Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Волгоградского областного суда от 17.11.2006 по делу № 3-167/2006
<ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМ ПРИМЕНЕНИЮ В ЧАСТИ ПУНКТА 2 СТАТЬИ 2 ЗАКОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ № 750-ОД ОТ 11 НОЯБРЯ 2002 ГОДА "О ТРАНСПОРТНОМ НАЛОГЕ">

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Определением Верховного Суда РФ от 14.02.2007 № 16-Г07-1 данное решение оставлено без изменения.



ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 17 ноября 2006 года Дело № 3-167/2006

(извлечение)

Волгоградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании 17 ноября 2006 года гражданское дело по заявлению С.В.Г. о признании недействующим и не подлежащим применению в части пункта 2 статьи 2 Закона Волгоградской области № 750-ОД от 11 ноября 2002 года "О транспортном налоге",

установил:

С.В.Г. обратился в Волгоградский областной суд с заявлением, в котором просил признать недействующим и не подлежащим применению в части пункта 2 статьи 2 Закона Волгоградской области № 750-ОД от 11 ноября 2002 года "О транспортном налоге".
В обоснование требований указал, что названная им норма не соответствует п. 2 ст. 3 Налогового кодекса РФ, так как оспариваемые им положения областного Закона устанавливают льготные ставки транспортного налога для ветеранов боевых действий, на которых в соответствии с действующим законодательством зарегистрированы легковые автомобили, в отношении одного транспортного средства с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт) включительно. Он, являясь ветераном боевых действий и имея в собственности автомобиль с мощностью двигателя 158 лошадиных сил, такой льготы не имеет. Таким образом, региональным законодателем нарушен принцип равенства налогообложения. Дискриминационной является мера, определяемая мощностью транспортного средства.
В судебном заседании С.В.Г. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель Волгоградской областной Думы К.Н.А. в судебном заседании просила суд в удовлетворении заявленных требований С.В.Г. отказать, пояснила, что транспортный налог является региональным налогом, а в соответствии с п. 3 ст. 12 Налогового кодекса РФ законодательный орган субъекта Российской Федерации был вправе в своем законе установить налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Доводы заявителя относительно нарушения оспариваемым им Законом принципа равенства налогообложения являются несостоятельными, так как не основаны на положениях Налогового кодекса РФ, связаны с неправильным толкованием положений статьи 19 Конституции РФ, поскольку налоговые льготы носят адресный характер, их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе сужать или расширять круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы.
Волгоградской областной Думой положения п. 2 ст. 3 НК РФ не нарушены, так как льготы определены вне зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц и места происхождения капитала.
Представитель Главы Администрации Волгоградской области К.Г.В. полагал, что заявление С.В.Г. удовлетворению не подлежит, поскольку законодательный орган Волгоградской области в пределах предоставленных полномочий определил категории налогоплательщиков, которые освобождаются от уплаты транспортного налога, а также установил, что льготы предоставляются в отношении только одного транспортного средства с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт) включительно.
Выслушав заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Волгоградской областной прокуратуры Е.Л.Ф., полагавшей, что заявление С.В.Г. является необоснованным и не подлежит удовлетворению, суд полагает, что в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать, исходя из следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
При рассмотрении дела судом установлено, что 31 октября 2002 года Волгоградской областной Думой был принят Закон Волгоградской области № 750-ОД "О транспортном налоге". Указанный Закон 11 ноября 2002 года был подписан Главой Администрации Волгоградской области и опубликован в издании "Волгоградская правда" № 208 19.11.2002.
В настоящее время действует в редакции Закона Волгоградской области от 23.12.2005 № 1151-ОД.
Абзацем 5 пункта 1 статьи 2 Закона области предусмотрено, что от уплаты транспортного налога освобождаются ветераны боевых действий.
Пунктом 2 статьи 2 названного Закона предусмотрено, что льготы, определенные в абзацах пятом - десятом пункта 1 настоящей статьи, предоставляются в отношении только одного транспортного средства с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт) включительно.
В соответствии с п. "и" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих вопросов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, при этом согласно ч. 3 ст. 75 Конституции Российской Федерации система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
В силу ч. ч. 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые федеральным законам противоречить не могут.
Согласно части 4 ст. 1 Налогового кодекса РФ законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии со статей 3 Налогового кодекса РФ не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
Льготами по налогам и сборам в силу ст. 56 НК РФ признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуальный характер.
Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.
Согласно пункту 3 ст. 14 Налогового кодекса РФ транспортный налог относится к региональным налогам.
В соответствии со ст. 356 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
При установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуальный характер.
Доводы заявителя о том, что оспариваемое им положение Закона области противоречит п. 2 ст. 3 Налогового кодекса РФ и нарушает принцип равного налогообложения, являются необоснованными.
Из анализа оспариваемой заявителем нормы следует, что законодатель Волгоградской области не установил в нормативном правовом акте таких положений, из которых следовало бы, что налоговые льготы установлены в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что освобождение от уплаты налогов по своей природе - льгота, которая является исключением из вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения. Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы (Постановления от 21 марта 1997 года по делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы Российской Федерации", от 28 марта 2000 года по делу о проверке конституционности подпункта "к" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", от 19 июня 2002 года по делу о проверке конституционности положений ряда федеральных законов, касающихся социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС).
Оценка целесообразности предоставления государством льгот той или иной категории налогоплательщиков в компетенцию суда не входит.
Согласно ст. 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщик и плательщик сборов - это организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Пунктом 1 статьи 56 НК РФ предусмотрено, что нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуальный характер.
Анализируя содержание этих правовых норм федерального законодательства, суд приходит к выводу о том, что законодатель области, устанавливая льготу для ветеранов боевых действий, на которых в соответствии с действующим законодательством зарегистрирован легковой автомобиль с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт) включительно, правомерно воспользовался категориями налогоплательщиков, определенными федеральным законом, и не установил каких-либо дискриминирующих признаков.
С учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что нормативный правовой акт в оспариваемой части не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 199, 251 - 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление С.В.Г. о признании недействующим и не подлежащим применению в части пункта 2 статьи 2 Закона Волгоградской области № 750-ОД от 11 ноября 2002 года "О транспортном налоге" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Волгоградский областной суд.

Судья
И.Г.КУБАСОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru