Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ отдела законодательства и федерального регистра в Волгоградской обл. Управления Минюста РФ по Южному федеральному округу от 02.07.2007 № 631н
"НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 26 МАЯ 2000 ГОДА № 404-ОД "О КАЗАЧЬИХ ОБЩЕСТВАХ, ПРИНЯВШИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО НЕСЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И ИНОЙ СЛУЖБЫ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



ОТДЕЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ФЕДЕРАЛЬНОГО РЕГИСТРА
В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ

ПОВТОРНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 2 июля 2007 г. № 631н

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 26 МАЯ 2000 ГОДА № 404-ОД
"О КАЗАЧЬИХ ОБЩЕСТВАХ, ПРИНЯВШИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО НЕСЕНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ И ИНОЙ СЛУЖБЫ НА ТЕРРИТОРИИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Отделом законодательства и федерального регистра в Волгоградской области Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 октября 2006 года № 321 "Об утверждении Положения об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по федеральным округам", и Положения, утвержденного Приказом руководителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу от 13 ноября 2006 года № 127 "Об утверждении Положений в структурных подразделениях Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу", проведена повторная юридическая экспертиза Закона Волгоградской области от 26 мая 2000 года № 404-ОД "О казачьих обществах, принявших обязательства по несению государственной и иной службы на территории Волгоградской области" (далее - Закон) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием проведения повторной юридической экспертизы является изменение федерального законодательства.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящий Закон устанавливает на территории Волгоградской области порядок образования гражданами, принявшими на себя обязательства по несению государственной или иной службы, казачьих обществ для решения вопросов, связанных с возрождением казачества.
Предметом правового регулирования настоящего Закона являются правоотношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, деятельность, реорганизацию и (или) ликвидацию, создание казачьих обществ для принятия обязательств и несения государственной и иной службы на территории Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
Конституцией Российской Федерации;
Гражданским кодексом Российской Федерации;
Законом РСФСР от 26.04.1991 № 1107-1 "О реабилитации репрессированных народов" (в редакции от 01.07.1993 № 5303-1);
Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в редакции от 17.05.2007 № 83-ФЗ);
Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 10.05.2007 № 69-ФЗ);
Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в редакции от 12.04.2007 № 50-ФЗ);
Федеральным законом от 27.05.2003 № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (в редакции от 06.07.2006 № 105-ФЗ);
Федеральным законом от 05.12.2005 № 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества";
Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1992 № 632 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества" (в редакции от 21.03.2005 № 316);
Указом Президента Российской Федерации от 16.04.1996 № 563 "О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе" (в редакции от 21.03.2005 № 316);
Указом Президента Российской Федерации от 09.08.1995 № 835 "О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации" (в редакции от 21.03.2005 № 316);
Указом Президента Российской Федерации от 17.06.1997 № 612 "Об утверждении Устава войскового казачьего общества "Всевеликое войско Донское";
Уставом (Основным законом) Волгоградской области.
В соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона "О государственной службе российского казачества" установлено, что правовой основой государственной службы российского казачества являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области государственной службы.
В соответствии с пунктом 3 Положения о привлечении членов казачьих обществ к государственной и иной службе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации "О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе", привлечение членов казачьих обществ к службе основывается на принципах добровольности, равноправия, законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, а также подконтрольности и подчиненности казачьих обществ федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Волгоградская областная Дума как законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе регулировать рассматриваемые правоотношения посредством принятия нормативного правового акта в форме закона.
Однако в ходе проведения юридической экспертизы в тексте исследуемого Закона выявлены несоответствия действующему федеральному законодательству, заключающиеся в следующем.
1. В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона Волгоградской области хуторские, станичные, городские казачьи общества создаются в пределах территории муниципального образования.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной службе российского казачества" хуторское, станичное, городское казачье общество - первичное объединение граждан Российской Федерации и членов их семей - жителей одного или нескольких сельских и городских поселений либо иных населенных пунктов, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы.
Абзацем 8 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения являются муниципальными образованиями.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в ограничении субъектом Российской Федерации права создания хуторского, станичного, городского казачьего общества на территории нескольких муниципальных образований, являющихся городскими или сельскими поселениями.
2. Статьями 4, 5, 7, 9, 10, 16, 17, частью 4 статьи 11 рассматриваемого Закона Волгоградской области определяются: цели создания казачьих обществ, задачи казачьих обществ, органы управления казачьих обществ, членство в казачьем обществе, статус члена казачьего общества, собственность казачьего общества, источники формирования казачьего общества.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О казачьих обществах, принявших обязательства по несению государственной и иной службы" установлено, что казачье общество - это добровольное объединение граждан Российской Федерации в форме некоммерческой организации, образованное в соответствии с федеральным законодательством, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" настоящий Федеральный закон определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Настоящий Федеральный закон применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, постольку, поскольку иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 14 указанного выше Федерального закона в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается во вторжении субъекта Российской Федерации в компетенцию Российской Федерации в части регулирования вопросов деятельности некоммерческой организации (казачьего общества).
Кроме того, региональный законодатель в исследуемом Законе регулирует вопросы по определению порядка управления деятельностью некоммерческой организации, установлению предмета и целей деятельности некоммерческой организации, определению прав и обязанностей членов некоммерческой организации, определению условий и порядка приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее, установлению источников формирования имущества некоммерческой организации. Указанные вопросы в соответствии со статьей 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях" должны определяться непосредственно уставом некоммерческой организации, то есть уставом казачьего общества.
3. В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона Волгоградской области казачьи общества в соответствии с Положением о привлечении членов казачьих обществ к государственной и иной службе, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г. № 563, заключают договоры на несение следующих видов государственной службы:
служба по охране общественного порядка;
охранная служба по сопровождению грузов;
охрана объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также объектов обеспечения жизнедеятельности населения;
экологическая, егерская и иные природоохранные службы;
производство и поставка сельхозпродукции, сырья и продовольствия для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск;
производство, закупка и поставка сельхозпродукции, сырья и продовольствия для федеральных и региональных нужд;
охрана лесов от пожаров и защита их от вредителей и болезней;
служба в структурах войскового казачьего общества "Всевеликое войско Донское" и его подразделениях.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" установлено, что система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:
государственная гражданская служба;
военная служба;
правоохранительная служба.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в установлении региональным законодателем видов государственной службы, отличных от видов государственной службы, определенных федеральным законом.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу о том, что Закон Волгоградской области от 26 мая 2000 года № 404-ОД "О казачьих обществах, принявших обязательства по несению государственной и иной службы на территории Волгоградской области" не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаю привести Закон Волгоградской области в соответствие с действующим федеральным законодательством; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник отдела законодательства
и федерального регистра
в Волгоградской области
Управления Минюста России
по Южному федеральному округу
советник юстиции 3-го класса
М.А.КОЛЕСНИКОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru