Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Волгоградского УФАС РФ от 22.01.2007 № 57
<ПО ДЕЛУ № 57 О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 22 января 2007 г. № 57

(извлечение)

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденная Приказом руководителя Волгоградского УФАС от 24.03.2006 № 30, рассмотрев материалы дела № 57 о нарушении Комитетом экономики Администрации Волгоградской области законодательства о размещении заказов, установила:
1. В УФАС по Волгоградской области 16.01.2006 поступили жалобы ЗАО фирма ЦВ "Протек" "Протек-2" от 16.01.2007 исх. № 36 и от 16.01.2007 № 37, в которых обжалуются действия Комитета экономики Администрации Волгоградской области, проводившего открытый конкурс на поставку лекарственных средств для ГУЗ "Волгоградский областной клинический онкологический диспансер" на I полугодие 2007 г., а именно: неправомерное отклонение заявки ЗАО фирма ЦВ "Протек" "Протек-2":
- по лоту № 4 в полном объеме, когда участник не представил сертификаты только по позициям 1 и 2, по остальным позициям сертификаты представлены;
- по лоту № 1 в полном объеме, когда участник представил сертификат с истекшим сроком годности только по позиции 1, а по остальным позициям представлены действующие сертификаты.
Данные действия, по мнению заявителя, являются неправомерными, поскольку в конкурсной документации отсутствует положение о неделимости лотов.
При этом само объединение различных лекарственных средств в один лот, по мнению заявителя, нарушает ч. 2 ст. 17 ФЗ "О защите конкуренции" и ч. 3 ст. 22 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), поскольку включение в один лот нескольких наименований лекарственных средств ограничивает доступ к участию в торгах, что также подтверждается письмом от 03.04.2001 № АШ-738/05, в котором Минэкономразвития РФ сообщило, что "при необходимости или целесообразности закупки нескольких наименований лекарственных средств на одном конкурсе не допускается их объединение в один лот, приводящее к ограничению участников конкурса".
2. ГУП "Волгофарм", являющееся одним из участников размещения заказа, поддержало доводы ЗАО филиал фирмы ЦВ "Протек" "Протек-2", изложенные в его жалобах. В том числе ГУП "Волгофарм" считает, что объединение лекарственных средств в неделимые лоты либо в один единый лот приводит к ограничению доступа к участию в торгах, т.к. при необходимости поставки широкого ассортимента товара даже крупные поставщики бывают не в состоянии поставить полный перечень лекарственных средств. В результате отсутствие даже одного наименования лекарственного средства из запрошенных не позволяет поставщику предложить поставку иных лекарственных средств, перечисленных в этом же лоте, и принять участие в конкурсе. Кроме того, объединение лекарственных средств в неделимые лоты в большинстве случаев не позволяет заказчику достичь максимально эффективного использования бюджетных средств, поскольку разница в ценовых предложениях различных участников при проведении конкурсов по лотам часто бывает незначительной: поставщики снижают цену одного товара за счет увеличения стоимости другого. В связи с этим наибольшую экономию средств можно достичь, выбирая наиболее дешевые товары у разных участников размещения заказа, что возможно только при выделении каждого лекарственного средства в отдельный лот.
В дополнение к доводам, указанным в жалобе заявителя, ГУП "Волгофарм" указало на то, что в соответствии с конкурсной документацией (п. 7 конкурсной документации, п. 9 Информационной карты) от участника размещения заказа требуется представить "копии сертификатов соответствия (системы ГОСТ Р), заверенные в установленном порядке, а именно оригинальной печатью учреждения, выдавшего сертификат, либо оригинальной печатью владельца сертификата". Однако п. 2 части 3 ст. 25 Закона о размещении заказа предусматривает представление простых копий документов, подтверждающих соответствие товаров установленным требованиям. Кроме того, такое требование заказчика сужает право участника размещения заказа подтвердить факт сертификации продукции иными документами. Так, Письмом от 07.04.1995 № 210-7/276 Госстандарт РФ разъяснил, что факт сертификации может осуществляться еще и оригиналом сертификата, знаком соответствия и соответствующим образом оформленными товарно-транспортными документами.
3. На заседании Комиссии представители Комитета экономики Администрации Волгоградской области и ГУЗ "ВОКОД № 1" пояснили, что, поскольку финансирование закупки лекарственных средств для нужд диспансера осуществлялось из двух источников - за счет средств ОМС и за счет областного бюджета, было объявлено два конкурса:
1) открытый конкурс на поставку лекарственных средств за счет средств областного бюджета, состоящий из 2 лотов;
2) открытый конкурс на поставку лекарственных средств за счет средств ОМС, состоящий из 14 лотов.
Извещения о проведении данных открытых конкурсов были опубликованы в газете "Волгоградская правда" 22 ноября 2006 г. № 217 и размещены на официальном сайте www.gz-volga.ru 22 ноября 2006 г., регистрационные номера 0110280600073 и 0110280600072. Вскрытие конвертов назначено на 22 декабря 2006 г. Государственным заказчиком выступало ГУЗ "Волгоградский областной клинический онкологический диспансер № 1", организатором конкурса - Комитет экономики Администрации Волгоградской области. Конкурсную документацию разрабатывало и утверждало ГУЗ "ВОКОД № 1".
Конкурсная заявка ЗАО фирма ЦВ "Протек" "Протек-2" была отклонена от участия в первом конкурсе по лоту № 1 и от участия во втором конкурсе по лоту № 4.
Заказчик и организатор конкурса считают жалобу участника размещения заказа необоснованной по следующим основаниям:
- пункт 8.1.4 конкурсной документации обоих конкурсов содержит требование о том, что "таблица цен на предлагаемый ассортимент товара должна содержать без исключения все наименования товаров в соответствии с техническим заданием. Наименования товаров, подлежащих поставке, не включенные в таблицу цен на предлагаемый ассортимент товара, считаются не включенными в ценовое предложение. В таком случае считается, что участник представил ценовое предложение на частичное выполнение заявки с ненадлежащим качеством, что будет считаться не соответствующим требованиям технического задания конкурсной документации и являться основанием для отклонения заявки соответствующего участника". То есть в конкурсной документации имеется ссылка не неделимость лотов;
- лоты в названных конкурсах были составлены заказчиком исходя из схем лечения больных, утвержденных Минздравом РФ. Таким образом, все лекарственные препараты, включенные в один лот, функционально взаимосвязаны, а лот не может быть поделен. При этом лот № 4 включал в себя только группу антибиотиков, а лот № 1 - только противоопухолевые средства.
4. Проверка процедуры проведения открытого конкурса на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения для ГУЗ "ВОКОД № 1" на предмет соблюдения законодательства РФ и иных нормативных актов РФ о размещении заказов показала следующее:
- Пункт 4.3 конкурсной документации, представленной заказчиком, включает в себя общие положения оценки и сопоставления конкурсных заявок и не содержит фактического порядка оценки и сопоставления конкурсных заявок.
Статья 22 ФЗ № 94 устанавливает требования к содержанию конкурсной документации. В соответствии с п. 15 ч. 4 названной статьи конкурсная документация должна содержать порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
- В извещении о проведении открытого конкурса и в конкурсной документации не определены значения критериев оценки участников конкурса.
Часть 7 статьи 28 названного Закона предусматривает, что порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается Правительством РФ. Частью 7 статьи 65 данного Закона определено, что "до установления Правительством РФ порядка оценки заявок на участие в конкурсе... порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, нормативно-правовыми актами субъектов РФ, органов местного самоуправления в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, а при отсутствии таких актов - самостоятельно. При этом заказчики в извещении о проведении открытого конкурса, приглашении принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации должны устанавливать критерии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и их значения".
На основании вышеизложенного, руководствуясь действующим законодательством, Комиссия пришла к следующим выводам:
1. Отсутствие в конкурсной документации фактического порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе нарушает п. 15 ч. 4 ст. 22 ФЗ № 94. Указанное нарушение не позволяет лицам, заинтересованным в участии в конкурсе, правильно оценить свои возможности, что может сузить круг возможных участников конкурса, а также затрудняет представление конкурсной заявки в разрезе предъявляемых требований, что может привести к ее отклонению либо к неверной оценке.
2. Не установив в извещении о проведении открытого конкурса и в конкурсной документации значения критериев оценки участников конкурса, заказчик нарушил требования ч. 7 ст. 65 ФЗ № 94. Отсутствие таких сведений не позволяет участникам размещения заказа определить, каким образом происходит сопоставление их конкурсных предложений и что является важнейшим при определении победителя.
3. Пункт 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства от 19 января 1998 г. № 55 (в редакции от 15.12.2006), определяет, что "при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов:
сертификат или декларация о соответствии;
копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат;
товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона".
Таким образом, законодатель предусмотрел несколько равнозначных способов подтверждения факта сертификации и не ограничил обязанность продавца (поставщика) подтверждать соответствие товаров установленным требованиям только сертификатом либо его копией.
Копии, заверенные держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат, представляются продавцом (поставщиком) непосредственно при продаже (поставке) товара, т.е. после заключения государственного контракта, но не при проведении конкурсной процедуры отбора победителя. Пункт 2 части 3 статьи 25 Закона о размещении заказов предусматривает, что заявка "в случаях, предусмотренных конкурсной документацией, должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям законодательства РФ, если законодательством РФ установлены требования к таким товару, работам, услугам".
Исходя из этого следует, что участник размещения заказа вправе приложить к заявке простые копии документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям законодательства РФ.
Сертификат соответствия либо его копия, заверенная в установленном порядке, находится у поставщика на конкретную партию товара в одном экземпляре и в соответствии с действующим законодательством должна находиться у него постоянно и предъявляться по требованию покупателей или соответствующих органов в целях контроля соблюдения хозяйствующими субъектами сроков годности реализуемых товаров, их соответствия техническим регламентам и действующим стандартам. Таким образом, требование представления надлежащим образом заверенной копии сертификата соответствия в составе конкурсной ограничивает доступ участников размещения заказа к участию в конкурсе.
Следовательно, заказчик, сузив в конкурсной документации перечень документов, являющихся официальным подтверждением факта сертификации, до "копий сертификатов, заверенных в установленном порядке", а также затребовав заверенные копии документов вместо простых копий, ограничил право участника на выбор способа подтверждения факта сертификации, что является нарушением ч. 3 ст. 22 Закона о размещении заказов, запрещающей заказчику устанавливать в конкурсной документации требования к информации, ограничивающие доступ к участию в конкурсе.
4. Закон о размещении заказов (в частности, ч. 1 ст. 15, ч. 6 ст. 25) не ограничивает право заказчика проводить размещение заказов, выставляя на конкурс отдельные лоты. При этом действующее законодательство не дает определение понятия "лот", не устанавливает принципы его формирования, за исключением ограничения, предусмотренного ч. 3 ст. 17 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещающей включение "в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставка, выполнение которых является предметом торгов". Представленное ЗАО филиал ЦВ "Протек" "Протек-2" Письмо Минэкономразвития РФ от 03.04.2001 № АШ-738/05 не прошло государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ и не опубликовано в установленном порядке. Следовательно, данный акт не носит нормативного характера и не является обязательным к применению. Кроме того, данные разъяснения касаются законодательства о размещении заказов, действующего до принятия ФЗ № 94.
Таким образом, заказчик вправе самостоятельно формировать лоты из однородных по своим качественным характеристикам товаров (работ, услуг). Обжалуемые лоты сформированы по группам лекарственных средств - антибиотики и противоопухолевые препараты, что не является нарушением ч. 3 ст. 17 Федерального закона "О защите конкуренции".
Конкурсная документация содержит указание на неделимость лотов. Статья 12 Закона о размещении заказов предусматривает, что участник размещения заказа не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе, в том числе в случаях непредставления определенных частью 3 статьи 25 настоящего Федерального закона документов, а также несоответствия заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе.
Таким образом, действия конкурсной комиссии, отклонившей заявку ЗАО филиал ЦВ "Протек" "Протек-2" по лотам № 1 и № 4 по причине отсутствия в них копий документов, подтверждающих факт сертификации отдельных лекарственных средств, являются правомерными.
На основании изложенного, руководствуясь действующим законодательством, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ЗАО фирма ЦВ "Протек" "Протек-2" необоснованной.
2. По результатам внеплановой проверки признать государственного заказчика - ГУЗ "Волгоградский областной клинический онкологический диспансер" нарушившим п. 15 ч. 4 ст. 22, ч. 3 ст. 25, ч. 7 ст. 65 ФЗ № 94.
3. Выдать ГУЗ "Волгоградский областной клинический онкологический диспансер" предписание о прекращении допущенных нарушений законодательства РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии
Т.В.КОСЯК

Члены Комиссии
А.А.ХАБИБУЛЛАЕВА
О.Е.АГАРКОВА
Т.В.ЛЕЩИНА





ПРЕДПИСАНИЕ
от 25 января 2007 г. № 57

(извлечение)

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденная Приказом руководителя Волгоградского УФАС от 24.03.2006 № 30, на основании решения по делу № 57 о нарушении государственным заказчиком - ГУЗ "Волгоградский областной клинический онкологический диспансер" законодательства РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд предписывает:
Государственному заказчику - ГУЗ "Волгоградский областной клинический онкологический диспансер" прекратить нарушение законодательства РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а именно:
1. С момента получения настоящего решения и предписания при проведении открытых конкурсов прекратить нарушение:
- п. 15 ч. 4 ст. 22 Закона о размещении заказов, а именно: в обязательном порядке описывать в конкурсной документации порядок оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе;
- ч. 3 ст. 22 Закона о размещении заказов, а именно: не требовать от участников размещения заказа заверенных копий документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям законодательства РФ;
- ч. 7 ст. 65 Закона о размещении заказов, а именно: в извещении о проведении открытого конкурса и в конкурсной документации указывать значения критериев оценки участников конкурса.
В качестве доказательства исполнения настоящего предписания:
- перед проведением следующего нового конкурса предварительно согласовать в УФАС по Волгоградской области новую конкурсную документацию.

Председатель Комиссии
Т.В.КОСЯК

Члены Комиссии
А.А.ХАБИБУЛЛАЕВА
О.Е.АГАРКОВА
Т.В.ЛЕЩИНА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru