Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Волгоградской городской Думы от 18.07.2007 № 48/1163
(ред. от 24.09.2008)
"О ПРАВИЛАХ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДА"

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Волгоградская газета", № 153, 18.08.2007.



   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия редакции - 24.09.2008.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Изменения, внесенные Решением Волгоградской городской Думы от 24.09.2008 № 8/248, вступили в силу с 24 сентября 2008 года.
   ------------------------------------------------------------------




ВОЛГОГРАДСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ
от 18 июля 2007 г. № 48/1163

О ПРАВИЛАХ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДА

(в ред. Решения Волгоградской городской Думы
от 24.09.2008 № 8/248,
с изм., внесенными Решением Арбитражного суда
Волгоградской обл. от 28.04.2008 по делу № А12-2655/08-С30)

С целью повышения ответственности руководителей, должностных лиц организаций, предприятий, учреждений всех форм собственности, а также граждан за санитарное благополучие населения в Волгограде, в соответствии с Федеральными законами от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции на 15.06.2007) и от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции на 18.12.2006), руководствуясь статьями 24, 26, 36 Устава города-героя Волгограда, Волгоградская городская Дума решила:
1. Принять Правила обращения с отходами производства и потребления на территории Волгограда согласно приложению.
2. Администрации Волгограда опубликовать настоящее решение в средствах массовой информации в установленном порядке.
3. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на В.В. Бровко - председателя комитета Волгоградской городской Думы по промышленности, транспорту, связи и экологии и М.М. Девятова - председателя комитета Волгоградской городской Думы по городскому хозяйству.

Глава Волгограда
Р.Г.ГРЕБЕННИКОВ





Приложение
к Решению
Волгоградской городской Думы
от 18 июля 2007 г. № 48/1163

ПРАВИЛА
ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДА

(в ред. Решения Волгоградской городской Думы
от 24.09.2008 № 8/248,
с изм., внесенными Решением Арбитражного суда
Волгоградской обл. от 28.04.2008 по делу № А12-2655/08-С30)

Правила обращения с отходами производства и потребления на территории Волгограда (далее - Правила) определяют систему сбора, временного хранения, транспортировки (перемещения), утилизации или захоронения отходов производства и потребления (далее - отходы) и направлены на совершенствование системы управления, контроля в сфере обращения с отходами, предотвращение отрицательного воздействия отходов на окружающую природную среду и здоровье людей, максимальное вовлечение отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных ресурсов.
Правила разработаны в соответствии с действующими Федеральными законами от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции на 15.06.2007), от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции на 06.02.2007), от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (в редакции на 30.12.2007), от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции на 18.12.2006).
Правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими независимо от форм собственности и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, проживающими и (или) ведущими хозяйственную деятельность и осуществляющими деятельность, связанную с обращением с отходами, на территории Волгограда.
Настоящие Правила не распространяются на обращение с радиоактивными отходами и на ликвидируемые объекты вооружения и военной техники.

1. Основные термины и определения, используемые
в настоящих Правилах

Отходы - остатки продуктов (или дополнительный продукт), образующиеся (образующийся) в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью.
Отходы производства - остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства.
Отходы потребления - остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров, частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации.
Опасные отходы - отходы, существование которых и (или) обращение с которыми представляют опасность для жизни, здоровья человека и окружающей природной среды.
Обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов.
Обезвреживание отходов - обработка отходов в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду.
Природопользователи - предприятия, организации, учреждения всех форм собственности, а также юридические независимо от форм собственности и физические лица, индивидуальные предприниматели, граждане, ведущие хозяйственную деятельность на территории Волгограда и осуществляющие деятельность, прямо или косвенно связанную с обращением с отходами.
Проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов - документ, определяющий для производителя отходов годовой норматив образования отходов и предельно допустимое количество конкретного вида отходов, разрешаемых к одновременному размещению на специально отведенных территориях и в сооружениях.
Полигон - природоохранное сооружение для централизованного сбора, обезвреживания, захоронения (хранения) токсичных и нетоксичных отходов промышленных предприятий, научно-исследовательских организаций и учреждений, твердых бытовых отходов (далее - ТБО), обеспечивающее защиту от загрязнения атмосферы, почв, поверхностных и грунтовых вод, препятствующее распространению болезнетворных микроорганизмов и др.
Предельно допустимое количество промышленных отходов, допускаемых к приему и складированию на полигонах ТБО, - максимально возможное количество промышленных отходов, допускаемое к приему и складированию на полигонах ТБО совместно с ТБО, при котором обеспечивается соблюдение существующих природных и санитарно-эпидемиологических требований.
Размещение отходов - деятельность, связанная с завершением комплекса операций по осуществлению захоронения и (или) хранения отходов.
Риск нарушения санитарно-эпидемиологического благополучия - вероятность негативных изменений состояния здоровья будущих поколений, а также нарушений благоприятных условий жизнедеятельности человека, обусловленных воздействием факторов среды обитания.
Крупногабаритные отходы - отходы, не помещающиеся в стандартные контейнеры для отходов вместимостью 0,75 куб. м.
Крупногабаритные отходы домашнего обихода - вышедшие из употребления мебель, бытовая техника и другие неделимые предметы домашнего обихода, не помещающиеся в стандартные контейнеры для отходов вместимостью 0,75 куб. м.
Лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которое разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки на данной территории.
Норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.
Несанкционированные свалки отходов - территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
Захоронение отходов - размещение отходов в назначенном месте для хранения в течение ограниченного срока, исключающее опасное воздействие захороненных отходов на незащищенных людей и окружающую природную среду.
Зона санитарной ответственности - участок санитарной очистки и уборки, определенный юридическим независимо от форм собственности и физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам решениями администраций районов Волгограда для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания человека, обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Санитарно-эпидемиологическая безопасность - состояние среды обитания человека, продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации отходов, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан и среде обитания человека.
Сбор отходов - деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их образования для обеспечения последующих работ по обращению с отходами.
Складирование отходов - деятельность, связанная с упорядоченным размещением отходов в помещениях, сооружениях, на отведенных для этого участках территории, в целях контролируемого хранения в течение определенного времени.
Транспортировка отходов - деятельность, связанная с перемещением отходов между местами или объектами их образования, накопления, хранения и утилизации, уничтожения, захоронения.
Утилизация отходов - деятельность, связанная с использованием отходов на этапах технологического цикла, или обеспечение вторичного использования и переработки отходов в качестве сырья или его компонентов.
Хранение отходов - режим (вид) существования отходов, заключающийся в их нахождении в определенном месте, в определенных заданных или известных условиях в течение определенного времени, в целях последующей обработки, транспортировки, использования, уничтожения или захоронения.

2. Полномочия органов местного самоуправления Волгограда
в области обращения с отходами

К компетенции органов местного самоуправления Волгограда в соответствии с Федеральными законами от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции на 18.12.2006) и от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции на 18.06.2007) относятся:
организация деятельности в области обращения с отходами на территории Волгограда;
организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
определение порядка сбора отходов на территории Волгограда, соответствующего экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека;
организация регулярной очистки и вывоза отходов с территории Волгограда, в том числе из мест временного проживания граждан (садоводческих, дачных некоммерческих объединений граждан, домов отдыха, детских лагерей);
определение порядка сбора отходов на территории Волгограда, предусматривающего их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и др.);
планирование, утверждение, обеспечение реализации муниципальных программ по обращению с отходами, контроль за их исполнением;
согласование вопросов размещения на территории Волгограда объектов по обращению с отходами;
согласование решений по отводу земельных участков для строительства объектов размещения и переработки отходов;
проведение мероприятий, направленных на предотвращение образования несанкционированных свалок.

3. Система обращения с отходами на территории Волгограда

3.1. Система обращения с отходами - совокупность взаимосвязанных элементов, направленных на предупреждение, минимизацию, учет и контроль образования, накопления отходов, их сбор, размещение, утилизацию, обезвреживание, транспортировку и захоронение отходов, функционирование которых обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических и экологических требований.
3.2. Основными задачами в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия.
3.3. Функционирование системы обращения с отходами на территории Волгограда осуществляется с учетом следующих требований:
3.3.1. Обеспечения конституционных прав жителей Волгограда на благоприятную среду обитания и охрану здоровья.
3.3.2. Исполнения юридическими лицами независимо от форм собственности и индивидуальными предпринимателями, в процессе деятельности которых образуются отходы, следующих положений законодательства в области обращения с отходами:
разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов;
обеспечение сбора, вывоза и утилизации отходов путем организации мест временного хранения отходов, заключение договора на оказание услуг по вывозу и размещению ТБО;
соблюдение экологических, санитарных и иных требований в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека;
оформление документации по вывозу и захоронению отходов на полигонах ТБО;
назначение ответственных должностных лиц в области обращения с отходами;
проведение инвентаризации принадлежащих им отходов и объектов их размещения, хранения, обезвреживания и переработки;
ведение учета образуемых, перерабатываемых, обезвреживаемых и вывозимых для захоронения отходов;
абзац исключен с 24 сентября 2008 года. - Решение Волгоградской городской Думы от 24.09.2008 № 8/248;
представление в установленном порядке информации по обращению с отходами.
3.4. Юридические независимо от форм собственности и физические лица, индивидуальные предприниматели, граждане, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории Волгограда, связанную с обращением с отходами, обязаны:
выполнять решения органов местного самоуправления Волгограда, регламентирующие правила сбора, вывоза и оплаты за вывоз и размещение отходов;
обеспечивать сбор отходов в установленных местах.
3.5. Деятельность по вывозу, утилизации, размещению отходов осуществляется юридическими лицами независимо от форм собственности и индивидуальными предпринимателями при наличии у них соответствующих лицензий и иных разрешительных документов.
3.6. Контроль за деятельностью природопользователей и граждан, осуществляющих деятельность, связанную с обращением с отходами, осуществляется в соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами Волгограда.

4. Общие требования к обращению с отходами на территории
Волгограда

4.1. Система санитарной уборки и очистки территории Волгограда предусматривает рациональный сбор, своевременное удаление и вывоз отходов в места их утилизации или захоронения на полигоны ТБО, переработку бытовых и промышленных отходов.
4.2. Владельцы, пользователи, арендаторы, собственники земельных участков обязаны не допускать несанкционированного размещения отходов, в том числе на собственных территориях и в зонах санитарной ответственности. В случае выявления бесхозных отходов на собственных территориях и в зонах санитарной ответственности владельцы, пользователи, арендаторы, собственники земельных участков обязаны принимать меры к удалению отходов в соответствии с действующими требованиями.
4.3. Юридические лица независимо от форм собственности, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории Волгограда, в результате которой образуются отходы, обязаны иметь проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов и разрешение на размещение отходов (лимиты), выданные в установленном законодательством порядке.
4.4. Вывоз и размещение отходов на полигонах ТБО осуществляются в соответствии с разрешениями на размещение отходов (лимитами), выданными в установленном порядке, и договором на оказание услуг по вывозу и размещению отходов, заключенным со специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию.
4.5. В случае если фактический объем размещаемых отходов превышает объем лимитов на размещение отходов, выданных в установленном порядке, заключается дополнительный договор на оказание услуг по вывозу и размещению отходов, при этом объем размещаемых отходов, превышающий установленные лимиты на размещение отходов, считается как сверхлимитный при определении платы за негативное воздействие на окружающую природную среду.
4.6. Абзац исключен с 24 сентября 2008 года. - Решение Волгоградской городской Думы от 24.09.2008 № 8/248.
На основании определенных объемов накопления отходов юридические лица независимо от форм собственности, индивидуальные предприниматели заключают договор с организациями, имеющими лицензию на оказание услуг по вывозу и размещению отходов. Действие указанного договора распространяется до конца текущего года или до момента получения разрешения на размещение отходов (лимитов), выданного в текущем году в установленном порядке, при этом весь объем размещенных отходов при определении платы за негативное воздействие на окружающую природную среду считается как сверхлимитный.
4.7. Копии разрешений на размещение отходов (лимитов) представляются в департамент по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда для выявления природопользователей, не обеспечивающих соблюдение утвержденных лимитов на размещение отходов, создания системы учета образования, использования, обезвреживания и размещения отходов, их качественных и экологических показателей, мест размещения и захоронения, для разработки муниципальных программ по минимизации негативного воздействия на окружающую природную среду от отходов.
4.8. Исключен с 24 сентября 2008 года. - Решение Волгоградской городской Думы от 24.09.2008 № 8/248.

5. Требования по сбору, временному хранению,
транспортировке, использованию и захоронению отходов
для различных категорий объектов на территории Волгограда

5.1. К жилым и административным строениям, объектам социальной сферы (образовательным учреждениям, местам для отдыха, занятий спортом, вокзалам, магазинам, парикмахерским, гостиничным комплексам и т.д.) предъявляются следующие требования:
5.1.1. Сбор отходов осуществляется в контейнеры-накопители мусоропроводов, контейнеры для отходов, установленные на оборудованных контейнерных площадках.
5.1.2. Размещение контейнерных площадок согласовывается лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, совместно с представителями комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда, территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области (далее - ТУ "Роспотребнадзор"), предприятия, оказывающего услуги по вывозу ТБО.
Контейнерные площадки и подъезды к ним должны иметь водонепроницаемое покрытие, свободный и удобный подъезд для спецтранспорта, располагаться на расстоянии не ближе 20 м, но не дальше 100 м от жилых домов, детских учреждений, спортивных и детских площадок и мест отдыха населения. Контейнерные площадки должны иметь ограждение, исключающее возможность засорения прилегающей территории. На территориях индивидуального жилищного фонда, где места расположения контейнеров для отходов или бункеров-накопителей определяются самими домовладельцами, расстояние может быть сокращено до 8 - 10 м. В районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных расстояний от мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссиями с участием лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, либо уличного комитета, представителя комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда. Акты указанных комиссий должны утверждаться администрациями районов Волгограда.
5.1.3. Вывоз отходов осуществляется в соответствии с договором на оказание услуг по вывозу и размещению отходов. Вывоз отходов производится по графику, согласованному сторонами, заключившими договор на оказание услуг по вывозу и размещению отходов, но не реже одного раза в двое суток в холодное время года (при температуре 5 градусов тепла и ниже) и не реже одного раза в сутки в теплое время года (при температуре 5 градусов тепла и выше).
5.1.4. Сбор крупногабаритных отходов домашнего обихода производится на специально оборудованных площадках или в бункеры-накопители для крупногабаритных отходов. Вывоз указанных отходов должен производиться по мере накопления, но не реже одного раза в неделю.
5.1.5. Сбор использованных люминесцентных ламп, ртутьсодержащих приборов и других опасных отходов, образующихся в административных зданиях, объектах социальной сферы, осуществляется в специальную тару для временного накопления отходов с последующей передачей специализированным предприятиям для обезвреживания.
5.1.6. Ответственность за организацию сбора, санитарное состояние контейнерных площадок и других объектов для временного хранения отходов, своевременное удаление отходов с контейнерных площадок несут лица, осуществляющие управление многоквартирными домами.
5.1.7. Запрещается сжигание отходов на территориях многоквартирных и индивидуальных жилых домов, организаций и предприятий, закапывание их в землю.
5.1.8. Запрещается размещение строительных отходов, образующихся при капитальном ремонте и реконструкции квартир, индивидуальных жилых домов, офисных и иных помещений, в контейнеры для сбора ТБО. Сбор строительных отходов производится в соответствии с подпунктами 5.7.1 и 5.7.2 пункта 5.7 раздела 5 настоящих Правил. Вывоз строительных отходов на полигоны ТБО осуществляется за счет средств лиц, проводящих указанные капитальный ремонт и реконструкцию. Контроль за вывозом строительных отходов возлагается на лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами.
5.1.9. Условием складирования отходов юридическими лицами независимо от форм собственности, индивидуальными предпринимателями в не принадлежащие им контейнеры для отходов и другие емкости для сбора отходов является наличие соответствующего договора или письменного соглашения с владельцами контейнеров для отходов (или других емкостей для сбора отходов). Владельцы контейнерных площадок заключают договор (соглашение) на эксплуатацию контейнеров для отходов (или других емкостей для сбора отходов) либо контейнерных площадок с юридическими лицами независимо от форм собственности, индивидуальными предпринимателями только при наличии договора на оказание услуг по вывозу и размещению отходов.
5.1.10. Организация сбора и вывоза ТБО от жителей индивидуального жилищного фонда возлагается на администрации районов Волгограда. Ответственность за сбор и удаление отходов из индивидуальных жилых домов лежит на собственнике индивидуального жилого дома.
5.2. К рынкам и комплексам объектов мелкорозничной торговли предъявляются следующие требования:
5.2.1. Сбор отходов на территории рынков и комплексов объектов мелкорозничной торговли (мини-рынков, торговых комплексов площадью более 50 кв. м) осуществляется раздельно в контейнеры:
для сбора утильных фракций (макулатуры, стекла, алюминиевых банок, пластика и др.);
для сбора не подлежащих утилизации отходов.
Конструкция контейнеров для отходов должна исключать возможность засорения территории.
5.2.2. На территории рынков и комплексов объектов мелкорозничной торговли выделяются специальные зоны для размещения контейнеров для отходов. Места размещения согласовываются с ТУ "Роспотребнадзор" и предприятием, оказывающим услуги по вывозу ТБО.
5.2.3. На территории рынков и комплексов объектов мелкорозничной торговли в рекомендательном порядке предусматриваются места под размещение стационарных или мобильных пунктов приемки вторичного сырья.
5.2.4. Запрещается хранение тары и мусора по окончании торговли в местах, кроме указанных в подпункте 5.2.1 пункта 5.2 раздела 5 настоящих Правил.
5.2.5. Сбор, хранение, транспортировка и захоронение биологических отходов (отходы от разделки скота, птицы, рыбы, ветеринарные конфисканты и другие непригодные к употреблению мясные продукты, рыбные и овощные рассолы и т.д.) должны проводиться в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации В.М. Авиловым 4 декабря 1995 г. № 13-7-2/469.
5.2.6. Ответственность за организацию сбора и удаления отходов лежит на собственнике, пользователе, арендаторе земельного участка, предоставленного под рынок или комплекс объектов мелкорозничной торговли.
5.3. К объектам мелкорозничной торговли предъявляются следующие требования:
5.3.1. Сбор отходов, образующихся на объектах мелкорозничной торговли (кроме указанных в пункте 5.2 раздела 5 настоящих Правил), производится в контейнеры для отходов или в специальные мешки для отходов для последующей передачи на утилизацию или захоронение. Передача отходов на утилизацию или захоронение производится ежедневно.
5.3.2. Места сбора и складирования отходов определяются при согласовании размещения объектов мелкорозничной торговли с органами местного самоуправления Волгограда. Допускается сбор отходов (за исключением токсичных отходов) в находящиеся рядом контейнеры для отходов (в случае достаточности их вместительности) при наличии заключенных договоров с владельцем контейнеров для отходов и исполнителем услуг по вывозу отходов.
5.3.3. Запрещается оставлять тару и отходы на месте торговли по ее окончании.
5.3.4. Ответственность за организацию сбора и удаления отходов лежит на юридическом лице независимо от формы собственности или индивидуальном предпринимателе, которому предоставлено место для мелкорозничной торговли.
5.4. К территории Волгограда предъявляются следующие требования:
5.4.1. Сбор бытовых отходов на территории Волгограда независимо от владельца этой территории производится в урны и контейнеры для отходов.
5.4.2. Вывоз отходов и мусора с территории Волгограда производится ежедневно. Не допускается переполнение урн и контейнеров для отходов.
5.4.3. Установка урн и контейнеров для отходов производится в соответствии с действующими на территории Волгограда Правилами благоустройства городских территорий, обеспечения чистоты и порядка в Волгограде, принятыми Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 31.05.2002 № 41/693 "О Правилах благоустройства городских территорий, обеспечения чистоты и порядка в Волгограде" (в действующей редакции).
5.4.4. Сбор дорожного смета с дорог, улиц и проездов, остановок общественного транспорта, разворотных площадок и кругов, пешеходных дорожек и тротуаров должен осуществляться раздельно от других видов отходов. Балансодержатели указанных объектов должны иметь разрешение на размещение отходов (лимиты) с учетом дорожного смета.
5.4.5. Растительные остатки (щепа, скошенная трава, ветки и т.п.) перерабатываются на месте с помощью специальных устройств или вывозятся на специализированные площадки для их последующей передачи в специализированные организации.
5.4.6. Запрещается:
сжигание отходов и растительных остатков на территории Волгограда;
размещение отходов, растительных остатков, дорожного смета и снега на территории Волгограда вне специализированных площадок.
5.4.7. Ответственность за удаление отходов из урн и контейнеров для отходов возлагается на организацию, обеспечивающую благоустройство, чистоту и порядок соответствующей территории и зон санитарной ответственности.
5.5. К садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан (далее - садоводческие товарищества) предъявляются следующие требования:
5.5.1. Для сбора отходов, образующихся в садоводческих товариществах, оборудуются контейнерные площадки для отходов, в том числе крупногабаритных.
Контейнерные площадки для отходов должны быть размещены на расстоянии не ближе 20 м и не дальше 100 м от границ садовых участков.
Удельный размер земельных участков, занятых под контейнерные площадки для сбора и временного хранения отходов, должен составлять 0,1 кв. м на один садовый участок на территории садоводческих товариществ.
При отсутствии разрешения на размещение отходов (лимитов), выданного в установленном порядке, рекомендуемый удельный норматив накопления ТБО принимается в размере 0,22 куб. м на один садовый участок за сезон.
5.5.2. На территории садоводческих товариществ и за ее пределами запрещается размещать отходы вне пределов специально оборудованных контейнерных площадок для сбора и временного хранения отходов.
5.5.3. Правления садоводческих товариществ ответственны за организацию строительства, ремонта и содержания контейнерных площадок для сбора и временного хранения отходов, содержание территории, сбор и передачу ТБО на переработку или захоронение.
5.5.4. Бытовые отходы вывозятся на полигон ТБО в соответствии с заключенным договором на оказание услуг по вывозу и размещению отходов.
5.5.5. Вывоз отходов осуществляется в соответствии с условиями договора на оказание услуг по вывозу и размещению отходов, но не реже двух раз в месяц, а в летний период - не реже одного раза в неделю.
Допускается осуществление сбора отходов по заявочной системе с территории садоводческих товариществ со сбором отходов непосредственно в специализированный транспорт и его одновременным вывозом.
В этом случае сбор и вывоз отходов специализированным транспортом должен производиться по маршрутному графику, согласованному с перевозчиком отходов и доведенному до сведения членов садоводческих товариществ.
5.5.6. На территориях садоводческих товариществ запрещается сжигание отходов, за исключением растительных остатков.
5.6. К гаражно-строительным кооперативам (далее - ГСК), автомастерским, авторемонтным предприятиям предъявляются следующие требования:
5.6.1. Для сбора отходов, образующихся в ГСК, автомастерских, авторемонтных предприятиях, оборудуются:
контейнерные площадки с твердым покрытием;
емкости для сбора отработанных горюче-смазочных материалов;
площадки для сбора крупногабаритных отходов (кузова, отработанные автопокрышки и т.д.).
5.6.2. Бытовые отходы вывозятся на полигон ТБО в соответствии с заключенным договором на размещение отходов.
5.6.3. Отработанные горюче-смазочные материалы, автошины, аккумуляторы, металлолом, иные токсичные отходы собираются для обязательной последующей утилизации в соответствии с действующим законодательством.
5.6.4. Ответственность за организацию сбора и удаления отходов из ГСК, автомастерских, авторемонтных предприятий лежит на председателе ГСК, руководителях автомастерских и авторемонтных предприятий.
5.7. К строительным площадкам, объектам ремонта и реконструкции предъявляются следующие требования:
5.7.1. Сбор строительных отходов производится в бункеры-накопители и контейнеры для сбора отходов в специально отведенных местах, определяемых проектом производства работ, до накопления транспортных партий.
5.7.2. При отсутствии специально обустроенных мест строительные отходы допускается хранить в специальных мешках для отходов на улице около объекта ремонта или реконструкции. Хранение строительных отходов в специальных мешках для отходов допускается не более трех суток.
5.7.3. При производстве работ на объектах ремонта и реконструкции не допускаются ограничение свободного проезда автомашин, прохода людей, порча зеленых насаждений и захламление газонов.
5.7.4. При производстве работ по перекладке и (или) аварийных работах на коммунальных сетях (водоснабжения, отопления, канализации, связи и т.п.) разобранные асфальтобетонные покрытия и прочие отходы должны быть вывезены подрядчиком в места их утилизации или захоронения в 2-дневный срок по окончании работ.
Извлеченный грунт складируется на специально отведенные площадки, определенные проектом строительства или реконструкции. Предусматривается снятие плодородного слоя почвы для последующего его восстановления.
После проведения ремонтных работ проводится рекультивация нарушенного слоя почвы с восстановлением травяного покрова.
5.7.5. При производстве работ по сносу зданий и сооружений обращение с отходами должно соответствовать подпунктам 5.7.1 - 5.7.4 пункта 5.7 раздела 5 настоящих Правил.
5.7.6. При производстве строительных работ на прилегающей к строительным площадкам территории, в зоне санитарной ответственности ежедневно подрядчиком работ проводится уборка остатков строительных материалов, строительного мусора и грунта, исключая возможность разноса грунта за пределы строительной площадки, в том числе колесами автотранспорта.
5.7.7. Вывоз отходов и излишнего грунта при производстве строительных работ осуществляется подрядчиком в соответствии с положительным заключением государственной экспертизы, проводимой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, государственной экспертизы проектной документации, разрешением на размещение отходов (лимитов) на период строительства, выданными в установленном порядке.
5.7.8. Запрещается приемка в эксплуатацию объекта, законченного строительством (ремонтом, реконструкцией и т.п.), без представления заказчиком документов, подтверждающих размещение отходов в соответствии с настоящими Правилами.
5.7.9. Допускается вывоз строительных отходов собственными силами при соблюдении требований раздела 8 настоящих Правил, наличии лицензии на транспортировку отходов и договора с балансодержателем полигона.
5.7.10. Ответственность за вывоз отходов со строительных площадок и соблюдение при этом природоохранных и санитарных требований возлагается на физическое или юридическое лицо независимо от формы собственности, выступающее подрядчиком при производстве работ, если иное не предусмотрено в договоре с заказчиком.
5.8. К промышленным предприятиям предъявляются следующие требования:
5.8.1. Сбор, временное накопление, условия хранения отходов на территории предприятия производятся в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов.
5.8.2. Вывоз бытовых отходов и некоторых видов промышленных отходов III - V класса опасности на полигоны ТБО осуществляется в соответствии с лимитами на размещение отходов, выданными в установленном порядке, в соответствии с заключенным договором на оказание услуг по вывозу и размещению отходов со специализированной организацией при наличии у последней соответствующей лицензии.
5.8.3. Допускается вывоз отходов с территории предприятия собственными силами предприятия при соблюдении требований раздела 8 настоящих Правил и наличии лицензии на транспортировку отходов и договора с балансодержателем полигона.
Периодичность вывоза накопленных отходов с территории предприятий регламентируется утвержденными лимитами накопления промышленных отходов, которые определены в составе утвержденного проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов. Немедленному вывозу подлежат отходы при превышении гигиенических нормативов качества окружающей природной среды: атмосферного воздуха, почвы, грунтовых вод.
5.8.4. Промышленные отходы обезвреживаются, перерабатываются или повторно используются в соответствии с утвержденным проектом нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов.
5.8.5. Запрещается ввод в эксплуатацию предприятий, а также зданий, строений, сооружений, установок и иных объектов, если в процессе их эксплуатации образуются опасные отходы, которые не могут быть использованы, обезврежены или размещены экологически безопасными способами.
5.8.6. Запрещается размещать шлаки, горелую землю, гашеную известь и иные инертные отходы в границах территории Волгограда без положительного заключения государственной экологической экспертизы и наличия заключений токсикологической, радиологической экспертиз, проводимых специализированными организациями.
5.9. К лечебно-профилактическим учреждениям (далее - ЛПУ) предъявляются следующие требования:
5.9.1. Сбор, хранение и удаление отходов ЛПУ осуществляется в соответствии с СанПиН 2.1.7.728-99 "Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 января 1999 г. № 2.
5.9.2. Сбор и хранение отработанных ртутьсодержащих изделий, в том числе приборов и материалов, проводятся в соответствии с подпунктом 5.1.5 пункта 5.1 раздела 5 настоящих Правил.

6. Сбор, сдача и переработка резинотехнических отходов

6.1. Природопользователи, имеющие резинотехнические отходы, в том числе шины и камеры автотранспортных средств, должны обеспечить учет, сбор и временное хранение указанных отходов на собственной территории в специально отведенных местах, оборудованных в установленном порядке, а также сдачу резинотехнических отходов в организации, производящие их переработку и имеющие лицензию на осуществление указанного вида деятельности.
6.2. Организации, перерабатывающие резинотехнические отходы, обязаны обеспечить их прием, входной контроль, размещение, оформление необходимых документов, подтверждающих сдачу-приемку резинотехнических отходов, а также их переработку экологически безопасным способом.
6.3. Оплата услуг по переработке резинотехнических отходов производится природопользователями в соответствии с договором, заключенным со специализированным предприятием.
6.4. В случае сокрытия или несанкционированного размещения резинотехнических отходов, а также переработки способом, не обеспечивающим экологическую безопасность, природопользователи несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
6.5. Запрещается сжигать резинотехнические отходы.

7. Размещение отходов в приемных пунктах вторичного сырья

7.1. Сбор отходов, которые подлежат использованию в качестве вторичного сырья, производится в приемных пунктах раздельно для утильных фракций: картона-макулатуры, пластика, стекла, алюминиевых банок и т.д.
7.2. Размещение отходов производится в специализированных приемных пунктах для сбора, временного хранения отходов в пределах утвержденных лимитов на размещение отходов и передачи отходов в специализированные организации на переработку в соответствии с разработанным и согласованным в установленном порядке проектом нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов, разрешениями на размещение отходов (лимитами), лицензией на указанный вид деятельности, выданной в установленном порядке.
7.3. Юридические лица независимо от форм собственности и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием вторичных отходов:
разрабатывают и утверждают в установленном порядке планы обращения с отходами в составе проектов нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов;
организуют накопление, временное хранение и обезвреживание пригодных для использования отходов в установленных (санкционированных) местах;
обеспечивают соблюдение установленных санитарных и экологических, ресурсосберегающих правил, требований и нормативов обращения с отходами.
7.4. Ответственность за сбор, временное хранение и сдачу вторичных отходов в специализированные организации возлагается на физическое или юридическое лицо независимо от формы собственности, выступающее руководителем.
7.5. Места установки приемных пунктов вторичного сырья согласовываются в установленном порядке.

8. Транспортировка отходов на территории Волгограда

8.1. Транспортировка отходов производится предприятиями, имеющими соответствующие лицензии, специальным транспортом или специально приспособленным для этих целей транспортом с закрывающим кузов пологом.
8.2. Предприятие, осуществляющее транспортировку отходов на полигон ТБО, заключает соответствующий договор с предприятием - сдатчиком отходов при условии выполнения последним требований пункта 8.1 раздела 8 настоящих Правил.
8.3. Прием-передача отходов на транспортировку оформляется документами, в которых указываются вид, объем (масса) отходов, дата отгрузки, место назначения, наименование отправителя и транспортировщика отходов.
8.4. Юридическим лицам независимо от форм собственности и индивидуальным предпринимателям запрещается оказывать услуги по приему и транспортировке жидких отходов (сточных вод) при отсутствии договора на прием стоков в систему канализации с ее балансодержателем.

9. Размещение отходов

9.1. Размещение отходов должно производиться только на специализированных полигонах.
9.2. Полигоны ТБО являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую и экологическую безопасность населения Волгограда. На полигонах ТБО обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов ТБО.
9.3. Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам, заключение государственной экологической экспертизы.
9.4. Организацией, эксплуатирующей полигон ТБО, разрабатываются регламент и режим работы полигона ТБО, инструкции по приему ТБО с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне ТБО, обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, ведется инструментальный весовой контроль и учет поступающих отходов, осуществляется контроль за распределением отходов в рабочей части полигона ТБО, обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов.
9.5. На полигоны ТБО принимаются отходы из многоквартирных и индивидуальных жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный, садово-парковый смет, строительный мусор и некоторые виды твердых промышленных отходов, а также неопасные отходы, класс которых устанавливается экспериментальными методами.
9.6. Прием отходов, обладающих радиоактивностью, на полигоны ТБО запрещен. Обезвреживание твердых, жидких и пастообразных отходов, обладающих радиоактивностью, осуществляется на специальных полигонах, организованных в соответствии с основными санитарными правилами обеспечения радиационной безопасности.
9.7. Прием отходов I - II класса опасности на полигон ТБО запрещен. Захоронение и обезвреживание твердых, пастообразных отходов промышленных предприятий I - II класса опасности, в которых содержатся токсичные вещества, тяжелые металлы, а также горючие и взрывоопасные отходы, должно производиться на полигонах, организованных в соответствии с санитарными правилами о порядке накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов.
9.8. Прием биологических отходов, трупов павших животных, конфискантов боен мясокомбинатов на полигоны ТБО не допускается.
9.9. Прием твердых отходов ЛПУ на полигоны ТБО осуществляется в соответствии с правилами сбора, хранения и удаления отходов от ЛПУ.
9.10. Разрешается сортировка и селективный сбор отходов вторичного сырья на полигонах ТБО при соблюдении санитарно-гигиенических требований.
9.11. Промышленные отходы IV - V класса опасности принимаются на полигоны без ограничений.
9.12. Промышленные отходы III класса опасности принимаются на полигоны в ограниченном количестве - не более 30% от массы ТБО и складируются совместно с бытовыми.
9.13. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей природной среды.
9.14. Контроль за приемом отходов на полигоны ТБО в соответствии с утвержденными инструкциями осуществляется лабораторной службой организации, которая обслуживает полигон ТБО.
9.15. Лабораторная служба согласно утвержденному графику систематически контролирует фракционный, морфологический и химический состав отходов, поступающих на полигон, а также проводит радиационный контроль поступающих отходов.
9.16. Для полигона ТБО разрабатывается специальная программа (план) производственного контроля за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровня шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона ТБО.
9.17. Система производственного контроля должна включать постоянное наблюдение за состоянием воздушной среды. В этих целях ежеквартально необходимо производить анализы проб атмосферного воздуха над отработанными участками полигона ТБО и на границе санитарно-защитной зоны на содержание соединений, характеризующих процесс биохимического разложения ТБО и представляющих наибольшую опасность. В случае установления загрязнения атмосферы выше предельно допустимых концентраций на границе санитарно-защитной зоны и в рабочей зоне полигона ТБО должны быть приняты соответствующие меры, учитывающие характер и уровень загрязнения.
9.18. Система производственного контроля должна включать постоянное наблюдение за состоянием почвы в зоне возможного влияния полигона. С этой целью качество почвы контролируется по химическим, микробиологическим, радиологическим показателям.
9.19. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или пользовании которых находятся объекты размещения отходов, при передаче указанных объектов для дальнейшей эксплуатации с переуступкой прав пользования обязаны привести техническое состояние объекта в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства.
9.20. В случае вывода объекта из эксплуатации (полного закрытия) собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны разработать и утвердить в установленном порядке проектную документацию по консервации указанного объекта и выполнить проектные решения в полном объеме.
9.21. На полигоне ТБО запрещается сжигание отходов. При возникновении очагов горения отходов собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или пользовании которых находятся объекты размещения отходов, принимают меры по тушению и недопущению случаев возгорания отходов.

10. Учет и отчетность при обращении с отходами на территории
Волгограда

10.1. Юридические лица независимо от форм собственности и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории Волгограда, в результате которой образуются отходы, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
10.2. Учет отходов всеми хозяйствующими субъектами ведется по:
номенклатуре отходов;
классам опасности;
массе (объему для бытовых отходов, собираемых в местах образования);
местам переработки или захоронения.
10.3. Учет образующихся и размещаемых отходов производится хозяйствующими субъектами - балансодержателями или собственниками объектов, арендаторами на основании проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов, разрешений на размещение отходов (лимитов), утвержденных в установленном порядке.
10.4. Учет отходов, образующихся в индивидуальных жилых домах, ведется организациями, предоставляющими услуги по их вывозу.
10.5. Отчет об обращении с отходами (справку о фактических объемах отходов, поступающих на полигон, или акт выполненных работ по вывозу отходов) представляют балансодержатели или собственники объектов (кроме собственников индивидуальных жилых домов), арендаторы в департамент по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда не позднее первого февраля последующего года.
10.6. Организации, оказывающие услуги по вывозу, приему, размещению отходов на полигонах, не позднее чем за один месяц до начала календарного года представляют в департамент по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда сведения о фактически принятых объемах отходов для выявления природопользователей, превышающих утвержденные лимиты на размещение отходов, и для подготовки предложений по корректировке платежей за негативное воздействие на окружающую природную среду.
10.7. В случае непредставления природопользователем обосновывающих документов по передаче и (или) размещению отходов на полигонах весь объем отходов при определении платы за негативное воздействие на окружающую природную среду признается как сверхлимитный, размещенный в границах Волгограда.
10.8. В случае непредставления природопользователем обосновывающих документов по приему жидких отходов в систему канализации весь объем водоотведения приравнивается к объему водопотребления и при определении платы за негативное воздействие на окружающую природную среду признается как сверхлимитный, размещенный в границах Волгограда.

11. Контроль за обращением с отходами на территории
Волгограда

11.1. Контроль за выполнением требований по обращению с отходами на территории Волгограда осуществляют органы государственной власти Волгоградской области в соответствии со своей компетенцией и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством.
Контроль за исполнением настоящих Правил осуществляют администрация Волгограда и ее структурные подразделения в соответствии со своими полномочиями.
11.2. При проверках предприятий объемы их отходов, захороненных на полигонах ТБО, определяются по оформленным корешкам талонов и (или) договорам на оказание услуг по вывозу и размещению отходов на полигоны ТБО специализированными предприятиями, а объемы и виды отходов, переданных в другие предприятия, - по актам сдачи-приемки и другим приемо-сдаточным документам, заверенным предприятиями, принявшими отходы.
11.3. Природопользователи обязаны организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований нормативно-правовых актов в системе обращения с отходами. Правила организации производственного контроля регулируются положениями о контроле за обращением с отходами, разработанными и утвержденными предприятиями на основании нормативно-правовых документов в системе обращения с отходами.
11.4. Общественный контроль за обращением с отходами осуществляется общественными объединениями в соответствии с их уставами, трудовыми коллективами или гражданами в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

12. Ответственность за нарушение настоящих Правил

12.1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение требований настоящих Правил юридическими лицами независимо от форм собственности, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Волгоградской области.
12.2. Уплата штрафа не освобождает лиц, допустивших правонарушения при обращении с отходами, от обязанностей по устранению нарушений, ликвидации их последствий и возмещению вреда, причиненного здоровью человека, окружающей природной среде, имуществу юридических лиц независимо от форм собственности, индивидуальных предпринимателей и граждан.
12.3. В случае ненадлежащего исполнения требований настоящих Правил, некачественного выполнения услуг по сбору, утилизации, хранению, размещению отходов, предоставляемых в рамках муниципального заказа, заказчик муниципального контракта инициирует расторжение муниципального контракта с поставщиком услуг и передает сведения в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти для включения в реестр недобросовестных поставщиков в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Глава Волгограда
Р.Г.ГРЕБЕННИКОВ





Приложение
к Правилам обращения
с отходами производства и
потребления на территории
Волгограда, принятым Решением
Волгоградской городской Думы
от 18 июля 2007 г. № 48/1163

Сведения,
необходимые для определения объемов накопления отходов
для природопользователей, не имеющих утвержденных лимитов
на размещение отходов

1. Наименование предприятия, учреждения, организации (для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество).
2. Юридический и фактический адреса, телефон ответственного исполнителя, назначенного руководителем предприятия, учреждения, организации для осуществления деятельности, связанной с обращением с отходами (индивидуального предпринимателя).
3. Банковские реквизиты (для индивидуальных предпринимателей - свидетельство о регистрации).
4. Уставной и фактический вид деятельности.
5. Численность сотрудников, осуществляющих фактический вид деятельности, в том числе привлеченных на договорной (контрактной) основе.
6. Наличие на балансе капитальных строений (общая площадь, торговая площадь, кв. м).
7. Площадь земельных участков (кв. м), занимаемых на правах собственности, аренды, пользования для осуществления хозяйственной и иной деятельности.
8. Наличие на балансе и (или) в аренде транспортных средств (указывается количество по видам транспортных средств), расход топлива по видам топлива.
9. Наличие помещений (строений) в аренде (общая площадь, торговая площадь, кв. м), наличие договора аренды помещений (строений).
В случае если по условиям договора аренды помещений (строений) арендодатель вносит плату за арендатора за негативное воздействие на окружающую природную среду в части размещения отходов, представляется выкопировка из раздела "Сведения об арендаторах" проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов арендодателя, заверенная подписью и печатью арендодателя.

Руководитель предприятия,
учреждения, организации
(индивидуальный предприниматель) _________ _____________________
(подпись) (расшифровка подписи)
М.П.

Глава Волгограда
Р.Г.ГРЕБЕННИКОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru