Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ апелляционной инстанции Арбитражного суда Волгоградской обл. от 31.07.2007 по делу № А12-9775/07-С15-5/46
<ОФОРМЛЕНИЕ ПРОТОКОЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ В ОТСУТСТВИЕ ЛИЦА НЕ МОЖЕТ РАССМАТРИВАТЬСЯ КАК ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ НАРУШЕНИЕ, ЕСЛИ ЭТОМУ ЛИЦУ БЫЛО НАДЛЕЖАЩИМ ОБРАЗОМ СООБЩЕНО О ВРЕМЕНИ И МЕСТЕ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОТОКОЛА, НО ОНО НЕ ЯВИЛОСЬ В НАЗНАЧЕННЫЙ СРОК И НЕ УВЕДОМИЛО О ПРИЧИНАХ НЕЯВКИ ИЛИ ПРИЧИНЫ НЕЯВКИ БЫЛИ ПРИЗНАНЫ НЕУВАЖИТЕЛЬНЫМИ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Поволжского округа от 13.11.2007 данное постановление и решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06.07.2007 по данному делу оставлены без изменения.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражного суда, не вступивших в законную силу

от 31 июля 2007 года Дело № А12-9775/07-С15-5/46

(извлечение)

Апелляционная коллегия Арбитражного суда Волгоградской области, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Народная аптека" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06.07.2007, вынесенное по делу № А12-9775/07-С15,

установила:

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 06.07.2007 отказано в удовлетворении требований ООО "Народная аптека" об отмене постановления Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области от 08.06.2007 № 03-11/166/1 о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Народная аптека" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и требования заявителя удовлетворить. Считает, что судом дана ненадлежащая оценка доводам заявителя и представленным доказательствам.
Представитель административного органа доводы апелляционной жалобы отклонил, ссылаясь на их необоснованность. Полагает, что вина заявителя в совершении административного правонарушения доказана материалами проверки. Процедура привлечения к ответственности также соблюдена, в связи с чем решение суда законно и обоснованно.
Повторно рассмотрев материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив законность вынесенного судебного акта в порядке ст. ст. 268 - 271 АПК РФ, апелляционная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Управлением по региональным тарифам проведена проверка деятельности ООО "Народная аптека" в принадлежащей ему аптеке по адресу: г. Волгоград, ул. Штеменко, д. 2. В ходе проверки выявлены нарушения, выразившиеся в завышении обществом надбавок на лекарственные средства, изделия медицинского назначения. 02.02.2007 ООО "Народная аптека" вынесено предписание об устранении нарушений требований закона, регулирующего порядок ценообразования.
В соответствии с Постановлением Администрации Волгоградской области от 15.05.2006 № 540 "Об Управлении по региональным тарифам Администрации Волгоградской области" Управление является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) на территории Волгоградской области и контроль за их применением.
Согласно п. 3.2.3 Постановления Администрации Волгоградской области от 05.10.2006 № 1217 "Об организации и проведении контроля за государственной дисциплиной регулируемых цен (тарифов) и соблюдением порядка ценообразования на продукцию (товары, работы, услуги) на территории Волгоградской области" Управление уполномочено выдавать органам местного самоуправления и субъектам ценообразования обязательные для исполнения предписания о приведении в соответствие цен, установленных уполномоченным органом в области государственного регулирования цен, и об устранении нарушений их последствий в соответствии с требованиями закона.
В период со 2 по 8 мая 2007 г. на основании распоряжения от 02.05.2007 № 48-кт Управлением по региональным тарифам в порядке проверки выполнения указанного предписания проверена деятельность общества по соблюдению требований законодательства по вопросам соблюдения ценообразования.
По результатам проверки установлено завышение обществом надбавок на лекарственные средства относительно установленного процента: на камфорное масло - на 0,25%; на салициловую кислоту - на 11,56%; на корвалол - на 11,16%; на сбор желудочно-кишечный - на 3,07%; на слабилен капли - на 1,13% - с оформлением акта № 25 от 08.05.2007 о проверке выполнения предписания в отношении ООО "Народная аптека".
В силу Указа Президента РФ от 28.02.1995 № 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (с изменениями от 08.07.1995) Правительству РФ предоставлено право на утверждение перечней продукции, товаров и услуг, цены (тарифы) и надбавки на которые на внутреннем рынке РФ подлежат государственному регулированию. При этом регулируемые государством цены (тарифы) и надбавки применяются на внутреннем рынке РФ всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Постановлениями Администрации Волгоградской области от 06.12.1996 № 679 "О надбавках на лекарственные средства и изделия медицинского назначения", от 18.01.2002 № 38 "О предельных торговых надбавках к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства" с учетом полномочий, предоставленных Постановлениями Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 и от 09.11.2001 № 782, от 07.03.1995 № 239, установлена предельная надбавка к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения в размере 30% к ценам продукции предприятия-изготовителя.
Согласно пункту 5 статьи 1 Закона Волгоградской области № 73-ОД "Устав (Основной закон) Волгоградской области" действие нормативных правовых актов Волгоградской области обязательно для исполнения всеми субъектами на территории Волгоградской области и распространяют свое действие на всю территорию Волгоградской области и на все организации, реализующие лекарственные средства и изделия медицинского назначения отечественного и импортного производства. Невыполнение или нарушение указанных актов влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами Волгоградской области.
Результаты проверки 21.05.2007 зафиксированы в протоколе об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ. Постановлением Управления по региональным тарифам от 08.06.2007 № 03-11/166/1 ООО "Народная аптека" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40000 руб.
Согласно указанной норме завышение или занижение регулируемых государством цен на продукцию, товары либо услуги, предельных цен, завышение или занижение установленных надбавок к ценам, по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке, нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда.
При рассмотрении дела в суде 1-й и апелляционной инстанций обществом не отрицается факт завышения надбавок к ценам на лекарственные средства.
В обоснование заявленных требований об отмене постановления заявитель указывает на нарушение установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности, поскольку протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя общества. При этом заявитель указывает, что на момент составления протокола руководитель общества находился на стационарном лечении, а исполнение обязанностей руководителя на время болезни директора ни на кого не возлагалось. Ходатайство общества об отложении действий по составлению протокола на время болезни директора административным органом оставлено без внимания.
Указанные доводы заявителя обоснованно отклонены судом 1-й инстанции как не подтвержденные при рассмотрении дела.
Суду представлено уведомление от 14.05.2007 № УРТ-16/876 (л.д. 61), направленное заказным письмом, согласно которому общество приглашалось для оформления протокола об административном правонарушении на 21.05.2007. Уведомление получено обществом заблаговременно - 16.05.2007, что подтверждено документально уведомлением о вручении заказного письма (л.д. 60) и не оспаривается заявителем.
Таким образом, общество надлежащим образом уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и не было лишено возможности реализовать права и гарантии, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ.
Доказательств получения административным органом письменных ходатайств об отложении действий по оформлению протокола в связи с болезнью руководителя общества на момент составления протокола об административном правонарушении - 21.05.2007 суду не представлено.
Ссылки заявителя на устные просьбы по телефону не могут быть приняты судом в качестве надлежащих доказательств обращения заявителя с таким ходатайством в установленном законом порядке.
Доказательства болезни директора общества в административный орган на момент составления протокола не представлялись. Представление таких документов ООО "Народная аптека" в ходе рассмотрения дела в суде не может повлиять на законность оспариваемого постановления.
В связи с надлежащим извещением протокол составлен в отсутствие законного представителя, поскольку его неявка или уклонение не должны препятствовать реализации должностным лицом возложенных на него полномочий.
Ссылки заявителя жалобы на нарушение при оформлении протокола сроков, установленных ст. 28.5 и 28.8 КоАП РФ, не могут повлиять на выводы суда, поскольку указанные сроки не являются пресекательными и административным органом при оформлении протокола не допущено существенных недостатков, влияющих на законность привлечения лица к административной ответственности.
Оформление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица не может рассматриваться как процессуальное нарушение, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте составления протокола, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
При таких обстоятельствах ссылки на наличие записи в протоколе об отказе от подписи не могут рассматриваться как существенное процессуальное нарушение, исключающее возможность привлечения нарушителя к административной ответственности.
Ссылки на болезнь руководителя с 21.05.2007 не могут рассматриваться как обстоятельство, влияющее на законность привлечения общества к административной ответственности с учетом получения уведомления об оформлении протокола 16.05.2007. Кроме того, привлекаемым к ответственности лицом является юридическое лицо, а не физическое лицо, в связи с чем болезнь руководителя общества не может рассматриваться как процессуальное препятствие, исключающее возможность привлечения юридического лица к административной ответственности.
О рассмотрении дела об административном правонарушении заявитель также был своевременно уведомлен, что подтверждается уведомлением от 31.05.2007 и определением от 31.05.2007 с соответствующими отметками (л.д. 66 - 67).
При таких обстоятельствах арбитражный суд обоснованно указал на отсутствие нарушений требований закона при составлении протокола об административном правонарушении.
В обоснование своих доводов заявитель указывает также, что административным органом при определении меры наказания не учтены объективные причины, повлекшие превышение наценок на лекарственные средства: факт пожара в прилегающем к аптеке кафе "Ника", повлекшего обрушение крыши и потолка здания аптеки, повреждение кабеля электропитания компьютерной техники, сетевых проводов локальной сети, вследствие чего произошел сбой в работе компьютерной техники и ввод товара в компьютерную базу и наценка на товар производились вручную. Из-за загруженности работников аптеки были допущены выявленные нарушения.
В то же время указанные обстоятельства не могут являться основанием освобождения общества от административной ответственности за нарушение требований закона в сфере ценообразования. Материалами дела установлено и заявителем не опровергнуто наличие у общества возможности соблюдения норм, регламентирующих порядок ценообразования, поскольку ремонт кровли и ремонт подвесных потолков на объекте не является обстоятельством, препятствующим надлежащему исчислению установленных надбавок к ценам. Следовательно, юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры для соблюдения норм, регламентирующих порядок ценообразования.
Вместе с тем административным органом с учетом в том числе и указанных обстоятельств назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ.
Отсутствуют также основания для вывода о малозначительности административного правонарушения, поскольку указанное правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере ценообразования. Малозначительность правонарушения может иметь место лишь при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При таких обстоятельствах суд 1-й инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя, указав на доказанность административным органом наличия в действиях заявителя состава вменяемого ему в вину правонарушения и отсутствие существенных нарушений процедуры административного производства. Доводы заявителя жалобы подлежат отклонению как не нашедшие своего подтверждения в суде апелляционной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная коллегия

постановила:

Апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, а решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06.07.2007 - без изменения.
Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня вынесения.

Председательствующий
Т.А.ЗАГОРУЙКО

Судьи
Е.С.ПЯТЕРНИНА
И.И.АНИСЬКОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru