Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ отдела законодательства и федерального регистра в Волгоградской обл. Управления Минюста РФ по Южному федеральному округу от 22.06.2007 № 598н
"НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 9 ИЮЛЯ 2003 ГОДА № 844-ОД "О ПОРЯДКЕ РЕГИСТРАЦИИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА С РАБОТОДАТЕЛЕМ - ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦОМ" (В РЕДАКЦИИ ОТ 9 ДЕКАБРЯ 2003 ГОДА № 894-ОД)"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



ОТДЕЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ФЕДЕРАЛЬНОГО РЕГИСТРА
В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ

ПОВТОРНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 22 июня 2007 г. № 598н

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 9 ИЮЛЯ 2003 ГОДА № 844-ОД
"О ПОРЯДКЕ РЕГИСТРАЦИИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА С РАБОТОДАТЕЛЕМ -
ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦОМ" (В РЕДАКЦИИ ОТ 9 ДЕКАБРЯ 2003 ГОДА
№ 894-ОД)

Отделом законодательства и федерального регистра в Волгоградской области Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 октября 2006 года № 321 "Об утверждении Положения об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу и Перечня управлений Министерства юстиции по федеральным округам", и Положения, утвержденного Приказом руководителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу от 13 ноября 2006 года № 127 "Об утверждении Положений в структурных подразделениях Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу", проведена повторная юридическая экспертиза Закона Волгоградской области от 9 июля 2003 года № 844-ОД "О порядке регистрации трудового договора с работодателем - физическим лицом" (в редакции от 9 декабря 2003 года № 894-ОД) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием проведения повторной юридической экспертизы является изменение федерального законодательства.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящий Закон устанавливает порядок и условия регистрации органами местного самоуправления трудового договора с работодателем - физическим лицом.
Предметом правового регулирования исследуемого Закона являются трудовые правоотношения в сфере регистрации трудового договора с работодателем - физическим лицом.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Трудовым кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 10.05.2007 № 69-ФЗ);
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон № 131-ФЗ принят 06.10.2003, а не 06.10.2004.
   ------------------------------------------------------------------

- Федеральным законом от 06.10.2004 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 10.05.2007 № 69-ФЗ);
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацами 1, 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права.
Абзацем 7 статьи 303 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работодатель - физическое лицо, не являющийся индивидуальным предпринимателем, обязан в уведомительном порядке зарегистрировать трудовой договор с работником в органе местного самоуправления по месту своего жительства (в соответствии с регистрацией).
В настоящее время порядок регистрации трудового договора между работодателем - физическим лицом и работником нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти не установлен.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Абзацем 16 статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.
Следовательно, исследуемый Закон принят с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Волгоградская областная Дума как законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые отношения путем принятия нормативного правового акта в форме закона.
Однако в связи с изменениями, внесенными в Трудовой кодекс Российской Федерации, в тексте Закона выявлено несоответствие действующему законодательству, заключающееся в следующем.
В соответствии с преамбулой исследуемого нормативного правового акта настоящий Закон разработан в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и определяет порядок и условия регистрации органами местного самоуправления трудового договора с работодателем - физическим лицом.
Абзацем 7 статьи 303 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что только работодатель - физическое лицо, не являющийся индивидуальным предпринимателем, обязан в уведомительном порядке зарегистрировать трудовой договор с работником в органе местного самоуправления по месту своего жительства (в соответствии с регистрацией), а работодатель - физическое лицо, являющийся индивидуальным предпринимателем, в соответствии с абзацем 1 статьи 309 Трудового кодекса Российской Федерации обязан вести трудовые книжки на каждого работника.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в возложении региональным законодателем обязанности по регистрации трудового договора, в том числе на работодателя - физическое лицо, являющегося индивидуальным предпринимателем.
В ходе проведения юридического исследования в тексте рассматриваемого Закона выявлено нарушение законодательной техники, заключающееся в следующем.
Статьей 6 исследуемого Закона предусмотрены основания для отказа в регистрации трудового договора.
Абзацем 7 статьи 303 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что работодатель - физическое лицо, не являющийся индивидуальным предпринимателем, также обязан в уведомительном порядке зарегистрировать трудовой договор с работником в органе местного самоуправления по месту своего жительства (в соответствии с регистрацией).
В соответствии с общими принципами теории государства и права уведомительный характер регистрации не подразумевает возможности отказа в регистрации и не влияет на юридическую силу регистрируемых правоотношений.
Следовательно, поскольку регистрация трудового договора носит уведомительный характер, то орган государственной власти не вправе отказать в подобной регистрации.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 15 июля 2003 года № 124.
Закон Волгоградской области от 9 декабря 2003 года № 894-ОД, которым вносятся изменения в анализируемый нормативно правой акт, опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 16 декабря 2003 года № 230.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что Закон Волгоградской области от 9 июля 2003 года № 844-ОД "О порядке регистрации трудового договора с работодателем - физическим лицом" (в редакции от 9 декабря 2003 года № 894-ОД) не соответствует действующему федеральному законодательству в части возложения обязанности по регистрации трудового договора на работодателя - физическое лицо, являющегося индивидуальным предпринимателем.
Предлагаю привести исследуемый Закон в соответствие с федеральным законодательством; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник отдела законодательства
и федерального регистра
в Волгоградской области
Управления Минюста России
по Южному федеральному округу
советник юстиции 3-го класса
М.А.КОЛЕСНИКОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru