Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ апелляционной инстанции Арбитражного суда Волгоградской обл. от 07.09.2007 по делу № А12-4969/07-С45-5/11
<ССЫЛКА НА ПОЛНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОВЕДЕННОГО В 2005 ГОДУ ДО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ЛИМИТА НА ВОЗМЕЩЕНИЕ ЧАСТИ ЗАТРАТ ПО УПЛАТЕ ПРОЦЕНТОВ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИНЯТА ВО ВНИМАНИЕ, ТАК КАК ОДНОЗНАЧНО НЕ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О НЕВОЗМОЖНОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ СУБСИДИИ ИСТЦОМ ПОСЛЕ ПОДАЧИ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ЗАЯВЛЕНИЯ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


По вопросу, касающемуся нового рассмотрения данного дела, см. постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2008 и постановление ФАС Поволжского округа от 27.05.2008.
   ------------------------------------------------------------------

Постановлением ФАС Поволжского округа от 05.12.2007 данное постановление отменено. Дело направлено в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд на новое рассмотрение по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражного суда, не вступивших в законную силу

от 7 сентября 2007 года Дело № А12-4969/07-С45-5/11

(извлечение)

Апелляционная коллегия Арбитражного суда Волгоградской области, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Агро-Елань" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21 июня 2007 г., вынесенное по делу № А12-4969/07-С45 по иску общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Агро-Елань" к Комитету бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, с привлечением третьих лиц - Администрации Волгоградской области, Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области, о взыскании суммы,

установила:

ООО "Агрофирма "Агро-Елань" первоначально обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к Комитету бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области о взыскании 8676472 руб. в счет возмещения убытков, причиненных незаконными действиями государственного органа - Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области, отказавшему истцу во включении в реестр на получение субсидии в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.04.2005 № 192 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.2001 № 192".
Впоследствии в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации размер исковых требований уменьшен до 7133981 руб.
Иск заявлен в порядке ст. ст. 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации к финансовому органу, выступающему от имени казны Волгоградской области.
По ходатайству истца определением от 14 мая 2007 года к участию в деле привлечены в качестве ответчиков Министерство финансов Российской Федерации и Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
В качестве третьих лиц в иске указаны Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области и Администрация Волгоградской области.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 21 июня 2007 г. в иске ООО "Агрофирма "Агро-Елань" о взыскании с Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области за счет казны Волгоградской области убытков в сумме 7133981 руб. отказано.
Истцу выдана справка на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в сумме 24212 руб.
При этом суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии доказательств вины ответчика (Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области) в причинении убытков и незаконности его действий.
Не согласившись с данным судебным актом, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить как принятое с нарушением норм материального права, иск удовлетворить за счет средств казны Волгоградской области в лице Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области.
В обоснование указано, что для взыскания убытков, причиненных в результате незаконных действий государственных органов, наличие вины Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области необязательно, так как ответчик выступает как финансовый орган от имени казны Волгоградской области.
Просит учесть, что незаконность действий Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области подтверждена решением арбитражного суда по делу № А12-35636/05-С22, размер убытков определен как сумма неполученной истцом по вине данного органа субсидии из федерального бюджета.
Настаивает на возмещении убытков за счет средств казны Волгоградской области, так как Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию является структурным подразделением Администрации Волгоградской области.
Представитель Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области доводы апелляционной жалобы отклонил, сославшись на законность решения суда первой инстанции.
Указал, что с заявлением от 31.10.2005 истец представил не все необходимые документы для получения субсидии, поэтому решение Комиссии состоялось в декабре 2005 года. Отказ во включении в реестр на получение субсидии связан в том числе с полным расходованием перечисленных из федерального бюджета средств.
Представители ответчиков, Администрации Волгоградской области в судебное заседание не явились, хотя надлежащим образом извещены о дне слушания.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.
В письменном отзыве Министерство сельского хозяйства Российской Федерации просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения.
Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области в отзыве считает апелляционную жалобу несостоятельной. Указал, что комитет не является надлежащим ответчиком по делу, а в спорных правоотношениях от имени казны должен выступать Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив законность судебного акта в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнения сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.2001 № 192 (в редакции от 02.03.2004) утвержден Порядок возмещения из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса, фермерскими хозяйствами и организациями потребительской кооперации, в соответствии с которым субсидии предоставлялись заемщикам ежемесячно в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных по разделу "Сельское хозяйство и рыболовство" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
При этом орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании соглашения, заключенного с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (главным распорядителем средств федерального бюджета), предоставлял субсидию заемщику в пределах выделенных Министерством субъекту Российской Федерации средств на субсидии на основании представленного заемщиком заявления с приложением подтверждающих документов (п. 6 Порядка в редакции от 02.03.2004).
22.02.2005 ЗАО "РусАгроПроект" (холдинговая управляющая компания) направило в Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области обращение о закреплении за предприятиями холдинга, в том числе ООО "Агрофирма "Агро-Елань", субсидий на возмещение затрат сельхозпроизводителей по оплате банковских процентов в размере порядка 62 млн. руб. (для истца - 9700228 руб.).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.04.2005 № 192 в Постановление от 07.03.2001 № 192 внесены изменения и утвержден Порядок предоставления в 2005 году из федерального бюджета субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, организациями потребительской кооперации, ремонтными и агроснабженческими организациями в российских кредитных организациях (далее - Порядок).
В п. 2 Порядка указано, что субсидии, предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации, перечисляются в установленном порядке Федеральным агентством по сельскому хозяйству.
Субсидии выделяются заемщикам из бюджетов субъектов Российской Федерации ежемесячно в размере двух третьих затрат на уплату процентов, но не более двух третьих ставки рефинансирования Центрального банка России, по кредитам, полученным в банках с 15 по 31 декабря 2004 г. и в 2005 г.
Орган, уполномоченный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на взаимодействие с Федеральным агентством по сельскому хозяйству, принимает от заемщика заявление о предоставлении субсидии с приложением подтверждающих документов, осуществляет его проверку и направляет заемщику письменное уведомление о принятии заявления или об отказе в принятии в течение 10 дней.
На основании представленных документов уполномоченный орган ежемесячно составляет справку-расчет и направляет ее в Федеральное агентство по сельскому хозяйству не позднее 5-го числа, следующего за отчетным.
Перечисление субсидии бюджету субъекта Российской Федерации осуществляется на основании данной справки-расчета.
Указом Президента Российской Федерации от 03.10.2005 № 1158 Федеральное агентство по сельскому хозяйству упразднено. Функции упраздняемого Федерального агентства переданы Министерству сельского хозяйства Российской Федерации.
Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 05.05.2005 № 382 Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области определен уполномоченным органом для взаимодействия с Федеральным агентством по сельскому хозяйству по вопросам выделения субсидий для осуществления государственной поддержки в сфере агропромышленного комплекса Волгоградской области.
Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области издан Приказ от 17.05.2005 № 78 "Об организации работы по распределению и учету средств федерального бюджета", которым образована комиссия по рассмотрению и принятию решения об утверждении реестров сельскохозяйственных товаропроизводителей, имеющих право на возмещение из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам.
Состав комиссии утвержден в приложении № 1 к названному приказу и включает в себя, помимо сотрудников Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию, работников Комитета экономики и казначейства Администрации Волгоградской области.
31.10.2005 истец подал в Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области заявление о включении его в реестр на получение субсидии с приложением пакета документов, предусмотренных Порядком.
Решением комиссии по рассмотрению и принятию решения об утверждении реестров сельскохозяйственных товаропроизводителей от 02.12.2005 ООО "Агрофирма "Агро-Елань" отказано во включении в реестр по причине нерационального использования обществом полученных кредитных средств.
Данное решение принято с нарушением установленного Порядком срока (10 дней).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10 февраля 2006 года по делу № А12-35363/05-С22 признано незаконным решение комиссии по рассмотрению и принятию решения об утверждении реестров сельскохозяйственных товаропроизводителей от 02.12.2005 в части отказа во включении истца в реестр на получение субсидий как не соответствующее положениям Порядка.
Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области обязан включить ООО "Агрофирма "Агро-Елань" в соответствующий реестр.
На заседании комиссии по рассмотрению и принятию решения об утверждении реестров сельскохозяйственных товаропроизводителей 01.08.2006 принято решение о включении в реестр ООО "Агрофирма "Агро-Елань" и направлено письмо в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации об увеличении объемов финансирования.
По информации Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области, Минсельхозом России в удовлетворении просьбы о дополнительном выделении лимита по документам 2005 г., в том числе для истца, было отказано.
По утверждению ООО "Агрофирма "Агро-Елань", незаконными действиями Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области обществу причинены убытки в сумме 7133981 руб. в виде неполученной своевременно субсидии, в то время как выделение субсидии в соответствии с действующим Порядком из федерального бюджета в настоящее время утрачено в связи с окончанием финансового 2005 года.
По правилам ст. 1069, ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени которой выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо, гражданина.
В данном случае истец требует возместить убытки за счет средств казны Волгоградской области, то есть иск заявлен к субъекту Российской Федерации.
В качестве ответчиков указаны Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области как орган, наделенный функциями по исполнению обязательств Волгоградской области и прав требования, возникших в процессе исполнения бюджета Волгоградской области, Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 28.02.2006 № 219; Министерство сельского хозяйства Российской Федерации как правопреемник упраздненного Федерального агентства по сельскому хозяйству - распорядителя средств федерального бюджета в соответствии с Порядком (п. 2); Министерство финансов Российской Федерации как орган, выступающий по обязательствам Российской Федерации.
Разрешая спор, суд первой инстанции в нарушение п. 5 ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял решение в отношении только одного ответчика - Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, не рассмотрев остальные требования, хотя в порядке ст. 49 названного Кодекса истец не заявлял отказ от иска к остальным ответчикам.
Вывод суда о неправомерности исковых требований ввиду недоказанности вины Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области не соответствует требованиям ст. 1069, ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как ответчик указан в качестве финансового органа, выступающего от имени казны Волгоградской области.
Указанные обстоятельства в силу п. 4 ч. 1, ч. 3 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
Вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области, определен истцом как убытки.
Для взыскания убытков в силу ст. 15, ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации истец должен доказать совершение государственным органом незаконных действий (вину), наличие причинной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками, размер убытков.
Незаконность действий комиссии по рассмотрению и принятию решения об утверждении реестров сельскохозяйственных товаропроизводителей, созданной Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области, преюдициально установлена решением арбитражного суда от 10.02.2006 по делу № А12-35363/05-С22.
Несвоевременное рассмотрение заявления ООО "Агрофирма "Агро-Елань" от 31.10.2005 и незаконный отказ во включении истца в реестр сельскохозяйственных товаропроизводителей, имеющих право на получение субсидии, несоставление справки-расчета на получение субсидии и ненаправление ее в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в течение финансового 2005 года лишило истца возможности получить причитающиеся денежные средства из федерального бюджета.
Изложенное свидетельствует о наличии причиненной связи между незаконными действиями государственного органа и возникшими у истца убытками.
Доводы представителя Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области о несоответствии представленного истцом 31.10.2005 вместе с заявлением пакета документов требованиям Порядка являются несостоятельными, так как опровергаются решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10.02.2006 по делу № А12-35363/05-С22.
Ссылка на полное использование доведенного в 2005 году до Волгоградской области лимита на возмещение части затрат по уплате процентов не может быть принята во внимание, так как однозначно не свидетельствует о невозможности получения субсидии истцом после подачи соответствующего заявления при совершении Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области и комиссией по рассмотрению и принятию решения об утверждении реестров сельскохозяйственных товаропроизводителей всех предусмотренных Порядком действий в установленный срок (п. п. 5 - 9 Порядка).
Размер суммы убытков (суммы неполученной субсидии) подтвержден представленными в апелляционную инстанцию документами: договором об открытии невозобновляемой кредитной линии от 02.02.2005 № 3385 между АК Сберегательный банк Российской Федерации и ООО "Агрофирма "Агро-Елань"; платежными поручениями от 02.02.2005, от 10.02.2005, от 21.02.2005, от 22.02.2005, от 21.03.2005, от 28.03.2005 о получении денежных средств по кредитному договору; утвержденными АК Сберегательный банк России расчетами субсидии, предоставляемой ООО "Агрофирма "Агро-Елань" по кредиту за февраль - декабрь 2005 г., составленными с учетом реализации истцом части приобретенных на кредитные средства запасных частей для сельскохозяйственной техники в 2006 году (договор купли-продажи от 27.02.2006 № 27/2).
Исходя из расчета, сумма убытков составляет 7133981 руб., что не противоречит представленным документам.
Данные о целевом использовании выделенных кредитных средств в соответствии с Приказом Министерства сельского хозяйства от 20.04.2005 № 62 "Об утверждении перечня материальных ресурсов, приобретаемых сельскохозяйственными товаропроизводителями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для проведения сезонных работ" подтверждаются условиями заключенных истцом договоров купли-продажи (представлены в апелляционную инстанцию).
Изложенное свидетельствует об обоснованности заявленных требований о взыскании 7133981 руб. убытков.
При определении ответчика судебной коллегией учитываются следующие обстоятельства.
Убытки причинены ООО "Агрофирма "Агро-Елань" в результате незаконных действий комиссии по рассмотрению и принятию решения об утверждении реестров сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Комиссия создана Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области, который, в свою очередь, является отраслевым структурным подразделением Администрации Волгоградской области.
Денежные средства подлежат взысканию за счет средств казны Волгоградской области.
Финансовым органом, уполномоченным выступать от имени казны Волгоградской области, является Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области (п. 4.1.21 Положения о Комитете).
В иске к Министерству сельского хозяйства Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации следует отказать.
Апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

постановила:

Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Агро-Елань" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21 июня 2007 года по делу № А12-4969/07-С45 отменить. Вынести новое решение.
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Волгоградской области, от имени которой выступает Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, за счет средств казны Волгоградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Агро-Елань" 7133981 руб. в счет возмещения убытков, а также расходы по государственной пошлине по иску и апелляционной жалобе в сумме 48169 руб. 91 коп.
В удовлетворении иска к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации отказать.
Выдать обществу с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Агро-Елань" справку на возврат из федерального бюджета излишне уплаченной государственной пошлины в сумме 7712 руб. 46 коп.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Председательствующий
А.В.ПОПОВА

Судьи
Л.А.АНТОНОВА
Л.В.КОСТРОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru