власти Российской Федерации и области;
принимает меры по обеспечению гласности и учету общественного мнения в работе Думы;
обеспечивает в соответствии с законодательством организацию областных референдумов, обсуждение гражданами области проектов важнейших постановлений Думы, а также вопросов областного и государственного значения;
организует в Думе прием граждан с обращениями, заявлениями, жалобами и их своевременное рассмотрение и разрешение;
рассматривает в соответствии с законодательством вопросы организации выборов и досрочного прекращения полномочий депутатов, вносит эти вопросы на заседание Думы;
открывает и закрывает расчетные и текущие счета Думы в банках и является распорядителем по этим счетам;
является распорядителем кредитов по расходам, предусмотренным в бюджете на подготовку и проведение заседаний, работе постоянных комиссий и депутатов Думы, содержание аппарата Думы и другим расходам, связанным с деятельностью Думы;
от имени Думы подписывает исковые заявления, направляемые в суд или арбитражный суд, предусмотренные законодательством;
решает иные вопросы, которые могут быть ему поручены Думой или возложены законодательством.

Статья 60. Заместитель председателя Думы избирается тайным голосованием на заседании Думы по представлению председателя Думы из числа депутатов на срок полномочий Думы.
Заместитель председателя Думы выполняет закрепленные за ним председателем функциональные обязанности, а в случае отсутствия председателя или невозможности выполнения им своих обязанностей осуществляет его полномочия.

Глава III. ОТНОШЕНИЯ ДУМЫ С ОРГАНАМИ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ И СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

Статья 61. Отношения Думы с органами исполнительной и судебной власти строятся на конституционном принципе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны, что выражается в их организационной, материально-финансовой и правовой обособленности при конкретно урегулированной законодательством взаимной зависимости.

1. Отношения Думы с органами исполнительной власти

Статья 62. Администрация области подотчетна областной Думе. Постановления Думы, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для администрации области и ее органов.
Дума принимает постановления о предоставлении прав юридического лица органам администрации области.

Статья 63. Администрация области и ее глава не вправе решать вопросы, отнесенные к компетенции Думы. Дума не вмешивается в оперативную деятельность администрации, если она строится в соответствии с законодательством Российской Федерации, постановлениями Думы, не нарушает прав, свобод и законных интересов граждан.

Статья 64. Глава администрации области вправе учредить должность полномочного представителя администрации в Думе для регулярного участия в ее заседаниях.

Статья 65. Акты администрации области направляются в Думу в день их подписания и регистрации.

Статья 66. Дума вправе обжаловать в суд акты администрации области, если они противоречат Конституции и законам Российской Федерации, актам Президента и правительства Российской Федерации, а также постановлениям Думы, принятым в пределах ее полномочий.

Статья 67. Глава администрации области вправе опротестовать постановление Думы, адресованное администрации области, если оно противоречит, по его мнению, действующему законодательству или другим постановлениям Думы, либо в связи с недостаточным обеспечением финансовыми ресурсами.
Протест с необходимым обоснованием вносится в письменной форме в Думу не позднее 10 дней со дня принятия постановления Думой.
Действие опротестованного постановления приостанавливается с момента вручения протеста председателю Думы или его заместителю. Председатель Думы выносит рассмотрение протеста на заседание Думы в двухнедельный срок.
Дума отклоняет протест главы администрации области, если за опротестованное постановление проголосует более половины от числа избранных депутатов Думы. В этом случае постановление Думы вступает в силу в указанный ею срок и может быть опротестовано главой администрации области в областной суд.
Если в течение трех недель протест главы администрации не будет отклонен, опротестованный акт Думы считается отмененным.

Статья 68. При возникновении разногласий между Думой и администрацией области возможно образование согласительных комиссий для урегулирования спорных вопросов с привлечением специалистов или независимой экспертизы.

Статья 69. Невыполнение должностными лицами правовых актов Думы, которые были приняты в пределах ее компетенции (не опротестованные и не отмененные в установленном порядке), влечет установленную законодательством ответственность. Председатель Думы вправе направить представление об этом в областной суд для привлечения лиц к административной ответственности, а также главе администрации области о привлечении указанных лиц к дисциплинарной ответственности.

2. Отношения Думы с судебными органами

Статья 70. Отношения Думы с судебными органами строятся на основе полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заместитель председателя
областной Думы
С.И.РЯБОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru