Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Волгоградского УФАС РФ от 22.05.2007
"ПО ДЕЛУ № 426"
(вместе с "ПРЕДПИСАНИЕМ ОБ ИЗМЕНЕНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ АКТА ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ДЕЛУ № 426")

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 22 мая 2007 года

ПО ДЕЛУ № 426

(извлечение)

Комиссия Управления ФАС России по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело № 426 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в части п. 1 ч. 2 ст. 2, ст. 4, ч. ч. 12, 14, 17, 22 статьи 19 ФЗ "О рекламе" № 38-ФЗ от 13.03.2006 по факту противоречия рекламному законодательству отдельных норм Правил размещения наружной рекламы на территории Суровикинского района, утвержденных Постановлением администрации Суровикинского района от 31.12.2003 № 1114, в присутствии представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - администрация Суровикинского муниципального района Волгоградской области:
- Иванова Андрея Викторовича, начальника юридического отдела администрации Суровикинского муниципального района, доверенность № 916 от 15.05.2007;
- Багнюковой Елены Геннадьевны, главного специалиста - архитектора администрации Суровикинского муниципального района, доверенность № 935 от 21.05.2007, установила:
2 мая 2007 г. Управлением ФАС по Волгоградской области было возбуждено дело № 426 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выразившегося в принятии Правил размещения наружной рекламы на территории Суровикинского района, утвержденных Постановлением администрации Суровикинского района от 31.12.2003 № 1114 (404420, Волгоградская обл., г. Суровикино, ул. Ленина, 64).
22 мая 2007 г. на заседании Комиссии лицом, участвующим в деле, были представлены письменные объяснения по делу, согласно которым администрация Суровикинского района, руководствуясь ФЗ "О рекламе" от 18.07.1995 № 108-ФЗ, приняла 31.12.2003 Правила размещения наружной рекламы на территории Суровикинского района (далее - Правила).
Представители лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, пояснили, что в настоящее время в Правила размещения наружной рекламы на территории Суровикинского района Волгоградской области, утвержденные Постановлением администрации Суровикинского района от 31.12.2003 № 1114 "Об утверждении Правил размещения наружной рекламы на территории Суровикинского района", вносятся изменения в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
Изучив представленные материалы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам:
1. Подпункт "б" п. 3.1 Правил предусматривает при процедуре выдачи разрешения на размещение и установку рекламной конструкции обязательный заказ филиалу ГУП "ВОАПБ" (МУП "АПБ" района, города) на изготовление схематического плана территории предполагаемого места размещения рекламы.
Согласно ст. 4 ФЗ "О рекламе" законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего Федерального закона. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
ФЗ "О рекламе" № 38-ФЗ от 13.03.2006 не обязывает заявителей (заказчиков) обращаться при изготовлении схематического плана к конкретному органу или учреждению.
Следовательно, принятие администрацией Суровикинского муниципального района законодательных положений, регулирующих отношения в сфере рекламы и выходящих за рамки федерального законодательства (в рассматриваемом случае - указание на единственное предприятие по изготовлению схематического плана), является неправомерным.
Комиссия пришла к выводу, что подпункт "б" п. 3.1 следует исключить, так как он противоречит ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ.
2. Орган местного самоуправления муниципального района самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа. Получение заявителем согласований с уполномоченными органами является его правом, а не обязанностью.
Пункт 3.4 Правил указывает, что предоставляемый в отдел архитектуры и градостроительства проект должен иметь, исходя из конкретных условий, согласования с ведомствами и организациями, что противоречит ч. 13 ст. 19 ФЗ "О рекламе", поскольку не закрепляет самостоятельное согласование заявки органом местного самоуправления муниципального района с соответствующими органами.
3. Разрешение, согласно ч. 17 ст. 19 ФЗ "О рекламе", выдается органом местного самоуправления муниципального района сроком на пять лет. Вопреки указанному требованию в п. 3.5 Правил установлено, что срок действия договора не может превышать одного года.
4. Правила устанавливают размер платы за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы, а также взимание платы за продление разрешения (п. 4.2).
Указанные положения Правил противоречат ФЗ "О рекламе", а именно ч. 12 ст. 19, согласно которой орган местного самоуправления не вправе взимать помимо государственной пошлины дополнительную плату за подготовку, оформление, выдачу разрешения и совершение иных связанных с выдачей разрешения действий.
5. Положение п. 4.5 Правил не соответствует ФЗ "О рекламе", так как предусматривает возможность размещения рекламораспространителем предвыборной и иной рекламы. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 2 ФЗ "О рекламе" не распространяется на политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума.
6. Разрешение на установку рекламной конструкции может быть аннулировано органом местного самоуправления или признано недействительным в судебном порядке только в случаях, исчерпывающий перечень которых дается в ФЗ "О рекламе".
В части 18 ст. 19 ФЗ "О рекламе" установлен закрытый перечень оснований принятия органом местного самоуправления решения об аннулировании разрешения.
В части 20 ст. 19 ФЗ "О рекламе" установлен закрытый перечень оснований, по которым разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке.
Подпункт "в" пункта 5.1 одним из оснований демонтажа рекламной конструкции указывает возникновение форс-мажорных обстоятельств, т.е. чрезвычайных, не зависящих от воли и действий участников обстоятельств. К форс-мажорным обстоятельствам относят пожары, землетрясения, наводнения, другие стихийные бедствия.
Указанные выше нормы ФЗ "О рекламе" не предусматривают в качестве основания аннулирования или признания недействительным возникновение форс-мажорных обстоятельств, значит, закрепление его в Правилах является неправомерным.
7. Согласно части 22 статьи 19 "О рекламе" при невыполнении обязанности по демонтажу рекламной конструкции орган местного самоуправления муниципального района вправе обратиться в суд или арбитражный суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции. В случае принятия судом или арбитражным судом решения о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции ее демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляются за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца такого недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить ему разумные расходы, понесенные в связи с демонтажем, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Содержание абзаца соответствует официальному тексту документа.
   ------------------------------------------------------------------

Таким образом, орган местного самоуправления вправе выдавать предписания о демонтаже рекламной конструкции в случае ее самовольной установки, а также принять решение об аннулировании разрешения исключительно по основаниям, предусмотренным ч. 18 ст. 19 ФЗ "О рекламе", либо в случае наличия оснований, перечисленных в части 20 статьи 19, обратиться в суд с требованием о признании разрешения недействительным. При невыполнении обязанности по демонтажу рекламной конструкции орган местного вправе обратиться в суд или арбитражный суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции.
В противоречие указанным нормам ФЗ "О рекламе" Правила содержат норму (п. 5.3 Правил), устанавливающую возможность демонтажа рекламной конструкции органом местного самоуправления Суровикинского района без соответствующего судебного решения.
Таким образом, приняв администрацией Суровикинского района от 31.12.2003 № 1114 Правила размещения наружной рекламы на территории Суровикинского района, администрация Суровикинского района нарушила законодательство РФ о рекламе.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать не соответствующими законодательству Российской Федерации о рекламе следующие пункты Правил размещения наружной рекламы на территории Суровикинского района, утвержденных Постановлением администрации Суровикинского района от 31.12.2003 № 1114:
- п. 3.1;
- п. 3.4;
- п. 3.5;
- п. 4.2;
- п. 4.5;
- п. 5.3;
- подпункт "в" пункта 5.1,
поскольку данные положения противоречат рекламному законодательству, а именно:
- ст. 4 ФЗ "О рекламе";
- ч. 13 ст. 19 ФЗ "О рекламе";
- ч. 17 ст. 19 ФЗ "О рекламе";
- ч. 12 ст. 19 ФЗ "О рекламе";
- п. 1 ч. 2 ст. 2 ФЗ "О рекламе";
- ч. ч. 18 и 20 ст. 19 ФЗ "О рекламе";
- ч. 22 ст. 19 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать администрации Суровикинского района предписание об изменении акта (Правил размещения наружной рекламы на территории Суровикинского района, утвержденных Постановлением администрации Суровикинского района от 31.12.2003 № 1114), противоречащего законодательству о рекламе.
Решение изготовлено в полном объеме 23 мая 2007 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии
Т.В.КОСЯК

Члены Комиссии
С.А.ХИЛИМОВ
Ю.А.КАЗЬМИНА





ПРЕДПИСАНИЕ
от 22 мая 2007 года

ОБ ИЗМЕНЕНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ АКТА ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ПО ДЕЛУ № 426

(извлечение)

Комиссия Управления ФАС России по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе на основании своего решения от 22 мая 2007 г. по делу № 426 о признании не соответствующими законодательству Российской Федерации о рекламе отдельных норм Правил размещения наружной рекламы на территории Суровикинского района, утвержденных администрацией Постановлением администрации Суровикинского района от 31.12.2003 № 1114, и в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 33, частями 1, 6 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 46 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. Администрации Суровикинского муниципального района в течение 60 дней со дня вынесения настоящего предписания привести в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о рекламе Правила размещения наружной рекламы на территории Суровикинского района, утвержденные Постановлением администрации Суровикинского района от 31.12.2003 № 1114.
2. До момента вступления в силу изменений и дополнений к Правилам размещения наружной рекламы на территории Суровикинского муниципального района при выдаче разрешений не применять противоречащие законодательству положения Правил.
3. Согласовать с антимонопольным органом проект нового акта, регулирующего порядок размещения средств наружной рекламы на территории Суровикинского муниципального района, а также изменений и дополнений к действующим Правилам.
4. Администрации Суровикинского муниципального района представить в УФАС России по Волгоградской области доказательства исполнения настоящего предписания до 10 августа 2007 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания антимонопольного органа ФАС России (территориальный орган ФАС России) вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от двух тысяч до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии
Т.В.КОСЯК

Члены Комиссии
С.А.ХИЛИМОВ
Ю.А.КАЗЬМИНА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru