Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ отдела законодательства и федерального регистра в Волгоградской обл. Управления Минюста РФ по Южному федеральному округу от 15.01.2007 № 4з
"НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 6 ДЕКАБРЯ 2006 ГОДА № 1373-ОД "О ВЫБОРАХ В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



ОТДЕЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ФЕДЕРАЛЬНОГО РЕГИСТРА
В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 15 января 2007 г. № 4з

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 6 ДЕКАБРЯ 2006 ГОДА
№ 1373-ОД "О ВЫБОРАХ В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Отделом законодательства и федерального регистра в Волгоградской области Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 октября 2006 года № 321 "Об утверждении Положения об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу и Перечня управлений Министерства юстиции по федеральным округам", и Положения, утвержденного Приказом руководителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу от 13 ноября 2006 года № 127 "Об утверждении Положений в структурных подразделениях Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу", проведена юридическая экспертиза Закона Волгоградской области от 6 декабря 2006 года № 1373-ОД "О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области" (далее - Закон) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием проведения юридической экспертизы является поступление в Отдел исследуемого нормативного правового акта.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящим Законом определен порядок реализации гражданами Российской Федерации права на участие в выборах в органы местного самоуправления, проводимых в муниципальных образованиях, расположенных на территории Волгоградской области.
Предметом правового регулирования исследуемого Закона являются правоотношения, направленные на установление порядка организации и проведения выборов в органы местного самоуправления на территории Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 04.12.2006 № 201-ФЗ);
- Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции от 05.12.2006 № 225-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 04.12.2006 № 201-ФЗ);
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области.
Частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации определено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
В соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации определено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
Следовательно, исследуемый Закон принят с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 23 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.
Подпунктом "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов.
Законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации (подпункт "в" пункта 2 статьи 5 указанного выше Федерального закона).
Таким образом, Волгоградская областная Дума как законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые правоотношения путем принятия нормативного правового акта в форме закона.
Однако в ходе правового исследования в тексте рассматриваемого Закона выявлены несоответствия действующему федеральному законодательству, состоящие в следующем.
1. Статья 4 исследуемого Закона регламентирует вопросы осуществления всеобщего избирательного права на территории Волгоградской области, в том числе определяет ограничения по реализации пассивного избирательного права.
Однако положения данной статьи не отражают ограничений, указанных в пункте 3.2 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в соответствии с которыми не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:
а) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
б) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
в) подвергнутые административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
г) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, либо совершения действий, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 7 и подпунктом "ж" пункта 8 статьи 76 настоящего Федерального закона, если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в установлении субъектом Российской Федерации перечня ограничений пассивного избирательного права, не отвечающего требованиям федерального законодательства.
2. В соответствии с пунктом 6 статьи 20 рассматриваемого Закона гражданин Российской Федерации, выдвинувший свою кандидатуру в депутаты представительного органа муниципального образования, на должность выборного должностного лица местного самоуправления, направляет в соответствующую окружную избирательную комиссию (избирательную комиссию муниципального образования) письменное уведомление о самовыдвижении. В уведомлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, гражданство, дата рождения, адрес места жительства, место работы (службы) и должность или род занятий кандидата. Формы уведомлений устанавливаются в приложениях 1 и 2 к настоящему Закону.
Вместе с тем согласно пунктам 1, 2, 3 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.
Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
Вместе с заявлением, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в установлении региональным законодательством не предусмотренной федеральным законодательством формы документа, являющегося основанием считать соответствующую избирательную комиссию уведомленной о выдвижении кандидата.
3. Согласно предложению второму пункта 1 статьи 26 исследуемого Закона запрещается в процессе сбора подписей принуждать избирателей ставить свои подписи и вознаграждать их за это в любой форме, а также осуществлять сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи.
В соответствии с пунктом 6 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в ограничении субъектом Российской Федерации перечня мест, запрещенных для сбора подписей, в части мест выдачи стипендий.
4. Пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Исследуемый Закон Волгоградской области не содержит положений, определяющих порядок внесения изменений и дополнений в документы, содержащие сведения о кандидатах, в связи с чем нарушается право кандидата на приведение представленных документов в соответствие с требованиями законодательства.
5. Согласно пункту 16 статьи 28 исследуемого Закона повторная проверка подписных листов, внесение изменений в итоговый протокол избирательной комиссией, составившей протокол, после принятия ею решения о регистрации либо отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу не допускается.
В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в установлении региональным законодателем запрета проведения повторной проверки подписных листов, внесения изменений в итоговый протокол избирательной комиссии.
6. Пунктом 8 статьи 29 Закона Волгоградской области определен перечень оснований отказа в регистрации кандидата избирательной комиссией.
Однако приведенный в исследуемом Законе перечень не содержит оснований отказа в регистрации кандидатов, установленных подпунктами "в.1", "в.2", "о" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации":
"в.1) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона;
в.2) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом";
"о) установленный решением суда факт подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действовавшими по их поручению иным лицом или организацией".
В соответствии с пунктом 27 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" перечни оснований отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов по решению комиссии, отказа в проведении референдума, установленные пунктами 24 - 26 настоящей статьи, являются исчерпывающими.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается во вторжении в компетенцию Российской Федерации в части ограничения региональным законодателем перечня оснований отказа в регистрации кандидата избирательной комиссией.
Аналогичное несоответствие федеральному законодательству выявлено в пунктах 9, 10 статьи 29 рассматриваемого Закона.
7. Согласно пункту 6 статьи 34 областного Закона избирательное объединение в порядке и по основаниям, предусмотренным его уставом, вправе в любое время, но не позднее чем за пять дней до дня голосования, отозвать выдвинутого им по одномандатному (многомандатному) избирательному округу кандидата в депутаты представительного органа муниципального образования.
В соответствии с пунктом 32 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательное объединение в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законом и (или) уставом избирательного объединения, вправе отозвать кандидата, выдвинутого им по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, а также в порядке, предусмотренном его уставом, исключить некоторых кандидатов из выдвинутого им списка кандидатов.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в ограничении региональным законодателем перечня правовых источников, которыми определяются порядок и основания отзыва кандидата избирательным объединением, в части федеральных законов.
8. Пунктом 5 статьи 39 Закона Волгоградской области определен перечень субъектов, которым запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать, распространять любые агитационные материалы.
Указанный перечень не содержит субъектов, которым запрещено проводить предвыборную агитацию, выступать, распространять любые агитационные материалы, определенных подпунктом "з" пункта 7 статьи 48 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а именно лиц, в отношении которых решением суда в период проводимой избирательной кампании, кампании референдума установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 указанного Федерального закона.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в ограничении региональным законодателем установленного федеральным законодательством перечня субъектов, которым запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать, распространять любые агитационные материалы.
9. Согласно предложению второму пункта 10 статьи 39 исследуемого Закона для публикации используется бесплатная печатная площадь, предоставляемая избирательным объединениям в соответствии с настоящим Законом, либо такая публикация оплачивается из средств избирательного фонда соответствующего избирательного объединения, избирательного фонда кандидата, выдвинутого этим избирательным объединением.
Пунктом 10 статьи 48 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что для публикации используется бесплатная печатная площадь, предоставляемая избирательным объединениям, кандидатам в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом, либо такая публикация оплачивается из средств избирательного фонда политической партии, избирательного фонда кандидата, выдвинутого этой политической партией.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в ограничении областным законодателем круга лиц, которым предоставляется бесплатная печатная площадь.
10. Согласно пункту 1 статьи 46 Закона Волгоградской области предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов по единому избирательному округу, иные агитационные материалы, выступления кандидатов, их доверенных лиц, доверенных лиц или уполномоченных представителей избирательных объединений на собраниях, митингах, в средствах массовой информации не должны содержать призывы к насильственному захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, а также не должны быть направлены на пропаганду войны. Запрещаются агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, а также злоупотребление свободой массовой информации в иной форме, определенной законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений, иные агитационные материалы (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая Интернет), выступления кандидатов и их доверенных лиц, представителей и доверенных лиц избирательных объединений, представителей инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума, граждан на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая Интернет) не должны содержать призывы к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (далее - Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности") как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждать к таким деяниям, а также обосновывать или оправдывать экстремизм. Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также агитация, при проведении которой осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения.
Кроме того, приведенный в статье 46 анализируемого Закона перечень ограничений при проведении предвыборной агитации не содержит указанных в пункте 5.2 статьи 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" запретов:
а) распространения призывов голосовать против кандидата, кандидатов, списка кандидатов, списков кандидатов;
б) описания возможных негативных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен к распределению депутатских мандатов;
в) распространения информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с негативными комментариями;
г) распространения информации, способствующей созданию отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в ограничении Законом Волгоградской области видов деятельности, осуществление которой запрещено в ходе предвыборной агитации.
11. Согласно подпункту "а" пункта 5 статьи 62 анализируемого Закона окружная избирательная комиссия (избирательная комиссия муниципального образования) признает выборы по соответствующему избирательному округу несостоявшимися, в случае если в выборах приняло участие менее 20 процентов избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования.
Аналогичное основание признания выборов несостоявшимися исключено из текста Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с принятием Федерального закона от 5 декабря 2006 г. № 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации".
Исходя из содержания части 2 пункта 2 статьи 70 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" следует, что перечень оснований признания выборов несостоявшимися устанавливается федеральным законодательством и законом не могут устанавливаться дополнительные основания признания выборов несостоявшимися.
Таким образом, выявленное несоответствие заключается во вторжении регионального законодателя в компетенцию Российской Федерации в части установления дополнительных оснований признания выборов несостоявшимися.
Аналогичное несоответствие федеральному законодательству выявлено в пункте 9 статьи 64 анализируемого Закона.
Содержание и форма анализируемого Закона соответствуют правилам законодательной техники.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 14 декабря 2006 года № 233.
Обращаю внимание, что с момента вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2006 г. № 274-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления ограничений на осуществление некоммерческими организациями пожертвований политическим партиям, их региональным отделениям, а также в избирательные фонды, фонды референдума", вносящего изменения в Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", положения Закона Волгоградской области от 6 декабря 2006 года № 1373-ОД "О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области" вступят в противоречие с федеральным законодательством по следующим основаниям.
1. Пункт 6 статьи 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" дополнен подпунктом "п", в соответствии с которым запрещено вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений некоммерческим организациям, получавшим в течение года, предшествующего дню внесения пожертвования в избирательный фонд, фонд референдума, денежные средства либо иное имущество от:
- иностранных государств, а также от указанных в подпунктах "а" - "г", "е" - "з", "л" - "о" настоящего пункта органов, организаций или физических лиц;
- российских юридических лиц с иностранным участием, если доля (вклад) иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышала (превышал) 30 процентов на день перечисления этих денежных средств либо передачи иного имущества (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);
- юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышала (превышал) 30 процентов на день перечисления этих денежных средств либо передачи иного имущества (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);
- организаций, учрежденных государственными органами и (или) органами местного самоуправления (за исключением акционерных обществ, учрежденных в порядке приватизации);
- организаций, учрежденных юридическими лицами, указанными в абзацах третьем и четвертом настоящего подпункта;
- организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) юридических лиц, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего подпункта, превышала (превышал) 30 процентов на день перечисления этих денежных средств либо передачи иного имущества (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год).
Пункт 4 статьи 51 Закона Волгоградской области, устанавливающий перечень субъектов, которым запрещено вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, не содержит указанных выше обстоятельств.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в ограничении региональным законодателем перечня обстоятельств, при наличии которых некоммерческим организациям запрещено вносить пожертвования в избирательные фонды.
2. В соответствии с частью 2 пункта 7 статьи 52 областного Закона соответствующие окружные избирательные комиссии (избирательная комиссия муниципального образования) обращаются в органы регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, уполномоченные органы исполнительной власти, осуществляющие регистрацию юридических лиц, в целях проверки сведений, указанных гражданами и юридическими лицами при внесении или перечислении добровольных пожертвований в избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений. Указанные органы в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", проверяют названные сведения и сообщают о результатах проверки в соответствующую избирательную комиссию.
Согласно пункту 13 статьи 59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" органы регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, органы исполнительной власти, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц либо уполномоченные в сфере регистрации некоммерческих организаций, в пятидневный срок со дня поступления к ним представления соответствующей комиссии обязаны на безвозмездной основе проверить сведения, указанные гражданами и юридическими лицами при внесении или перечислении пожертвований в избирательные фонды, фонды референдума, и сообщить о результатах проверки в комиссию.
Таким образом, несоответствие федеральному законодательству будет заключаться в ограничении региональным законодателем перечня субъектов, которым предоставлено право проводить проверки сведений, указанных гражданами и юридическими лицами при внесении или перечислении пожертвований в избирательные фонды, в части органов исполнительной власти, уполномоченных в сфере регистрации некоммерческих организаций.
Кроме того, текст исследуемого Закона будет содержать нарушение законодательной техники, заключающееся в следующем.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 4 статьи 51 Закона Волгоградской области запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля (вклад) иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении выборов в органы местного самоуправления (для открытых акционерных обществ - на день составления списка акционеров за предыдущий год).
Вместе с тем согласно подпункту "д" пункта 6 статьи 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля (вклад) иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, на день начала кампании референдума (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год).
Нарушение законодательной техники заключается в использовании понятийного аппарата, утратившего актуальность в связи с изменением федерального законодательства.
Аналогичное нарушение законодательной техники выявлено в подпунктах "и" и "к" пункта 4 статьи 51 исследуемого Закона.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что Закон Волгоградской области от 6 декабря 2006 года № 1373-ОД "О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области" не соответствует действующему федеральному законодательству.
Предлагаю устранить выявленные несоответствия федеральному законодательству, нарушение законодательной техники; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник отдела
законодательства и федерального
регистра в Волгоградской области
Управления Минюста России
по Южному федеральному округу
советник юстиции 3-го класса
М.А.КОЛЕСНИКОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru