Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Волгоградского УФАС РФ от 02.06.2006
(с изм. от 19.10.2006)
"ПО ДЕЛУ № 811 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Документ признан недействительным и не соответствующим статье 5 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1, пункту 2.30 Правил рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, утвержденных Приказом ФАС РФ от 02.02.2005 № 12, Решением Арбитражного суда Волгоградской обл. от 19.10.2006 по делу № А12-13660/06-С45.
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Волгоградской обл. от 11.12.2006 № А12-136660/2006-С45-V/С23 указанное решение оставлено без изменения.



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 2 июня 2006 года

ПО ДЕЛУ № 811 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

(с изм., внесенными Решением Арбитражного суда
Волгоградской обл. от 19.10.2006 по делу № А12-13660/06-С45)

(извлечение)

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденная Приказом Волгоградского УФАС России от 06.03.2006 № 21, рассмотрев дело № 811, возбужденное в отношении ОАО "Волгоградэнергосбыт" (400001, г. Волгоград, ул. Козловская, 14), установила:
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Содержание абзаца соответствует официальному тексту документа.
   ------------------------------------------------------------------

Дело № 811 возбуждено по собственной инициативе Волгоградского УФАС России области в отношении ОАО "Волгоградэнергосбыт" по признакам нарушения им п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Поводом к возбуждению дела послужило обращение Иловлинской районной Думы Иловлинского района Волгоградской области (исх. № 13 от 07.01.2006) с просьбой принять меры по защите интересов сельхозпроизводителей Иловлинского района, которым ОАО "Волгоградэнергосбыт" направило дополнительные соглашения о внесении изменений в договоры о снабжении электрической энергией (далее по тексту - Дополнительное соглашение).
В связи с этим в процессе рассмотрения дела № 811 о нарушении антимонопольного законодательства в него в качестве заинтересованных лиц привлечены представители Иловлинской районной Думы Волгоградской области, ОАО "Бердиевский элеватор" и крестьянского хозяйства Егорова А.В. (далее - КХ Егорова), а в качестве экспертов в области ценообразования - представители Региональной службы по тарифам Волгоградской области (определение об отложении рассмотрения дела № 811 о нарушении антимонопольного законодательства от 14.04.2006 исх. № 03-7/869).
ОАО "Волгоградэнергосбыт" создано в результате реорганизации ОАО энергетики и электрификации "Волгоградэнерго" в форме выделения и является его правопреемником в части прав и обязанностей по договорам энергоснабжения. В качестве юридического лица ОАО "Волгоградэнергосбыт" зарегистрировано 01.01.2005 (свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, серия 34 № 002192132).
В конце ноября 2005 года ОАО "Волгоградэнергосбыт" направило абонентам Дополнительные соглашения, исполнение которых оно получило в порядке правопреемственности от ОАО "Волгоградэнерго".
В Дополнительных соглашениях, направленных ОАО "Волгоградэнергосбыт" в адрес своих контрагентов - сельхозпроизводителей Иловлинского района Волгоградской области для заключения, содержится условие, в соответствии с которым при снижении (увеличении) потребления электроэнергии более чем на 2% установленного договором значения по инициативе абонента он производит оплату стоимости допущенных отклонений с учетом коэффициентов, установленных ОАО "Волгоградэнергосбыт".
В соответствии с п. 10 Дополнительного соглашения величина оплачиваемого отклонения:
- в сторону уменьшения определяется как разница между согласованным и фактически поставленным объемом энергии за минусом 2% от договорной величины;
- в сторону увеличения определяется как разница между фактически поставленным и согласованным объемом энергии за минусом 2% от договорной величины.
При этом стоимость отклонения от согласованных объемов поставки энергии (мощности):
- в сторону уменьшения определяется как произведение величины оплачиваемого отклонения энергии (мощности), тарифа, применяемого к абоненту, и коэффициента. Коэффициенты, применяемые при расчете стоимости оплачиваемого отклонения в сторону снижения потребления:
отклонение от 2% до 5% договорного объема - коэффициент 1,2;
отклонение от 5% до 10% договорного объема - коэффициент 1,25;
отклонение от 10% договорного объема и выше - коэффициент 0,9;
в случае отклонения потребления с шин - коэффициент 1;
- в сторону увеличения определяется как произведение величины оплачиваемого отклонения энергии (мощности), стоимости единицы электрической энергии (мощности), применяемой к абоненту и коэффициента. Коэффициенты, применяемые при расчете стоимости оплачиваемого отклонения в сторону увеличения потребления:
отклонение от 2% до 5% договорного объема - коэффициент 1,05;
отклонение от 5% до 10% договорного объема - коэффициент 1,25;
отклонение от 10% договорного объема и выше - коэффициент 1,5;
в случае отклонения потребления с шин - коэффициент 1.
Не согласившись с указанным условием Дополнительного соглашения, некоторые из хозяйствующих субъектов, в том числе ОАО "Бердиевский элеватор" и КХ Егорова, направили ОАО "Волгоградэнергосбыт" протоколы разногласий, которые последним были отклонены (письма ОАО "Волгоградэнергосбыт" соответственно от 29.12.2005 № 23/1302, от 08.02.2006 № 274 "Договорные").
По мнению заинтересованных лиц, условия, содержащиеся в пункте 10 дополнительного соглашения о внесении изменений в договор о снабжении электрической энергией (далее - Дополнительное соглашение), являются невыгодными и ущемляют интересы хозяйствующих субъектов. Так как точный расчет потребляемой электрической энергии хозяйствующими субъектами Иловлинского района, которые в большинстве своем являются сельхозпроизводителями, напрямую зависит от погодных и природно-климатических условий, то практически невозможно правильно спрогнозировать объемы потребления электрической энергии. В результате этого хозяйствующие субъекты изначально становятся должниками ОАО "Волгоградэнергосбыт" либо за перебор, либо за недобор электрической энергии. Кроме того, действующее законодательство по-другому регулирует оплату сверхнормативного потребления электрической энергии, чем предлагает ОАО "Волгоградэнергосбыт".
Представители ОАО "Волгоградэнергосбыт" считают, что их действия, связанные с заключением Дополнительного соглашения, содержащего условие пункта 10, не нарушают п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" по следующим основаниям:
1) ОАО "Волгоградэнергосбыт" не занимает доминирующего положения на розничном рынке купли-продажи электрической энергии на территории Волгоградской области. По имеющимся у ОАО "Волгоградэнергосбыт" сведениям, в Волгоградской области имеются другие организации, занимающиеся сбытом электрической энергии. Например, ОАО "Волгоградская оптовая электрическая компания", ООО "Русэнергосбыт", ОАО "Волгоградоблэлектро" и другие организации;
2) ОАО "Волгоградэнергосбыт" по вине своих абонентов, неверно планирующих договорные величины, несет убытки от покупки электроэнергии с ОРЭМ (оптовый рынок электроэнергии и мощности), потребленной сверх либо менее количества, установленного договором. Наличие пункта 10 Дополнительных соглашений имеет своей целью повышение ответственности абонента за планирование необходимого ему количества электроэнергии и отсутствие необходимости ставить его перед фактом возмещения убытков в порядке регресса;
3) порядок применения санкций за отклонения фактического потребления электрической энергии от договорного, предлагаемый ОАО "Волгоградэнергосбыт", определен п. 62 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, в соответствии с которым на розничном рынке для определения размера оплаты электрической энергии, потребленной сверх количества, установленного договором, а также для определения стоимости отклонений участников сектора свободной торговли, не являющихся участниками регулируемого сектора, применяются тарифы на электрическую энергию (мощность), поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, утверждаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. При этом применяются повышающие (понижающие) коэффициенты, рассчитанные в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам (далее - ФСТ России).
В связи с тем, что методические указания, утвержденные ФСТ России для розничного рынка, в настоящий момент отсутствуют, то ОАО "Волгоградэнергосбыт" при отклонении фактического потребления электрической энергии от договорного может применять в договорах со своими абонентами, по аналогии, коэффициенты, предусмотренные в Методике расчета стоимости отклонений объемов фактического производства (потребления) электрической энергии участников оптового рынка от объемов их планового почасового производства (потребления). Данная Методика утверждена Приказом ФСТ России от 24.08.2004 № 44-э/3 "Об утверждении Методики расчета стоимости отклонений объемов фактического производства (потребления) электрической энергии участников оптового рынка от объемов их планового почасового производства (потребления)";
4) ОАО "Волгоградэнергосбыт" не навязывало условий, содержащихся в разосланных Дополнительных соглашениях. Учитывая специфику работы, зависимость от погодных условий и предложения отдельных сельхозпроизводителей, ОАО "Волгоградэнергосбыт" был определен нормативный уровень отклонений плюс-минус 5%, а также установлены щадящие сроки корректировки договорных величин электрической энергии для абонентов.
Согласно письму от 22.05.2006 исх. № ЭК-01/771 Региональной службы по тарифам Волгоградской области (далее по тексту - РСТ Волгоградской области) в настоящее время отсутствует юридическая база для расчетов вышеназванных коэффициентов. На розничном рынке купли-продажи электрической энергии для определения размера оплаты за электроэнергию, потребленную сверх или менее количества, установленного договором, должны применяться повышающие или понижающие коэффициенты, рассчитанные в соответствии с методическими указаниями, утвержденными ФСТ России. В настоящее время эти методические указания не разработаны и ФСТ России не утверждены. Самостоятельно разрабатывать и применять вышеназванные коэффициенты энергоснабжающие организации не имеют право, так как все тарифы на электроэнергию в Волгоградской области регулируются и утверждаются соответствующим органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
По мнению представителя РСТ по Волгоградской области, повышающие и понижающие коэффициенты, рассчитанные по Методике ФСТ России, также будет утверждать РСТ Волгоградской области.
Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся материалы, Комиссия пришла к следующим выводам:
1. Приказом Волгоградского УФАС России от 28.04.2006 № 52 ОАО "Волгоградэнергосбыт" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, с долей более 65% на рынке реализации (сбыта) электрической энергии в географических границах Волгоградской области. Так как доля ОАО "Волгоградэнергосбыт" на указанном рынке превышает 65%, то согласно ст. 4 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" ОАО "Волгоградэнергосбыт" занимает доминирующее положение на соответствующем рынке.
2. Исполнение ОАО "Волгоградэнергосбыт" договора на снабжение электрической энергией оплачивается по цене, регулируемой уполномоченными на то государственными органами, и в установленном ими порядке.
Тарифы на электрическую энергию (мощность), поставляемую ОАО "Волгоградэнергосбыт" в 2006 году потребителям Волгоградской области, установлены решением РСТ Волгоградской области (Постановление РСТ Волгоградской области от 25.11.2005 № 31/1) в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
В связи с этим отношения ОАО "Волгоградэнергосбыт", связанные с определением размера оплаты электроэнергии, потребленной с отклонениями от количества, установленного договором, регулируются Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109.
Пункт 62 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных вышеназванным Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109, предусматривает, что на розничном рынке для определения размера оплаты электрической энергии, потребленной сверх количества, установленного договором, применяются тарифы на электрическую энергию (мощность), поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, утверждаемые органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов. При этом применяются повышающие (понижающие) коэффициенты, рассчитанные в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
В соответствии с п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, кроме предусмотренных законом случаев, когда цена устанавливается или регулируется уполномоченными на то государственными органами.
Таким образом, законодателем не установлено право ОАО "Волгоградэнергосбыт" осуществлять самостоятельно процесс ценообразования при определении условий по оплате исполнения договора снабжения электрической энергией, в том числе при оплате электрической энергии, потребленной абонентом с отклонением от величины, установленной договором.
3. Действия ОАО "Волгоградэнергосбыт", связанные с включением в Дополнительное соглашение условия, касающегося установления оплаты электрической энергии при снижении потребления электроэнергии от значения, установленного договором, не по тарифу на электрическую энергию (мощность), утверждаемому органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, неправомерны.
Пункт 62 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных вышеназванным Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109, предусматривает, что на розничном рынке для определения размера оплаты электрической энергии, потребленной сверх количества, установленного договором, применяются тарифы на электрическую энергию (мощность), поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, утверждаемые органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов.
Таким образом, нормативным актом устанавливается иной порядок оплаты исполнения договора снабжения электрической энергией только при потреблении электрической энергии сверх количества, установленного договором.
4. Применение ОАО "Волгоградэнергосбыт" к своим абонентам при отклонении фактического потребления электрической энергии от договорного, по аналогии, коэффициентов, предусмотренных в Методике расчета стоимости отклонений объемов фактического производства (потребления) электрической энергии участников оптового рынка от объемов их планового почасового производства (потребления), является неправомерным по следующим основаниям:
1) данная Методика утверждена Приказом ФСТ России от 24.08.2004 № 44-э/3 "Об утверждении Методики расчета стоимости отклонений объемов фактического производства (потребления) электрической энергии участников оптового рынка от объемов их планового почасового производства (потребления)". Согласно п. 1 данной Методики она разработана во исполнение Постановления Правительства РФ от 24.10.2003 № 643 "О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода" и определяет основные положения расчета тарифов и учета повышающих (понижающих) коэффициентов при расчете стоимости электроэнергии именно на оптовом рынке электрической энергии и мощности (пункт 2 Методики). Таким образом, к правоотношениям, возникающим между энергоснабжающей организацией и ее абонентом на розничном рынке купли-продажи электрической энергии, данная Методика неприменима;
2) в соответствии с п. 1 ст. 6 ГК РФ к отношениям, прямо не урегулированным законодательством или соглашением сторон, при отсутствии применяемого к ним обычая делового оборота применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения, если это не противоречит их существу.
Пункт 2 ст. 3 ГК РФ определяет гражданское законодательство как состоящее из Гражданского кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов, регулирующих гражданско-правовые отношения.
Постановления Правительства Российской Федерации относятся к иным правовым актам, содержащим нормы гражданского права (пункт 6 ст. 3 ГК РФ), а акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомственные акты) - к актам, содержащим нормы гражданского права.
Следовательно, использование правил об аналогии закона возможно только при применении гражданского законодательства в узком смысле слова - федеральных законов. Методика не является федеральным законом, она относится к актам, содержащим нормы гражданского права;
3) в соответствии с п. 1 ст. 6 ГК РФ аналогия закона применяется только в том случае, когда отношения между субъектами гражданского права прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота.
В данном случае правоотношения между абонентом и энергоснабжающей организацией нормативно урегулированы, так как имеется специальный нормативный акт, позволяющий определять правоотношения между энергоснабжающей организацией и абонентом в случае потребления последним электрической энергии сверх либо ниже установленного договором объема. Такие нормы закреплены в пункте 62 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации". Только неурегулированность самого порядка расчета повышающих (понижающих) коэффициентов, а также отсутствие нормативов отклонения от договорной величины потребления электрической энергии, в зависимости от которого у энергосбытовой организации появляется возможность дифференцировать коэффициенты, не позволяет применять этот нормативный акт в полном объеме при определении условий договора.
Таким образом, отсутствие утвержденной ФСТ России соответствующей Методики для розничного рынка не является основанием для применения коэффициентов, разработанных и утвержденных для оптового рынка, к отношениям, возникающим на розничном рынке купли-продажи электрической энергии.
5. Довод ОАО "Волгоградэнергосбыт" о том, что наличие пункта 10 Дополнительного соглашения обусловлено необходимостью компенсации убытков, которые оно несет при покупке электроэнергии на ОРЭМ по вине абонентов, неверно планирующих договорные величины, несостоятелен.
Возмещение ОАО "Волгоградэнергосбыт" убытков при покупке электроэнергии с ОРЭМ, возникающих, по мнению ОАО "Волгоградэнергосбыт", по вине его абонентов, неверно планирующих договорные величины, возможно как на основании ранее заключенных и действующих в настоящий момент договоров энергоснабжения, так и на основании гражданского законодательства.
В силу ст. ст. 400, 547 ГК РФ по договору энергоснабжения за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств установлена ограниченная ответственность в виде возмещения виновной стороной реального ущерба (пункт 2 ст. 15 ГК РФ). Под реальным ущербом законодатель понимает расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права. Размер убытков в каждом конкретном случае должен быть доказан стороной, требующей возмещения ущерба. При этом необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены энергоснабжающей организацией обоснованным расчетом, а также доказательствами, подтверждающими правомерность и обоснованность данных расчетов.
Таким образом, наличие возможных убытков у ОАО "Волгоградэнергосбыт", которые оно имеет законное право взыскать, не является основанием для того, чтобы повышающие (понижающие) коэффициенты для определения размера оплаты электрической энергии устанавливались им самостоятельно и в размере, не учитывающем интересы абонентов.
6. Условия, предлагаемые ОАО "Волгоградэнергосбыт" в пункте 10 Дополнительных соглашений, невыгодны для его абонентов по следующим причинам:
- гражданское законодательство предполагает иной порядок возмещения убытков;
- при установленных договором сроков возможной корректировки величин электрической энергии абонент фактически лишен возможности оперативно заявить о своих потребностях в электрической энергии, что влечет за собой возникновение у него задолженности перед ОАО "Волгоградэнергосбыт" как в случае перебора, так и недобора электрической энергии.
Например, в соответствии с пунктом 5.5 договора № 3041 о снабжении электрической энергией от 09.12.2000, заключенного между ОАО "Волгоградэнергосбыт" и ОАО "Бердиевский элеватор", возможность корректировки договорной величины электрической энергии установлена при условии представления абонентом письменной заявки за 85 дней до начала квартала, а на расчетный период - за 40 дней до его начала. При наличии возможности ОАО "Волгоградэнергосбыт" может корректировать договорные величины потребления электрической энергии в течение расчетного периода (в течение месяца). При этом увеличение договорных величин допускается только при отсутствии задолженности за потребленную электроэнергию и предварительной оплаты дополнительно заявленных величин (в размере 100%).
Таким образом, ОАО "Волгоградэнергосбыт", самостоятельно устанавливая оплату электрической энергии, потребленной с отклонениями от величины, предусмотренной договором, с использованием повышающих (понижающих) коэффициентов, не имеющих причинной связи с реальным ущербом, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов.
7. Доводы о том, что ОАО "Волгоградэнергосбыт" не навязывало невыгодных условий договора энергоснабжения и не ущемляло интересы своих абонентов, являются необоснованными.
Наличие в Дополнительном соглашении невыгодного по сравнению с действующим законодательством условия ущемляет интересы абонентов ОАО "Волгоградэнергосбыт". Несмотря на явно выраженное в протоколах разногласий волеизъявление абонента, направленное на исключение данного пункта, ОАО "Волгоградэнергосбыт" отказывается (уклоняется) от согласования и принятия такого предложения. Отказ ОАО "Волгоградэнергосбыт" при условии наличия его доминирующего положения и отсутствия возможности у абонента заключить договор с иной энергоснабжающей организацией (доля ОАО "Волгоградэнергосбыт" составляет 91,1%) свидетельствует о навязывании такого условия. Именно настаивание ОАО "Волгоградэнергосбыт" на предложенных им условиях, противоречащих действующему законодательству, является злоупотреблением доминирующим положением в форме навязывания невыгодных условий для абонента, находящегося от него в экономической зависимости.
Кроме того, из имеющихся в деле документов следует, что абоненты ОАО "Волгоградэнергосбыт" (ООО АКХ "Кузнецовская", СПК им. Фрунзе, СПК Колхоз им. Куйбышева, ЗАО "Крити", ОАО "Маслодельно-сыродельный комбинат "Михайловский", ЗАО "Патра") направляли протоколы разногласий. ОАО "Волгоградэнергосбыт" согласовало их в разных вариантах. Например, для ЗАО "Патра" было согласовано условие о величине отклонения в 10% и отсутствии оплачиваемого отклонения в случае недобора электроэнергии (письмо ОАО "Волгоградэнергосбыт" от 20.01.2006 "Договорное"), а для ОАО "Маслодельно-сыродельный комбинат "Михайловский" было согласовано условие о величине отклонений в размере 5% и оплаты с коэффициентом, в том числе и за недобор электроэнергии (письмо ОАО "Волгоградэнергосбыт" от 10.02.2006 № 304 "Договорное"). Эти факты свидетельствует, что в данном случае со стороны ОАО "Волгоградэнергосбыт" имело место не только навязывание невыгодных условий договора, но и злоупотребление доминирующим положением в форме создания условий приобретения товара (электроэнергии), которые ставят одного или несколько хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами (дискриминационные условия).
По общему правилу, в соответствии с пунктом 1 ст. 421 ГК РФ, для юридических и физических лиц устанавливается свобода в заключении договора. При этом в соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускается злоупотребление организацией своим доминирующим положением на рынке. Отсутствие согласия абонента, подтверждаемое протоколами разногласий, и наличие доминирующего положения ОАО "Волгоградэнергосбыт" на соответствующем товарном рынке обязывают его включать в договоры энергоснабжения только те условия, которые предусмотрены императивными нормами законодательства (п. 1 ст. 422 ГК РФ), а также точно соблюдать установленный нормативными актами порядок ценообразования.
Таким образом, ОАО "Волгоградэнергосбыт", основываясь на Методике для оптового рынка, не подлежащей в данном случае для применения, применяя коэффициенты, размеры которых установлены без методических указаний, утвержденных в установленном порядке и не имеющих причинно-следственной связи с реальным ущербом, устанавливает оплату исполнения договора снабжения электрической энергией в порядке, не предусмотренном нормами государственного регулирования цен. Тем самым ОАО "Волгоградэнергосбыт" нарушает установленный нормативными актами порядок ценообразования.
При этом ОАО "Волгоградэнергосбыт", используя исключительное положение на розничном рынке электрической энергии, навязывает условия по оплате электрической энергии, потребленной абонентом с отклонением от величины, установленной договором, невыгодные для абонента и ущемляющие его интересы.
Такие действия ОАО "Волгоградэнергосбыт", занимающего доминирующее положение на рынке, являются формой злоупотребления своим правом и нарушением п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Кроме того, условие договора, в котором предусмотрена ответственность абонента за потребление электроэнергии в не обусловленном договором количестве в виде оплаты объема перебора (недобора) электроэнергии с коэффициентами к установленному тарифу, фактически изменяет цену товара, установленную органом регулирования, и дает возможность энергоснабжающей организации манипулировать ценами на электроэнергию, установленными органами регулирования. Такие действия ОАО "Волгоградэнергосбыт" противоречат антимонопольному законодательству и пресекаются на основании ст. 25 Федерального закона "Об электроэнергетике".
Учитывая изложенное и руководствуясь п. 1 ст. 27 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и пунктами 2.26, 2.27 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденных Приказом ФАС России от 02.02.2005 № 12, Комиссия Волгоградского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства решила:
1. Признать ОАО "Волгоградэнергосбыт" (400001, г. Волгоград, ул. Козловская, 14) нарушившим п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
2. Выдать ОАО "Волгоградэнергосбыт" предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства и о недопущении действий, создающих угрозу его нарушения.
Примечание: решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия или выдачи <1>.
   --------------------------------

<1> Часть 4 гл. 3 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденных Приказом ФАС России от 02.02.2005 № 12.

Председатель Комиссии
В.В.БУРБА

Члены Комиссии
Е.В.АЛЕКСЕЕВА
Н.С.КОРОБОВА





ПРЕДПИСАНИЕ
от 2 июня 2006 года

ПО ДЕЛУ № 811 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

(извлечение)

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Резолютивная часть Решения по делу № 811 о нарушении антимонопольного законодательства оглашена 22 мая 2006 года.
   ------------------------------------------------------------------

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, утвержденная Приказом Волгоградского УФАС России от 06.03.2006 № 21, на основании своего решения от 22 мая 2006 года по делу № 811 о нарушении ОАО "Волгоградэнергосбыт" (400001, г. Волгоград, ул. Козловская, 14) п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" предписывает:
1. ОАО "Волгоградэнергосбыт" (400001, г. Волгоград, ул. Козловская, 14) с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", выразившееся в ущемлении интересов хозяйствующих субъектов путем нарушения установленного нормативными актами порядка ценообразования и навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него.
2. В этих целях:
2.1. Изменить условие дополнительных соглашений о внесении изменений в договор о снабжении электрической энергией, которые ОАО "Волгоградэнергосбыт" направляет для заключения своим абонентам, путем исключения из текста пункта 10 условия о применении коэффициента за потребление абонентом (по собственной инициативе) электроэнергии (мощности) ниже объемов, установленных договором энергоснабжения.
2.2. Изменить дополнительное соглашение от 21.11.2005 о внесении изменений в договор о снабжении электрической энергией № 3309 от 27.11.2003, которое ОАО "Волгоградэнергосбыт" направило для заключения своему абоненту - главе крестьянского хозяйства Егорову А.В., путем исключения из него условия о применении коэффициента за потребление абонентом (по собственной инициативе) электроэнергии (мощности) ниже значений, установленных договором энергоснабжения.
2.3. Изменить дополнительное соглашение от 21.11.2005 о внесении изменений в договор о снабжении электрической энергией № 3041 от 09.12.2000, которое ОАО "Волгоградэнергосбыт" направило для заключения своему абоненту - ОАО "Бердиевский элеватор", путем исключения из него условия о применении коэффициента за потребление абонентом (по собственной инициативе) электроэнергии (мощности) ниже значений, установленных договором энергоснабжения.
3. В случае отказа хозяйствующего субъекта от заключения дополнительного соглашения о внесении изменений в договор энергоснабжения в связи с наличием в пункте 10 условия о применении коэффициента за потребление абонентом (по собственной инициативе) электроэнергии (мощности) выше значений, установленных договором энергоснабжения, не навязывать данное условие абоненту.
4. Не допускать включения в договоры энергоснабжения, предлагаемые ОАО "Волгоградэнергосбыт" для заключения своим абонентам, условий, противоречащих требованиям антимонопольного законодательства.
Об исполнении настоящего предписания сообщить в Волгоградское УФАС России в срок до 1 августа 2006 года, представив документы, подтверждающие исполнение данного предписания.
В соответствии с ч. 2 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа установлена административная ответственность.
Примечание: предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение 3 месяцев со дня его принятия или выдачи <1>.
   --------------------------------

<1> Часть 4 гл. 3 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденных Приказом ФАС России от 02.02.2005 № 12.

Председатель Комиссии
В.В.БУРБА

Члены Комиссии
Е.В.АЛЕКСЕЕВА
Н.С.КОРОБОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru