Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ отдела законодательства и федерального регистра в Волгоградской обл. Управления Минюста РФ по Южному федеральному округу от 07.03.2007 № 181н
"НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 31 МАРТА 2000 ГОДА № 388-ОД "ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" (В РЕДАКЦИИ ОТ 11 НОЯБРЯ 2002 ГОДА № 753-ОД, ОТ 1 АПРЕЛЯ 2003 ГОДА № 808-ОД, ОТ 10 ЯНВАРЯ 2006 ГОДА № 1170-ОД)"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



ОТДЕЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ФЕДЕРАЛЬНОГО РЕГИСТРА
В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ

ПОВТОРНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 7 марта 2007 г. № 181н

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 31 МАРТА 2000 ГОДА
№ 388-ОД "ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" (В РЕДАКЦИИ ОТ 11 НОЯБРЯ 2002 ГОДА
№ 753-ОД, ОТ 1 АПРЕЛЯ 2003 ГОДА № 808-ОД,
ОТ 10 ЯНВАРЯ 2006 ГОДА № 1170-ОД)

Отделом законодательства и федерального регистра в Волгоградской области Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 октября 2006 года № 321 "Об утверждении Положения об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу и Перечня управлений Министерства юстиции по федеральным округам", и Положения, утвержденного Приказом руководителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу от 13 ноября 2006 года № 127 "Об утверждении Положений в структурных подразделениях Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу", проведена повторная юридическая экспертиза Закона Волгоградской области от 31 марта 2000 года № 388-ОД "Об уполномоченном по правам человека в Волгоградской области" (в редакции от 11 ноября 2002 года № 753-ОД, от 1 апреля 2003 года № 808-ОД, от 10 января 2006 года № 1170-ОД) (далее - Закон) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием проведения повторной юридической экспертизы является изменение федерального законодательства.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящим Законом определяется компетенция уполномоченного по правам человека в Волгоградской области, порядок его назначения на должность и освобождения от должности, организационные формы и условия его деятельности.
Предметом правового регулирования исследуемого Закона являются правоотношения, возникающие в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина на территории Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным конституционным законом от 26.02.1997 № 1-ФКЗ "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (в редакции от 16.10.2006 № 4-ФКЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 29.12.2006 № 258-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 29.12.2006 № 258-ФЗ);
- Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 01.10.2002 № 736-ОД "О законах и иных областных нормативных правовых актах" (в редакции от 23.04.2004 № 913-ОД).
В соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 5 Федерального конституционного закона "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.
Финансирование деятельности уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации и его аппарата осуществляется из средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Следовательно, исследуемый Закон принят с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Волгоградская областная Дума как законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые правоотношения путем принятия нормативного правового акта в форме закона.
Однако в тексте рассматриваемого Закона выявлены несоответствия действующему федеральному законодательству, заключающиеся в следующем.
1. В соответствии с частью 3 статьи 11 рассматриваемого Закона поданная жалоба должна содержать: фамилию, имя, отчество, адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших, по мнению заявителя, его права и свободы, и сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 7 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 указанного Федерального закона при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в ограничении субъектом Российской Федерации права на обращение граждан Российской Федерации в части предъявления дополнительных требований к содержанию обращения.
2. В соответствии с частью 4 статьи 11 рассматриваемого Закона жалоба подается не позднее истечения года со дня, когда заявитель исчерпал возможные способы защиты своих прав и свобод. Уполномоченный вправе принять жалобу к рассмотрению по истечении указанного срока, если сочтет, что имеют место грубые нарушения прав и свобод заявителя или иные особые обстоятельства, требующие ее рассмотрения.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Статьей 11 указанного Федерального закона определен порядок рассмотрения отдельных обращений, которым определены случаи, при которых обращения не рассматриваются, возвращаются, оставляются без рассмотрения по существу.
Таким образом, выявленное несоответствие заключается в ограничении субъектом Российской Федерации права на обращение граждан Российской Федерации в части установления максимального срока подачи обращения гражданами.
3. В соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 12 исследуемого Закона при получении жалобы уполномоченный обязан передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу.
Согласно пункту 2 статьи 12 рассматриваемого Закона о принятом решении уполномоченный информирует в десятидневный срок заявителя, а также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.
Пунктом 3 статьи 8 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" определено, что письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в определении субъектом Российской Федерации срока направления обращения, содержащего вопросы, решение которых не входит в компетенцию уполномоченного по правам человека в Волгоградской области, с нарушением требований федерального законодательства.
4. В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 16 Закона должностные лица обязаны бесплатно и беспрепятственно предоставлять уполномоченному по его запросам материалы и документы, необходимые для осуществления его полномочий.
Запрошенные уполномоченным материалы, документы и иная информация должны быть направлены ему не позднее двухнедельного срока с момента получения запроса, если в запросе не установлен иной срок.
Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в установлении субъектом Российской Федерации срока рассмотрения запроса должностного лица с нарушением требований федерального законодательства.
Кроме того, в тексте исследуемого Закона выявлено нарушение правил законодательной техники, заключающееся в следующем.
В соответствии со статьей 9 рассматриваемого Закона действия уполномоченного могут быть обжалованы в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункту 3 статьи 12 анализируемого Закона отказ в принятии жалобы к рассмотрению обжалованию не подлежит.
Пунктом 1 статьи 18 Закона Волгоградской области "О законах и иных областных нормативных правовых актах" установлено, что нормы закона Волгоградской области должны быть четко сформулированы и исключена возможность их двойного толкования.
8 февраля 2007 года прокуратурой Волгоградской области принесен протест, согласно которому рассматриваемый Закон не соответствует действующему федеральному законодательству по основаниям, аналогичным изложенным выше (протест от 08.02.2007 № 7-8-07).
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 4 апреля 2000 года № 59.
Законы от 11 ноября 2002 года № 753-ОД, от 1 апреля 2003 года № 808-ОД, от 10 января 2006 года № 1170-ОД, которыми вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, соответственно опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 19 ноября 2002 года № 208, от 11 апреля 2003 года № 65, от 13 января 2006 года № 4.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что Закон Волгоградской области от 31 марта 2000 года № 388-ОД "Об уполномоченном по правам человека в Волгоградской области" (в редакции от 11 ноября 2002 года № 753-ОД, от 1 апреля 2003 года № 808-ОД, от 10 января 2006 года № 1170-ОД) не соответствует действующему федеральному законодательству в части предъявления дополнительных требований к содержанию обращения; определения оснований оставления обращения без рассмотрения с нарушением требований федерального законодательства; определения максимального срока направления обращения; установления срока рассмотрения запроса должностного лица с нарушением требований федерального законодательства.
Предлагаю привести исследуемый Закон в соответствие с федеральным законодательством; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник отдела
законодательства и федерального
регистра в Волгоградской области
Управления Минюста России
по Южному федеральному округу
советник юстиции 3-го класса
М.А.КОЛЕСНИКОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru