Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ отдела законодательства и федерального регистра в Волгоградской обл. Управления Минюста РФ по Южному федеральному округу от 15.08.2007 № 776с
"НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 4 МАЯ 2007 ГОДА № 722 "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНЫХ РЫНКОВ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" (В РЕДАКЦИИ ОТ 26 ИЮЛЯ 2007 ГОДА № 1337)"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



ОТДЕЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ФЕДЕРАЛЬНОГО РЕГИСТРА
В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 15 августа 2007 г. № 776с

НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 4 МАЯ 2007 ГОДА № 722 "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНЫХ РЫНКОВ
НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
(В РЕДАКЦИИ ОТ 26 ИЮЛЯ 2007 ГОДА № 1337)

Отделом законодательства и федерального регистра в Волгоградской области Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 октября 2006 года № 321 "Об утверждении Положения об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу и Перечня управлений Министерства юстиции по федеральным округам", и Положения, утвержденного Приказом руководителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу от 13 ноября 2006 года № 127 "Об утверждении Положений в структурных подразделениях Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу", проведена юридическая экспертиза Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 4 мая 2007 года № 722 "О реализации мероприятий подпрограммы "Об организации розничных рынков на территории Волгоградской области" (в редакции от 26 июля 2007 года № 1337) (далее - Постановление) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием проведения юридической экспертизы является поступление в Отдел Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 26 июля 2007 года № 1337 "О внесении изменения в Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 4 мая 2007 года № 722 "Об организации розничных рынков на территории Волгоградской области".
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящим Постановлением утверждены План организации розничных рынков, формы бланков разрешения на право организации розничного рынка, уведомления о выдаче разрешения и уведомления об отказе в выдаче разрешения на право организации розничного рынка на территории Волгоградской области.
Предметом правового регулирования исследуемого Постановления являются правоотношения, связанные с организацией розничных рынков на территории Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Гражданским кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 21.07.2007 № 191-ФЗ);
- Федеральным законом от 30.12.2006 № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (в редакции от 02.06.2007 № 86-ФЗ);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 № 148 "Об утверждении правил выдачи разрешений на право организации розничного рынка";
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области.
В соответствии с пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации.
Частью 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Из содержания статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, правовых актов министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.
Пунктом 3 статьи 26.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определено, что полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями.
Согласно статье 2 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" правовое регулирование отношений, связанных с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, исследуемое Постановление издано с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктами 1, 2 статьи 4 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" определено, что рынок организуется в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования и с учетом потребностей субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа. Планом, указанным в части 1 настоящей статьи, должны предусматриваться места расположения предполагаемых рынков, их количество и типы.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил выдачи разрешений на право организации розничного рынка" формы разрешения и уведомлений о выдаче разрешения и об отказе в выдаче разрешения утверждаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого предполагается организация розничного рынка.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения.
Таким образом, Глава Администрации Волгоградской области как высшее должностное лицо Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые правоотношения путем принятия нормативного правового акта в форме постановления.
17 мая 2007 года в ходе проведения юридической экспертизы в тексте рассматриваемого Постановления выявлены несоответствия федеральному законодательству в части утверждения формы разрешения на право организации розничного рынка на территории Волгоградской области с нарушением требований федерального законодательства (экспертное заключение № 462н).
Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 26 июля 2007 года № 1337, вносящим изменения в базовый нормативный правовой акт, выявленные несоответствия федеральному законодательству устранены.
В тексте рассматриваемого нормативного правового акта несоответствий действующему федеральному законодательству не выявлено.
Однако в тексте Постановления выявлено нарушение юридической техники, заключающееся в следующем.
В форме бланка разрешения на право организации розничного рынка на территории Волгоградской области, утвержденного исследуемым Постановлением, содержится строка "Реквизиты акта органа местного самоуправления о выдаче разрешения".
В соответствии с пунктом 1, подпунктом 7 пункта 2 статьи 8 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" выдача разрешения на право организации розничного рынка осуществляется после принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении такого разрешения в соответствии с требованиями статьи 6 настоящего Федерального закона не позднее трех дней со дня принятия указанного решения.
В разрешении указывается в том числе дата принятия решения о предоставлении разрешения.
Таким образом, федеральным законодателем под термином "выдача разрешения" подразумевается действие уполномоченных лиц, а под термином "предоставление разрешения" подразумевается муниципальный правовой акт.
Принимая во внимание вышеизложенное, следует, что региональным нормативным правовым актом изменен смысл термина "выдача разрешения", под которым соответственно подразумевается муниципальный правовой акт.
Следовательно, выявленное нарушение юридической техники заключается в неправомерном придании термину "выдача разрешения" иного смысла по сравнению со смыслом, который вкладывает в указанный термин федеральный законодатель.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 16 мая 2007 года № 87.
Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 26 июля 2007 года № 1337, которым вносится изменение в анализируемый нормативный правовой акт, опубликовано в региональной газете "Волгоградская правда" от 1 августа 2007 года № 140.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 4 мая 2007 года № 722 "Об организации розничных рынков на территории Волгоградской области" (в редакции от 26 июля 2007 года № 1337) соответствует действующему федеральному законодательству.
Предлагаю устранить выявленное нарушение юридической техники; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник отдела
законодательства и федерального
регистра в Волгоградской области
Управления Минюста России
по Южному федеральному округу
советник юстиции 3-го класса
М.А.КОЛЕСНИКОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru