Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Волгоградского областного суда от 26.07.2007 по делу № 3-111/2007
<О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩЕЙ И НЕ ПОДЛЕЖАЩЕЙ ПРИМЕНЕНИЮ СТАТЬИ 5 ЗАКОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ № 1418-ОД ОТ 21 ФЕВРАЛЯ 2007 ГОДА "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" В ЧАСТИ СЛОВ "ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЕ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА И (ИЛИ) МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ">

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 26 июля 2007 года Дело № 3-111/2007

(извлечение)

Волгоградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании 26 июля 2007 года гражданское дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Волгоградской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части Закона Волгоградской области № 1418-ОД от 21 февраля 2007 года "О государственной социальной помощи населению в Волгоградской области",

установил:

Исполняющий обязанности прокурора Волгоградской области обратился в Волгоградский областной суд с заявлением, в котором просил признать частично противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Закон Волгоградской области № 1418-ОД от 21 февраля 2007 года "О государственной социальной помощи населению в Волгоградской области".
В обоснование требований прокурором указано на то, что статья 5 оспариваемого Закона в части, установившей, что право на государственную социальную помощь имеют малоимущие семьи или малоимущие одиноко проживающие граждане, зарегистрированные по месту жительства и (или) месту пребывания на территории Волгоградской области, противоречит статье 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которой регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор Волгоградской областной прокуратуры К.Е.П. заявленные требования поддержал в полном объеме и просил об их удовлетворении судом.
Представитель Волгоградской областной Думы С.Н.И., действующий на основании доверенности, заявленные требования признал полностью.
Выслушав объяснения заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, Волгоградский областной суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, исходя из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Из материалов дела следует, что Волгоградской областной Думой 25 января 2007 года был принят, 21 февраля 2007 года подписан Главой Администрации Волгоградской области Закон Волгоградской области № 1418-ОД от 21 февраля 2007 года "О государственной социальной помощи населению в Волгоградской области". Названный Закон опубликован в газете "Волгоградская правда" № 36 28.02.2007 и вступил в силу через 10 дней со дня его официального опубликования.
Согласно статье 5 оспариваемого Закона Волгоградской области право на государственную социальную помощь имеют малоимущие семьи или малоимущие одиноко проживающие граждане, зарегистрированные по месту жительства и (или) месту пребывания на территории Волгоградской области, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Волгоградской области, и иные категории граждан, нуждающиеся в государственной поддержке, перечисленные в статье 7 настоящего Закона.
Вместе с тем в соответствии с ч. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" устанавливает, что место жительства - это жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ст. 2).
Ни один из нормативных правовых актов федерального уровня не связывает наличие регистрации гражданина на территории субъекта Российской Федерации с правом на получение социальной помощи государства.
Учитывая вышеприведенные положения, суд приходит к выводу, что регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт нахождения гражданина по месту жительства или пребывания. Отсутствие регистрации не исключает возможности установления места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.
Согласно ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации.
Указанный вывод соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, подтвержденной в Постановлениях от 25.04.1995 № 3-П, от 04.04.1996 № 9-П, от 15.01.1998 № 2-П, согласно которой регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, и не может служить основанием ограничения их прав и свобод.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Волгоградская областная Дума в нарушение вышеприведенных норм законов в статье 5 оспариваемого Закона признала наличие регистрации по месту жительства или месту пребывания в качестве обязательного условия реализации гражданами прав на государственную социальную помощь.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 191 - 194, 251 - 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление исполняющего обязанности прокурора Волгоградской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части Закона Волгоградской области № 1418-ОД от 21 февраля 2007 года "О государственной социальной помощи населению в Волгоградской области" удовлетворить.
Признать недействующей и не подлежащей применению с момента вступления решения суда в законную силу статью 5 Закона Волгоградской области № 1418-ОД от 21 февраля 2007 года "О государственной социальной помощи населению в Волгоградской области" в части слов "зарегистрированные по месту жительства и (или) месту пребывания на территории Волгоградской области".
Сообщение о принятом решении по его вступлении в законную силу опубликовать в газете "Волгоградская правда".
Взыскать с Волгоградской областной Думы государственную пошлину в доход государства в сумме 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Волгоградский областной суд.

Судья
И.Г.КУБАСОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru