Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПРИКАЗ Облкомприроды от 12.02.2007 № 47/01
(ред. от 04.07.2007)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ УЧРЕЖДЕНИИ "ПРИРОДНЫЙ ПАРК "ЭЛЬТОНСКИЙ"

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Волгоградская правда", № 75, 25.04.2007.







КОМИТЕТ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 12 февраля 2007 г. № 47/01

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ УЧРЕЖДЕНИИ
"ПРИРОДНЫЙ ПАРК "ЭЛЬТОНСКИЙ"

(в ред. Приказа Облкомприроды от 04.07.2007 № 143/01)

В соответствии с Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 28 июня 2006 г. № 769 "Об утверждении Положения о Комитете охраны природы Администрации Волгоградской области" и в целях формирования необходимой нормативно-правовой базы для организации и функционирования системы особо охраняемых природных территорий области приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о государственном учреждении "Природный парк "Эльтонский".
2. Директору государственного учреждения "Природный парк "Эльтонский" опубликовать настоящий приказ в газете "Волгоградская правда".
3. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Комитета
В.И.НОВИКОВ





Утверждено
Приказом
Комитета охраны
природы Администрации
Волгоградской области
от 12 февраля 2007 г. № 47/01
Председатель Комитета
В.И.НОВИКОВ

Согласовано
Руководитель Управления Федеральной
службы по надзору в сфере
природопользования (Росприроднадзор)
по Волгоградской области
Р.М.САРКИСОВ

Согласовано
Глава Палласовского муниципального
района
А.И.ГАЛИЧКИН

ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОСУДАРСТВЕННОМ УЧРЕЖДЕНИИ "ПРИРОДНЫЙ ПАРК "ЭЛЬТОНСКИЙ"

(в ред. Приказа Облкомприроды от 04.07.2007 № 143/01)

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон № 7-ФЗ принят 10.01.2002, а не 10.01.2001.
   ------------------------------------------------------------------

Настоящее Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом РФ, Земельным кодексом от 25.10.2001 № 136-ФЗ, Лесным кодексом Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ, Водным кодексом Российской Федерации от 16.11.1995 № 167-ФЗ, Федеральными законами РФ от 10.01.2001 № 7-ФЗ "Об охране окружающей природной среды", от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах", от 24.04.1995 № 52-ФЗ "О животном мире", от 23.02.1995 № 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Законами Волгоградской области от 07.12.2001 № 641-ОД "Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области", от 06.12.1999 № 335-ОД "О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Волгоградской области" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Волгоградской области, определяющими правовой статус природных парков.

I. Общие положения

1.1. Природный парк "Эльтонский" - особо охраняемая природная территория и акватория, имеющая природоохранное, рекреационное, эколого-просветительское и историко-культурное значение как особо ценное и целостное природно-территориальное образование, отличающееся высоким природным разнообразием, наличием редких и уязвимых в существующих условиях видов растений, животных, ландшафтов и благоприятных условий для отдыха в природном окружении.
1.2. В соответствии с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" и Законом Волгоградской области "Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области" для реализации задач, возложенных на природные парки, осуществления их охраны и содержания было создано государственное учреждение "Природный парк "Эльтонский" (далее - Парк).
1.3. В своей деятельности Парк руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", Законом Волгоградской области "Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области" и др. нормативно-правовыми актами, а также Положением о природном парке.
1.4. Парк является особо охраняемой природной территорией регионального значения и находится в ведении уполномоченного органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природопользования Администрации Волгоградской области.
1.5. На прилегающих к территории Парка участках земли и акваториях создаются охранные зоны, для которых устанавливаются ограничения хозяйственной и иной деятельности.

II. Основные задачи природного парка

2.1. На Парк возлагаются следующие основные задачи:
- сохранение природной среды, природных ландшафтов;
- охрана объектов растительного и животного мира;
- создание условий для отдыха, физкультурно-оздоровительных целей (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов;
- разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территории;
- экологическое просвещение населения.

III. Правовой статус природного парка

3.1. Парк создан в порядке, установленном Федеральными законами "Об особо охраняемых природных территориях", "Об охране окружающей среды", Законом Волгоградской области "Об особо охраняемых природных территориях" и другими нормативно-правовыми актами.
3.2. Решение об образовании природного парка принимают органы государственной власти Волгоградской области по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
3.3. Создание Парка, связанное с изъятием земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, осуществляется постановлением Администрации Волгоградской области по согласованию с Правительством Российской Федерации.
3.4. Парк является юридическим лицом и финансируется за счет средств бюджета Волгоградской области.
3.5. Парк приобретает права и обязанности с момента государственной регистрации.
3.6. Парк в своей деятельности руководствуется федеральным и областным законодательством, приказами и распоряжениями уполномоченного органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природопользования Администрации Волгоградской области, а также Положением о природном Парке.
3.7. Парк является некоммерческой организацией и осуществляет соответствующие виды деятельности, определенные существующим законодательством и утвержденным Положением о Парке.
3.8. Парк имеет необходимые для осуществления своей деятельности круглую гербовую печать, штампы и бланки, содержащие полное наименование Парка и органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области, являющегося его учредителем.
3.9. Парк имеет обособленное имущество, счет в органах казначейства и других кредитных организациях, самостоятельный баланс.
3.10. Парк отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.
3.11. Парк не отвечает по обязательствам уполномоченного органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природопользования Администрации Волгоградской области, являющегося его учредителем.
3.12. Положение о Парке, изменения и дополнения к нему утверждаются уполномоченным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природопользования Администрации Волгоградской области по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
3.13. Парк выступает истцом и ответчиком в суде общей юрисдикции и арбитражном суде.
3.14. Парк вправе иметь собственную символику (флаги, вымпелы, эмблемы и др.), использовать собственную символику в рекламных и иных целях, а также выдавать разрешения на использование этой символики юридическим и физическим лицам.
3.15. Парк может создавать объединения в форме ассоциаций и союзов в целях развития особо охраняемых природных территорий.

IV. Управление природным парком

4.1. Парк находится в ведении уполномоченного органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природопользования Администрации Волгоградской области.
4.2. Парк возглавляется директором, назначаемым на должность и освобождаемым от должности уполномоченным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природопользования Администрации Волгоградской области.
4.3. Непосредственное управление деятельностью Парка на основе принципа единоначалия осуществляет директор Парка.
Директор Парка:
- без доверенности действует от имени Парка и представляет его во всех органах государственной власти и управления, организациях, а также за рубежом;
- руководит деятельностью Парка, обеспечивает выполнение возложенных на Парк задач и несет персональную ответственность за результаты деятельности Парка;
- по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природопользования Администрации Волгоградской области утверждает структуру и штатное расписание Парка, должностные инструкции работников, сметы расходов и доходов, материально-техническое обеспечение и природоохранные мероприятия по развитию природного парка;
- заключает договоры во всех областях деятельности Парка;
- распоряжается имуществом и средствами Парка в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и Волгоградской области и утвержденным Положением о Парке;
- открывает счета в органах казначейства и других кредитных организациях;
- принимает на работу и увольняет работников, а также заключает трудовые договоры (контракты) на выполнение отдельных видов работ;
- налагает в установленном порядке дисциплинарные взыскания на работников Парка и применяет меры материального и морального поощрения;
- издает приказы, инструкции, распоряжения, обязательные для выполнения всеми работниками природного парка; утверждает правила внутреннего трудового распорядка Парка;
- устанавливает размеры доплат, надбавок, премий и других выплат стимулирующего характера в пределах имеющихся у Парка средств на оплату труда;
- выдает доверенности на совершение юридических действий от имени Парка и др.
4.4. Директор Парка несет полную ответственность за нарушения установленного в Парке режима и ухудшение состояния представленных на территории Парка природных сообществ, растительного и животного мира в соответствии с действующим законодательством.
4.5. Директор Парка может иметь заместителей, которые назначаются на должность приказом по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природопользования Администрации Волгоградской области, в ведении которого находится Парк.
4.6. Должностные оклады, тарифные ставки и другие условия оплаты труда работников Парка устанавливаются в размерах и порядке, предусмотренных для учреждений бюджетной сферы, финансируемых из бюджета Волгоградской области.
4.7. Трудовые отношения работников Парка регулируются действующим законодательством Российской Федерации о труде и оформляются трудовым договором (контрактом).

V. Режим особой охраны территории природного парка
и обеспечение его соблюдения

5.1. На территории Парка устанавливается дифференцированный режим его охраны, защиты и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков.
Режим особой охраны территории Парка включает систему правил и мероприятий, необходимых для выполнения стоящих перед ним задач, и устанавливается исходя из целей создания Парка и требований природоохранного законодательства.
5.2. На территории Парка выделены функциональные зоны, в том числе:
1. Природоохранная зона:
Объекты и направления охраны: уникальное озеро Эльтон и его бальнеологические ресурсы. Уникальные и типичные природные комплексы и их средоформирующие и средостабилизирующие функции.
Режим природопользования:
Назначение: сохранение в естественном состоянии наиболее ценных биотических и абиотических природных комплексов; неистощительное использование природных лечебных ресурсов озера Эльтон и окружающих ландшафтов.
Запрещается: все виды хозяйственной деятельности, влекущие за собой изменение структуры природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических качеств природного парка.
Ограничивается: рекреационная и туристическая доступность.
Разрешается (рекомендуется): научные исследования по программе Парка. Научно-познавательный туризм по специально отведенным маршрутам.
Подзона охраны озера Эльтон и его ближайшего водосбора.
Объекты и направления охраны: озеро Эльтон с уникальными лечебными грязями и рапой.
Типичные целинные степи. Специфические водно-болотные угодья с галофитными сообществами мокрых солончаков. Международная ключевая орнитологическая территория. Форпост байрачного леса на аридном юго-востоке России - балка Биологическая.
Режим природопользования:
Назначение: сохранение и поддержание высокого качества всего комплекса природных лечебных ресурсов. Обеспечение сохранности природных территорий с высоким биологическим и ландшафтным разнообразием и объектов историко-культурного наследия. Научно-исследовательская деятельность.
Запрещается: строительство промышленных и гражданских объектов. Распашка земель. Нерегламентированный выпас скота. Выжигание травы как способ улучшения состояния сенокосов. Свободный проезд транспорта вне специально отведенных дорог.
Свободное посещение территории туристическими группами и отдельными туристами. Сбор ценных, в т.ч. лекарственных, растений. Сбор коллекций и гербария без согласования с администрацией Парка.
Ограничивается: пастбищные нагрузки. Охота на промысловую дичь. Площади сенокошения (временем физиологического цикла животных, прежде всего птиц).
Разрешается (рекомендуется): установить опознавательные знаки, оповещающие о режиме природопользования в пределах подзоны. Установить наблюдение за деятельностью всех животноводческих точек, расположенных в пределах III зоны округа санитарной охраны в целях недопущения загрязнения атмосферного воздуха, почвы и подземных вод. Осуществлять противоэрозионные мероприятия, в т.ч. залужение насаждений на склонах оврагов, балок, промоин засухоустойчивых деревьев и кустарников из состава местных пород. Выявить все уникальные сообщества и участки концентрации биоразнообразия и обеспечить эффективную их охрану. Организовать мониторинг состояния нативных типичных и уникальных сообществ, редких и исчезающих видов (реликтовых, эндемичных и т.д.). Обеспечить эффективную охрану и, в случае необходимости, реставрацию памятников археологии, истории, культуры. Обеспечить проведение специальных фитомелиоративных мероприятий, направленных на восстановление деградированных коренных экосистем и сообществ. Обеспечить организацию мероприятий по охране и защите лесных насаждений, биотехнии, противопожарных мероприятий. Содействовать развитию экологически обоснованной инфраструктуры регулируемого научного и познавательного туризма, не наносящей ущерба природным и рекреационным ресурсам Парка.
Подзона охраны природных ландшафтов и экологической стабилизации.
Объекты и направления охраны: территория, характеризующаяся минимальной трансформацией уникальных и эталонных (типичных) природных комплексов, отличающихся высокой концентрацией биологического разнообразия и представляющих особую научную ценность.
Режим природопользования:
Назначение: сохранение и обеспечение экологической стабилизации уникальных и эталонных природных комплексов в естественных условиях. Мониторинг биологического разнообразия.
Запрещается: строительство и размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий и их отдельных объектов, зданий и сооружений, дорог, путепроводов, ЛЭП и других коммуникаций, за исключением необходимых для обеспечения деятельности Парка. Нарушение почвенного и растительного покрова. Проложение новых дорог, в т.ч. грунтовых. Действия, изменяющие гидрологический режим земель. Вырубки лесной и кустарниковой растительности, заготовка сушняка и дров, лекарственных растений. Распашка земель, применение минеральных удобрений и химических средств защиты. Выпас и транзитный прогон домашних животных. Нахождение, проход и проезд посторонних лиц и автотранспорта вне дорог общего пользования. Сбор зоологических, ботанических коллекций, кроме предусмотренных программой научных исследований Парка. Охота и обустройство привалов, бивуаков, разведение огня и все виды отдыха населения.
Ограничивается: движение транспорта при проведении научных экспедиций.
Разрешается (рекомендуется): только научные исследования по согласованию с дирекцией Парка, а также работы, связанные с тушением пожаров. На территории имеют право находиться сотрудники службы охраны при исполнении ими служебных обязанностей, а также сотрудники Парка и приглашенные специалисты, выполняющие работы по темам, утвержденным программой научных и мониторинговых исследований Парка. Посещение другими лицами допускается только по специальному разрешению администрации Парка. Установить опознавательные знаки, оповещающие о режиме пребывания в пределах подзоны.
2. Регулируемой рекреации:
Объекты и направления охраны: наиболее привлекательные объекты показа.
Уникальные природные комплексы (геологический, ботанический, энтомологический) г. Улаган, Сорочьей балки, целинных плакоров, степных лугов и т.д. Объекты историко-культурного наследия. Природные комплексы территорий ближайшего поверхностного и грунтового стока к эксплуатационному участку оз. Эльтон (добыча грязи и рапы) и Сморогдинскому источнику минеральных вод.
Режим природопользования:
Назначение: развитие социально-экологического ядра Парка. Совершенствование рекреационного обслуживания. Развитие эколого-просветительской деятельности. Охрана и соблюдение режима эксплуатации всего природного лечебно-оздоровительного комплекса курорта Эльтон. Охрана природных и историко-культурных комплексов и объектов.
Запрещается: запрещаются все виды хозяйственной деятельности, связанные с возможным нарушением качества природных лечебных ресурсов и рекреационно-оздоровительных свойств территории. Любые виды распашки территории.
Ограничивается: традиционная хозяйственная деятельность (выпас скота).
Разрешается (рекомендуется): разработка Схемы развития рекреации и туризма. Совершенствование системы рекреационно-туристического обслуживания.
Подзона экологического туризма.
Объекты и направления охраны: наиболее разнообразные и контрастные ландшафтные комплексы, видовые площадки и точки обзора, места для отдыха и наблюдений за жизнью животных, отдельные историко-культурные объекты (курганы).
Режим природопользования:
Назначение: обеспечение возможности экологического туризма, эксклюзивного научного туризма.
Запрещается: запрещаются виды хозяйственной деятельности, могущие привести к деформации природных комплексов и историко-культурных объектов. Проложение новых дорог. Массовый нерегулируемый туризм.
Ограничивается: традиционная хозяйственная деятельность (выпас скота). Строительные работы по обустройству видовых площадок и количество самих площадок.
Разрешается (рекомендуется): разработка перспективной Схемы развития туризма. Оборудование видовых площадок необходимой информацией об объектах показа и режиме поведения посетителей в пределах подзоны.
Оздоровительно-рекреационная подзона.
Объекты и направления охраны: эксплуатационные участки по добыче лечебной грязи, рапы, лечебных минеральных вод. Ценные природные комплексы и сообщества: водно-болотные угодья дельты р. Большая Сморогда, отвечающие критериям Рамсарской конвенции как места массовых скоплений птиц водно-околоводного комплекса; типичные нативные флористические и энтомологические галофитно-галобионтные сообщества; уникальный энтомологический комплекс г. Улаган. Памятники истории, культуры, архитектуры. Лечебно-оздоровительный комплекс санатория "Эльтон".
Режим природопользования:
Назначение: обеспечение высокого качества и неистощительности природных лечебных ресурсов и экологически обоснованных технологий их добычи. Обеспечение высокого качества обслуживания отдыхающих санатория и посетителей Парка.
Запрещается: проведение всех видов работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению. Производство горных и других работ, не связанных непосредственно с освоением природных лечебных ресурсов, в т.ч. несанкционированные разработки строительного камня и песка на г. Улаган. Устройство навозохранилищ. Размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов. Размещение коллективных стоянок автотранспорта без соответствующей системы очистки от вредных отходов, отработанных масел и сточных вод. Въезд всех видов транспорта в пределы I зоны округа горно-санитарной охраны (кроме автотранспорта санатория "Эльтон" и автомашин пригородного парка "Эльтонский"). Устройство свалок и сливных ям, складирование и захоронение промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов. Размещение кладбищ и скотомогильников. Устройство поглощающих колодцев, полей орошения и подземной фильтрации, очистителей сточных вод. Использование минеральных удобрений и навозных стоков, применение ядохимикатов для борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками. Строительство жилых домов, организация и обустройство садово-огородных участков и туристических стоянок без централизованных систем водоснабжения и канализации. Массовый прогон и выпас скота. Вырубка зеленых насаждений, кроме рубок ухода и санитарных рубок. Сбор дикорастущих растений.
Ограничивается: площади и места отведения пастбищ и сенокосов, а также нагрузки на них.
Дорожно-тропиночная сеть. Рекреационно-туристическая доступность территории.
Разрешается (рекомендуется): содействовать развитию инфраструктуры регулируемого туризма и транспортно-коммуникативной сети сезонного действия, не наносящей ущерба природным и рекреационным ресурсам Парка, ориентированной как на групповой туризм, так и на прием самостоятельных туристов и отдыхающих, прибывших на личном транспорте (размещение бивуачных стоянок на ограниченное количество посетителей и индивидуальных мест отдыха, оборудование автостоянок). Провести трассировку и обустройство различных по протяженности и способам передвижения туристских экскурсионных маршрутов и терренкуров с оборудованием видовых площадок, специально отведенных мест отдыха и ночевок.
Подзона обслуживания посетителей Парка.
Объекты и направления охраны: лечебно-оздоровительный комплекс санатория "Эльтон". Соответствующая инфраструктура, необходимая для обслуживания посетителей Парка (перспективные музейные комплексы, визит-центры и т.д.).
Режим природопользования:
Назначение: предоставление широкой сферы рекреационно-оздоровительных и сервисных услуг. Регулирование потоков посетителей. Комплексное благоустройство и озеленение территории.
Запрещается: строительство промышленных объектов высокого класса санитарной вредности. Строительство ферм, устройство навозохранилищ. Складирование и захоронение бытовых и сельскохозяйственных отходов. Размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов. Размещение коллективных стоянок автотранспорта без соответствующей системы очистки от твердых отходов, отработанных масел и сточных вод. Устройство поглощающих колодцев, полей орошения, подземной фильтрации и очистителей сточных вод. Вырубка зеленых насаждений, кроме рубок ухода за лесными культурами и санитарных рубок.
Ограничивается: территориальное расширение п. Эльтон, увеличение этажности застройки.
Разрешается (рекомендуется): строительство и обустройство стационарных объектов туристского сервиса. Строительство административно-просветительского центра Парка. Развитие административно-хозяйственной инфраструктуры Парка и санатория. Создание сети частных гостевых домов для размещения посетителей Парка и санатория. Защитно-декоративные посадки и уход за ними. Строительство пруда для отдыхающих на р. Сморогда. Оборудование подъездных путей, информационных площадок, автостоянок, подходов к воде, пляжей и других элементов обустройства территории. Разработка системы туристско-экскурсионных маршрутов для местного и въездного, в т.ч. международного, туризма.
3. Буферная зона.
Объекты и направления охраны: нативные и квазинативные природные комплексы, обеспечивающие сохранность и качество лечебных ресурсов оз. Эльтон, природных комплексов природоохранной зоны и рекреационных ресурсов. Отдельные очаги концентрации биологического разнообразия.
Режим природопользования:
Назначение: обеспечение нейтрализации непосредственных неблагоприятных антропогенных воздействий на природные комплексы со стороны объектов агрохозяйственного назначения.
Запрещается: строительство крупных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, а также других долговременных сооружений, в т.ч. глухих плотин и дамб на реках; крупномасштабная распашка земель с применением минеральных удобрений и средств защиты растений. Проведение гидротехнических мероприятий и другого коренного изменения угодий; несанкционированная добыча стройматериалов. Нерегламентированное сенокошение.
Ограничивается: прогон и нагрузки на пастбищные системы, особенно на эродированных склонах долины Хары и крупных балок. Свободное посещение населением участков концентрации биоразнообразия в познавательных и иных целях.
Разрешается (рекомендуется): экологически оправданные мероприятия, направленные на активное восстановление эродированных земель и отработку технологий по восстановлению растительного покрова (с согласия природопользователей). Проведение мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию последствий антропогенных воздействий (пожары). Посещение туристами с познавательными целями по специально выделенным и обустроенным маршрутам с разрешения администрации Парка.
4. Зона хозяйственного назначения.
Объекты и направления охраны: малотрансформированные и массивные площади зональных и азональных природных комплексов, в т.ч. лиманы. Земельные ресурсы.
Режим природопользования:
Назначение: обеспечение рационального, экологически обоснованного природопользования в пределах основной площади водосборного бассейна озера. Сохранение сложившейся системы расселения. Облагораживание облика сельского ландшафта. Обеспечение сохранения и восстановления земельных ресурсов традиционного природопользования. Научно-производственное обеспечение разработки и реализации принципов экологически устойчивого природопользования в границах водосборного бассейна оз. Эльтон.
Запрещается: всякая деятельность, которая может нанести ущерб окружающей природной среде и природным лечебным ресурсам. Строительство предприятий высокого класса санитарной опасности. Прогон и выпас домашних животных вне специально отведенных путей и участков. Сброс в водоемы и водотоки неочищенных сточных вод. Изменение гидрологического режима бассейна оз. Эльтон. Организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий вне пределов специально отведенных для этого мест. Промысловая, спортивная и любительская охота вне специально отведенных мест и сроков. Хранение горюче-смазочных материалов вне специально оборудованных для этого площадок. Размещение мест складирования и захоронения бытовых отходов на землях сельскохозяйственного назначения. Размещение скотомогильников вне специально отведенных участков.
Ограничивается: применение ядохимикатов и иных средств химической защиты растений.
Заготовка лекарственных и других дикорастущих растений. Строительство путепроводов, плотин и дамб на впадающих в озеро реках и других коммуникаций, не связанных с функционированием Парка (в случае крайней необходимости проложение коммуникаций осуществляется при согласовании с дирекцией Парка по периферии зоны и по кратчайшему расстоянию). Распашка земель крупными массивами. Пастбищные нагрузки.
Разрешается (рекомендуется): ландшафтно-контурная система земледелия и пастбищного хозяйства, агролесомелиоративные приемы. Распашка полей с соблюдением противоэрозионных мероприятий в соответствии с интенсивностью эрозионной и дефляционной деятельности. Сенокошение с использованием сенокосооборота, учитывающего основные жизненные циклы развития редких и исчезающих видов флоры и фауны. Улучшение сенокосов (подсев трав). Выпас скота на основе системы пастбищеоборотов. Развитие традиционных видов природопользования: отгонное животноводство, верблюдоводство, табунное коневодство (с соблюдением нормативов нагрузок на пастбищные экосистемы).
5.3. Границы функциональных зон утверждаются Администрацией Волгоградской области на основании проекта организации и развития Парка, утвержденного в установленном порядке и имеющего положительное заключение государственной экологической экспертизы.
5.4. Все собственники и пользователи земель в границах Парка обязаны соблюдать требования режима, установленного для соответствующего участка территории.
Для обеспечения сохранности природных сообществ и соблюдения установленного режима собственники и пользователи земель подписывают охранные обязательства с дирекцией Парка, неотъемлемой частью которых является паспорт земельного участка с подробной характеристикой представленных в его границах природных сообществ, оценкой их состояния, а также описанием режима особой охраны и использования данного участка.
Расходы, связанные с обеспечением установленного режима охраны, производятся в соответствии с существующим законодательством РФ и Волгоградской области.
5.5. На территории Парка запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природного парка, нарушение режима содержания памятников истории и культуры, без согласования с дирекцией Парка, в том числе:
(в ред. Приказа Облкомприроды от 04.07.2007 № 143/01)
- проведение рубок в выводково-гнездовой период в установленных местах покоя;
- нарушение местообитаний видов растений и животных, включенных в Красную книгу Волгоградской области или Российской Федерации;
- сжигание сухих листьев и травы, в том числе весенние палы, разведение костров;
- заготовка и сбор всех видов растений и их частей (за исключением регулируемого сенокошения, осуществляемого с целью предотвращения зарастания лугов древесной растительностью);
- несанкционированное использование земель для садоводства и огородничества;
- повреждение или самовольные порубки деревьев и кустарников;
- самовольные посадки деревьев и кустарников, а также другие самовольные действия граждан, направленные на обустройство отдельных участков на особо охраняемой природной территории;
- умышленное причинение беспокойства, отлов и уничтожение, разорение гнезд и нор диких животных;
- пребывание посетителей с орудиями отстрела или отлова животных;
- проведение массовых спортивных, зрелищных и иных мероприятий вне специально выделенных для этих целей мест без согласования с уполномоченным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природопользования Администрации Волгоградской области;
- проведение несанкционированных археологических раскопок;
- несанкционированный сбор зоологических, ботанических и минералогических коллекций, а также палеонтологических объектов;
- изменение функционального назначения земельного участка или его части, если оно может привести к увеличению антропогенных нагрузок на природный комплекс особо охраняемой природной территории;
- движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанных с функционированием Парка, осуществляемые вне дорог общего пользования;
- загрязнение почв, замусоривание территории, захоронение мусора, устройство снегосвалок, а также деятельность, угрожающая взятым под охрану объектам историко-культурного наследия.
5.6. Допускается строительство, реконструкция, техническое перевооружение, ликвидация объектов капитального строительства для государственных и муниципальных нужд в соответствии с документами территориального планирования, утвержденными в установленном порядке.
(в ред. Приказа Облкомприроды от 04.07.2007 № 143/01)
5.7. С Парком согласовываются вопросы социально-экономической деятельности юридических лиц, расположенных на территориях природных парков и их охранных зон, а также проекты развития населенных пунктов.
5.8. Изъятие земельных участков, расположенных в границах парков, у сторонних пользователей в случаях их использования не по целевому назначению, грубого или неоднократного нарушения сторонними землепользователями установленного природоохранного режима или причинения значительного ущерба производится в установленном действующим законодательством порядке.
5.9. Границы Парка, его функциональных и охранных зон обозначаются на местности предупредительными и информационными знаками.

VI. Ответственность за нарушение режима природного парка

6.1. Лица, виновные в нарушении установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов, а также законодательства об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры на территории Парка, а также его охранной зоны, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и Волгоградской области.

VII. Нормативно-правовое и организационно-методическое
и кадровое обеспечение деятельности Парка

7.1. Нормативно-правое и организационно-методическое обеспечение деятельности Парка осуществляется по следующим направлениям:
- участие в подготовке проектов постановлений и решений Администрации Волгоградской области в части функционирования и развития Парка;
- участие в законотворчестве по разработке проектов федеральных и областных целевых программ, касающихся организации функционирования и развития Парка;
- участие в разработке по обоснованию границ, режимов особой охраны Парка и его охранной зоны;
- участие в разработке проектно-изыскательских работ по организации, развитию и рекреации Парка;
- обеспечение проведения общественной экспертизы и наличия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
- обеспечение Парка печатной литературой и электронными базами данных законодательства РФ, методическими пособиями, положениями и инструкциями по организации, функционированию и развитию Парка;
- организация выпуска и тиражирования нормативной-правовой и организационно-методической продукции;
- другие законодательные инициативы по охране объектов природы и рекреационного использования Парка.
7.2. Кадровое обеспечение деятельности Парка осуществляется по следующим направлениям:
- проведение учебных курсов, семинаров, коллоквиумов с участием федеральных, региональных и муниципальных служб (рыбинспекция, охотоуправление, водная служба, лесная служба, земельный комитет, комитет по туризму и спорту) для налаживания взаимодействия служб Парка (служба охраны, рекреации и туризма, управления природными комплексами и объектами);
- участие в областных и региональных конференциях и мероприятиях по обмену опытом в управлении парками;
- организация семинаров и полевых практикумов с привлечением ученых и специалистов природоохранных организаций;
- повышение квалификации сотрудников Парка в российских и зарубежных природоохранных организациях.

VIII. Научно-исследовательская деятельность

8.1. Научно-исследовательская деятельность в Парке направлена на разработку и внедрение научных методов сохранения биологического разнообразия и природных комплексов в условиях Волгоградской области, а также оценку и прогноз экологической обстановки.
Научно-исследовательская деятельность в парках осуществляется по следующим направлениям:
- инвентаризация, оценка состояния и мониторинг природных комплексов и объектов;
- охрана и восстановление природных комплексов, оптимизация природопользования;
- инвентаризация, мониторинг и ведение Красной книги Волгоградской области;
- работа с местным населением по внедрению экологически чистых сельскохозяйственных производств и получению экологически чистой сельскохозяйственной продукции;
- изучение водного компонента озер, рек и их частей, родников и минеральных источников.
8.2. Научно-исследовательская деятельность в Парке имеет прикладной характер, результаты научных разработок являются основанием для принятия управленческих решений.
8.3. В парках для рассмотрения вопросов научной, природоохранной, рекреационной, туристической, просветительской и хозяйственной деятельности могут быть организованы научно-технические советы.
Состав научно-технического совета Парка и положение о нем утверждаются уполномоченным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природопользования Администрации Волгоградской области.
В состав научно-технического совета могут входить представители общественных организаций и объединений, инициативных групп граждан.
8.4. Научно-технический совет рассматривает:
- вопросы научной, природоохранной, просветительской и рекреационной деятельности Парка;
- планы научных, просветительских, биотехнических и реставрационных работ;
- проекты по рекультивации нарушенных земель и восстановлению природных комплексов на территории Парка.
Решения научно-технического совета носят рекомендательный характер.
8.5. Научно-исследовательская деятельность на территории Парка, его охранных зон осуществляется методами, не противоречащими установленному режиму охраны Парка, и проводится:
- штатными сотрудниками парков, сотрудниками научно-исследовательских институтов соответствующего профиля с привлечением научной общественности в соответствии с планами научно-исследовательских работ, которые рассматриваются на научно-техническом совете и утверждаются вышестоящим органом.
8.6. Исполнители тем и мероприятий, осуществляющие научную деятельность на территориях парков, обязаны в срок, установленный договором, представить директору Парка итоговый отчет или полученные в ходе выполнения работ материалы.

IX. Охрана и восстановление природных комплексов и объектов

9.1. Охрана природных комплексов и объектов, контроль за соблюдением режима природного парка обеспечиваются службой охраны Парка - структурным подразделением Парка.
9.2. Полномочия службы охраны Парка определяются уполномоченным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области в соответствии с действующим законодательством.
9.3. Организация охраны Парка в пределах, установленных охранными обязательствами, возлагается на пользователей территорий.
9.4. К охране территории Парка могут привлекаться общественные инспекторы.
9.5. В вопросах обеспечения охраны территории Парка служба охраны Парка взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды и государственного экологического контроля, а также с правоохранительными органами.
Рейды указанных органов на территории Парка проводятся совместно с представителями службы охраны Парка.
9.6. Директор Парка и сотрудники службы охраны Парка могут быть внештатными инспекторами уполномоченного органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природопользования Администрации Волгоградской области.
9.7. Охрана и восстановление природных комплексов и объектов на территории Парка осуществляется по следующим направлениям:
- проведение комплекса мероприятий по регулированию и поддержанию оптимального водного режима водоемов (расчистка и обустройство родников и колодцев, озер, водоохранных зон);
- проведение комплекса мероприятий по проведению противоэрозионных работ по сохранению почвенного покрова и укреплению береговых зон;
- участие в работах по улучшению санитарного состояния лесных экосистем:
- проведение химической и биологической обработки защитных насаждений;
- проведение надзора и учета очагов вредителей леса;
- очистка территории Парка от мусора и отходов;
- иные мероприятия, предусмотренные существующим законодательством;
- организация работ по улучшению противопожарного состояния степных экосистем:
- очистка территории Парка от сухостоя, сухой травы и горельника;
- приобретение противопожарного оборудования, инвентаря, защитных материалов, спецодежды, информационных знаков и литературы;
- иные мероприятия, предусмотренные существующим законодательством;
- участие в работах по созданию и развитию дорожно-тропиночной сети;
- участие в работах по созданию ландшафтных Парков;
- организация и проведение работ по благоустройству и озеленению населенных пунктов на территории Парка;
- участие в работах по подготовке почвы для создания лесных насаждений на территории Парка;
- участие в работах по экологической реставрации деградированной территории Парка;
- участие в работах по осуществлению комплекса биотехнических мероприятий по улучшению условий обитания и размножения редких и экономически ценных видов животных, в том числе занесенных в Красную книгу Волгоградской области и Российской Федерации:
- устройство кормовых полей и подкормочных площадок;
- заготовка грубых кормов и зерна;
- закладка искусственных солонцов и галечников;
- устройство искусственных нор и гнездований;
- создание дичеферм по разведению редких и экономически ценных видов животных;
- проведение совместных рейдов с федеральными службами, органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды;
- регулирование численности агрессивных видов животных, представляющих опасность для жителей и гостей Парка;
- проведение противозаморных мероприятий;
- расселение редких и экономически ценных видов животного мира;
- иные мероприятия, предусмотренные существующим законодательством.

X. Эколого-просветительская деятельность

10.1. Эколого-просветительская деятельность в Парке направлена на воспитание бережного отношения к природе и рациональному использованию ее богатств.
10.2. Эколого-просветительская деятельность в Парке осуществляется по следующим направлениям:
- организация тематических и учебно-познавательных маршрутов и экспозиционных участков;
- создание информационных центров, биостанций, музейных комплексов, содержащих материалы, характеризующие историю Парка, растительный и животный мир, другие природные объекты, основные факторы антропогенного воздействия, и иные сведения природоохранного и краеведческого характера;
- сохранение историко-культурного наследия;
- организация экспозиций под открытым небом, создание и обустройство учебных экскурсионных троп и маршрутов;
- работа со СМИ, информационно-рекламная деятельность;
- составление и издание путеводителей, буклетов, фотоальбомов и других материалов информационно-просветительского характера;
- проведение экскурсионной и лекционной работы;
- организация практической природоохранной деятельности местного населения, школьников;
- прохождение учебной и производственной практики студентами высших и средних специальных учебных заведений соответствующего профиля;
- обеспечение стажировки работников природоохранного профиля, циклы занятий для работников системы управления;
- иные формы и методы пропаганды экологических знаний.

XI. Хозяйственная деятельность и организация
обслуживания посетителей

11.1. Парк осуществляет хозяйственную деятельность, не противоречащую целям и задачам, для которых он создан.
11.2. Хозяйственная деятельность Парка направлена на:
- развитие материально-технической базы;
- обустройство участков охраны посещаемой части;
- организацию работ по осуществлению комплекса мероприятий по обеспечению гостей, жителей и объектов Парка чистой питьевой водой (приобретение, монтаж и наладка установок доочистки питьевой воды, обустройство родников);
- уход за природными объектами и их восстановление;
- осуществление лесопользования на участках лесного фонда, представляемых ему в аренду или краткосрочное пользование;
- организацию регулируемого туризма и отдыха в природных условиях;
- организацию и проведение природоохранных, лесохозяйственных и других мероприятий;
- проведение работ по уборке мусора;
- организацию и проведение противопожарных мероприятий, устройство мин. полос;
- организацию и проведение биотехнических мероприятий;
- организацию и проведение работ по улучшению состояния агроландшафтных комплексов (фитомелиоративные работы, подсев трав, запашка несанкционированных дорог, посадка лесополос);
- разработку и установку информационных и ограничительных знаков, щитов и аншлагов;
- производство и реализацию сельскохозяйственной продукции;
- заготовку дров для реализации их на туристических стоянках;
- организацию и проведение работ по расчистке водоемов и водоохранных зон;
- гидротехническую мелиорацию водоемов, зарыбление водоемов молодью рыб и речного рака;
- изготовление подкормочных площадок для животных, мест гнездовья птиц;
- разведение редких и хозяйственно ценных животных и растений;
- улучшение кормовых угодий и мест естественного воспроизводства (подготовка мест под солонцы и водопои);
- организацию проката спортивно-туристического инвентаря и снаряжения;
- размещение объектов общественного питания, розничной и мелкооптовой торговли товарами для отдыха и туризма;
- производство сувенирной продукции и традиционных изделий народного промысла (резьба по дереву и металлу, изготовление чучел животных);
- распространение готовой сувенирной продукции и традиционных изделий народного промысла через сеть специализированных торговых точек;
- приобретение и передачу на договорных условиях инструментов, оборудования и материалов местным мастерам для использования в производстве изделий народных промыслов и сувенирной продукции.
11.3. По согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природопользования Администрации Волгоградской области Парк разрабатывает и утверждает перспективные и текущие планы своей деятельности, исходя из необходимости обеспечения собственного развития, природоохранных целей, рекреационных интересов и потребностей населения, договоров с учредителем, предприятиями, учреждениями, организациями, социально-творческих заказов, а также имеющихся природных, творческих и хозяйственных ресурсов.
11.4. Деятельность для обеспечения регулируемого туризма, организация обслуживания посетителей осуществляются как самим Парком, так и юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, а также гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, по согласованию с дирекцией Парка в местах, предусмотренных зонированием Парка, планами Парка в соответствии со Схемой организации и рекреации.
11.5. Парк может самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
11.6. Парк обязан:
- вести бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- своевременно направлять соответствующим органам все данные, необходимые для налогообложения и ведения общегосударственной и отраслевой системы сбора и обработки информации;
- представлять уполномоченному органу исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природопользования Администрации Волгоградской области отчеты о своей деятельности, а также о поступлении и использовании финансовых средств.

XII. Имущество и средства Парка

12.1. Парк как особо охраняемая природная территория регионального значения является собственностью Волгоградской области и находится в ведении органов государственной власти Волгоградской области.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
   ------------------------------------------------------------------

12.3. Имущество Парка, в том числе здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущество, переданное Парку, закрепляется за ним в установленном порядке на праве оперативного управления.
Парк владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных гражданским и иным законодательством.
12.4. В пользовании Парка может находиться имущество:
- закрепленное за ним Администрацией Волгоградской области;
- приобретенное им за счет бюджетных средств;
- приобретенное им за счет доходов, получаемых от реализации разрешенной хозяйственной деятельности;
- полученное им в порядке дарения, пожертвования, завещания от юридических и физических лиц;
- полученное по международным грантам, а также по иным законным основаниям.
12.5. Имущественные отношения, возникающие между Парком и участниками гражданского оборота, регулируются гражданским законодательством.
12.6. Имущество Парка, приобретенное за счет средств, выделенных по смете, ставится на баланс Парка и поступает в оперативное управление Парка, а имущество, переданное в форме дара, пожертвования или по завещанию, регулируется законодательством.
12.7. Контроль за использованием имущества, находящегося в оперативном управлении Парка, осуществляет Комитет по управлению государственным имуществом Администрации Волгоградской области.
12.8. В пользовании Парка находятся финансовые средства:
- на содержание Парка, включая аренду и техническое обслуживание помещений, оборудования, машин и механизмов, охрану, затраты на энергоносители и ГСМ, офисную технику и канцтовары и другие затраты, в размерах, утвержденных соответствующей сметой затрат;
- другие, поступающие за выполнение заданий, заказов, программ и мероприятий, определяемые уполномоченным органом в области охраны окружающей среды и природопользования Администрации Волгоградской области и направленные ему в установленном порядке;
- внебюджетные средства, полученные в установленном порядке от разрешенных видов хозяйственной деятельности;
- средства, полученные от проведения работ, оказания услуг по другим видам разрешенной для Парка иной приносящей доход деятельности, в том числе от рекреационной, научной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей задачам природного парка;
- в счет возмещения ущерба, причиненного природным комплексам и объектам, расположенным в границах Парка, а также на территории охранной зоны;
- за оказание платных услуг и пользование рекреационными объектами, направляемые для решения уставных задач природного парка;
- в порядке безвозмездной помощи и благотворительных взносов, в т.ч. иностранных граждан и юридических лиц;
- от создания экологически чистых сельскохозяйственных производств и получения экологически чистой сельскохозяйственной продукции;
- средства иностранных грантов и международных организаций;
- иные источники, не запрещенные действующим законодательством.
12.9. Доходы, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение Парка и отражаются на лицевом счете ГУ "Эльтонский".
12.10. Парк самостоятельно распоряжается имуществом, приобретенным за счет доходов, получаемых от деятельности, не противоречащей его целям и задачам, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Волгоградской области.

XIII. Контроль за деятельностью Парка

13.1. Контроль за деятельностью Парка осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природопользования Администрации Волгоградской области и федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды в соответствии с действующим законодательством.

XIV. Порядок реорганизации и ликвидации Парка

14.1. Реорганизация и ликвидация Парка как государственного учреждения проводится в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации и Волгоградской области.

Директор ГУ "Природный
парк "Эльтонский"
Ю.А.НЕКРУТКИНА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru