Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Волгоградского УФАС РФ от 05.04.2007 № 105
<ПО ДЕЛУ № 105 О НАРУШЕНИИ КОМИТЕТОМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗАКАЗА АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 5 апреля 2007 г. № 105

(извлечение)

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденная Приказом руководителя Волгоградского УФАС от 24.03.2006 № 30, рассмотрев материалы дела № 105 о нарушении уполномоченным органом - комитетом муниципального заказа администрации Волгограда законодательства РФ о размещении заказов, установила:
В Управление ФАС по Волгоградской области 02.04.2007 вх. № 1031 поступила жалоба ООО "Охрана труда", в которой обжалуются действия уполномоченного органа - комитета муниципального заказа администрации г. Волгограда, проводившего открытый конкурс на право заключения муниципальных контрактов на аттестацию рабочих мест по условиям труда муниципальных учреждений здравоохранения г. Волгограда в 2007 г. По мнению заявителя, нарушение выразилось в том, что в конкурсной документации были заложены требования к участнику размещения заказа, не предусмотренные действующим законодательством, а именно: наличие аккредитации в системе здравоохранения, социального развития и центра стандартизации и метрологии, наличие аккредитованной лаборатории на право проведения измерений по опасным и вредным производственным факторам.
В настоящее время аккредитация в системе здравоохранения, социального развития и центра стандартизации и метрологии не проводится. В соответствии с Планом разработки проектов законодательных и иных нормативных актов РФ, направленных на реализацию ФЗ от 30.06.2006 № 90-ФЗ (утв. Приказом Минсоцразвития РФ от 06.02.2006 № 97), срок внесения на рассмотрение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по ст. 217 ТК РФ "Об утверждении перечня услуг, для оказания которых необходима аккредитация в сфере охраны труда, и правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда" назначен на декабрь 2007 г.
Требование наличия у участника размещения заказа собственной аккредитованной лаборатории ограничивает число участников размещения заказа, поскольку действующее законодательство не ограничивает право участника заключить договор с организацией, имеющей аккредитованную лабораторию. Так, в конкурсной заявке ООО "Охрана труда" были представлены договоры с организациями, имеющими аккредитованные лаборатории: ФГУ "Центр гигиены и эпидемиологии Волгоградской области" и испытательной лабораторией промсанитарии и экологической безопасности Волжского политехнического института Волгоградского государственного технического университета.
Кроме того, ООО "Охрана труда" имеет разрешение (выдано 14.09.2006 № 11) Комитета по труду Администрации Волгоградской области на право выполнения работ по оценке фактора травмобезопасности в системе аттестации рабочих мест. Наличие такого разрешения является обязательным требованием к организациям, осуществляющим данный вид деятельности, но не было запрошено заказчиком и уполномоченным органом.
На основании изложенного ООО "Охрана труда" считает действия конкурсной комиссии, не допустившей его заявку к участию в конкурсе по причине отсутствия аккредитации в системе здравоохранения, социального развития и центра стандартизации и метрологии, а также аккредитованной лаборатории на право проведения измерений по опасным и вредным производственным факторам, неправомерными.
Представители Волгоградской торгово-промышленной палаты требования ООО "Охрана труда" поддержали и также сочли действия конкурсной комиссии, не допустившей их заявку к участию в конкурсе, неправомерными, поскольку в настоящее время требование законодательства о наличии аккредитации в системе здравоохранения, социального развития и центра стандартизации и метрологии не является обязательным. В соответствии с протоколом рассмотрения конкурсных заявок от 29.03.2007 заявка Волгоградской ТТП была не допущена к конкурсу по причине несоответствия требованиям, предъявляемым к участникам размещения заказа, а именно отсутствия аккредитации в системе здравоохранения, социального развития и центра стандартизации и метрологии.
Представитель комитета муниципального заказа администрации Волгограда доводы заявителя не признал, заявив следующее. Заказчиками работ являются: по лотам № 1, 2 - комитет здравоохранения администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда, по лотам № 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 - комитет здравоохранения администрации Красноармейского района г. Волгограда, по лоту № 10 - МУЗ "Городская клиническая больница № 25", по лоту № 11 - комитет здравоохранения администрации Дзержинского района г. Волгограда, по лотам № 12, 13, 14 - комитет здравоохранения администрации Ворошиловского района г. Волгограда.
Предметом конкурса является аттестация рабочих мест для медицинских учреждений здравоохранения г. Волгограда. Объем заказа составляет 2305 рабочих мест.
Руководствуясь ст. 11 ФЗ № 94 уполномоченным органом были установлены требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, в том числе соответствие участников размещения заказа требованиям, предъявляемым законодательством РФ к лицам, осуществляющим выполнение данного вида услуг, а именно:
- наличие аккредитации в системе здравоохранения, социального развития и центра стандартизации и метрологии. Данное требование было включено в соответствии со ст. 217 ТК РФ, согласно которой организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации;
- наличие аккредитованной лаборатории на право проведения измерений по опасным и вредным производственным факторам. Включение данного требования обусловлено требованием п. 1.6 Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (утв. Постановлением Минтруда РФ от 14.03.1997 № 12 "О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда"). В соответствии с данным пунктом "измерения параметров опасных и вредных производственных факторов, определение показателей тяжести и напряженности трудового процесса осуществляют лабораторные подразделения организации. При отсутствии у организации необходимых для этого технических средств и нормативно-справочной базы привлекаются центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора, лаборатории органов Государственной экспертизы условий труда РФ и другие лаборатории, аккредитованные (аттестованные) на право проведения указанных замеров".
ООО "Охрана труда" не имеет собственной аккредитованной лаборатории и в связи с этим не соответствует требованиям, предъявляемым законодательством РФ к лицам, осуществляющим выполнение данного вида услуг, а именно п. 1.6 Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Таким образом, отклонение данной заявки от участия в конкурсе правомерно и обоснованно.
Представители ООО "ЦЭРОТ" и ООО "Нижневолжский центр охраны труда" поддержали комитет муниципального заказа и сочли жалобу ООО "Охрана труда" необоснованной, заявив следующее. Предметом данного конкурса является аттестация рабочих мест. Порядок проведения аттестации рабочих мест регламентирован Положением, утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 14.03.1997 № 12 "О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда", в соответствии с п. 1.6 которого организация, с которой работодатель заключает договор на проведение указанных замеров, должна иметь аккредитованную лабораторию. Таким образом, данное требование обязательно, установлено законодательством РФ и должно предъявляться ко всем организациям, осуществляющим данный вид деятельности. В случае несоответствия участника размещения заказа данному требованию либо непредставления им документов, подтверждающих его соответствие данному требованию, конкурсная комиссия должна отклонить его согласно ч. 1 ст. 12 ФЗ № 94.
Рассмотрев представленные материалы, изучив обстоятельства дела, выслушав доводы сторон по делу, Комиссия пришла к следующим выводам:
1. В соответствии со ст. 217 ТК РФ перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. В настоящее время аккредитация в системе Министерства здравоохранения и социального развития РФ в целях предоставления услуг по аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях не проводится. Данное требование вступит в силу только с 01.01.2008, что подтверждено всеми лицами, присутствующими на рассмотрении жалобы.
Таким образом, требование об аккредитации участника размещения заказа в системе Министерства здравоохранения, социального развития и центра стандартизации и метрологии в настоящее время не является обязательным и, соответственно, ч. 4 ст. 11 ФЗ № 94 не может предъявляться к участникам размещения данного заказа.
В соответствии с протоколом заседания конкурсной комиссии по рассмотрению заявок на участие в данном открытом конкурсе от 29.03.2007 без номера заявки ООО "Охрана труда", Волгоградской торгово-промышленной палаты и ООО "Эксперт-Аналитика" не были допущены к участию в конкурсе в связи с непредставлением копий свидетельств (аттестата) об аккредитации в системе Министерства здравоохранения, социального развития и центра стандартизации и метрологии. Иные основания отказа в допуске к участию в конкурсе данным участникам размещения заказа не названы.
На основании изложенного конкурсная комиссия не вправе была не допускать заявки ООО "Охрана труда", Волгоградской торгово-промышленной палаты и ООО "Эксперт-Аналитика" к участию в конкурсе в связи с непредставлением ими копий свидетельств (аттестата) об аккредитации в системе Министерства здравоохранения, социального развития и центра стандартизации и метрологии, поскольку в настоящее время данное требование, предъявляемое к организациям, предоставляющим услуги по аттестации рабочих мест, не является обязательным. Не допустив заявки к участию в конкурсе по основаниям, не предусмотренным ч. 1 ст. 12 ФЗ № 94, конкурсная комиссия нарушила требование ч. 2 ст. 12 ФЗ № 94.
2. В соответствии с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. Постановлением Минтруда РФ от 14 марта 1997 г. № 12 "О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда", аттестация рабочих мест по условиям труда включает в себя гигиеническую оценку существующих условий и характера труда, оценку травмобезопасности рабочих мест и учет обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.
Пунктами 2.1, 2.4 Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда предписано, что при подготовке к аттестации рабочих мест по условиям труда организация составляет перечень всех рабочих мест и перечень опасных и вредных факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса.
Пунктом 3.1.1 Постановления Минтруда от 14.03.1997 № 12 "О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда" установлено, что при аттестации рабочего места по условиям труда оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте опасные и вредные производственные факторы (физические, химические, биологические), тяжесть и напряженность труда. Причем указанные факторы определяются на каждом конкретном рабочем месте, и все показатели на разных рабочих местах также будут определенными и различными. То есть замеры и исследования рабочих мест персонала больниц должны производиться по таким критериям, как тяжесть, напряженность трудового процесса, травмобезопасность на рабочих местах, средства индивидуализации защиты, микроклимат, освещенность, электромагнитное излучение и др., с учетом особенностей конкретного рабочего места. При этом стоимость работ по проведению аттестации зависит в том числе от наименования и объема работ по каждому конкретному рабочему месту.
Таким образом, выбирая стороннюю организацию для заключения контракта на проведение аттестации рабочих мест, включая проведение лабораторно-инструментальных исследований, заказчик должен представить перечень всех рабочих мест и перечень опасных и вредных факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса, в том числе для правильного расчета цены контракта участником размещения заказа и выбора победителя.
В соответствии с п. п. 2 и 5 ч. 4 ст. 22 ФЗ № 94 в конкурсной документации должны содержаться требования к описанию участниками размещения заказа выполняемых работ, оказываемых услуг, которые являются предметом конкурса, их количественные и качественные характеристики, а также порядок формирования цены контракта.
В нарушение данного требования Закона в конкурсной документации отсутствуют сведения о перечне рабочих мест по каждому конкретному медицинскому учреждению с особенностями опасных факторов по каждому рабочему месту, подлежащих оценке при аттестации рабочих мест, на основании которых участники размещения заказа могут представить свое конкурсное предложение, в том числе и ценовое.
Кроме того, принимая во внимание, что каждая лаборатория аккредитована на выполнение ограниченного перечня работ, а в конкурсной документации не содержится перечень опасных факторов, которые подлежат измерению по правилам главы 3 Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, не ясно, каким образом конкурсная комиссия будет определять, сможет ли участник размещения заказа провести необходимые заказчику лабораторно-инструментальные исследования в своей лаборатории и в каком объеме.
Муниципальный заказ по аттестации рабочих мест должен быть разработан под каждое конкретное медицинское учреждение с указанием определенного перечня рабочих мест и особенностей опасных факторов для каждого рабочего места. В связи с определенной спецификой выполнения работ по аттестации рабочих мест для определения исполнителя муниципального заказа сравнивать предложения только по цене и сроку выполнения работ недостаточно, а необходимо оценивать качественные и количественные характеристики выполнения работ.
3. В соответствии с абз. 1 п. 1.6 Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда измерения параметров опасных и вредных производственных факторов, определение показателей тяжести и напряженности трудового процесса осуществляют лабораторные подразделения организации. При отсутствии у организации необходимых для этого технических средств и нормативно-справочной базы привлекаются центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора, лаборатории органов Государственной экспертизы условий труда Российской Федерации и другие лаборатории, аккредитованные (аттестованные) на право проведения указанных измерений.
Предметом данного конкурса является проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. Согласно п. 2.5 вышеназванного Положения при аттестации рабочих мест проводится оценка условий труда, оценка травмобезопасности оборудования и приспособлений. При этом учитывается обеспеченность работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также эффективность этих средств.
В соответствии с абз. 2 п. 1.6 Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда оценка травмобезопасности рабочих мест проводится организациями самостоятельно или по их заявкам сторонними организациями, имеющими разрешение органов Государственной экспертизы условий труда РФ на право проведения указанных работ. Требование о наличии у таких сторонних организаций аккредитованных лабораторий действующим законодательством РФ не предъявляется.
В процессе проведения конкурса уполномоченный орган не допустил к участию в конкурсе организации, имеющие право осуществлять оценку травмобезопасности рабочих мест, в связи с отсутствием у них собственных аккредитованных лабораторий.
Таким образом, заказчик, объединив в один лот работы, к которым предъявляются различные требования, ограничил количество участников размещения заказа, что нарушает ч. 3 ст. 22 ФЗ № 94.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 17, 60 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия решила:
1. Признать комитет муниципального заказа администрации Волгограда нарушившим ч. 4 ст. 11, ч. 2 ст. 12, ч. 3, п. п. 2 и 5 ч. 4 ст. 22 ФЗ от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
2. Выдать комитету муниципального заказа администрации Волгограда предписание об устранении допущенных нарушений.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
   ------------------------------------------------------------------

4. Предложить муниципальным заказчикам и комитету муниципального заказа администрации Волгограда:
- отменить результаты данного открытого конкурса на проведение работ по аттестации рабочих мест по условиям труда муниципальных учреждений здравоохранения г. Волгограда как проведенного с нарушением законодательства РФ о размещении заказов;
- провести открытый конкурс на право заключения муниципального контракта на проведение работ по аттестации рабочих мест по условиям труда муниципальных учреждений здравоохранения г. Волгограда.
Решение Комиссии вступает в силу с момента оглашения.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии
Т.В.КОСЯК

Члены Комиссии
Т.В.ЛЕЩИНА
А.А.ХАБИБУЛЛАЕВА





ПРЕДЛОЖЕНИЕ
от 5 апреля 2007 г. № 105

(извлечение)

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденная Приказом руководителя Волгоградского УФАС от 24.03.2006 № 30, на основании своего решения от 05.04.2007 по делу № 105 о нарушении комитетом муниципального заказа администрации Волгограда законодательства РФ о размещении заказов предлагает:
1. Комитету муниципального заказа администрации Волгограда и муниципальным заказчикам:
- не заключать муниципальный контракт с победителями конкурса, проведенного с нарушением законодательства о размещении заказов;
- отменить результаты данного открытого конкурса на оказание услуг по аттестации рабочих мест по условиям труда муниципальных учреждений здравоохранения г. Волгограда как проведенного с нарушением ч. 4 ст. 11, ч. 2 ст. 12, п. п. 2 и 5 ч. 4 ст. 22 ФЗ от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
- провести новый открытый конкурс на право заключения муниципального контракта на проведение работ по аттестации рабочих мест по условиям труда муниципальных учреждений здравоохранения г. Волгограда.

Председатель Комиссии
Т.В.КОСЯК

Члены Комиссии
Т.В.ЛЕЩИНА
А.А.ХАБИБУЛЛАЕВА





ПРЕДПИСАНИЕ
от 5 апреля 2007 г. № 105

(извлечение)

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденная Приказом руководителя Волгоградского УФАС от 24.03.2006 № 30, на основании своего решения от 05.04.2007 по делу № 105 о нарушении комитетом муниципального заказа администрации Волгограда законодательства РФ о размещении заказов предписывает:
1. Комитету муниципального заказа администрации Волгограда прекратить нарушение требований ч. 4 ст. 11, ч. 2 ст. 12, ч. 3, п. п. 2 и 5 ч. 4 ст. 22 ФЗ от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а именно при проведении конкурсов на оказание услуг по аттестации рабочих мест по условиям труда:
- не предъявлять к участникам размещения заказа требования, не являющиеся обязательными в соответствии с действующим законодательством РФ, в том числе требования о наличии аккредитации в системе здравоохранения, социального развития и центра стандартизации и метрологии;
- не отклонять участников размещения заказа от участия в конкурсе по основаниям, не предусмотренным ч. 1 ст. 12 ФЗ № 94, в том числе по причине отсутствия аккредитации в системе здравоохранения, социального развития и центра стандартизации и метрологии;
- в конкурсной документации для описания участниками размещения заказа выполняемых работ, оказываемых услуг, которые являются предметом конкурса, их количественных и качественных характеристик, а также для расчета цены контракта указывать перечень рабочих мест с указанием опасных и вредных производственных факторов по каждому рабочему месту;
- в конкурсной документации прописывать порядок формирования цены контракта;
- не объединять в один лот работы, для выполнения которых участники должны соответствовать различным требованиям.
Комитету муниципального заказа администрации Волгограда представить доказательства исполнения предписания и предложений по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в течение 5 дней с момента получения настоящего решения и предписания.

Председатель Комиссии
Т.В.КОСЯК

Члены Комиссии
Т.В.ЛЕЩИНА
А.А.ХАБИБУЛЛАЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru