Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ отдела законодательства и федерального регистра в Волгоградской обл. Управления Минюста РФ по Южному федеральному округу от 23.01.2007 № 18з
"НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 12 ДЕКАБРЯ 2005 ГОДА № 1140-ОД "О ДЕЛЕГИРОВАНИИ ОРГАНАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ И ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ НА РЕГИСТРАЦИЮ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ" (В РЕДАКЦИИ ОТ 3 АПРЕЛЯ 2006 ГОДА № 1208-ОД)"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



ОТДЕЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ФЕДЕРАЛЬНОГО РЕГИСТРА
В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ

ПОВТОРНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 23 января 2007 г. № 18з

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 12 ДЕКАБРЯ 2005 ГОДА
№ 1140-ОД "О ДЕЛЕГИРОВАНИИ ОРГАНАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ И ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ПОЛНОМОЧИЙ НА РЕГИСТРАЦИЮ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ"
(В РЕДАКЦИИ ОТ 3 АПРЕЛЯ 2006 ГОДА № 1208-ОД)

Отделом законодательства и федерального регистра в Волгоградской области Управления Министерства юстиции по Южному федеральному округу на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 октября 2006 года № 321 "Об утверждении Положения об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу и Перечня управлений Министерства юстиции по федеральным округам", и Положения, утвержденного Приказом руководителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу от 13 ноября 2006 года № 127 "Об утверждении Положений в структурных подразделениях Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу", проведена повторная юридическая экспертиза Закона Волгоградской области от 12 декабря 2005 года № 1140-ОД "О делегировании органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственных полномочий на регистрацию актов гражданского состояния" (в редакции от 3 апреля 2006 года № 1208-ОД) (далее - Закон) на предмет соответствия федеральному законодательству.
Основанием проведения повторной юридической экспертизы является поручение заместителя руководителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу от 22 декабря 2006 года № 02-25/644 о проведении повторной юридической экспертизы региональных нормативных правовых актов, регулирующих организацию и деятельность системы органов записи актов гражданского состояния.
Повторной юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящий Закон Волгоградской области устанавливает правовые основания для реализации органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственных полномочий на регистрацию актов гражданского состояния (преамбула Закона).
Предметом правового регулирования являются правоотношения, связанные с установлением общих принципов организации системы органов государственной власти и органов местного самоуправления на территории Волгоградской области в сфере регистрации актов гражданского состояния.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
Конституцией Российской Федерации;
Бюджетным кодексом Российской Федерации;
Гражданским кодексом Российской Федерации;
Федеральным законом от 15.11.1997 № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (в редакции от 18.07.2006 № 121-ФЗ);
Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 29.12.2006 № 258-ФЗ);
Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 29.12.2006 № 258-ФЗ);
Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (в редакции от 21.09.2006 № 1036);
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2005 № 159 "Об утверждении Правил расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для выполнения федеральных полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния" (в редакции от 02.02.2006 № 61);
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.12.2004 № 183 "Об утверждении Общего положения о территориальном органе Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации" (в редакции от 05.05.2006 № 149);
Уставом (Основным законом) Волгоградской области.
Пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации установлено, что гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 47 Гражданского кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния, порядок регистрации этих актов, порядок изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния, формы актовых книг и свидетельств, а также порядок и сроки хранения актовых книг определяются законом об актах гражданского состояния.
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 4 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния являются полномочиями Российской Федерации, которые передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации (с возможностью делегирования органам местного самоуправления), финансирование которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Таким образом, в компетенцию органов государственной власти Волгоградской области входят полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния.
Согласно части 1 пункта 2 статьи 4 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" органы местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых отсутствуют органы записи актов гражданского состояния, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации могут наделяться полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния. Органы местного самоуправления наделяются указанными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Следовательно, исследуемый Закон Волгоградской области принят с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
Волгоградская областная Дума как законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые правоотношения путем принятия нормативного правового акта в форме закона.
Однако в тексте Закона Волгоградской области выявлены несоответствия действующему федеральному законодательству, заключающиеся в следующем.
1. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 5 Закона органы государственной власти Волгоградской области имеют право издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по вопросам осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий и осуществлять контроль за их исполнением.
Статьей 1 рассматриваемого Закона предусмотрено, что органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области делегируются государственные полномочия на регистрацию актов гражданского состояния.
Следовательно, исследуемым Законом Волгоградской области органы государственной власти Волгоградской области наделяются полномочием по нормативному регулированию правоотношений, связанных с осуществлением регистрации актов гражданского состояния.
Вместе с тем пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" установлено, что законодательство об актах гражданского состояния состоит из настоящего Федерального закона, основывающегося на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, и принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний, адвокатуры, нотариата, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации актов гражданского состояния, а также регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации.
Пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" предусмотрено, что контроль за деятельностью по государственной регистрации актов гражданского состояния осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния:
координирует деятельность по государственной регистрации актов гражданского состояния и осуществляет ее методическое обеспечение;
осуществляет контроль за осуществлением полномочий Российской Федерации на государственную регистрацию актов гражданского состояния;
осуществляет надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации при государственной регистрации актов гражданского состояния, в том числе проводит проверки деятельности органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, истребует документы и вносит предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.
Подпунктом 34.1 пункта 6 Общего положения о территориальном органе Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.12.2004 № 183 "Об утверждении Общего положения о территориальном органе Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации", установлено, что Управление осуществляет следующие полномочия:
осуществляет функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, в том числе:
осуществляет контроль за реализацией федеральных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния;
осуществляет надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации при государственной регистрации актов гражданского состояния, в том числе проводит проверки деятельности органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния;
обеспечивает доведение субвенций на выполнение федеральных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния финансовым органам субъекта (субъектов) Российской Федерации.
Исходя из анализа приведенных положений федерального законодательства следует, что нормативно-правовое регулирование в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния входит в компетенцию Российской Федерации.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается во вторжении регионального законодателя в компетенцию Российской Федерации в части наделения органов государственной власти Волгоградской области полномочием по нормативному регулированию правоотношений, связанных с государственной регистрацией актов гражданского состояния.
2. Согласно пункту 3 статьи 6 Закона Волгоградской области порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Главой Администрации Волгоградской области.
В соответствии с абзацами 1 и 2 пункта 5 статьи 4 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" средства на реализацию передаваемых полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Абзацем 1 пункта 5 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что субвенции из регионального фонда компенсаций, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из Федерального фонда компенсаций, расходуются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается во вторжении регионального законодателя в компетенцию Правительства Российской Федерации в части определения порядка расходования субвенций из регионального фонда компенсаций, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из Федерального фонда компенсаций.
Содержание и форма анализируемого Закона соответствуют правилам законодательной техники.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 17 декабря 2005 года № 237.
Закон Волгоградской области от 3 апреля 2006 года № 1208-ОД, которым вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 5 апреля 2006 года № 58.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что Закон Волгоградской области от 12 декабря 2005 года № 1140-ОД "О делегировании органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственных полномочий на регистрацию актов гражданского состояния" (в редакции от 3 апреля 2006 года № 1208-ОД) не соответствует действующему федеральному законодательству в части наделения органов государственной власти Волгоградской области полномочием по нормативному регулированию правоотношений, связанных с государственной регистрацией актов гражданского состояния; установления права Главы Администрации Волгоградской области по определению порядка расходования субвенций из регионального фонда компенсаций, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из Федерального фонда компенсаций.
Предлагаю привести исследуемый Закон Волгоградской области в соответствие с действующим федеральным законодательством; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник отдела
законодательства и федерального
регистра в Волгоградской области
Управления Минюста России
по Южному федеральному округу
советник юстиции 3-го класса
М.А.КОЛЕСНИКОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru