Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ отдела законодательства и федерального регистра в Волгоградской обл. Управления Минюста РФ по Южному федеральному округу от 14.02.2007 № 110н
"НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 16 НОЯБРЯ 1998 ГОДА № 222-ОД "О МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" (В РЕДАКЦИИ ОТ 2 СЕНТЯБРЯ 1999 ГОДА № 302-ОД, ОТ 4 ДЕКАБРЯ 2001 ГОДА № 639-ОД, ОТ 9 ИЮЛЯ 2003 ГОДА № 845-ОД, ОТ 30 СЕНТЯБРЯ 2003 ГОДА № 866-ОД, ОТ 10 МАРТА 2005 ГОДА № 1025-ОД, ОТ 20 ИЮНЯ 2006 ГОДА № 1239-ОД, ОТ 30 НОЯБРЯ 2006 ГОДА № 1329-ОД)"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



ОТДЕЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ФЕДЕРАЛЬНОГО РЕГИСТРА
В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ

ПОВТОРНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 14 февраля 2007 г. № 110н

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 16 НОЯБРЯ 1998 ГОДА
№ 222-ОД "О МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
(В РЕДАКЦИИ ОТ 2 СЕНТЯБРЯ 1999 ГОДА № 302-ОД,
ОТ 4 ДЕКАБРЯ 2001 ГОДА № 639-ОД, ОТ 9 ИЮЛЯ 2003 ГОДА
№ 845-ОД, ОТ 30 СЕНТЯБРЯ 2003 ГОДА № 866-ОД,
ОТ 10 МАРТА 2005 ГОДА № 1025-ОД, ОТ 20 ИЮНЯ 2006 ГОДА
№ 1239-ОД, ОТ 30 НОЯБРЯ 2006 ГОДА № 1329-ОД)

Отделом законодательства и федерального регистра в Волгоградской области Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 октября 2006 года № 321 "Об утверждении Положения об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу и Перечня управлений Министерства юстиции по федеральным округам", и Положения, утвержденного Приказом руководителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу от 13 ноября 2006 года № 127 "Об утверждении Положений в структурных подразделениях Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу", проведена повторная юридическая экспертиза Закона Волгоградской области от 16 ноября 1998 года № 222-ОД "О местном референдуме в Волгоградской области" (в редакции от 2 сентября 1999 года № 302-ОД, от 4 декабря 2001 года № 639-ОД, от 9 июля 2003 года № 845-ОД, от 30 сентября 2003 года № 866-ОД, от 10 марта 2005 года № 1025-ОД, от 20 июня 2006 года № 1239-ОД, от 30 ноября 2006 года № 1329-ОД) (далее - Закон) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием проведения юридической экспертизы является поручение заместителя руководителя Управления от 30.01.2007 № 02-22/55 о проведении повторной юридической экспертизы нормативных правовых актов, регламентирующих избирательные правоотношения на территории Волгоградской области.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящим Законом устанавливается процедура подготовки и проведения местного референдума на территории Волгоградской области.
Предметом правового регулирования исследуемого Закона являются правоотношения, направленные на непосредственное осуществление населением местного самоуправления путем участия в местном референдуме.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 29.12.2006 № 258-ФЗ);
- Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции от 30.01.2007 № 6-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 29.12.2006 № 258-ФЗ);
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области.
Частью 3 статьи 3 Конституции Российской Федерации установлено, что высшим непосредственным выражением власти народа является референдум.
Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о референдумах составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации", настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о референдумах, принимаемые в Российской Федерации.
Частью 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 10 статьи 22 указанного выше Федерального закона гарантии прав граждан на участие в местном референдуме, а также порядок подготовки и проведения местного референдума устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, исследуемый Закон принят с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Волгоградская областная Дума как законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые правоотношения путем принятия нормативного правового акта в форме закона.
Однако в тексте Закона выявлены несоответствия действующему федеральному законодательству, заключающиеся в следующем.
1. В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается.
Согласно пункту 6 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в ограничении субъектом Российской Федерации перечня мест, запрещенных для сбора подписей, в отношении мест выдачи стипендий.
2. В соответствии с частью 1 пункта 3 статьи 28 Закона запрещается проводить агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным служащим, лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от форм собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения, воинским частям, военным учреждениям и организациям, благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний, комиссиям, членам комиссий с правом решающего голоса, иностранным гражданам, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 статьи 4 настоящего Закона, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам, международным организациям и международным общественным движениям; представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности.
Согласно подпункту "з" пункта 7 статьи 48 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" запрещается проводить агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы, в том числе лицам, в отношении которых решением суда в период проводимой кампании референдума установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в ограничении субъектом Российской Федерации перечня лиц, которым запрещается проводить агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы.
3. В соответствии с пунктом 2 статьи 36 Закона при проведении агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации: агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны и иные формы злоупотребления свободой массовой информации, запрещенные федеральными законами.
Согласно пунктам 1 и 1.1 статьи 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" агитационные материалы (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая Интернет), выступления представителей инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума, граждан на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая Интернет) не должны содержать призывы к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждать к таким деяниям, а также обосновывать или оправдывать экстремизм. Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также агитация, при проведении которой осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения.
При проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума также не допускается злоупотребление свободой массовой информации в иных, чем указанные в пункте 1 настоящей статьи, формах. Запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в ограничении субъектом Российской Федерации видов информации, запрещенной для использования в агитации по вопросам референдума.
4. В соответствии с пунктом 4 статьи 38 Закона не допускаются добровольные пожертвования в фонд для участия в референдуме, в том числе:
российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала превышает 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении местного референдума;
органов государственной власти и органов местного самоуправления;
государственных и муниципальных учреждений и организаций;
юридических лиц, имеющих государственную или муниципальную долю в их уставном капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении местного референдума;
благотворительных организаций;
религиозных объединений, а также анонимные пожертвования;
организациям, учрежденным государственными и муниципальными органами, а также организациям, учрежденным юридическими лицами, указанными в абзацах пятом и девятом настоящего пункта;
юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования на местном референдуме.
Согласно пункту 6 статьи 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" запрещается вносить пожертвования в фонды референдума, в том числе:
российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля (вклад) иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, на день начала кампании референдума (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);
органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления;
государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, на день начала кампании референдума (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);
организациям, учрежденным государственными органами и (или) органами местного самоуправления (за исключением акционерных обществ, учрежденных в порядке приватизации); организациям, учрежденным юридическими лицами, указанными в подпунктах "д" и "и" настоящего пункта; организациям, имеющим в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) юридических лиц, указанных в подпунктах "д" и "и" настоящего пункта, превышающую (превышающий) 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, на день начала кампании референдума (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);
благотворительным и религиозным организациям, а также учрежденным ими организациям;
юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования на выборах, до дня начала кампании референдума;
некоммерческим организациям, получавшим в течение года, предшествующего дню внесения пожертвования в избирательный фонд, фонд референдума, денежные средства либо иное имущество от:
- иностранных государств, а также от указанных в подпунктах "а" - "г", "е" - "з", "л" - "о" настоящего пункта органов, организаций или физических лиц;
- российских юридических лиц с иностранным участием, если доля (вклад) иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышала (превышал) 30 процентов на день перечисления этих денежных средств либо передачи иного имущества (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);
- юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышала (превышал) 30 процентов на день перечисления этих денежных средств либо передачи иного имущества (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);
- организаций, учрежденных государственными органами и (или) органами местного самоуправления (за исключением акционерных обществ, учрежденных в порядке приватизации);
- организаций, учрежденных юридическими лицами, указанными в абзацах третьем и четвертом настоящего подпункта;
- организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) юридических лиц, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего подпункта, превышала (превышал) 30 процентов на день перечисления этих денежных средств либо передачи иного имущества (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год).
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в ограничении субъектом Российской Федерации перечня лиц, которым запрещается вносить пожертвования в фонды референдума.
Содержание и форма исследуемого Закона соответствуют правилам законодательной техники.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 2 марта 1999 года № 36, от 10 марта 1999 года № 41, от 16 марта 1999 года № 45, от 23 марта 1999 года № 50.
Законы Волгоградской области от 2 сентября 1999 года № 302-ОД, от 4 декабря 2001 года № 639-ОД, от 9 июля 2003 года № 845-ОД, от 30 сентября 2003 года № 866-ОД, от 10 марта 2005 года № 1025-ОД, от 20 июня 2006 года № 1239-ОД, от 30 ноября 2006 года № 1329-ОД, которыми вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, соответственно опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 14 сентября 1999 года № 169, от 19 января 2002 года № 10, от 18 июля 2003 года № 127, от 14 октября 2003 года № 189, от 23 марта 2005 года № 50, от 30 июня 2006 года № 116, от 6 декабря 2006 года № 227.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что Закон Волгоградской области от 16 ноября 1998 года № 222-ОД "О местном референдуме в Волгоградской области" (в редакции от 2 сентября 1999 года № 302-ОД, от 4 декабря 2001 года № 639-ОД, от 9 июля 2003 года № 845-ОД, от 30 сентября 2003 года № 866-ОД, от 10 марта 2005 года № 1025-ОД, от 20 июня 2006 года № 1239-ОД, от 30 ноября 2006 года № 1329-ОД) не соответствует действующему федеральному законодательству в части ограничения субъектом Российской Федерации перечня мест, запрещенных для сбора подписей, в отношении мест выдачи стипендий; ограничения перечня лиц, которым запрещается проводить агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы; ограничения видов информации, запрещенной для использования в агитации по вопросам референдума, перечня лиц, которым запрещается вносить пожертвования в фонды референдума.
Предлагаю привести исследуемый Закон в соответствие с федеральным законодательством; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник отдела
законодательства и федерального
регистра в Волгоградской области
Управления Минюста России
по Южному федеральному округу
советник юстиции 3-го класса
М.А.КОЛЕСНИКОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru