Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Волгоградского УФАС РФ от 23.03.2007 № 96
<ПО ДЕЛУ № 96 О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 23 марта 2007 г. № 96

(извлечение)

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденная Приказом руководителя Волгоградского УФАС от 24.03.2006 № 30, рассмотрев материалы дела № 96 о нарушении государственным заказчиком - Управлением Судебного департамента в Волгоградской области законодательства РФ о размещении заказов, установила:
В УФАС по Волгоградской области 19.03.2007 вх. № 879 поступила жалоба ООО "Туристическая компания "Все для Вас", в которой обжалуются действия государственного заказчика - Управления Судебного департамента в Волгоградской области, проводившего открытый конкурс на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение для судей Волгоградской области. А именно обжалуется проведение конкурсной комиссией процедуры оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, в результате которой заявка ООО "ТК "Все для Вас" была признана не соответствующей требованиям заказчика в части срока оказания услуг (количество дней пребывания) и победителем было выбрано ООО "Велюро Сезоно". При этом конкурсное предложение ООО "ТК "Все для Вас" по срокам предлагаемых путевок полностью соответствовало требованиям конкурсной документации. Ни одна путевка не предлагалась сроком менее 14 дней.
На рассмотрение жалобы ООО "ТК "Все для Вас" предоставило дополнение к жалобе от 23.03.2007, в котором обжаловало действия единой комиссии Управления Судебного департамента, отстранившей заявителя от участия в конкурсе в связи с выявлением недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных в составе конкурсной заявки. Решение комиссии было оформлено протоколом от 21.03.2007 № 18. ООО "ТК "Все для Вас" считает действия единой комиссии, принявшей такое решение, необоснованными и неправомерными, поскольку:
отсутствует сам факт недостоверности представленных сведений (все сведения в документах соответствуют действительности);
сами договоры, в которых комиссия установила недостоверность сведений, заказчиком в составе конкурсной заявки не требовались и были представлены участником самостоятельно для того, чтобы показать наличие обширных деловых связей;
протокол № 18 от 18.03.2007 был оформлен после подачи жалобы и непосредственно в момент получения уведомления о принятии жалобы к рассмотрению, которым размещение заказа было приостановлено.
Представители Управления Судебного департамента в Волгоградской области жалобу обоснованной не признали, представив следующие объяснения.
Одним из критериев оценки, указанных в конкурсной документации, является срок оказания услуг (количество дней пребывания на санаторно-курортном лечении) - от 14 до 21 дня. Условия, предложенные ООО "ТК "Все для Вас", соответствуют условиям конкурсной документации, но условия ООО "Велюро Сезоно" более выгодные по сравнению с заявителем. Предложенный им минимальный срок пребывания составляет 18 календарных дней, что превышает минимальный срок, предложенный ООО "ТК "Все для Вас". В связи с этим общее количество дней пребывания, предложенное ООО "Велюро Сезоно", больше, чем у ООО "ТК "Все для Вас". Методика оценки не предусматривает промежуточных оценок - только 0 или 10 баллов. В связи с этим конкурсной заявке ООО "ТК "Все для Вас" было присвоено 0 баллов. Кроме того, на рассмотрении жалобы представители судебного департамента пояснили, что ООО "ТК "Все для Вас" предложило большую часть санаторно-курортных путевок в г. Анапу, что не устраивает заказчика.
Заседание единой комиссии (протокол единой комиссии № 18 от 21.03.2007) по рассмотрению вопроса отстранения ООО "ТК "Все для Вас" от участия в конкурсе проводилось 21.03.2007 с 10 часов 00 минут до 10 часов 30 минут. Уведомление о принятии жалобы ООО "ТК "Все для Вас" к рассмотрению и приостановлении размещения заказа было получено после 11 часов 21.03.2007.
Основанием заседания комиссии явилось установление факта недостоверности сведений, содержащихся в документах в составе конкурсной заявки ООО "ТК "Все для Вас", которой был присвоен 2-й номер. Так, в конкурсной заявке ООО "ТК "Все для Вас" в качестве дополнительных услуг, входящих в стоимость услуг, предусмотрено: заказ и доставка проездных документов, заказ трансферта и оформление медицинских страховых полисов, размещение в заранее забронированных номерах согласно заключенным договорам с туроператорами. В доказательство приложены копии договоров с туроператорами. В результате детального анализа представленных договоров было установлено: срок действия договора № 2133-06/р от 25.11.2006 истек 31.12.2006, срок действия договора № 220 от 27.02.2007 истекает 31.03.2007, а услуги необходимо предоставлять в течение всего 2007 г., в договоре от 20.02.2007 б/н с ГУ Санаторий "Качалинский" срок действия договора не установлен. На основании изложенного, в соответствии с ч. 4 ст. 12 ФЗ № 94 заявка ООО "ТК "Все для Вас" была отстранена от участия в конкурсе на основании установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных в конкурсной документации.
Рассмотрев доводы сторон, на основании действующего законодательства Комиссия УФАС по Волгоградской области пришла к следующим выводам.
В соответствии с техническим заданием (п. 13 конкурсной документации) государственному заказчику требовалось количество дней пребывания на санаторно-курортном лечении от 14 до 21. Такой критерий оценки, как общее (совокупное) количество "койко-дней", предложенное участниками размещения заказа, в конкурсной документации не закладывался и не мог учитываться и оцениваться единой комиссией. ООО "ТК "Все для Вас" в своей заявке по всем предложенным путевкам указало количество дней пребывания не менее 14 дней. В соответствии с используемой методикой оценки, если срок оказания услуг соответствует потребностям заказчика, то такой заявке присуждается 10 баллов, если не соответствует - 0 баллов. Поскольку данная заявка полностью соответствовала требованиям конкурсной документации, то она признана не соответствующей потребностям заказчика необоснованно. Согласно утвержденной заказчиком методике оценки данной заявке также должно было быть присвоено 10 баллов.
Техническое задание конкурсной документации содержало требование к приобретению санаторно-курортных путевок, в том числе в городах Черноморского побережья Кавказа. При этом конкретные города, в которых должны находиться здравницы, заказчиком не указаны. Также не указано процентное соотношение возможного количества путевок в конкретном городе. В связи с этим претензии единой комиссии к ООО "ТК "Все для Вас" по поводу предложенного им большого количества путевок в г. Анапу необоснованны и не могут являться основанием для отклонения заявки либо присвоения ей второго номера, поскольку такое требование не заложено в конкурсную документацию и не является критерием оценки.
Таким образом, единая комиссия неверно оценила заявку ООО "ТК "Все для Вас", неправильно применив при этом порядок, установленный конкурсной документацией, что нарушает требование ч. 2 ст. 28 ФЗ № 94, устанавливающей, что оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения государственного или муниципального контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией.
В соответствии с п. 14 конкурсной документации установлены 3 критерия оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе:
- функциональные характеристики или качество оказываемых услуг;
- срок оказания услуг;
- цена контракта.
Из приложения № 4 следует, что в предложении о функциональных характеристиках или качественных характеристиках оказываемых услуг участники размещения заказа должны указать возможность предоставления дополнительных услуг, входящих в стоимость контракта. При этом из п. 12 конкурсной документации "Информационная карта" следует, что заказчик не требовал от участников размещения заказа подтверждения возможности оказания таких услуг, в том числе наличия действующих в течение 2007 г. договоров с туроператорами. Иные участники размещения заказа никаких документов, подтверждающих их возможность в течение 2007 г. оказывать предложенные дополнительные услуги, не представляли. Факт наличия возможности предоставления ими таких услуг, в том числе победителем конкурса - ООО "Велюро Сезоно", единой комиссией не проверялся. Из этого следует, что заказчиком не преследовалась необходимость подтверждения представленных участниками размещения заказа предложений.
На основании изложенного Комиссия считает, что, оценив документы, подтверждающие наличие возможности ООО "ТК "Все для Вас" оказывать дополнительные услуги, не запрашиваемые заказчиком в конкурсной документации, и не проведя такой оценки других заявок, единая комиссия поставила участников размещения в неравные условия.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
   ------------------------------------------------------------------

2. При проведении внеплановой проверки процедуры проведения открытого конкурса на предмет соблюдения законодательства РФ и иных нормативных актов РФ о размещении заказов выявлено следующее.
- В извещении о проведении открытого конкурса не определены значения критериев оценки участников конкурса.
Частью 7 статьи 65 данного Закона определено, что "до установления Правительством РФ порядка оценки заявок на участие в конкурсе... порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, нормативно-правовыми актами субъектов РФ, органов местного самоуправления в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, а при отсутствии таких актов - самостоятельно. При этом заказчики в извещении о проведении открытого конкурса, приглашении принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации должны устанавливать критерии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и их значения". Отсутствие таких сведений не позволяет участникам размещения заказа определить, каким образом происходит сопоставление их конкурсных предложений и что является важнейшим при определении победителя.
- Предметом данного конкурса является оказание услуг по приобретению путевок на санаторно-курортное лечение для судей Волгоградской области. При этом, согласно техническому заданию, участник размещения заказа должен приобрести путевки в здравницах, расположенных в Волгоградской области (кардиологический, общий профили заболеваний), городах Черноморского побережья (неврологический, общий профили заболеваний, кожные заболевания), городах Кавказских Минеральных Вод (сердечно-сосудистый, опорно-двигательный, гинекологический, урологический, ЖКТ, общий профили заболеваний).
Из технического задания следует, что лот является неделимым. Для участия в данном конкурсе одна организация должна иметь возможность приобретения путевок по всем профилям заболеваний во всех указанных местах. Как видно из протокола рассмотрения заявок участников размещения заказа от 09.03.2007 № 7, ряд участников были не допущены к участию в конкурсе в связи с тем, что предоставили предложения не по всем запрошенным заказчиком местам расположениям здравниц. В частности, ООО "Интуравто" не было допущено к участию в конкурсе в связи с тем, что не предоставило путевки в здравницы Волгоградской области.
Исходя из определения понятия "лот", принятого в деловом обороте аукционной торговли, под ним понимается совокупность товаров, работ, услуг, однородных по своим качественным и функциональным характеристикам. Принимая во внимание, что санаторно-курортное лечение по одному виду заболевания не может заменить собой лечение по другому виду заболевания, оказание услуг по приобретению путевок по различным профилям заболеваний нельзя отнести к однородным по качественным характеристикам услугам.
Таким образом, заказчик фактически выставил единым лотом услуги по приобретению путевок для лечения различных профилей заболеваний в различных местах расположения здравниц. Тем самым государственный заказчик ограничил круг возможных участников размещения заказа, поскольку большинство хозяйствующих субъектов не могут осуществлять деятельность по реализации оздоровительных туров по различным профилям заболеваний в различных местах расположения здравниц, поставку всего ассортимента требуемого оборудования, что нарушает требования частей 2, 3 ст. 17 ФЗ "О защите конкуренции" и ч. 3 ст. 22 ФЗ № 94-ФЗ от 21.07.2005, предусматривающих, что конкурсная документация не должна содержать требования к работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Содержание абзаца соответствует официальному тексту документа.
   ------------------------------------------------------------------

- Одним из критериев оценки и сопоставления конкурсных, утвержденных заказчиком, являются функциональные характеристики или качество оказываемых услуг. При этом в предложении о функциональных характеристиках или качественных характеристиках оказываемых услуг участники размещения заказа должны были указать возможность предоставления дополнительных услуг, входящих в стоимость контракта.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 25 ФЗ № 94 в заявке участника должно содержаться "предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг". Согласно п. 1 ч. 4 ст. 28 ФЗ № 94 критерием оценки могут быть "функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара, качество работ, услуг". Следовательно, законодатель проводит разграничение требований, предъявляемых к товарам, - функциональным и качественным характеристикам, и требований, предъявляемых к оценке работ и услуг, - качественным характеристикам. Исходя из вышеизложенного, принимая во внимание, что в данном случае конкурс проводился на приобретение услуг, то в критериях оценки должны были быть заложены только качественные характеристики этой услуги. Таким образом, заказчик неправильно определил критерий оценки, что нарушает ч. 4 ст. 28 ФЗ № 94.
ГОСТ Р 50646-94 "Услуги населению. Термины и определения" (утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 21 февраля 1994 г. № 34) определяет, что медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и т.д. относятся к социально-культурным услугам (п. 3), которые направлены на поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства. Согласно п. 30, 34 данного ГОСТа качество услуги определяется как совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности потребителя, а уровень качества услуги (обслуживания) определяется как относительная характеристика качества услуги (обслуживания), основанная на сравнении фактических значений показателей ее (его) качества с нормативными значениями этих показателей.
Качество оказания социально-культурных услуг определяется ГОСТ Р 52143-2003 "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг", ГОСТ Р 52142-2003 "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг".
Требования к оказанию услуг туроператорами по организации внутреннего туризма определяются ГОСТ Р 51185-98 "Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования", ГОСТ Р 50690-2000 "Туристские услуги. Общие требования", ГОСТ 28681.3-95/ГОСТ Р 50644-94 "Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов", ГОСТ 28681.1-95/ГОСТ Р 50681-94 "Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг", а также иными нормативно-правовыми актами.
Таким образом, заказчик, неправомерно интерпретировав понятие качества услуги, заложил в него возможность предоставления дополнительных услуг, входящих в стоимость контракта, что не соответствует законодательно установленному понятию качества и не отражает соответствие предоставляемых услуг нормативно установленным требованиям.
- В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 09.03.2007 № 7 заседание единой комиссии состоялось 09.03.2007. Согласно распечатке с официального сайта РФ размещение данного протокола состоялось 12.03.2007.
Часть 2 ст. 27 ФЗ № 94 устанавливает, что протокол рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии и заказчиком в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе. Указанный протокол в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе размещается заказчиком на официальном сайте. В соответствии с п. 5 протокола рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 27.02.2007 процедура рассмотрения заявок состоялась 27.02.2007.
Таким образом, заказчик, разместив протокол рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе на официальном сайте без соблюдения срока, предписанного законом, нарушил требование ч. 2 ст. 27 ФЗ № 94.
На основании изложенного, руководствуясь действующим законодательством, Комиссия решила:
1. Признать государственного заказчика - Управление Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Волгоградской области нарушившим ч. 3 ст. 22, ч. 2 ст. 27, ч. 2, п. 1 ч. 4 ст. 28, ч. 7 ст. 65 ФЗ № 94.
2. Выдать государственному заказчику - Управлению Судебного департамента при Верховном Суде в Волгоградской области предписание о прекращении допущенных нарушений законодательства РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
3. Выдать государственному заказчику - Управлению Судебного департамента при Верховном Суде в Волгоградской области предложение об отмене открытого конкурса на оказание услуг по приобретению путевок на санаторно-курортное лечение для судей Волгоградской области как проведенного с нарушением требований законодательства РФ о размещении заказов.
4. Направить заместителю руководителя УФАС по Волгоградской области материалы данного дела для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица государственного заказчика по ч. 1 ст. 7.30 КОАП РФ.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии
Т.В.КОСЯК

Члены Комиссии
О.В.КОЛЕСНИКОВА
А.А.ХАБИБУЛЛАЕВА





ПРЕДЛОЖЕНИЕ
от 23 марта 2007 г. № 96

(извлечение)

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденная Приказом руководителя Волгоградского УФАС от 24.03.2006 № 30, на основании своего решения по делу № 96 о нарушении государственным заказчиком - Управлением Судебного департамента при Верховном Суде в Волгоградской области законодательства РФ о размещении заказов предлагает:
Государственному заказчику - Управлению Судебного департамента при Верховном Суде в Волгоградской области для устранения допущенных в процессе проведения открытого конкурса на оказание услуг по приобретению путевок на санаторно-курортное лечение для судей Волгоградской области:
- отменить результаты открытого конкурса на оказание услуг по приобретению путевок на санаторно-курортное лечение для судей Волгоградской области как проведенного с нарушениями законодательства РФ о размещении заказов;
- повторно провести новый конкурс на поставку оборудования и оргтехники.
В качестве подтверждения исполнения настоящего предложения в течение недели с момента получения настоящего предложения представить в Управление копии документов, подтверждающих отмену результатов конкурса, расторжение контракта, и согласовать с Управлением конкурсную документацию при проведении нового конкурса.

Председатель Комиссии
Т.В.КОСЯК

Члены Комиссии
О.В.КОЛЕСНИКОВА
А.А.ХАБИБУЛЛАЕВА





ПРЕДПИСАНИЕ
от 23 марта 2007 г. № 96

(извлечение)

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденная Приказом руководителя Волгоградского УФАС от 24.03.2006 № 30, на основании своего решения по делу № 96 о нарушении государственным заказчиком - Управлением Судебного департамента при Верховном Суде в Волгоградской области законодательства РФ о размещении заказов предписывает:
Государственному заказчику - Управлению Судебного департамента при Верховном Суде в Волгоградской области прекратить нарушение законодательства РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а именно:
с момента получения настоящего решения и предписания при проведении открытых конкурсов не нарушать:
- ч. 3 ст. 22 ФЗ № 94, а именно: не объединять в один лот технологически и функционально не связанные между собой товары, работы, услуги;
- ч. 2 ст. 27 ФЗ № 94, а именно: не нарушать сроки, установленные для размещения на официальном сайте протоколов, составляемых в процессе размещения заказа;
- ч. 2 ст. 28 ФЗ № 94, а именно: проводить оценку и сопоставление конкурсных заявок только в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией;
- ч. 4 ст. 28 ФЗ № 94, а именно: при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе использовать только критерии оценки, прямо предусмотренные действующим законодательством;
- ч. 7 ст. 65 ФЗ № 94, а именно: в извещении о проведении открытого конкурса и в конкурсной документации указывать значения критериев оценки участников конкурса.
В качестве доказательства исполнения настоящего предписания перед проведением нового открытого конкурса на размещение заказа предварительно согласовать в УФАС по Волгоградской области конкурсную документацию и извещение о проведении открытого конкурса.

Председатель Комиссии
Т.В.КОСЯК

Члены Комиссии
О.В.КОЛЕСНИКОВА
А.А.ХАБИБУЛЛАЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru