Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ отдела законодательства и федерального регистра в Волгоградской обл. Управления Минюста РФ по Южному федеральному округу от 12.10.2007 № 921с
"НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 4 МАЯ 2007 ГОДА № 722 "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНЫХ РЫНКОВ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" (В РЕДАКЦИИ ОТ 26 ИЮЛЯ 2007 ГОДА № 1337, ОТ 12 СЕНТЯБРЯ 2007 ГОДА № 1630)"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



ОТДЕЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ФЕДЕРАЛЬНОГО РЕГИСТРА
В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 12 октября 2007 г. № 921с

НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 4 МАЯ 2007 ГОДА № 722 "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНЫХ РЫНКОВ
НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
(В РЕДАКЦИИ ОТ 26 ИЮЛЯ 2007 ГОДА № 1337,
ОТ 12 СЕНТЯБРЯ 2007 ГОДА № 1630)

Отделом законодательства и федерального регистра в Волгоградской области Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 октября 2006 года № 321 "Об утверждении Положения об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу и Перечня управлений Министерства юстиции по федеральным округам", и Положения, утвержденного Приказом руководителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу от 13 ноября 2006 года № 127 "Об утверждении Положений в структурных подразделениях Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу", проведена юридическая экспертиза Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 4 мая 2007 года № 722 "О реализации мероприятий подпрограммы "Об организации розничных рынков на территории Волгоградской области" (в редакции от 26 июля 2007 года № 1337, от 12 сентября 2007 года № 1630) (далее - Постановление) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием проведения юридической экспертизы является поступление в Отдел Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 12 сентября 2007 года № 1630 "О внесении изменений в Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 04.05.2007 № 722 "Об организации розничных рынков на территории Волгоградской области".
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящим Постановлением утверждены План организации розничных рынков, формы бланков разрешения на право организации розничного рынка, уведомления о выдаче разрешения и уведомления об отказе в выдаче разрешения на право организации розничного рынка на территории Волгоградской области.
Предметом правового регулирования исследуемого Постановления являются правоотношения, связанные с организацией розничных рынков на территории Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Гражданским кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 21.07.2007 № 194-ФЗ);
- Федеральным законом от 30.12.2006 № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (в редакции от 02.06.2007 № 86-ФЗ);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 № 148 "Об утверждении правил выдачи разрешений на право организации розничного рынка";
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области.
В соответствии с пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации.
Частью 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Из содержания статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, правовых актов министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.
Пунктом 3 статьи 26.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определено, что полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями.
Согласно статье 2 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" правовое регулирование отношений, связанных с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, исследуемое Постановление издано с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктами 1, 2 статьи 4 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" определено, что рынок организуется в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования и с учетом потребностей субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа. Планом, указанным в части 1 настоящей статьи, должны предусматриваться места расположения предполагаемых рынков, их количество и типы.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил выдачи разрешений на право организации розничного рынка" формы разрешения и уведомлений о выдаче разрешения и об отказе в выдаче разрешения утверждаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого предполагается организация розничного рынка.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения.
Таким образом, Глава Администрации Волгоградской области как высшее должностное лицо Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые правоотношения путем принятия нормативного правового акта в форме постановления.
В тексте рассматриваемого нормативного правового акта несоответствий действующему федеральному законодательству не выявлено.
Однако в тексте Постановления выявлено нарушение юридической техники, заключающееся в следующем.
В форме бланка разрешения на право организации рынка, утвержденной рассматриваемым Постановлением, предусмотрено указание реквизитов акта органа местного самоуправления о выдаче разрешения. В указанные реквизиты по смыслу, вложенному в этот термин, законодателем включена в том числе и дата акта органа местного самоуправления о выдаче разрешения.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении разрешения или об отказе в его предоставлении, которое оформляется соответствующим правовым актом.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 8 указанного выше Федерального закона в разрешении на право организации рынка указывается дата принятия решения о предоставлении разрешения.
Таким образом, ссылка в тексте исследуемого Постановления на отличные от установленных федеральным законодательством термины в форме разрешения на право организации розничного рынка необоснованна.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 16 мая 2007 года № 87.
Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 26 июля 2007 года № 1337, от 12 сентября 2007 года № 1630, которыми вносятся изменения в анализируемый нормативный правовой акт, соответственно опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 1 августа 2007 года № 140, от 19 сентября 2007 года № 175.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 4 мая 2007 года № 722 "Об организации розничных рынков на территории Волгоградской области" (в редакции от 26 июля 2007 года № 1337, от 12 сентября 2007 года № 1630) соответствует действующему федеральному законодательству.
Предлагаю устранить выявленное нарушение юридической техники; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник отдела
законодательства и федерального
регистра в Волгоградской области
Управления Минюста России
по Южному федеральному округу
советник юстиции 3-го класса
М.А.КОЛЕСНИКОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru