Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Волгоградского областного суда от 27.06.2007 № 3-94/2007
<О ПРИЗНАНИИ ПУНКТА 3.9 ПОЛОЖЕНИЯ О КОМИТЕТЕ ПО ПЕЧАТИ И ИНФОРМАЦИИ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, УТВЕРЖДЕННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 16.02.2007 № 194, В ЧАСТИ СЛОВ "ГОСУДАРСТВЕННОГО ГЕРБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" НЕ СООТВЕТСТВУЮЩИМ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ, НЕДЕЙСТВУЮЩИМ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМ ПРИМЕНЕНИЮ С МОМЕНТА ВСТУПЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ СУДА В ЗАКОННУЮ СИЛУ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Определением Верховного Суда РФ от 05.09.2007 № 16-Г07-21 данное решение оставлено без изменения.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Содержание документа соответствует официальному тексту документа.



ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 июня 2007 г. № 3-94/2007

Рассмотрев в открытом судебном заседании 27 июня 2007 года гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Волгоградской области о признании не соответствующим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению п. 3.9 Положения о Комитете по печати и информации Администрации Волгоградской области, утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 16.02.2007 № 194, в части слов "Государственного герба Российской Федерации",

установил:

Первый заместитель прокурора Волгоградской области обратился в Волгоградский областной суд с заявлением, в котором просил признать не соответствующим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению п. 3.9 Положения о Комитете по печати и информации Администрации Волгоградской области, утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 16.02.2007 № 194, в части слов "Государственного герба Российской Федерации".
В обоснование требований указано на то, что п. 3.9 вышеназванного Положения, предоставивший Комитету по печати и информации Администрации Волгоградской области право иметь печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, противоречит действующему федеральному законодательству.
Так, в соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 № 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации" Государственный герб Российской Федерации помещается на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, на печатях органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями, а также органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния.
Вместе с тем, как считает первый заместитель прокурора Волгоградской области, структурное подразделение Администрации Волгоградской области, коим является Комитет по печати и информации Администрации Волгоградской области, в рамках названного Федерального конституционного закона к иным государственным органам отнести нельзя. Кроме того, Комитет по печати и информации Администрации Волгоградской области какими-либо государственно-властными полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ), не наделялся.
В судебном заседании прокурор Волгоградской областной прокуратуры заявленные требования поддержал в полном объеме и просил суд п. 3.9 Положения о Комитете по печати и информации Администрации Волгоградской области, утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 16.02.2007 № 194, в части слов "Государственного герба Российской Федерации" признать не соответствующим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению.
Представитель Главы Администрации Волгоградской области К., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала и пояснила, что воспроизведение Государственного герба Российской Федерации на печати Комитета по печати и информации Администрации Волгоградской области осуществляется в соответствии с действующим федеральным законодательством. Комитет по печати и информации Администрации Волгоградской области является органом государственной власти субъекта Российской Федерации и, таким образом, относится к "иным государственным органам" в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 № 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации".
Выслушав объяснения прокурора Волгоградской областной прокуратуры, представителя заинтересованного лица - Главы Администрации Волгоградской области - К., исследовав материалы дела, Волгоградский областной суд находит требования, заявленные первым заместителем прокурора Волгоградской области, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, исходя из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
При рассмотрении дела судом установлено, что Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 16 февраля 2004 года № 194 было утверждено Положение о Комитете по печати и информации Администрации Волгоградской области. Текст указанного нормативного правового акта был опубликован в газете "Волгоградская правда" № 32 21.02.2007.
В соответствии с пунктом 3.9 Положения Комитет имеет гербовую печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца.
Названный пункт Положения в части, предоставившей Комитету по печати и информации Администрации Волгоградской области иметь печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, противоречит действующему федеральному законодательству.
Так, согласно части 2 статьи 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
Статьей 2 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" от 06.10.1999 № 184-ФЗ систему органов государственной власти субъекта РФ составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ; высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ; иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.
Такими органами в Волгоградской области в соответствии с частью 3 статьи 7 Устава Волгоградской области являются Волгоградская областная Дума, глава администрации Волгоградской области. В рамках законодательства эти органы самостоятельны в осуществлении своих полномочий.
В части 1 ст. 34 Устава Волгоградской области указано, что в систему исполнительной власти Волгоградской области входят глава администрации Волгоградской области, территориальные и отраслевые структурные подразделения администрации Волгоградской области.
Глава администрации возглавляет исполнительную власть области, формирует администрацию области в соответствии с системой исполнительных органов государственной власти, установленной законом Волгоградской области.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что единственным высшим исполнительным органом государственной власти Волгоградской области, самостоятельным в осуществлении своих полномочий, является Глава Администрации Волгоградской области, а не структурные подразделения Администрации Волгоградской области, определяемые им.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, а не подпункт "и" части 1 статьи 72.
   ------------------------------------------------------------------

Вместе с тем согласно Федеральному конституционному закону "О Государственном гербе Российской Федерации" Государственный герб Российской Федерации как символ государства может быть использован, размещен и изображен лишь в соответствии с данным Законом и всякий принятый по указанному вопросу нормативно-правовой акт, противоречащий федеральному законодательству, в силу п. "и" ч. 1 ст. 72 и ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации признается недействительным.
Удовлетворяя требования прокурора, Волгоградский областной суд исходит из того, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не входят в перечень организаций, установленный названным Законом, на бланках которых может быть размещен Герб Российской Федерации (ст. 3 Закона).
Статьей 7 ФКЗ-2 "О Государственном гербе Российской Федерации" закреплено, что иные случаи использования Государственного герба Российской Федерации устанавливаются Президентом Российской Федерации.
Кроме того, суд приходит к выводу о том, что федеральный законодатель в ФКЗ-2 "О Государственном гербе Российской Федерации" право использования на печатях изображения Государственного герба Российской Федерации предоставил государственным органам, перечисленным в тексте Закона и осуществляющим свои властные полномочия от имени Российской Федерации.
Проанализировав как оспариваемую часть пункта 3.9 Положения о Комитете по печати и информации Администрации Волгоградской области, так и весь текст названного Положения, Волгоградский областной суд приходит к выводу о том, что Глава Администрации Волгоградской области в указанной норме не вправе был устанавливать право названного Комитета иметь печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, поскольку названный Комитет является отраслевым структурным подразделением Администрации Волгоградской области, наделенным узкими полномочиями по реализации государственной политики в области средств массовой информации и массовых коммуникаций, развития информационных ресурсов, печати, издательской, полиграфической деятельности, распространения книжной и иной печатной продукции на территории Волгоградской области.
Вместе с тем Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 было образовано Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям с передачей ему правоприменительных функций, функций по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом в сфере печати и телерадиовещания упраздняемого Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Как следует из Постановления Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. № 193 (с изменениями от 17 июня 2004 г.), Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере печати, средств массовой информации и массовых коммуникаций, в том числе компьютерных сетей общего пользования в области электронных средств массовой информации, издательской и полиграфической деятельности.
Положением о Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 292, предусмотрено, что Федеральное агентство находится в ведении Министерства культуры и массовых коммуникаций и осуществляет в том числе полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности.
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям находится в ведении Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации и для целей осуществления своей деятельности наделено правом иметь печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием (п. 11 Положения о Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям).
Полномочия по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере печати, средств массовой информации и массовых коммуникаций, в том числе компьютерных сетей общего пользования в области электронных средств массовой информации, издательской и полиграфической деятельности, структурному подразделению Администрации Волгоградской области в порядке, определенном ч. 3 ст. 26.1 и ст. 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ), не передавались.
В Положении о Комитете по печати и информации Администрации Волгоградской области полномочия по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и т.п. от имени Российской Федерации не отражены.
Федеральные законы Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федерального уровня, в соответствии с которыми была бы осуществлена передача перечисленных полномочий Российской Федерации структурному подразделению Администрации Волгоградской области, не приняты.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у высшего исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации полномочий по наделению структурного подразделения администрации области правом иметь гербовую печать с изображением Государственного герба Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица К. пояснила, что федеральные органы исполнительной власти соглашения с исполнительным органом государственной власти Волгоградской области на осуществление части своих полномочий по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом не заключали.
Доводы представителя Главы Администрации Волгоградской области о том, что в силу статьи 3 Закона Волгоградской области от 24 апреля 2001 года № 533-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" Комитет по печати и информации включен в систему органов исполнительной власти, не имеют правового значения, поскольку системный анализ ст. ст. 3 - 4 ФКЗ-2 "О Государственном гербе Российской Федерации" и ст. 2 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" свидетельствует о том, что под иными государственными органами в Федеральном конституционном законе понимаются высшие органы государственной власти субъекта Российской Федерации. В ст. 3 Закона Волгоградской области от 24 апреля 2001 года № 533-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" фактически содержится перечень структурных подразделений администрации Волгоградской области, каждое из которых, отдельно взятое, не обладает всей полнотой исполнительной власти на уровне субъекта Российской Федерации.
При рассмотрении дела судом было установлено, что Комитет по печати и информации Администрации Волгоградской области в соответствии с п. 1.1 о нем является структурным подразделением Администрации Волгоградской области, осуществляющим реализацию государственной политики в области средств массовой информации и массовых коммуникаций, развития информационных ресурсов, печати, издательской, полиграфической деятельности, распространения книжной и иной печатной продукции на территории Волгоградской области.
Указанный орган в силу п. 2.1 Положения участвует в формировании государственной политики Волгоградской области в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, развития информационных ресурсов, печати, издательской, полиграфической деятельности, распространения книжной и иной печатной продукции.
Комитет по печати и информации Администрации Волгоградской области обладает властными полномочиями, однако эти полномочия не носят исключительного характера государственных полномочий Российской Федерации, не осуществляются от имени Российской Федерации, как это подразумевается с учетом системного толкования норм ФКЗ-2 "О Государственном гербе Российской Федерации".
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Волгоградской области от 18.09.2000 имеет номер 436-ОД, а не 426-ОД.
   ------------------------------------------------------------------

При вынесении решения суд, кроме того, принимает во внимание и то обстоятельство, что Законом Волгоградской области от 18.09.2000 № 426-ОД "О гербе и флаге Волгоградской области" (в ред. Закона Волгоградской области от 20.10.2000 № 445-ОД) установлено описание и истолкование официальной символики Волгоградской области как субъекта Российской Федерации и определен порядок ее использования.
В соответствии со ст. 9 названного Закона Волгоградской области изображение герба области размещается в том числе на вывесках, печатях, штампах и бланках официальных документов органов государственной власти и управления Волгоградской области, их структурных подразделений, официальных представительств Волгоградской области в Российской Федерации и за ее границами, Избирательной комиссии Волгоградской области.
Таким образом, высший орган исполнительной власти Волгоградской области в соответствующих нормативных правовых актах для целей осуществления полномочий субъекта Российской Федерации своими отраслевыми структурными подразделениями не лишен возможности предоставить им право использования на своих печатях изображения герба Волгоградской области.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что наделение структурного подразделения Администрации Волгоградской области - Комитета по печати и информации правом иметь печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и предоставление, таким образом, названному органу государственных полномочий Российской Федерации является неправомерным.
При таких обстоятельствах требования первого заместителя прокурора Волгоградской области являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 251 - 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление первого заместителя прокурора Волгоградской области о признании не соответствующим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению п. 3.9 Положения о Комитете по печати и информации Администрации Волгоградской области, утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 16.02.2007 № 194, в части слов "Государственного герба Российской Федерации" удовлетворить.
Признать п. 3.9 Положения о Комитете по печати и информации Администрации Волгоградской области, утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 16.02.2007 № 194, в части слов "Государственного герба Российской Федерации" не соответствующим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Администрации Волгоградской области государственную пошлину в доход государства в сумме 2000 рублей.
Сообщение о принятом решении опубликовать в официальном публикаторе нормативных правовых актов Волгоградской области - газете "Волгоградская правда".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Волгоградский областной суд.

Судья


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru