Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Волгоградского областного суда от 10.09.2007 по делу № 3-129/2007
<О ПРИЗНАНИИ ПУНКТА 3 СТАТЬИ 30, ПОДПУНКТА "Г" ПУНКТА 8 СТАТЬИ 37, ПОДПУНКТА "Д" ПУНКТА 8 СТАТЬИ 37 В ЧАСТИ СЛОВ "В СОСТАВЕ СПИСКА КАНДИДАТОВ", ПУНКТА 9 СТАТЬИ 72 ЗАКОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 01.07.2003 № 839-ОД НЕ СООТВЕТСТВУЮЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ, НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМИ ПРИМЕНЕНИЮ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Определением Верховного Суда РФ от 28.11.2007 № 16-Г07-27 данное решение оставлено без изменения.



ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 10 сентября 2007 года Дело № 3-129/2007

(извлечение)

Волгоградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании 10 сентября 2007 года гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Волгоградской области о признании не соответствующим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению в части Закона Волгоградской области от 01.07.2003 № 839-ОД "О выборах депутатов Волгоградской областной Думы",

установил:

Первый заместитель прокурора Волгоградской области обратился в Волгоградский областной суд с заявлением, в котором просил признать не соответствующим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению в части Закон Волгоградской области от 01.07.2003 № 839-ОД "О выборах депутатов Волгоградской областной Думы".
В обоснование требований указал на то, что пункт 3 статьи 30 оспариваемого Закона области, установивший, что зарегистрированный кандидат без согласия прокурора Волгоградской области не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, противоречит п. 9 части 1 статьи 448 Уголовно-процессуального кодекса РФ, согласно которому решение о возбуждении уголовного дела в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается руководителем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное законодательство находятся в ведении Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установление правил применения административных наказаний, порядка производства по делам об административных правонарушениях отнесено к исключительному ведению Российской Федерации.
Таким образом, устанавливая основания согласования с прокурором Волгоградской области мер уголовного и административного преследования, отличные от федеральных норм, Волгоградская областная Дума вторглась в компетенцию Российской Федерации.
Подпункт "г" пункта 8 статьи 37 Закона области, установивший, что использование в агитационных материалах кандидатов, избирательных объединений изображений кандидатов, выдвинутых на соответствующих выборах, возможно без письменного согласия кандидата, противоречит п. 9 статьи 48 Федерального закона РФ от 12.06.2002 № 67-ФЗ (в ред. от 24.07.2007) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Закон Волгоградской области, в подпункте "д" пункта 8 статьи 37 закрепив положение о том, что письменное согласие физического лица не требуется в случае использования избирательным объединением в агитационных материалах изображений кандидата, выдвинутого им в составе списка кандидатов, в части слов "в составе списка кандидатов" вступил в противоречие с подпунктом "д" пункта 9 статьи 48 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав...", которым определено, что согласие физического лица не требуется на использование избирательным объединением изображений выдвинутых им кандидатов. При этом в соответствии со ст. 35 указанного Федерального закона избирательные объединения вправе выдвигать как кандидатов, так и списки кандидатов. Таким образом, Законом Волгоградской области допущено ограничение прав избирательных объединений по сравнению с положениями федерального законодательства.
Пунктом 9 статьи 72 Закона Волгоградской области № 839-ОД от 01.07.2003 установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым регистрация кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, может быть отменена судом. Вместе с тем региональным законодателем перечень оснований сужен по сравнению с основаниями, установленными в п. 9 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", поскольку Федеральный закон содержит такое основание для отмены регистрации кандидата, как "установление факта подкупа избирателей кандидатом, а также действующими по его поручению иным лицом или организацией", отсутствующее в Законе области.
В судебном заседании прокурор Волгоградской областной прокуратуры З.И.М. заявленные требования поддержал в полном объеме и просил суд признать не соответствующими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пункт 3 статьи 30, подпункт "г" пункта 8 статьи 37, подпункт "д" пункта 8 статьи 37 в части слов "в составе списка кандидатов", пункт 9 статьи 72 Закона Волгоградской области от 01.07.2003 № 839-ОД "О выборах депутатов Волгоградской областной Думы".
Представитель Волгоградской областной Думы С.О.К., действующий на основании доверенности, заявленные требования не признал и пояснил, что Волгоградская областная Дума согласна с доводами, приведенными прокурором в заявлении. Вместе с тем Волгоградской областной Думой подготовлен проект закона "О внесении изменений в Закон Волгоградской области "О выборах депутатов Волгоградской областной Думы", учитывающий требования федерального законодательства.
Выслушав объяснения прокурора Волгоградской областной прокуратуры З.И.М., представителя заинтересованного лица - Волгоградской областной Думы С.О.К., исследовав материалы дела, Волгоградский областной суд находит требования, заявленные первым заместителем прокурора Волгоградской области, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, исходя из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
При рассмотрении дела судом установлено, что 19 июня 2003 года Волгоградской областной Думой был принят, 1 июля 2003 года подписан Главой Администрации Волгоградской области Закон Волгоградской области № 839-ОД "О выборах депутатов Волгоградской областной Думы". Первоначальный текст документа опубликован в издании "Волгоградская правда" № 117 04.07.2003. В настоящее время Закон действует в редакции Законов Волгоградской области от 07.06.2004 № 920-ОД, от 30.05.2007 № 1472-ОД.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 указанного Закона зарегистрированный кандидат в течение срока, указанного в пункте 1 настоящей статьи, без согласия прокурора Волгоградской области не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. При даче такого согласия прокурор Волгоградской области немедленно извещает об этом избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата.
Вместе с тем в силу положений пункта "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное законодательство находятся в ведении Российской Федерации.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации административное, административно-процессуальное законодательство хотя и находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, однако в соответствии с пунктами 2 и 4 части 1 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установление правил применения административных наказаний, порядка производства по делам об административных правонарушениях отнесено к исключительному ведению Российской Федерации.
Частью 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что федеральные законы, принятые по предметам ведения Российской Федерации, имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Принимая во внимание, что приведенная выше норма регионального Закона принята по предмету исключительного ведения Российской Федерации и имеет прямое действие и на территории Волгоградской области, суд приходит к выводу о том, что Волгоградская областная Дума была не вправе принимать нормативные правовые акты по этим же вопросам.
Кроме того, суд учитывает положения пункта 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 7 октября 2005 года № 342-О по запросу Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан о проверке конституционности пункта 1 статьи 4 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", содержащего указание о том, что законодатель субъекта Российской Федерации не вправе по собственной воле вторгаться в сферу ведения Российской Федерации.
При этом не рассматривается как нарушение Конституции Российской Федерации и установленного ею разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации воспроизведение в законах субъектов Российской Федерации общих терминов, понятий, определений и формулировок федеральных законов и лишь в том случае, если такие законы приняты по предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Однако анализ оспариваемой прокурором нормы регионального Закона позволяет сделать суду вывод о том, указанная норма не является простым воспроизведением содержащихся в федеральном законе терминов, понятий, определений и формулировок, а устанавливает гарантии деятельности зарегистрированных кандидатов в депутаты Волгоградской областной Думы в сфере деятельности уголовно-процессуального и административного законодательства, то есть осуществляет собственное правовое регулирование.
Более того, пункт 4 статьи 41 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" изложен в новой редакции, согласно которой решения о возбуждении уголовного дела в отношении зарегистрированного кандидата, привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу могут быть приняты с согласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководителя следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (соответственно уровню выборов). Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении зарегистрированного кандидата может быть возбуждено с согласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководителя следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (соответственно уровню выборов). Зарегистрированный кандидат не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора (соответственно уровню выборов). При даче соответствующего согласия Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководитель следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, прокурор обязаны известить об этом избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата.
Норма Закона Волгоградской области, установившая необходимость получения согласия прокурора Волгоградской области, а не руководителя следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации на привлечение зарегистрированного кандидата к уголовной ответственности, арест или административное взыскание, налагаемое в судебном порядке, вступила в противоречие с пунктом 4 статьи 41 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно пункту 8 статьи 37 Закона области использование в агитационных материалах кандидатов, избирательных объединений изображения физического лица, высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении возможно только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий согласие, представляется в избирательную комиссию вместе с экземплярами агитационных материалов, представляемых в соответствии с пунктом 5 статьи 43 настоящего Закона. В случае размещения агитационного материала на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном издании указанный документ представляется в избирательную комиссию по ее требованию.
Данное ограничение не распространяется на использование: ...изображений кандидатов, выдвинутых на соответствующих выборах (подпункт "г" пункта 8 статьи 37); кандидатом своих изображений, использование избирательным объединением изображений кандидата, выдвинутого им в составе списка кандидатов, со своими супругом, детьми (в том числе не достигшими возраста 18 лет), родителями и другими близкими родственниками, а также среди неопределенного круга лиц (подпункт "д" пункта 8 статьи 37).
Вместе с тем в соответствии с Федеральным законом от 26.04.2007 № 64-ФЗ подпункт "г" пункта 9 статьи 48 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", содержавший положения, аналогичные положениям подпункта "г" пункта 8 статьи 37 Закона области, утратил силу.
Таким образом, областной законодатель расширил перечень исключений из правил по ограничению использования изображений физических лиц в агитационных материалах кандидатов по сравнению с федеральным законодательством.
Нераспространение названного ограничения на использование избирательным объединением изображений кандидата, выдвинутого им только в составе списка кандидатов, противоречит требованиям пп. "д" п. 9 ст. 48, ч. 1 ст. 35 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Так, в соответствии с подпунктом "д" пункта 9 статьи 48 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав..." ограничение на право избирательного объединения использовать изображения физического лица только с письменного согласия данного физического лица не распространяется на использование избирательным объединением изображений выдвинутых им кандидатов.
Согласно ч. 1 ст. 35 названного Федерального закона избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. В многомандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе. В едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов.
Системный анализ указанных норм федерального законодательства позволяет суду сделать вывод о том, что избирательное объединение вправе без письменного согласия выдвинутых кандидатов использовать их изображение безотносительно того, выдвинуты ли эти кандидаты в составе списка или нет.
Ограничение прав избирательных объединений в части, позволяющей использовать изображение кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями только в составе списков кандидатов, значительно сужает такие права по сравнению с требованиями федерального законодательства. Следовательно, подпункт "д" пункта 8 статьи 37 Закона области в части слов "в составе списка кандидатов" следует признать недействующим и не подлежащим применению.
Из пункта 9 статьи 72 Закона Волгоградской области от 01.07.2003 № 839-ОД следует, что регистрация кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, в случае, предусмотренном подпунктом "в", "д" или "з" пункта 7 настоящей статьи, либо в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для исключения кандидата из списка кандидатов, предусмотренном подпунктом "а", "б", "в", "г" или "е" пункта 8.1 статьи 27 настоящего Закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации списка кандидатов, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей указанный список кандидатов.
Из анализа указанной нормы в системе с нормами, на которые содержится ссылка (подпункты "в", "д" или "з" пункта 7 статьи 72; подпункты "а", "б", "в", "г" или "е" пункта 8.1 статьи 27 Закона области), следует, что в региональном Законе "установление факта подкупа избирателей кандидатом, а также действующими по его поручению иным лицом или организацией" в качестве основания для отмены регистрации кандидата судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, включенного в зарегистрированный список кандидатов, не предусмотрено.
Вместе с тем из пункта 9 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" следует, что регистрация кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, в том числе и в случае установления факта подкупа избирателей кандидатом, а также действующими по его поручению иным лицом или организацией.
Поскольку гражданское, гражданско-процессуальное законодательство, порядок осуществления правосудия и судопроизводства, в том числе особый порядок производства по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в силу пункта "о" статьи 71 Конституции РФ находятся в ведении Российской Федерации, уменьшение, по сравнению с федеральным законодательством, оснований отмены регистрации кандидатов в судебном порядке является вторжением представительного органа власти Волгоградской области в компетенцию Российской Федерации.
При таких обстоятельствах требования первого заместителя прокурора Волгоградской области являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 251 - 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление первого заместителя прокурора Волгоградской области о признании не соответствующим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению в части Закона Волгоградской области от 01.07.2003 № 839-ОД "О выборах депутата Волгоградской областной Думы" удовлетворить.
Признать пункт 3 статьи 30, подпункт "г" пункта 8 статьи 37, подпункт "д" пункта 8 статьи 37 в части слов "в составе списка кандидатов", пункт 9 статьи 72 Закона Волгоградской области от 01.07.2003 № 839-ОД "О выборах депутатов Волгоградской областной Думы" не соответствующими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Волгоградской областной Думы государственную пошлину в доход государства в сумме 2000 рублей.
Сообщение о принятом решении опубликовать в официальном публикаторе нормативных правовых актов Волгоградской области - газете "Волгоградская правда".
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение 10 дней через Волгоградский областной суд.

Судья
И.Г.КУБАСОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru