Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ отдела законодательства и федерального регистра ГУ Минюста РФ по Южному федеральному округу в Волгоградской обл. от 19.06.2006 № 325з
"НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2005 ГОДА № 1163-ОД "ОБ ОБЛАСТНОМ ФОНДЕ СОФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РАСХОДОВ НА 2006 ГОД" (В РЕДАКЦИИ ОТ 13 АПРЕЛЯ 2006 ГОДА № 1211-ОД)"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



ОТДЕЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ФЕДЕРАЛЬНОГО РЕГИСТРА
ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 19 июня 2006 г. № 325з

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2005 ГОДА
№ 1163-ОД "ОБ ОБЛАСТНОМ ФОНДЕ СОФИНАНСИРОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНЫХ РАСХОДОВ НА 2006 ГОД" (В РЕДАКЦИИ
ОТ 13 АПРЕЛЯ 2006 ГОДА № 1211-ОД)

Отделом законодательства и федерального регистра Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу в Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 января 2005 года № 7 "Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по федеральным округам", и Положения, утвержденного Приказом руководителя Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу от 5 марта 2005 года № 6 "Об утверждении Положений в структурных подразделениях Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу", проведена юридическая экспертиза Закона Волгоградской области от 29 декабря 2005 года № 1163-ОД "Об областном фонде софинансирования социальных расходов на 2006 год" (в редакции от 13 апреля 2006 года № 1211-ОД) (далее - Закон) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием проведения юридической экспертизы является поступление в Отдел Закона Волгоградской области от 13 апреля 2006 года № 1211-ОД "О внесении изменения в Закон Волгоградской области от 29 декабря 2005 г. № 1163-ОД "Об областном фонде софинансирования социальных расходов на 2006 год".
Юридической экспертизой установлено следующее:
Рассматриваемый Закон Волгоградской области устанавливает целевое назначение, условия и порядок предоставления средств областного фонда софинансирования социальных расходов на 2006 год, предусмотренных Законом Волгоградской области "Об областном бюджете на 2006 год" (преамбула Закона).
Предметом правового регулирования являются бюджетные правоотношения, связанные с предоставлением финансовой помощи местным бюджетам за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Нормативное регулирование в данной сфере осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- Законом Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации" (в редакции от 21.07.2005 № 93-ФЗ);
- Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции от 02.02.2006 № 19-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 06.06.2006 № 73-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 03.06.2006 № 73-ФЗ);
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 29.12.2005 № 1161-ОД "Об областном бюджете на 2006 год" (в редакции от 06.05.2006 № 1224-ОД).
В соответствии с пунктом "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации финансовое регулирование находится в ведении Российской Федерации.
Частью 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации (преамбула Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления.
Абзацем 5 статьи 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации устанавливают и исполняют расходные обязательства субъекта Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно абзацу 2 статьи 135 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются в форме финансовой помощи местным бюджетам, в том числе дотаций из региональных фондов финансовой поддержки поселений в соответствии со статьей 137 настоящего Кодекса, дотаций из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) в соответствии со статьей 138 настоящего Кодекса и иных дотаций и субсидий в соответствии со статьей 139 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях предоставления местным бюджетам субсидий для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов местных бюджетов в составе бюджета субъекта Российской Федерации может быть образован региональный фонд софинансирования социальных расходов.
Целевое назначение, условия и порядок предоставления и расходования указанных субсидий устанавливаются законами субъекта Российской Федерации.
Подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Волгоградская областная Дума как законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые правоотношения путем принятия нормативного правового акта в форме закона.
Однако в ходе правового исследования в тексте исследуемого Закона Волгоградской области выявлено несоответствие федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
В соответствии с абзацами 1, 4 статьи 1 Закона Волгоградской области фонд образуется в составе областного бюджета и предназначен для предоставления бюджетам муниципальных районов и городских округов субсидий для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов местных бюджетов.
Средства Фонда используются в 2006 году на приобретение котельно-печного топлива, потребляемого для отопления бюджетных учреждений муниципальных районов и сельских (городских) поселений.
Абзацем 2 статьи 3 исследуемого Закона Волгоградской области установлено, что средства, предоставляемые бюджетам муниципальных районов, городских округов на цели, предусмотренные абзацем третьим статьи 1 настоящего Закона, используются также на информационное обеспечение органов местного самоуправления поселений для освещения их деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 62 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях предоставления бюджетам муниципальных образований субсидий для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов бюджетов муниципальных образований в составе расходов бюджета субъекта Российской Федерации может быть образован фонд софинансирования социальных расходов.
В соответствии с подпунктами 3, 7 пункта 1, пунктом 3 статьи 17 указанного выше Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по:
- созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансированию муниципальных учреждений, формированию и размещению муниципального заказа;
- учреждению печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации.
Полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно.
Пунктом 2 статьи 18 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенное выше, следует сделать вывод о том, что субсидии из фонда софинансирования социальных расходов, образованного в составе бюджета субъекта Российской Федерации, направляются непосредственно в бюджеты тех муниципальных образований, социально значимые расходы которых подлежат софинансированию.
Выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в том, что субсидии из Фонда софинансирования социальных расходов на 2006 год выделяются исключительно бюджетам муниципальных районов для долевого финансирования социально значимых расходов сельских (городских) поселений, что приводит к нарушению принципа самостоятельности органов местного самоуправления поселений при реализации полномочий в части финансирования муниципальных учреждений поселений, источников официального опубликования поселений.
16 марта 2006 года Главным управлением проведена юридическая экспертиза Закона Волгоградской области "Об областном фонде софинансирования социальных расходов на 2006 год", в ходе которой в тексте указанного Закона выявлено несоответствие федеральному законодательству, аналогичное приведенному выше, и коллизия норм регионального законодательства, заключающаяся в отсутствии в Законе Волгоградской области "Об областном фонде софинансирования социальных расходов на 2006 год" одного из видов приоритетных социально значимых расходов местных бюджетов (оплата кредиторской задолженности за поставленный природный газ) при наличии в Законе Волгоградской области "Об областном бюджете на 2006 год" положения, в соответствии с которым бюджету городского округа город-герой Волгоград из областного фонда софинансирования социальных расходов на 2006 год предусмотрено выделение субсидий на оплату кредиторской задолженности за поставленный природный газ.
Изменения, внесенные Законом Волгоградской области от 13 апреля 2006 года № 1211-ОД "О внесении изменения в закон Волгоградской области от 29 декабря 2005 г. № 1163-ОД "Об областном фонде софинансирования социальных расходов на 2006 год", устраняют коллизию норм регионального законодательства.
Форма и содержание анализируемого нормативного правового акта соответствуют правилам законодательной техники.
Исследуемый Закон Волгоградской области опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" № 4 от 13 января 2006 года.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Волгоградской области от 13.04.2006 № 1211-ОД опубликован в газете "Волгоградская правда" № 66, а не № 6.
   ------------------------------------------------------------------

Закон Волгоградской области от 13 апреля 2006 года № 1211-ОД "О внесении изменения в закон Волгоградской области от 29 декабря 2005 г. № 1163-ОД "Об областном фонде софинансирования социальных расходов на 2006 год" опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" № 6 от 15 апреля 2006 года.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что Закон Волгоградской области от 29 декабря 2005 года № 1163-ОД "Об областном фонде софинансирования социальных расходов на 2006 год" (в редакции от 13 апреля 2006 года № 1211-ОД) не соответствует действующему федеральному законодательству в части выделения бюджетам муниципальных районов субсидий для долевого финансирования расходов, связанных с реализацией полномочий сельских (городских) поселений.
Предлагаю привести исследуемый Закон Волгоградской области в соответствие с действующим федеральным законодательством; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник отдела законодательства
и федерального регистра Главного
управления Минюста России
по Южному федеральному округу
в Волгоградской области
советник юстиции 1-го класса
Е.Н.КОРОЛЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru