Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Волгоградской обл. от 19.07.2006 по делу № А12-9676/06-С45
<В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ТАРИФАМ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ № 7/3 ОТ 02.03.2006 ОТКАЗАНО>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 18 - 19 июля 2006 года Дело № А12-9676/06-С45

(извлечение)

Арбитражный суд Волгоградской области, рассмотрев в судебном заседании заявление ООО "Гера" к Региональной службе по тарифам Волгоградской области о признании недействительным ненормативного правового акта,

установил:

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление РСТ Волгоградской обл. от 02.03.2006 имеет номер 7/3, а не 11/1.
   ------------------------------------------------------------------

Общество с ограниченной ответственностью "Гера" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Региональной службе по тарифам Волгоградской области о признании недействительным Постановления Региональной службы по тарифам Волгоградской области № 11/1 "Об установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО "Гера" от 02.03.2006.
В порядке ст. 49 АПК РФ заявитель уточнил исковые требования, просит признать недействующим Постановление Региональной службы по тарифам Волгоградской области № 7/3 "Об установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО "Гера" от 02.03.2006 в части исключения из состава затрат расходов на оплату труда и связанных с ними социальных отчислений в сумме 585,6 тысячи рублей; хозяйственных расходов в сумме 17,5 тысячи рублей; расходов, связанных с арендой нежилых помещений, в сумме 82 тысячи рублей; неполученного по независящим причинам дохода за 2005 г. в сумме 1041,42 тысячи рублей.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Содержание абзаца соответствует официальному тексту документа.
   ------------------------------------------------------------------

Заявитель считает - оспариваемое постановление является нормативным правовым актом, поскольку распространяет свое действие на неопределенный круг лиц, пользователей электрическими сетями ООО "Гера". Не соответствует пункту 4 статьи 6 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" № 41-ФЗ от 14.04.1995, пунктам 10, 16, 17, 19 Основ ценообразования в отношении электрической энергии в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" тепловой.
Кроме того, по мнению заявителя, при принятии оспариваемого постановления ответчик проигнорировал основополагающий принцип государственного регулирования тарифов, установленный ст. 4 ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию", состоящий в обеспечении экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии. Согласно данному принципу необходимые для обеспечения процесса энергоснабжения затраты должны учитываться при тарифном регулировании. При принятии оспариваемого постановления ответчик исключил из состава затрат расходы на оплату труда и связанные с ними социальные отчисления в сумме 585,6 тысячи рублей; хозяйственные расходы в сумме 17,5 тысячи рублей; расходы, связанные с арендой нежилых помещений, в сумме 82 тысячи рублей; неполученный по независящим причинам доход за 2005 г. в сумме 1041,42 тысячи рублей.
В судебном заседании представители заявителя поддержали требования.
Представители ответчика, РСТ Волгоградской области, требования заявителя не признали и пояснили суду, что в отношении ООО "Гера" было открыто дело об установлении тарифов на электрическую энергию на 2006 г., что в соответствии с пунктом 16 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации предполагает проведение экспертизы предложения об установлении тарифов.
При проведении экспертизы было установлено необоснованное отнесение ООО "Гера" в состав затрат расходов на оплату труда и связанных с ними социальных отчислений в сумме 585,6 тысячи рублей; хозяйственных расходов в сумме 17,5 тысячи рублей; расходов, связанных с арендой нежилых помещений, в сумме 82 тысячи рублей; неполученного по независящим причинам дохода за 2005 г. в сумме 1041,42 тысячи рублей.
Подробно возражения приведены в отзыве на исковое заявление.
В судебном заседании был объявлен перерыв до 10 часов 30 минут 19.07.2006. В указанное время заседание было продолжено.
Суд, изучив материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, оценив их доводы, не находит оснований для удовлетворения требований, исходя из следующего.
В соответствии с Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации ООО "Гера" обратилось в РСТ Волгоградской области с предложением об установлении тарифов, представив документы, необходимые для проведения экспертизы. Экспертное заключение с расчетом предлагаемых тарифов служит расчетной основой при принятии постановления Региональной службой по тарифам Волгоградской области. При разработке предложения об установлении тарифов ООО "Гера" использовало метод экономически обоснованных расходов (затрат), предусмотренный п. 15 Постановления Правительства РФ № 109 от 26.02.2004 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
Согласно данному методу тарифы рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
Состав расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета (согласно п. 17 Постановления Правительства РФ № 109 от 26.02.2004 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации"). Одним из основных нормативных правовых актов в данной сфере является Налоговый кодекс РФ (в частности гл. 25). Заявитель при разработке предложений об установлении тарифов представил расчет, согласно которому необходимая валовая выручка составила на 2006 г. 3231,54 тысячи рублей. Тогда как по расчетам экспертов РСТ Волгоградской области были утверждены расходы в сумме 1602,77 тысячи рублей, в остальной части затраты были отклонены. В состав затрат не были отнесены расходы на оплату труда и связанные с ними социальные отчисления в сумме 585,6 тысячи рублей; хозяйственные расходы в сумме 17,5 тысячи рублей; расходы, связанные с арендой нежилых помещений, в сумме 82 тысячи рублей; неполученный по независящим причинам доход за 2005 г. в сумме 1041,42 тысячи рублей.
Экспертное заключение основано на положениях Постановления Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 109, которым утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации.
Пунктом 10 Правил определен четкий перечень материалов, необходимый для открытия дела об установлении тарифов. Из данного перечня ООО "Гера" были представлены: бухгалтерская отчетность и Основные финансово-экономические показатели, которые не соответствовали первичной отчетности - актам на оплату потребленной электрической энергии; бухгалтерская отчетность за 9 месяцев не содержала данных, отраженных в отчетности за 6 месяцев (налога на землю).
ООО "Гера" является субъектом электроэнергетики согласно Приказу ФСТ России от 26 июля 2005 г. № 325-э "О включении ООО "Гера" в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль".
В соответствии с п. 1 ст. 43 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики обязаны вести бухгалтерский учет даже в том случае, если переведены на уплату единого налога на вмененный доход. Представленная ООО "Гера" бухгалтерская отчетность за предшествующий период регулирования не имеет регистрации в налоговой инспекции. Доводы заявителя относительно того, что последний переведен на уплату единого налога на вмененный доход и не обязан представлять полной отчетности на общих основаниях, не могут быть приняты во внимание.
В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организация, переведенная на единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не освобождена от обязанности бухгалтерского учета и, следовательно, обязана представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность на общих основаниях (Минфин РФ, Письмо от 22.08.2005 № 03-11-04/3/58).
Заявителем также не был представлен расчет полезного отпуска электрической и тепловой энергии с обоснованием размера расхода электрической энергии на собственные и производственные нужды и на передачу (потери) по сетям; данные о структуре и ценах потребляемого топлива с учетом перевозки; расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета); оценка выпадающих или дополнительно полученных в предшествующий период регулирования доходов, которые были выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности или результатов проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
В связи с отсутствием перечисленных данных РСТ Волгоградской области не имела возможности распределить расходы по основной и вспомогательной деятельности предприятия, поэтому был применен нормированный метод затрат.
Статьей 4 Федерального закона от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ "О государственном регулировании" одним из принципов, который должен соблюдаться при государственном регулировании, является определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.
Выводы экспертов относительно расходов, изложенных в пунктах "Фонд оплаты труда (ФОТ)" и "Отчисления" РСТ, суд считает обоснованными по следующим основаниям.
Пункт 7 Основ гласит: "При установлении тарифов регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность".
Согласно ст. 27 Основ при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями, заключенными соответствующими организациями, и фактическим объемом фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.
Согласно главе 25 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
В расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
На экспертизу ООО "Гера" был представлен расчет нормативной численности персонала в составе 19 человек.
Расчет нормативной численности промышленно-производственного персонала РСТ Волгоградской области был произведен в соответствии с Рекомендациями по нормированию труда работников электрического хозяйства, утвержденными Приказом Госстроя от 3 апреля 2000 г. № 68.
Согласно приведенным нормам для эксплуатации одного распределительного пункта 6 киловатт и одного силового трансформатора, линии электропередач 6 киловатт общей длиной 1,8 километра и линии электропередач 4 киловатт общей протяженностью 8,32 километра необходимое количество обслуживающего персонала - 5 человек.
Таким образом, эксперты обоснованно исключили из состава затрат расходы на оплату труда и связанные с ними социальные отчисления в сумме 585,6 тысячи рублей.
Обоснованным является вывод экспертов об исключении из состава затрат хозяйственных расходов в сумме 17,5 тысячи рублей; расходов, связанных с арендой нежилых помещений, в сумме 82 тысячи рублей; неполученного по независящим причинам дохода за 2005 г. в сумме 1041,42 тысячи рублей, поскольку ООО "Гера" не представило обоснованных доказательств необходимости понесенных расходов.
Таким образом, невключение РСТ Волгоградской области в состав затрат ООО "Гера" расходов на оплату труда и связанных с ними социальных отчислений в сумме 585,6 тысячи рублей; хозяйственных расходов в сумме 17,5 тысячи рублей; расходов, связанных с арендой нежилых помещений, в сумме 82 тысячи рублей; неполученного по независящим причинам дохода за 2005 г. в сумме 1041,42 тысячи рублей является обоснованным.
Государственное регулирование осуществляется в целях защиты экономических интересов потребителей от монопольного завышения тарифов (ст. 3 Федерального закона № 41-ФЗ).
Органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования в рамках указанных предельных уровней устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям для организаций, оказывающих данные услуги на территории соответствующего субъекта РФ.
Региональная служба по тарифам Волгоградской области является органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов), уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществлять контроль за их применением (Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 19 декабря 2000 года № 961 (с изменениями от 12 марта 2004 года).
Оспариваемое Постановление Региональной службы по тарифам Волгоградской области № 7/3 "Об установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО "Гера" от 02.03.2006 является обязательным для пользователей электрическими сетями ООО "Гера", в силу чего является нормативным правовым актом.
В соответствии с п. 1 ст. 29 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
В соответствии с Законом Волгоградской области от 01.10.2002 № 736-ОД "О законах и иных областных нормативных правовых актах", пунктами 10 и 17 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 (в ред. от 11.02.1999), нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации. Кроме того, такие акты подлежат официальному опубликованию в установленном порядке.
В силу пункта 19 Правил при нарушении указанных требований нормативные правовые акты как не вступившие в силу применяться не могут.
Поэтому оспариваемое постановление не может быть признано вступившим в силу, не подлежит применению со дня его издания и не порождает каких-либо правовых последствий, в том числе и для заявителя.
При указанных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст. 167 - 170 Арбитражного кодекса РФ, суд

решил:

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление РСТ по Волгоградской обл. от 02.03.2006 имеет номер 7/3, а не 713.
   ------------------------------------------------------------------

В удовлетворении заявления ООО "Гера" о признании недействующим Постановления Региональной службы по тарифам Волгоградской области № 713 от 02.03.2006 в части исключения из состава затрат расходов на оплату труда и связанных с ними социальных отчислений в сумме 585,6 тысячи рублей; хозяйственных расходов в сумме 17,5 тысячи рублей; расходов, связанных с арендой нежилых помещений, в сумме 82 тысячи рублей; неполученного по независящим причинам дохода за 2005 г. в сумме 1041,42 тысячи рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационную инстанцию в одномесячный срок.

Судьи
А.В.ПОНОМАРЕВ
М.Ю.НАУМОВА
Н.П.ЗОТОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru