Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Волгоградского областного суда от 18.07.2007 по делу № 3-105/2007
<О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМИ ПРИМЕНЕНИЮ С МОМЕНТА ВСТУПЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ СУДА В ЗАКОННУЮ СИЛУ: АБЗАЦА 1 ПУНКТА 2 СТАТЬИ 6 В ЧАСТИ СЛОВ "ПРОДАВЕЦ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ИЗ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ ОБЯЗАН ИЗВЕСТИТЬ В ПИСЬМЕННОЙ ФОРМЕ АДМИНИСТРАЦИЮ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, НА ТЕРРИТОРИИ КОТОРОГО НАХОДИТСЯ ПРОДАВАЕМЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК, О НАМЕРЕНИИ ПРОДАТЬ ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК С УКАЗАНИЕМ ЦЕНЫ, РАЗМЕРА, МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА И СРОКА, ДО ИСТЕЧЕНИЯ КОТОРОГО ДОЛЖЕН БЫТЬ ОСУЩЕСТВЛЕН ВЗАИМНЫЙ РАСЧЕТ"; АБЗАЦА 3 ПУНКТА 2 СТАТЬИ 6, ПУНКТА 3 СТАТЬИ 6 ЗАКОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ № 855-ОД ОТ 17 ИЮЛЯ 2003 ГОДА>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 18 июля 2007 года Дело № 3-105/2007

(извлечение)

Волгоградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании 18 июля 2007 года гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Волгоградской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части Закона Волгоградской области № 855-ОД от 17 июля 2003 года "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области",

установил:

Первый заместитель прокурора Волгоградской области обратился в Волгоградский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению: абзаца 1 пункта 2 статьи 6 в части слов "Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме администрацию Волгоградской области и муниципального района Волгоградской области, на территории которого находится продаваемый земельный участок, о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет"; абзаца 3 пункта 2 статьи 6, пункта 3 статьи 6 Закона Волгоградской области № 855-ОД от 17 июля 2003 года "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области".
В обоснование требований указано, что оспариваемые нормы областного Закона противоречат п. 5 ст. 1, п. п. 2 и 3 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В судебном заседании прокурор Волгоградской областной прокуратуры Ф.А.А. заявленные требования поддержал в полном объеме и просил об их удовлетворении судом.
Представитель Волгоградской областной Думы С.Н.И., действующий на основании доверенности, заявленные требования признал полностью.
Выслушав объяснения заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, Волгоградский областной суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, исходя из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Из материалов дела следует, что Волгоградской областной Думой 3 июля 2003 года был принят, 17 июля 2003 года подписан Главой Администрации Волгоградской области Закон Волгоградской области № 855-ОД "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области". Названный Закон опубликован в газете "Волгоградская правда" № 130 23.07.2003 и вступил в силу с указанного времени.
В настоящее время Закон действует в редакциях Законов Волгоградской области от 15.02.2005 № 1007-ОД, от 23.05.2005 № 1065-ОД, от 08.02.2006 № 1194-ОД, от 06.06.2006 № 1231-ОД, от 14.07.2006 № 1256-ОД, от 12.02.2007 № 1416-ОД.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 оспариваемого Закона продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме Администрацию Волгоградской области и муниципального района Волгоградской области, на территории которого находится продаваемый земельный участок, о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем 90 дней.
Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.
Администрация Волгоградской области не позднее четырнадцатидневного срока с момента получения извещения продавца направляет уведомление в муниципальный район, на территории которого находится продаваемый земельный участок, о согласии либо об отказе в приобретении указанного земельного участка.
Из п. 3 ст. 6 Закона Волгоградской области № 855-ОД от 17 июля 2003 года следует, что в случае если Администрация Волгоградской области не дала согласия на приобретение продаваемого земельного участка, муниципальное образование Волгоградской области может воспользоваться преимущественным правом покупки продаваемого земельного участка и сообщить об этом продавцу в срок, предусмотренный пунктом 4 настоящей статьи.
Согласно п. 4 ст. 6 названного Закона области в случае если Администрация Волгоградской области или муниципальное образование Волгоградской области откажется от покупки либо не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение 30 дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении.
Согласно пп. "о" п. 1 ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
В подпунктах "в" и "к" п. 1 ст. 72 Конституции РФ определено, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
Статьей 76 Конституции РФ предусмотрено, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (часть 1). По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (часть 2). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.
В соответствии с п. 6 ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Основные положения, определяющие понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения, особенности использования и порядка предоставления земель сельскохозяйственного назначения, изложены в главе XIV Земельного кодекса РФ.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона № 101-ФЗ от 24.07.2002 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" названный Закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятие их в государственную или муниципальную собственность.
В п. 2 ст. 1 данного Федерального закона оговорено, что правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией РФ, Земельным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ и законами субъектов РФ.
Одновременно в п. 5 ст. 1 Федерального закона № 101-ФЗ от 24.07.2002 отмечено, что принятие субъектами РФ законов и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не допускается.
Принципы оборота земель сельскохозяйственного назначения перечислены в пункте 3 ст. 1 Федерального закона № 101-ФЗ от 24.07.2002.
Согласно подпунктам 3 и 4 п. 3 ст. 1 Федерального закона № 101-ФЗ от 24.07.2002 к принципам оборота указанных земель в том числе относятся:
преимущественное право субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов;
преимущественное право субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, муниципального образования на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности, в случае если другие участники долевой собственности откажутся от покупки такой доли или не заявят о намерении приобрести такую долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.
Статья 8 названного Федерального закона регулирует вопросы, связанные с куплей-продажей земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.
Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона № 101-ФЗ от 24.02.2002 предусмотрено, что при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов.
В пункте 2 названной статьи оговорено, что продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, муниципальное образование о намерении продать земельный участок с указанием цены и других существенных условий договора. Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.
Согласно пункту 3 ст. 8 Федерального закона № 101-ФЗ от 24.02.2002 в случае если субъект РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, муниципальное образование откажется от покупки либо не уведомит продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение месяца со дня поступления извещения, продавец вправе в течение года продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены. Течение указанного срока начинается со дня поступления извещения в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, в муниципальное образование.
При продаже земельного участка по цене ниже ранее заявленной цены или с изменением других существенных условий договора продавец обязан направить новое извещение по правилам, установленным настоящей статьей.
В соответствии с п. 4 данной статьи при продаже земельного участка с нарушением преимущественного права покупки субъект РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, муниципальное образование имеет право в течение года с момента государственной регистрации перехода права собственности требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя.
Проанализировав указанные положения федерального законодательства и сопоставив их с содержанием абзаца 1 пункта 2, абзаца 3 пункта 2, пункта 3 статьи 6 оспариваемого Закона, суд приходит к выводу о том, что данные нормы областного Закона противоречат Федеральному закону.
Суд полагает необходимым признать недействующим абзац 1 пункта 2 статьи 6 областного Закона, поскольку он противоречит п. 2 ст. 8 Федерального закона № 101-ФЗ от 24 июля 2002 года, которым не предусмотрена обязанность продавца извещать о намерении продать земельный участок как соответствующий орган субъекта РФ, так и муниципальное образование. По существу, абзацем 1 п. 2 ст. 6 оспариваемого Закона на продавца земельного участка возложена дополнительная (по сравнению с п. 2 ст. 8 названного Федерального закона) обязанность по одновременному извещению и Администрации Волгоградской области, и муниципального образования, что недопустимо также согласно пунктам 2 и 5 ст. 1 этого же Федерального закона.
Суд, кроме того, приходит к выводу о том, что абзац 3 пункта 2 статьи 6 Закона Волгоградской области № 855-ОД от 17 июля 2003 года "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области", обязавший Администрацию Волгоградской области не позднее четырнадцатидневного срока с момента получения извещения продавца направлять уведомление в муниципальный район, на территории которого находится продаваемый земельный участок, о согласии либо об отказе в приобретении указанного земельного участка, противоречит пункту 3 ст. 8 Федерального закона № 101-ФЗ от 24 июля 2002 года.
По существу, абзацем 3 пункта 2 статьи 6 областного Закона (по сравнению с п. 3 ст. 8 данного Федерального закона) значительно ограничен срок, в течение которого субъект РФ - Волгоградская область вправе разрешить вопрос о приобретении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, что недопустимо согласно п. 5 ст. 1 этого же Федерального закона.
Системное толкование пунктов 3 и 4 статьи 6 оспариваемого Закона области свидетельствует о том, что законодатель Волгоградской области в п. 3 ст. 6 фактически установил такой порядок купли-продажи земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, при котором преимущественным правом покупки продаваемого земельного участка одновременно наделены и субъект Российской Федерации, и муниципальное образование. При этом право продажи земельного участка наступает у продавца через 44 дня после извещения в письменной форме администрации Волгоградской области.
Вместе с тем федеральным законодательством установлен 30-дневный срок, по истечении которого продавец вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены (п. 3 ст. 8 ФЗ 101).
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 191 - 194, 251 - 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление первого заместителя прокурора Волгоградской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части Закона Волгоградской области № 855-ОД от 17 июля 2003 года "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области" удовлетворить.
Признать недействующими и не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу: абзац 1 пункта 2 статьи 6 в части слов "продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме администрацию Волгоградской области и муниципального района Волгоградской области, на территории которого находится продаваемый земельный участок, о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет"; абзац 3 пункта 2 статьи 6, пункт 3 статьи 6 Закона Волгоградской области № 855-ОД от 17 июля 2003 года "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области".
Сообщение о принятом решении по его вступлении в законную силу опубликовать в газете "Волгоградская правда".
Взыскать с Волгоградской областной Думы государственную пошлину в доход государства в сумме 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Волгоградский областной суд.

Судья
И.Г.КУБАСОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru