Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ апелляционной инстанции Арбитражного суда Волгоградской обл. от 30.08.2007 по делу № А12-6673/2007-С30-V/С23
<ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК, НАХОДЯЩИЙСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ЛИЦУ В АРЕНДУ ДЛЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, КОМПЛЕКСНОГО ОСВОЕНИЯ В ЦЕЛЯХ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА ОСНОВАНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ БЕЗ ПРОВЕДЕНИЯ ТОРГОВ, ЕСЛИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ТАКОМУ ЛИЦУ ПРЕДУСМОТРЕНО СОГЛАШЕНИЕМ, ЗАКЛЮЧЕННЫМ ЛИЦОМ С ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОРГАНОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ИЛИ ОРГАНОМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПРИ ОДНОВРЕМЕННОМ СОБЛЮДЕНИИ ОПРЕДЕЛЕННЫХ УСЛОВИЙ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Поволжского округа от 24.12.2007 данное постановление отменено, оставлено в силе решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05.07.2007 по данному делу.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражного суда, не вступивших в законную силу

от 30 августа 2007 года Дело № А12-6673/2007-С30-V/С23

(извлечение)

Арбитражный суд Волгоградской области, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Волгограда (ответчика) на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 5 июля 2007 года, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Домостроитель", г. Волгоград, к администрации Волгограда, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: комитета земельных ресурсов администрации Волгограда, комитета инвестиционной политики и строительных программ администрации Волгограда и комитета по архитектуре и градостроительству администрации Волгограда, о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду под строительство жилого дома без проведения торгов и об устранении допущенного нарушения прав заявителя,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Домостроитель" (далее - ООО "Домостроитель, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к администрации Волгограда (далее - Администрация, ответчик) о признании незаконными действий Администрации в отказе предоставления земельного участка по улице Базисной, 18 в Советском районе г. Волгограда, необходимого для строительства многоэтажного жилого дома.
Одновременно заявитель просил устранить нарушения своих прав, обязав Администрацию предоставить испрашиваемый земельный участок без проведения аукциона и заключить договор аренды предоставляемого земельного участка.
В предварительном судебном заседании заявитель на основании статьи 49 АПК РФ уточнил требования (устно с занесением в протокол от 21.05.2007). Просил признать незаконным отказ Администрации в предоставлении земельного участка, выраженный в письме комитета земельных ресурсов (структурного подразделения Администрации) от 05.04.2007, и обязать ответчика принять решение о предоставлении спорного земельного участка на правах аренды для строительства многоэтажного жилого дома (л.д. 20, на обороте).
Определением суда первой инстанции от 21.05.2007 к участию в деле на правах третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены комитет земельных ресурсов администрации Волгограда, комитет инвестиционной политики и строительных программ администрации Волгограда и комитет по архитектуре и градостроительству администрации Волгограда (л.д. 21).
Решением от 05.07.2007 уточненные требования ООО "Домостроитель" удовлетворены полностью (л.д. 97 - 99).
Администрация не согласилась с данным решением, обратилась с апелляционной жалобой о его отмене как принятого в результате неправильного применения норм материального права и о постановке нового судебного акта - об оставлении требований ООО "Домостроитель" без удовлетворения.
В судебном заседании представители Администрации и комитета земельных ресурсов поддержали доводы жалобы, настаивали на ее удовлетворении. Представитель истца находит решение суда первой инстанции правильным, просит оставить без изменения. Третьи лица - комитет инвестиционной политики и строительных программ и комитет по архитектуре и градостроительству, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку в заседание своих представителей не обеспечили.
В порядке статьи 163 АПК РФ в заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 28.08.2007 до 10 час. 30.08.2007, по окончании которого заседание было продолжено.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, оценив доводы и возражения по апелляционной жалобе и выслушав мнения представителей участников дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Материалами дела установлено следующее.
Постановлением Администрации от 11.03.2002 № 154 для ООО "ВИПойл-Инвест" согласовано место размещения многоэтажной стоянки кратковременного хранения легковых автомобилей на земельном участке ориентировочной площадью 3114 кв. м севернее микрорайона 201 в Советском районе (акт выбора участка от 24.05.2001 № 88/13615).
В последующем Постановлением Администрации от 22.10.2004 № 1594 право предварительного согласования места размещения названного объекта (стоянки хранения легковых автомобилей) переоформлено с ООО "ВИПойл-Инвест" на ООО "Домостроитель".
Постановлением от 14.01.2005 № 29 срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта (стоянки хранения легковых автомобилей) продлен до 11.03.2006.
На основании Постановления Администрации от 30.09.2005 № 1834 в ранее принятое Постановление от 22.10.2004 № 1594 внесены изменения, касающиеся объекта будущего строительства: многоэтажная стоянка кратковременного хранения легковых автомобилей заменена многоэтажным жилым домом. Одновременно изменен срок окончания действия постановления о предварительном согласовании места размещения - с 11.03.2005 на 30.12.2007.
03.04.2007 (по дате входящей корреспонденции) ООО "Домостроитель" обратилось в комитет земельных ресурсов с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства многоэтажного жилого дома по улице Базисной, 28 в Советском районе г. Волгограда (л.д. 60).
В ответ на данное обращение комитет земельных ресурсов письмом от 05.04.2004 № 4402 сообщил об изменении градостроительного и земельного законодательства, а в этой связи о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка без проведения аукциона.
Полагая, что отказ Администрации (в форме вышеназванного письма ее структурного подразделения) в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду для строительства жилого дома не соответствует законодательству и нарушает права ООО "Домостроитель", общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проанализировав материалы дела, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции ошибочным и подлежащим отмене, исходя из следующего.
Частью 2 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что основанием для признания оспариваемых актов, решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления незаконными является совокупность двух условий: 1) несоответствие обжалуемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, выражающееся в незаконном возложении каких-либо обязанностей и (или) создающее препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.
Согласно статье 129 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей природной среды, специальными федеральными законами.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также регулирование застройки территорий городских и сельских поселений регламентируются Земельным и Градостроительным кодексами Российской Федерации.
В силу статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием места размещения объекта, либо без предварительного согласования места размещения объекта.
Предоставление земельных участков для целей строительства без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется в случае, если размещение объектов строительства соответствует градостроительной документации о застройке и/или земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданами или юридическими лицами, а также в случаях предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства.
В иных случаях предоставление земельных участков под строительство производится с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление сформированных земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется на торгах (конкурсах, аукционах) по продаже земельных участков или права на заключение договора аренды земельных участков (далее - торги) в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Сформированный земельный участок может предоставляться в аренду без проведения торгов на основании заявления гражданина или юридического лица также, если после заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков имеется только одна заявка на его предоставление.
В рассматриваемом случае была задействована процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта. При подобной процедуре предоставление земельного участка осуществляется в следующем порядке:
- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- проведение работ по формированию земельного участка;
- государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Кодекса;
- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
При этом формирование испрашиваемого земельного участка, установление его границ на местности и государственный кадастровый учет производятся за счет граждан и юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка (статья 32 Земельного кодекса РФ).
В связи с вступлением в силу с 01.01.2005 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ и внесением соответствующих изменений в земельное законодательство (действующих с 01.10.2005) земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта (статья 30.1 Земельного кодекса РФ).
Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса (п. 2 ст. 30.1 ЗК РФ (в редакции ФЗ от 18.12.2006 № 232-ФЗ).
В соответствии с пунктом 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 30 декабря 2007 г. земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено соглашением, заключенным таким лицом с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления при одновременном соблюдении следующих условий:
- соглашение заключено с таким лицом до 30 декабря 2004 г.;
- соглашением предусмотрены осуществление таким лицом передачи жилых помещений, снос объектов капитального строительства либо строительство объектов коммунальной или социальной инфраструктуры, и на момент заключения договора аренды земельного участка указанные обязательства выполнены полностью.
До 1 марта 2007 г. земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 1 октября 2005 г., но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что правоотношения по поводу предоставления земельного участка для строительства многоэтажного жилого дома между ООО "Домостроитель" и Администрацией сложились в 2004 году и к ним неприменимы положения статьи 30.1 Земельного кодекса РФ, т.к. акты земельного законодательства не имеют обратной силы и применяются к правоотношениям, возникшим после введения их в действие.
Однако при этом суд первой инстанции не учел следующее.
Согласно второму абзацу пункта 11 части 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ при регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель.
Земельные отношения (а также тесно связанные с ними отношения, возникающие в сфере оборота земельных участков) в основном регулируются разрешительным методом по принципу: возможно только то, что прямо разрешено.
Правоотношение по предоставлению земельного участка под жилищное строительство из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, возникает на основании сложного юридического состава. Только комплекс юридических фактов, как юридический состав в целом, может вызвать определенное юридическое последствие. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта само по себе не порождает каких-либо прав заявителя на выбранный земельный участок. Выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта являются одним из этапов процедуры, осуществляемой при предоставлении земельного участка для строительства, и не влекут последствий в виде обязательного предоставления земельного участка для строительства.
В рассматриваемом случае, учитывая, что многоэтажная стоянка хранения легковых автомобилей и многоэтажный жилой дом являются разными объектами строительства, датой принятия решения о предварительном согласовании ООО "Домостроитель" места размещения жилого дома является дата принятия Постановления № 1834 от 30.09.2005 "О внесении изменений в Постановление Администрации от 22.10.2004 "О переоформлении права предварительного согласования места размещения объекта".
Исходя из пункта 8 статьи 31 и пункта 2 статьи 32 Земельного кодекса РФ, решение о предоставлении земельного участка для строительства принимается на основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта при условии представления заинтересованным лицом кадастровой карты (плана) земельного участка.
Следовательно, право ООО "Домостроитель" на обращение с заявлением для принятия Администрацией соответствующего решения о предоставлении земельного участка для строительства многоэтажного жилого дома возникало только с момента государственного кадастрового учета этого земельного участка.
Кадастровым планом земельного участка (выпиской из государственного земельного кадастра) № 1-34-03/07-84 подтверждается, что государственный кадастровый учет испрашиваемый земельный участок площадью 3114 кв. м, расположенный севернее микрорайона 201 в Советском районе г. Волгограда, прошел 30 марта 2007 г., т.е. уже после 1 марта 2007 г.
Соглашение, предусмотренное пунктом 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ (которым бы устанавливалось осуществление ООО "Домостроитель" передачи жилых помещений, снос объектов капитального строительства либо строительство объектов коммунальной или социальной инфраструктуры), между Администрацией и ООО "Домостроитель" не заключалось.
При таких условиях сформированный земельный участок площадью 3114 кв. м уже не может быть предоставлен без процедуры торгов.
Тот факт, что заявитель после принятия Администрацией Постановления от 30.09.2005 № 1834 осуществлял определенные действия по подготовке проектной документации для строительства жилого дома, разрабатывал документацию по планировке территории Ельшанской балки (где находится испрашиваемый земельный участок), а также заключил с Администрацией соглашение от 02.09.2005 об участии застройщика в социально-экономическом развитии и благоустройстве Волгограда, не имеет правового значения для разрешения данного спора, т.к. принятие уполномоченным органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка под жилищное строительство не поставлено в зависимость от совершения подобных действий.
Следует отметить, что проведение торгов соответствует принципу земельного законодательства, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса РФ, предусматривающему сочетание интересов общества и законных интересов граждан. В противном случае у заинтересованных лиц появляется возможность получить (предоставить) земельный участок, пользующийся повышенным спросом, без проведения торгов. Между тем целью проведения торгов является привлечение всех заинтересованных лиц и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка, а также получение органом местного самоуправления максимальной цены за объект торгов.
При указанных обстоятельствах требования ООО "Домостроитель" удовлетворению не подлежали.
По правилам статьи 110 АПК РФ государственная пошлина за подачу необоснованного заявления и за рассмотрение апелляционной жалобы относится на ООО "Домостроитель".
На основании изложенного и руководствуясь статьями 102, 110, 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Апелляционную жалобу администрации Волгограда удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05.07.2007 отменить и принять новый судебный акт по делу. В требованиях общества с ограниченной ответственностью "Домостроитель" о признании незаконным отказа администрации Волгограда в предоставлении земельного участка для строительства многоквартирного жилого дома по адресу: г. Волгоград, Советский р-н, улица Базисная, 18 (выраженного в письме комитета земельных ресурсов от 05.04.2007 № 4402) и об обязании предоставить этот земельный участок отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Домостроитель" в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы 1000 рублей.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд, вынесший обжалуемый судебный акт.

Председательствующий
Н.В.ЛАВРИК

Судьи
И.И.АНИСЬКОВА
Е.Б.ЯЗЫКОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru