ПОСТАНОВЛЕНИЕ администрации городского округа г. Фролово Волгоградской обл. от 20.04.2007 № 698
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ОПТИМИЗАЦИИ И РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ СЕТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ФРОЛОВО НА 2007 - 2010 ГГ."
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ФРОЛОВО
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 апреля 2007 г. № 698
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
ОПТИМИЗАЦИИ И РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ СЕТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ФРОЛОВО
НА 2007 - 2010 ГГ.
В целях оптимизации сети образовательных учреждений городского округа город Фролово Волгоградской области, обеспечения эффективного взаимодействия образовательных учреждений как сетевых единиц в рамках единого образовательного пространства, максимального использования образовательных ресурсов для достижения необходимого качества и доступности образования и во исполнение Постановления Правительства РФ от 23.12.2005 № 803 постановляю:
- Муниципальную целевую программу оптимизации и реструктуризации сети образовательных учреждений городского округа город Фролово на 2007 - 2010 гг. утвердить.
Глава городского округа
город Фролово
В.В.ДАНКОВ
Утверждено
Постановлением
главы городского округа
город Фролово
Волгоградской области
от 20 апреля 2007 г. № 698
В.В.ДАНКОВ
Согласовано
начальник ТУ городского
округа г. Фролово
КБФПиК Администрации
Волгоградской области
С.В.МАРИНИНА
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
ОПТИМИЗАЦИИ И РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ СЕТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ ГОРОДСКОГО ОКРУГА Г. ФРОЛОВО
НА 2007 - 2010 ГОДЫ
В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 1756-р, определены основные параметры российского образования нового уровня: доступность, качество, эффективность. Достижение этих параметров возможно лишь путем комплексных системных преобразований в сфере образования.
Наличие оптимальной сети образовательных учреждений обеспечивает доступность образовательных услуг для населения. Организация эффективного взаимодействия образовательных учреждений как сетевых единиц в рамках единого образовательного пространства обеспечивает максимальное использование образовательных ресурсов для достижения необходимого качества образования.
Образовательное пространство городского округа город Фролово позволяет удовлетворить потребности населения в получении дошкольного образования, среднего (полного) общего образования, предоставляя достаточно широкий спектр образовательных услуг.
Однако сегодня имеется ряд объективных факторов, которые нарушают целостность и единство образовательного пространства города:
- во-первых, имеющаяся тенденция сокращения обучающихся III ступени;
- во-вторых, кадровые проблемы в СОШ;
- в-третьих, уменьшение контингента обучающихся в значительной мере увеличивает расходы на содержание одного обучающегося;
- в-четвертых, отсутствие профильного обучения не позволяет сохранить контингент обучающихся III ступени в условиях конкуренции со средним специальным профессиональным образованием;
- в-пятых, ресурсы существующей сети образовательных учреждений города используются недостаточно, нерационально.
В настоящей Программе определены способы организации сети учреждений городского округа город Фролово, при которых возможно построение целостного и эффективного муниципального образовательного пространства, в котором можно было бы реализовать ключевые идеи концепции модернизации российского образования - доступность, качество, эффективность.
Наименование Программы - Муниципальная целевая программа оптимизации сети
образовательных учреждений городского округа
г. Фролово Волгоградской области на 2006 -
2010 гг.
Основания для разработки - Федеральная программа развития образования.
Программы Концепция модернизации российского образования.
Постановление Правительства РФ № 803
от 23.12.2005 "Реструктуризация сети
образовательных учреждений"
Заказчик Программы - Администрация городского округа г. Фролово
Волгоградской области
Разработчики Программы - Комитет по образованию администрации городского
округа г. Фролово
Исполнители Программы - Комитет по образованию администрации городского
округа г. Фролово Волгоградской области.
Общеобразовательные учреждения городского округа
г. Фролово Волгоградской области.
Муниципальное учреждение здравоохранения
городского округа г. Фролово ЦРБ.
Заинтересованные службы и ведомства
Цель Программы - Обеспечение доступности и повышения качества
образования на территории городского округа
г. Фролово
Задачи Программы - Максимальное обеспечение функционирования
общеобразовательных учреждений за счет повышения
их экономической эффективности.
Создание условий для устойчивого развития общего
среднего образования на основе модернизации его
содержания с учетом потребностей развивающегося
общества.
Создание системы школьных перевозок учащихся,
обеспечивающей условия равного доступа к
образовательным ресурсам, соответствующим
требованиям материально-технического, кадрового
и методического обеспечения образовательного
процесса для учащихся муниципальных
образовательных учреждений.
Улучшение материального оснащения школ
техническими средствами обучения,
обеспечивающими образовательный процесс
Сроки реализации - 2007 - 2010 годы
Программы
Система управления - Управление реализацией Программы осуществляет
реализацией Программы комитет по образованию администрации городского
округа г. Фролово Волгоградской области,
который исполняет программные мероприятия и
ежегодно уточняет целевые показатели и затраты
по программным мероприятиям, механизм реализации
Программы и состав исполнителей.
Итоги выполнения Программы представляются
в администрацию городского округа г. Фролово
Волгоградской области.
Ежегодно комитет по образованию администрации
городского округа г. Фролово отчитывается перед
органами управления, педагогическим сообществом
и общественными организациями по исполнению
программных мероприятий
Ожидаемые результаты - Качественное образование станет более доступным
от реализации Программы для всех детей.
В основном завершится структурная модернизация
учреждений образования, в том числе будет:
- обеспечена возможность использования
преимущества вариативной системы образования,
профильного обучения и выбора образовательных
программ для школьников;
- сокращены расходы на содержание одного
обучающегося;
- организованы школьные перевозки уч-ся,
обеспечивающие условия равного доступа
соответствующим требованиям материально-
технического, кадрового и методического
обеспечения образовательного процесса;
- улучшено материальное оснащение школ ТСО,
обеспечивающими образовательный процесс
I. Анализ активного состояния сети
Факторы развития социально-экономической сферы,
влияющие на сеть
1.1. Внешние факторы:
- необходимость реализации приоритетных направлений государственной образовательной политики требует изменения организационных условий обеспечения образовательного процесса (реализации концепции профильного обучения, предшкольная ступень образования);
- нестабильная демографическая ситуация (во время демографических ям происходит уменьшение комплектования, а из-за уменьшения комплектования снижается кадровый потенциал. При демографических взрывах снижается доступность образования, например ДОУ.);
- влияние изменений в СанПиНах (в отдельных учреждениях образования условия не соответствуют нормам СанПиНов);
- физическое состояние зданий, сооружений, инженерных сетей;
- ветхое состояние не способствует созданию комфортных условий и безопасности уч-ся, требуются большие финансовые затраты для их реконструкции, проектная мощность не соответствует количеству обучающихся;
- изменение отношения родителей обучающихся к процессу образования. Связано оно не только с ожиданием качественных образовательных услуг, но и с обеспечением оптимальных условий для обучения (начальная школа - комфортность условий, особая организация образовательной среды, игровые зоны, места для дополнительного образования и др.).
Основная школа: социализация подростков, заполнение их временного ресурса, воспитание поведенческих моделей.
Старшая школа: возможность подготовки к поступлению в учреждения высшего и другого профессионального образования.
1.2. Внутренние факторы:
- территориальная неравномерность распределения различных учреждений дополнительного образования. Основное количество этих учреждений (ЦДТ, ЦДЮТ, СЮТ, СЮТур) располагается в центре города, ограничивая этим возможность обучающихся СШ № 3, СШ № 2, СШ № 4 реализовать свои возможности и наклонности; большая отдаленность от центральной части города, что вызывает транспортные проблемы;
- неадекватность условий образовательных учреждений потребностям обучающихся разного возраста. Так, из 6 общеобразовательных школ города только 2 имеют отдельное здание для начальной школы (СШ № 5, СШ № 4). В СШ № 6, СШ № 1, СШ № 3 в отдельных зданиях располагается только часть начальных классов;
- нерациональность использования ресурсов образовательных учреждений. В городе есть школы, где идет сравнительно небольшое сокращение контингента обучающихся (СШ № 1, СШ № 5), и есть школы с резко сокращающимся числом обучающихся (СШ № 2). Есть школы, в которых идет резкое сокращение обучающихся III ступени (СШ № 3, СШ № 4).
II. Проблемный анализ состояния сети образовательных учреждений городского округа город Фролово
Система дошкольного образования нашего города за последнее десятилетие претерпела незначительные изменения, при этом ни одно дошкольное образовательное учреждение из 16 для города потеряно не было, только два детских сада - 12,5% из числа ведомственных дошкольных учреждений - при их передаче в муниципальную собственность получили новый статус (приложение № 1); в целях удовлетворения социального заказа населения бывший детский сад № 31 Министерства путей сообщения при передаче его в 1997 в муниципалитет реорганизован в Центр социальной реабилитации детей и подростков (приют), а здание детского сада № 8 "Аленушка", принадлежащее ранее Фроловскому сталелитейному заводу, в декабре 1997 было отдано средней общеобразовательной школе № 4 им. Ю.А. Гагарина, где в настоящее время обучаются начальные классы.
В 1990-х годах наблюдалась ситуация, когда все желающие родители могли устроить детей в детские сады, а загруженность дошкольных учреждений составляла примерно 100%. Начавшийся активный процесс передачи дошкольных учреждений в муниципальную собственность имел, к сожалению, тенденцию снижения численности контингента воспитанников.
Однако именно в этот период - с 1994 по 1999 годы - отмечается резкий отток детей из детских садов, связанный с отсутствием работы у родителей воспитанников (приложение № 3), тем более что по результатам мониторинга родителей (январь 2000 г.) 65% семей имели возможность с кем-то оставить ребенка дома и не нуждались в услугах общественного дошкольного образования.
Благодаря участию наших дошкольных учреждений № 6 "Березка" и № 11 "Солнышко" в российском эксперименте по созданию новых моделей дошкольного образования (организация социальных групп и групп кратковременного пребывания) и большой работе комитета по образованию по дифференциации сети дошкольных учреждений удалось значительно увеличить охват детей (с 1,5 до 7 лет) дошкольным образованием с 47% (1997 г.) до 63% (2005 - 2006 г.).
До 2004 г. проблем с обеспечением детей дошкольного возраста дошкольными учреждениями практически не возникало. На 01.01.2004 в городе функционировало 62 группы для детей с 1,5 до 7 лет, из них 15 групп для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, 5 санаторных групп для детей с проблемами здоровья, 1 группа - круглосуточная. Таким образом, потребность родителей в услугах дошкольного образования полностью удовлетворялась. И только после проведенного мониторинга общественности по проблемам дошкольного образования в марте 2004 года в комитете по образованию стала формироваться очередь на зачисление ребенка в детский сад.
Учитывая нормативную мощность (в среднем на ребенка фактически приходится 6,34 кв. м при норме: ясли - 6,15, сад - 5,52) дошкольных учреждений, износ зданий (86% дошкольных учреждений введены в эксплуатацию более 20 лет назад), состояние рождаемости детей в городе с 1990 года (приложение № 4), комитетом по образованию разработан комплекс мер по развитию системы дошкольного образования (приложение № 5), который во многом решит проблемы сокращения очередности в дошкольные учреждения. Необходимо учесть, что укомплектованность дошкольных учреждений на 01.12.2006 составляет 113% при 89% в 1994 г. В городе по-прежнему функционируют все 14 МДОУ, которые посещают 1230 детей в возрасте от 1,5 до 7 лет. С 15.11.2006 вновь организована 63-я группа в МДОУ детский сад № 3 "Лучик".
Действительно, за последние 10 лет администрацией городского округа г. Фролово, комитетом по образованию многое сделано в плане обеспечения детей дошкольными учреждениями, создания оптимальных условий пребывания ребенка в детском саду, получения детьми качественного дошкольного образования; вместе с тем мы четко видим проблемы и перспективы развития системы дошкольного образования с учетом потребности населения, что станет приоритетами деятельности на ближайшие 5 лет.
2.2. Общее образование (начальное, основное и среднее полное)
В городском округе город Фролово функционирует 7 общеобразовательных учреждений. Все они являются муниципальными.
Перечень учреждений:
- МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 1 им. А.М. Горького";
- МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 2";
- МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 3 им. А.С. Макаренко";
- МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 4 им. Ю.А. Гагарина";
- МОУ "Средняя общеобразовательная с углубленным изучением отдельных предметов школа № 5";
- МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 6";
- МОУ "Центр образования".
Все общеобразовательные учреждения города являются юридическими лицами.
Всего в общеобразовательных учреждениях получают образование 3715 учащихся.
В школах города трудится 246 учителей, из них с высшим образованием - 213 (86,6%).
Высшую категорию имеют 20 учителей, первую категорию - 124 учителя.
Классное руководство осуществляют 158 учителей.
Положение с контингентом в общеобразовательных учреждениях, наполняемостью классов нельзя назвать стабильным. Скорее стала стабильной тенденция снижения количества учащихся, посещающих школу, наполняемости классов (без Центра образования):
Основной причиной создавшегося положения является выбытие учащихся за пределы города (недостаточное количество рабочих мест в городе) и, хотя незначительное, снижение количества учащихся, поступающих в первый класс, вплоть до 2005 - 2006 уч. г. (спад рождаемости вплоть до 2003 года).
Динамика приема учащихся в 1-е классы:
--------------T-----------T-----------T-----------T-----------T-----------¬
¦ ¦2002 - 2003¦2003 - 2004¦2004 - 2005¦2005 - 2006¦2006 - 2007¦
¦ ¦ уч. г. ¦ уч. г. ¦ уч. г. ¦ уч. г. ¦ уч. г. ¦
+-------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+
¦Поступило ¦366 уч-ся ¦340 уч-ся ¦326 уч-ся ¦334 уч-ся ¦314 уч-ся ¦
¦в 1-й класс ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-------------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------
Прием учащихся в 10-е классы общеобразовательных школ в 2006 - 2007 уч. г. довольно ощутимо снизился по сравнению с предыдущими годами:
Одна из причин - возникновение конкурентной среды внутри города. Во Фроловском промышленно-экономическом техникуме в 2006 году открыты новые отделения для выпускников 9-х классов:
- менеджмент (по отраслям);
- налоги и налогообложение;
- техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
На территории города в 2001 году открыт филиал негосударственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Волгоградский колледж бизнеса", предлагающий выпускникам 9-х классов обучение престижным и перспективным профессиям.
Нельзя назвать стабильной ситуацию и в Центре образования.
Контингент учащихся Центра образования за последние годы:
Сокращение контингента обучающихся Центра образования - это результат пересмотра отношения общеобразовательных школ к вопросу сохранности своего контингента обучающихся.
В целях достижения стабильности образовательного процесса, а по отдельным критериям - и положительной тенденции практически во всех общеобразовательных учреждениях ведется инновационная деятельность. Все больше в школах внедряется технология развивающего обучения. Филиал Федерального научно-методического центра им. Л.В. Занкова, функционирующий на базе средней общеобразовательной школы № 1, совместно с ИМЦ занимается формированием банка инноваций, анализом результативности обучения в классах, занимающихся по системе РО, изучает и формирует спрос на оказание учебно-методических услуг, отрабатывает технологию освоения и внедрения результатов инновационной деятельности. МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 1 им. А.М. Горького" принимала участие в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования, проводимом Министерством образования Российской Федерации.
Решается в городе и проблема организации образовательного процесса и для детей с отклонениями в развитии: работают классы коррекционно-развивающего обучения на базе средней общеобразовательной школы № 4. В 2005 - 2006 уч. году все учащиеся общеобразовательных учреждений города, нуждающиеся в организации индивидуального обучения на дому по программам вспомогательной школы VII - VIII вида, были переданы средней общеобразовательной школе № 4, т.к. это учреждение единственное в городе имеет необходимую, достаточно упорядоченную нормативную базу, программное обеспечение для обучения детей с нарушениями в развитии социального опыта, норм и правил поведения в социуме.
В 2005 - 2006 учебном году в специальных (коррекционных) классах обучалось 36 учащихся (1 кл. - 5 человек, 2 кл. - 9 чел., 3 кл. - 3 чел., 4 кл. - 8 чел., 5 кл. - 10 чел.). В 2006 - 2007 уч. году - 44 учащихся.
Средняя общеобразовательная школа № 4 продолжает работу по образовательной программе "Укрепление здоровья школьников и формирование у них здорового образа жизни". Концепция школы строится на трех принципах: здоровье - развитие - образование. В школе ведется большая работа над реализацией курса здоровья, получена лицензия Минздрава РФ, введены в штат 2,5 ед. медработников (врач-массажист, фельдшер).
Приоритетной стала проблема духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания учащихся в средней общеобразовательной школе № 3. Первые, но уверенные шаги сделаны коллективом этой школы по пути перехода к модели "Русская школа". В учебный план включены спец. курсы: "Светочи России", "Святыни России", "Русская философия", "Народное прикладное искусство", "Основы православной культуры", в данной школе есть хорошие результаты и по обучению в системе РО по Д.Б. Эльконину - В.В. Давыдову.
С 2002 года в городе в экспериментальном режиме проводится государственная (итоговая) аттестация выпускников 11-х классов, претендентов на награждение золотой и серебряной медалями "За особые успехи в учении", независимыми городскими аттестационными комиссиями. В результате все претенденты на награждение медалями подтверждают свои оценки при сдаче экзаменов в форме ЕГЭ и при поступлении в вузы. Наряду с этим не обеспечивается требование адекватности образовательных программ потребностям личности в содержательном плане в СОШ № 2. Это приводит к образовательным тупикам, о чем свидетельствуют следующие факты:
- отсутствие победителей городских олимпиад;
- нет уч-ся, окончивших школу с золотой и серебряной медалями;
- низкий % уч-ся, продолжающих обучение в вузах.
В качестве негативной тенденции развития системы образования городского округа город Фролово можно выделить нарастающее противоречие между емкостью сети и реальным контингентом обучающихся:
Оснащено средствами информации 7 (100%) общеобразовательных учреждений.
Имеют доступ в Интернет 7 учреждений (100%).
Среднее количество персональных компьютеров, приходящихся на одно общеобразовательное учреждение, составляет 25 ед.
Во всех общеобразовательных учреждениях оборудованы компьютерные классы.
Количество обучающихся на 1 компьютер по образовательным учреждениям - 10 человек.
III. Цели, задачи реструктуризации, ожидаемые результаты
--------------------------T-----------------------------------------------¬
¦ Цели и задачи ¦ Ожидаемые результаты ¦
+-------------------------+-----------------------------------------------+
¦Создание условий ¦Изменение в результате реализации проекта ¦
¦психологической ¦количества детей, обучающихся в здании, и ¦
¦безопасности учащихся и ¦приведение в соответствие фактическое ¦
¦комфортных условий ¦количество обучающихся детей с проектной ¦
¦образовательного процесса¦мощностью здания МОУ СОШ № 2 ¦
¦в МОУ СОШ № 2 ¦ ¦
+-------------------------+-----------------------------------------------+
¦Обеспечение ¦Организация подвоза обучающихся III ступени ¦
¦пространственной ¦СОШ № 2 в общеобразовательную школу № 5 и ¦
¦доступности ¦предоставление возможности младшим школьникам ¦
¦образовательных услуг ¦пос. Грачи обучаться в филиале, являющемся ¦
¦ ¦ближайшим к месту жительства и реализующем ¦
¦ ¦программы начального и основного общего ¦
¦ ¦образования ¦
+-------------------------+-----------------------------------------------+
¦Создание условий для ¦Изменение в результате реализации проекта ¦
¦профилизации старшей ¦количества старшеклассников в СШ № 1, СШ № 5 ¦
¦ступени ¦(не менее 6 классов-комплектов), увеличение ¦
¦ ¦наполняемости классов III ступени ¦
+-------------------------+-----------------------------------------------+
¦Обеспечение необходимой ¦Увеличение за счет реструктуризации количества ¦
¦концентрации и целевого ¦детей на 1 педагога в СШ № 5 и, соответственно,¦
¦распределения ресурсов ¦уменьшение затрат на образовательный процесс ¦
¦ ¦одного ученика. ¦
¦ ¦Предоставление возможности использования ¦
¦ ¦ресурсов СОШ № 5 учащимися СОШ № 2. ¦
¦ ¦Эффективное перераспределение существующих ¦
¦ ¦финансовых потоков и качество образовательных ¦
¦ ¦услуг для СОШ № 2 и СОШ № 5. ¦
¦ ¦Концентрация образовательных ресурсов городской¦
¦ ¦системы образования на базе СОШ № 1, СОШ № 5, ¦
¦ ¦осуществляющих профильное обучение ¦
+-------------------------+-----------------------------------------------+
¦Организация ¦Расширение учебных площадей в школе № 4 для ¦
¦образовательного процесса¦работы классов коррекционно-развивающего ¦
¦для детей с отклонениями ¦обучения по программам вспомогательной школы ¦
¦в развитии ¦VII - VIII вида для обучения детей ¦
¦ ¦с нарушениями в развитии ¦
+-------------------------+-----------------------------------------------+
¦Расширение и развитие ¦Открытие 2-й группы в МДОУ "Детский сад № 3 ¦
¦сети дошкольных ¦"Лучик" на 20 мест (2006 - 2007 г.). ¦
¦образовательных ¦Реорганизация здания МОУ "Средняя ¦
¦учреждений ¦общеобразовательная школа им. Ю.А. Гагарина ¦
¦ ¦№ 4" городского округа г. Фролово: ¦
¦ ¦I этап - 2007 - 2008 г. - открытие 3 групп: ¦
¦ ¦раннего возраста от 1,5 до 3 лет - 15 детей; ¦
¦ ¦от 3 до 5 лет - 20 детей; ¦
¦ ¦от 5 до 7 лет - 20 детей; ¦
¦ ¦II этап - 2009 - 2010 г. - открытие еще 3 ¦
¦ ¦групп с такой же численностью детей, как и на ¦
¦ ¦I этапе. ¦
¦ ¦Открытие в 2007 - 2008 уч. году 12-й группы в ¦
¦ ¦МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 12¦
¦ ¦"Сказка" на 20 мест. ¦
¦ ¦Строительство по генеральному проекту ¦
¦ ¦дошкольного учреждения на 110 мест в 2010 г. ¦
+-------------------------+-----------------------------------------------+
¦Создание оптимальных ¦Установка пожарной сигнализации ¦
¦условий для организации ¦во всех дошкольных учреждениях. ¦
¦жизнеобеспечения ¦Лицензирование медицинских кабинетов: ¦
¦ ¦I этап - 2007 - 2008 г. - МДОУ № 11 "Солнышко",¦
¦ ¦№ 12 "Сказка"; ¦
¦ ¦II этап - 2008 - 2009 г. - МДОУ № 2, 5, 6, 10, ¦
¦ ¦14, 15. ¦
¦ ¦Комплектация соляной шахты в МДОУ "Центр ¦
¦ ¦развития ребенка - детский сад № 12 "Сказка" ¦
¦ ¦(2008 - 2009) ¦
L-------------------------+------------------------------------------------
IV. Образ будущего состояния сети
4.1. План мероприятий по реструктуризации сети образовательных учреждений городского округа г. Фролово:
--------------------T-------------------T----------T-------------T---------------¬
¦ Планируемый ¦ Действия ¦ Сроки ¦Ответственный¦ Источник ¦
¦ результат ¦ (мероприятия) ¦проведения¦ исполнитель ¦финансирования ¦
+-------------------+-------------------+----------+-------------+---------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+-------------------+-------------------+----------+-------------+---------------+
¦Ускорение темпов ¦Привлечение ¦Январь, ¦Комитет по ¦Не требуется ¦
¦оптимизации, ¦муниципальной ¦февраль ¦образованию ¦финансирование ¦
¦повышение ¦власти и местного ¦2007 года ¦администрации¦ ¦
¦качества ¦сообщества города ¦ ¦городского ¦ ¦
¦оптимизации. ¦к решению проблемы ¦ ¦округа ¦ ¦
¦Региональное ¦реструктуризации ¦ ¦город Фролово¦ ¦
¦ресурсное ¦сети ¦ ¦ ¦ ¦
¦стимулирование ¦общеобразовательных¦ ¦ ¦ ¦
¦успешного процесса ¦учреждений. Договор¦ ¦ ¦ ¦
¦реструктуризации ¦о передаче ¦ ¦ ¦ ¦
¦сети ¦полномочий ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦на организацию и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проведение ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мероприятий ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦по реструктуризации¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(оптимизации) ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сети города ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+-------------------+----------+-------------+---------------+
¦Преодоление ¦Проведение кампании¦До апреля ¦Комитет по ¦Не требуется ¦
¦социально- ¦в средствах ¦2007 года ¦образованию ¦финансирование ¦
¦психологического ¦массовой информации¦ ¦администрации¦ ¦
¦барьера участников ¦(телевидение ¦ ¦городского ¦ ¦
¦образовательного ¦"Ариадна", газета ¦ ¦округа ¦ ¦
¦процесса. Создание ¦"Вперед", газета ¦ ¦город Фролово¦ ¦
¦позитивного ¦"Фролово") ¦ ¦ ¦ ¦
¦отношения социума ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦к процессам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦реструктуризации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+-------------------+----------+-------------+---------------+
¦Создание четкой ¦Подготовка карты ¦Январь ¦Комитет по ¦Местный бюджет ¦
¦картины процесса ¦города с указанием ¦2007 года ¦образованию ¦ ¦
¦реструктуризации. ¦расположения ¦ ¦администрации¦ ¦
¦Определение ¦образовательных ¦ ¦городского ¦ ¦
¦удаленных школ в ¦учреждений города, ¦ ¦округа ¦ ¦
¦центральные школы, ¦вариантов путей ¦ ¦город Фролово¦ ¦
¦на базе которых ¦подвоза ¦ ¦ ¦ ¦
¦будут открыты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦профильные классы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+-------------------+----------+-------------+---------------+
¦Полнота ¦Определение ¦Март 2007 ¦Комитет по ¦Не требуется ¦
¦предоставления ¦муниципальных ¦года ¦образованию ¦финансирование ¦
¦образовательных ¦общеобразовательных¦ ¦администрации¦ ¦
¦услуг. ¦учреждений, на базе¦ ¦городского ¦ ¦
¦Снижение средней ¦которых будет ¦ ¦округа ¦ ¦
¦стоимости обучения ¦реализовываться ¦ ¦город Фролово¦ ¦
¦детей в системе ¦проект ¦ ¦ ¦ ¦
¦общеобразовательных¦реструктуризации ¦ ¦ ¦ ¦
¦учреждений, ¦(присоединение СОШ ¦ ¦ ¦ ¦
¦предоставление ¦№ 2 в качестве ¦ ¦ ¦ ¦
¦оптимальной ¦филиала к СОШ № 5, ¦ ¦ ¦ ¦
¦возможности для ¦определение школ ¦ ¦ ¦ ¦
¦получения ¦для открытия ¦ ¦ ¦ ¦
¦качественного ¦профильных классов)¦ ¦ ¦ ¦
¦образования для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦уч-ся СОШ № 2 и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦профильного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦обучения для уч-ся ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦III ступени всех ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦общеобразовательных¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦учреждений. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Стабильность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в условиях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦демографических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦колебаний. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Уход от дефицита ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦средств в СОШ № 2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+-------------------+----------+-------------+---------------+
¦Выявление ¦Мониторинг ¦До апреля ¦Комитет по ¦Местный бюджет ¦
¦потребности ¦потребностей ¦2007 года ¦образованию ¦ ¦
¦заказчика ¦профильных ¦ ¦администрации¦ ¦
¦на образовательные ¦направлений ¦ ¦городского ¦ ¦
¦услуги. Определение¦ ¦ ¦округа ¦ ¦
¦профилей обучения, ¦ ¦ ¦город Фролово¦ ¦
¦общеобразовательных¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦учреждений, на базе¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦которых эти профили¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦будут открыты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+-------------------+----------+-------------+---------------+
¦Соответствие ¦Приобретение ¦До октября¦Комитет по ¦Областной ¦
¦оснащения ¦оборудования ¦2007 года ¦образованию ¦бюджет. ¦
¦образовательного ¦(в том числе ¦ ¦администрации¦Местный бюджет ¦
¦процесса ¦автотранспорта для ¦ ¦городского ¦ ¦
¦по профильным ¦подвоза учащихся), ¦ ¦округа ¦ ¦
¦предметам ¦укрепление ¦ ¦город Фролово¦ ¦
¦требованиям ¦имеющейся базы ¦ ¦ ¦ ¦
¦к материально- ¦лабораторным и ¦ ¦ ¦ ¦
¦техническому ¦спортивным ¦ ¦ ¦ ¦
¦обеспечению ¦оборудованием, ¦ ¦ ¦ ¦
¦учебного процесса ¦мебелью, ¦ ¦ ¦ ¦
¦при переходе ¦компьютерной ¦ ¦ ¦ ¦
¦на профильное ¦техникой, учебно- ¦ ¦ ¦ ¦
¦обучение ¦наглядными ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пособиями ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦учреждений, на базе¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦которых ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организованы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профильные классы ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+-------------------+----------+-------------+---------------+
¦Определение ¦Мониторинг кадровых¦Февраль - ¦Комитет по ¦Местный бюджет ¦
¦возможностей и ¦возможностей ¦март 2007 ¦образованию ¦ ¦
¦потребностей ¦для организации ¦года ¦администрации¦ ¦
¦(кадровых) ¦профильного ¦ ¦городского ¦ ¦
¦общеобразовательных¦обучения ¦ ¦округа ¦ ¦
¦учреждений ¦ ¦ ¦город Фролово¦ ¦
¦для перехода ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦к профильному ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦обучению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+-------------------+----------+-------------+---------------+
¦Готовность ¦Разработка ¦До апреля ¦Комитет по ¦Местный бюджет ¦
¦педагогических и ¦мероприятий ¦2007 года ¦образованию ¦ ¦
¦руководящих кадров ¦по повышению ¦ ¦администрации¦ ¦
¦к реализации ¦квалификации ¦ ¦городского ¦ ¦
¦программ ¦педагогических ¦ ¦округа ¦ ¦
¦повышенного уровня ¦кадров в связи ¦ ¦город Фролово¦ ¦
¦ ¦с реализацией ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦программы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профильного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обучения ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+-------------------+----------+-------------+---------------+
¦Соответствие ¦Внесение ¦2007 - ¦Комитет по ¦Местный бюджет ¦
¦нормативно- ¦корректировок ¦2008 уч. ¦образованию ¦ ¦
¦правовой базы, ¦в соответствующие ¦год ¦администрации¦ ¦
¦регламентирующей ¦локальные акты, ¦ ¦городского ¦ ¦
¦процесс ¦уставы в связи ¦ ¦округа ¦ ¦
¦реструктуризации. ¦с реализацией ¦ ¦город Фролово¦ ¦
¦Единство ¦программы ¦ ¦ ¦ ¦
¦нормативно- ¦реструктуризации ¦ ¦ ¦ ¦
¦правового ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦пространства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+-------------------+----------+-------------+---------------+
¦Удовлетворение ¦Определение ¦Март ¦Комитет по ¦Не требуется ¦
¦потребности ¦общеобразовательных¦2007 г. ¦образованию ¦финансирование ¦
¦родителей в услугах¦учреждений для ¦ ¦администрации¦ ¦
¦дошкольного ¦расширения и ¦ ¦городского ¦ ¦
¦образования ¦развития ДОУ с ¦ ¦округа ¦ ¦
¦ ¦целью увеличения ¦ ¦город Фролово¦ ¦
¦ ¦числа мест для ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦детей. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Строительство ДОУ ¦2010 г. ¦ ¦Местный бюджет ¦
¦ ¦на 110 мест ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+-------------------+----------+-------------+---------------+
¦Создание ¦Разработка ¦Март ¦Комитет по ¦Не требуется ¦
¦оптимальных условий¦городской программы¦2007 г. ¦образованию ¦финансирование ¦
¦в ДОУ для ¦установки пожарной ¦ ¦администрации¦ ¦
¦организации ¦сигнализации в ДОУ.¦ ¦городского ¦ ¦
¦жизнеобеспечения ¦Составление графика¦ ¦округа ¦ ¦
¦ ¦лицензирования ¦ ¦город Фролово¦ ¦
¦ ¦медицинских ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦кабинетов в ДОУ ¦ ¦ ¦ ¦
L-------------------+-------------------+----------+-------------+----------------
Сеть, обеспечивающая реальные условия для доступного качественного образования для всех обучающихся городского округа город Фролово.
К 2008 - 2009 уч. году планируется:
Список образовательных учреждений, в которых будут происходить организационные изменения:
---------------------T----------------------------------------------------¬
¦ Образовательные ¦ Образовательные учреждения после реструктуризации ¦
¦ учреждения до ¦ ¦
¦ реструктуризации ¦ ¦
+--------------------+----------------------------------------------------+
¦МОУ СОШ № 2 ¦Филиал МОУ СОШ № 5 ¦
+--------------------+----------------------------------------------------+
¦МОУ СОШ № 4 ¦МОУ "Основная общеобразовательная школа № 4 ¦
¦ ¦им. Ю.А. Гагарина" ¦
+--------------------+----------------------------------------------------+
¦МОУ СОШ № 5 ¦МОУ СОШ № 5 с филиалом и профильными классами ¦
+--------------------+----------------------------------------------------+
¦МОУ СОШ № 1 ¦МОУ СОШ № 1 (с профильными классами) ¦
+--------------------+----------------------------------------------------+
¦МОУ СОШ № 4 (филиал)¦ДОУ на 110 мест с 6 группами (2007 - 2009 г.) ¦
L--------------------+-----------------------------------------------------
Список учреждений, в отношении которых не предполагаются меры по изменению статуса или другие значительные организационные изменения в период до 2010 года:
МОУ СОШ № 3;
МОУ СОШ № 6;
МОУ "Центр образования".
Показатели планируемого состояния сети:
-----------------------------------------T---------------T----------------¬
¦ Показатель ¦Состояние сети ¦ Состояние сети ¦
¦ ¦ без проекта ¦ после ¦
¦ ¦(на 01.09.2010)¦реструктуризации¦
+----------------------------------------+---------------+----------------+
¦Общее количество общеобразовательных ¦7 ¦6 ¦
¦учреждений как юридических лиц ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+---------------+----------------+
¦Количество школ среднего ¦7 ¦5 ¦
¦(полного) общего образования ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+---------------+----------------+
¦Количество филиалов ¦0 ¦1 ¦
+----------------------------------------+---------------+----------------+
¦Количество основных школ ¦0 ¦1 ¦
+----------------------------------------+---------------+----------------+
¦Процент старшеклассников, которые будут ¦60% ¦72% ¦
¦обучаться в школах, в старших параллелях¦ ¦ ¦
¦которых выдержано минимальное количество¦ ¦ ¦
¦классов-комплектов ¦ ¦ ¦
¦(6 классов-комплектов) ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+---------------+----------------+
¦Материальные затраты на 1 обучающегося ¦17786 р. ¦16492 р. ¦
L----------------------------------------+---------------+-----------------
Территория А
Рисунок не приводится.
V. Проблемы реструктуризации образовательной сети городского округа г. Фролово
5.1. Неготовность руководителей школ к структурным изменениям в конкретном образовательном учреждении.
5.2. Неготовность учителей к деятельности в условиях реструктуризации, а именно к переходу высококвалифицированных педагогов в СШ № 1, СШ № 5, где будет проводиться профильное обучение.
5.3. Сопротивление родительского сообщества, предвзятое отношение родителей к обучению детей на III ступени в другом образовательном учреждении.
5.4. Снижение качества образовательного процесса в связи со сложностью адаптации детей.
5.5. Отсутствие на данный момент нормативно-правовых актов, соответствующих проектируемым моделям школы.
5.6. Увеличение затрат на содержание транспорта, плохое функционирование городского общественного транспорта.
План
минимизации рисков в процессе разработки и реализации
программы оптимизации и реструктуризации
----T--------------------------T------------------------------------------¬
¦ № ¦ Риски ¦ Пути минимизации ¦
¦п/п¦ ¦ ¦
+---+--------------------------+------------------------------------------+
¦ 1.¦Неготовность руководителей¦Подготовка методических рекомендаций ¦
¦ ¦к структурным изменениям ¦для руководителей. ¦
¦ ¦в конкретном ¦Осуществление целевого повышения ¦
¦ ¦образовательном учреждении¦квалификации ¦
+---+--------------------------+------------------------------------------+
¦ 2.¦Неготовность учителей ¦Разъяснительная работа среди педагогов. ¦
¦ ¦к деятельности в условиях ¦Осуществление целевого повышения ¦
¦ ¦реструктуризации, ¦квалификации. ¦
¦ ¦к переходу ¦Аттестация педагогов на высшую ¦
¦ ¦высококвалифицированных ¦квалификационную категорию ¦
¦ ¦педагогов в СШ № 1, 5, ¦ ¦
¦ ¦где будет проводиться ¦ ¦
¦ ¦профильное обучение ¦ ¦
+---+--------------------------+------------------------------------------+
¦ 3.¦Сопротивление ¦Организация информационно-просветительской¦
¦ ¦родительского сообщества ¦работы с родителями учащихся, подключение ¦
¦ ¦ ¦к этой работе СМИ. ¦
¦ ¦ ¦Учет при разработке и реализации программы¦
¦ ¦ ¦реструктуризации внешних фактов ¦
¦ ¦ ¦(общеэкономическая ситуация города, ¦
¦ ¦ ¦демографическая ситуация и т.д.) ¦
+---+--------------------------+------------------------------------------+
¦ 4.¦Снижение качества ¦Индивидуальная работа психолога, ¦
¦ ¦образовательного процесса ¦социального педагога с учащимися. ¦
¦ ¦в связи со сложностью ¦Учет учителями-предметниками ¦
¦ ¦адаптации детей ¦психологических особенностей уч-ся. ¦
¦ ¦ ¦Дополнительные занятия с уч-ся ¦
¦ ¦ ¦по ликвидации пробелов в знаниях ¦
+---+--------------------------+------------------------------------------+
¦ 5.¦Отсутствие на данный ¦Разработка и принятие нормативно-правовой ¦
¦ ¦момент нормативно- ¦документации муниципального уровня, ¦
¦ ¦правовых актов, ¦не противоречащей федеральному и ¦
¦ ¦соответствующих ¦региональному уровням ¦
¦ ¦проектируемым моделям ¦ ¦
¦ ¦школы ¦ ¦
+---+--------------------------+------------------------------------------+
¦ 6.¦Увеличение затрат ¦Экономическая проработанность программы ¦
¦ ¦на содержание транспорта, ¦реструктуризации. ¦
¦ ¦плохое функционирование ¦Выявление транспортной доступности и ¦
¦ ¦городского общественного ¦определение схем доставки обучающихся ¦
¦ ¦транспорта ¦ ¦
L---+--------------------------+-------------------------------------------
VI. Перечень нормативно-правовых документов, необходимых для проведения реструктуризации сети ОУ городского округа город Фролово
- Нормативно-правовые: постановления главы администрации городского округа г. Фролово, положения о новых видах ОУ, приказы органа управления образованием, образцы договоров, изменения и дополнения к уставам образовательных учреждений, положение о филиале у/о, должностная инструкция зав. филиалом;
- организационные: муниципальный совет по реструктуризации, временные творческие коллективы, научно-методический совет;
- кадровые: разъяснительная работа, повышение квалификации, ротация, расстановка по новым ОУ;
- мотивационные: система материального, морального стимулирования участников реструктуризации, новая система оплаты, надбавок;
- научно-методические: программа реструктуризации и подпрограммы по направлениям, планы, методические письма, рекомендации, критерии для экспертных оценок в ситуации изменения технологий, содержания образования;
- финансовые: бюджет программы, привлечение финансовых средств, составление смет, привлечение инвесторов;
- материально-технические: отслеживание потребностей, определение поставщиков, приобретение оборудования (в том числе автотранспорта для подвоза учащихся), расходных материалов, укрепление имеющейся базы лабораторным и спортивным оборудованием, мебелью, компьютерной техникой, учебно-наглядными пособиями;
- информационные: система передачи на все уровни власти и исполнителей информации, работа со средствами массовой информации для создания позитивного отношения социума к процессам реструктуризации.
VII. Организация управления разработкой и реализацией Программы оптимизации и реструктуризации
Управление реализацией программы осуществляет комитет по образованию городского округа г. Фролово, который осуществляет исполнение программных мероприятий, ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программы и состав исполнителей.
Итоги выполнения программы представляются в администрацию городского округа г. Фролово.
Ежегодно комитет по образованию отчитывается перед администрацией городского округа город Фролово, Комитетом по образованию Администрации Волгоградской области, педагогическим сообществом и общественными организациями за исполнение программных мероприятий.
Меры, действия и мероприятия по управлению реализацией Программы:
----------------------T---------------------------------------------------¬
¦Организационные ¦1. Создать рабочую группу муниципального уровня, ¦
¦действия ¦ответственную за разработку и реализацию программы.¦
¦ ¦Включить в нее представителей муниципальных органов¦
¦ ¦представительной и исполнительной власти, ¦
¦ ¦управления образованием, общественных организаций, ¦
¦ ¦ассоциации родителей. ¦
¦ ¦2. Вносить изменения в программу, уточнять целевые ¦
¦ ¦показатели, механизм реализации программы. ¦
¦ ¦3. Разработать нормативно-правовые акты, ¦
¦ ¦необходимые для выполнения программы ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Действия руководства,¦1. Вовлекать в реализацию программы членов ¦
¦мотивации, ¦профессионального сообщества, родительскую ¦
¦стимулирования ¦общественность. ¦
¦ ¦2. Предусмотреть меры поощрения и стимулирование ¦
¦ ¦участников реализации программы, вносящих наиболее ¦
¦ ¦позитивный вклад. ¦
¦ ¦3. Использовать различные приемы стимулирования ¦
¦ ¦работников образования, добившихся положительных ¦
¦ ¦результатов при переходе на профильное обучение ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Действия контрольного¦1. Разработать систему мониторинга и оценки ¦
¦и оценочного ¦процесса и результатов перехода на профильное ¦
¦характера ¦обучение. ¦
¦ ¦2. Осуществлять контроль за реализацией программы, ¦
¦ ¦корректировать план реализации программы в ¦
¦ ¦соответствии с происходящими изменениями. ¦
¦ ¦3. Ежегодно готовить информацию о ходе реализации ¦
¦ ¦программы ¦
L---------------------+----------------------------------------------------
VIII. Проект бюджета программы оптимизации и реструктуризации образовательной сети городского округа г. Фролово
На систему образования города Фролово в 2006 году израсходовано средств консолидированного бюджета 40844,9 тыс. руб.
Доля неэффективных расходов на общеобразовательные школы города составляет 3913,6 тыс. руб., т.е. 9,5% от общего консолидированного бюджета:
------------T-------------T------------------T--------------¬
¦Фактическое¦Наполняемость¦ Количество ¦ Отклонения ¦
¦ число ¦ класса ¦классов-комплектов¦("+" - больше,¦
¦обучающихся¦по нормативу +-------T----------+ "-" - меньше ¦
¦ детей ¦ ¦ по ¦фактически¦ от нормы) ¦
¦ ¦ ¦нормам ¦ ¦ ¦
+-----------+-------------+-------+----------+--------------+
¦ 3762 ¦ 25 ¦ 151 ¦ 167 ¦ 16 ¦
L-----------+-------------+-------+----------+---------------
----------T------------------T-----------T------------------¬
¦ Всего ¦Фактическое число ¦ Расходы ¦ Расходы на 16 ¦
¦расходов ¦классов-комплектов¦на 1 класс ¦классов-комплектов¦
+---------+------------------+-----------+------------------+
¦ 40844,9 ¦ 167 ¦ 244,6 ¦ 3913,6 ¦
¦тыс. руб.¦ ¦ тыс. руб. ¦ тыс. руб. ¦
L---------+------------------+-----------+-------------------
При предложенной комитетом по образованию реструктуризации системы образования города Фролово экономия средств составит 166,2 тыс. руб.:
--------T-----------T----------------T-----------T----------¬
¦Расходы¦Фактическое¦ После ¦Отклонения:¦ Экономия ¦
¦ на ¦ число ¦реструктуризации¦ "+" - ¦ от ¦
¦1 класс¦ классов- ¦ число классов- ¦увеличение,¦сокращения¦
¦ ¦комплектов ¦ комплектов ¦ "-" - ¦ классов- ¦
¦ ¦ ¦ ¦уменьшение ¦комплектов¦
+-------+-----------+----------------+-----------+----------+
¦ 244,6 ¦ 167 ¦ 165 ¦ -2 ¦ 489,2 ¦
¦ т. р. ¦ ¦ ¦ ¦ т. р. ¦
L-------+-----------+----------------+-----------+-----------
Однако необходимо учесть дополнительные расходы на содержание автобуса, т.к. потребуется подвоз школьников к месту обучения, - 323,0 тыс. руб., в т.ч.:
- заработная плата с начислениями - 56,0 тыс. руб. в год;
- расходы на тех. осмотр, страхование, техническое обслуживание - 26,0 тыс. руб.;
- расходы на запасные части - 10,0 тыс. руб.;
- расходы на бензин - 231,0 тыс. руб.