Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ отдела законодательства и федерального регистра ГУ Минюста РФ по Южному федеральному округу в Волгоградской обл. от 02.06.2006 № 292п
"НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 17.04.2001 № 311 "О ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



ОТДЕЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ФЕДЕРАЛЬНОГО РЕГИСТРА
ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОВТОРНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 2 июня 2006 г. № 292п

НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 17.04.2001 № 311 "О ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
ПРОЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
И ТЕРРИТОРИЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ"

Отделом законодательства и федерального регистра Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу в Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 января 2005 года № 7 "Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по федеральным округам", и Положения, утвержденного Приказом руководителя Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу от 5 марта 2005 года № 6 "Об утверждении Положений в структурных подразделениях Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу", проведена повторная юридическая экспертиза Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 17.04.2001 № 311 "О проведении государственной экспертизы проектов строительства в области защиты населения и территорий Волгоградской области от чрезвычайных ситуаций" (далее - постановление) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием для проведения повторной юридической экспертизы является поручение заместителя руководителя Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу от 5 мая 2006 года № 02-25/216 об исследовании нормативных правовых актов Волгоградской области в сфере градостроительного законодательства.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящим постановлением утверждается Положение о проведении государственной экспертизы проектов строительства в области защиты населения и территорий Волгоградской области от чрезвычайных ситуаций.
Предметом правового регулирования рассматриваемого постановления являются правоотношения в сфере строительства на территории Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Градостроительным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 31.12.2005 № 203-ФЗ);
- Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции от 22.08.2004 № 122-ФЗ);
- Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (в редакции от 09.05.2005 № 45-ФЗ);
- Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 23.06.1995 № 446 "О введении в действие положений по вопросам государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций";
- Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 10.06.1996 № 383 "О совершенствовании экспертной деятельности в интересах предупреждения чрезвычайных ситуаций";
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области.
В соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным с принятием мер по обеспечению безопасности строительства, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий при осуществлении градостроительной деятельности, нормы законодательства о градостроительной деятельности применяются, если данные отношения не урегулированы законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений, законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов, законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии, техническими регламентами.
Согласно статье 2 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" законодательство Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 26 указанного выше Федерального закона предусмотрено, что государственная экспертиза предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, организуется и проводится специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях проверки и выявления степени их соответствия установленным нормам, стандартам и правилам и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, исследуемый нормативный правовой акт Главы Администрации Волгоградской области издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения.
Таким образом, издание исследуемого юридической экспертизой нормативного правового акта входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
Однако в ходе правового исследования в тексте рассматриваемого постановления выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, состоящее в следующем.
В соответствии с пунктом 6.3 Положения, утвержденного исследуемым постановлением, началом экспертизы является дата оплаты экспертных работ при условии предоставления полного комплекта документов.
Согласно пункту 2.2 Порядка проведения государственной экспертизы и согласования градостроительной документации и проектов строительства в системе МЧС России, утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 23.06.1995 № 446, сроком начала экспертизы является дата утверждения экспертным органом плана ее проведения.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в установлении субъектом Российской Федерации момента начала экспертизы с нарушением требований федерального законодательства.
Кроме того, в ходе правового исследования в тексте рассматриваемого постановления выявлены нарушения юридической техники, состоящие в следующем.
1. В пункте 2 исследуемого постановления содержится ссылка на Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации Волгоградской области.
В соответствии со статьей 2 Закона Волгоградской области от 06.03.2006 № 1201-ОД "О внесении изменений в статью 3 Закона Волгоградской области от 24 апреля 2001 г. № 533-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" Управление противопожарной службы и гражданской защиты Администрации Волгоградской области является правопреемником Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации Волгоградской области.
Таким образом, ссылка в тексте постановления на реорганизованное структурное подразделение Администрации Волгоградской области необоснованна.
Аналогичное нарушение юридической техники выявлено в пункте 1.4, части 1 пункта 2.3, пункте 3.2, подпункте "в" пункта 3.3 Положения, утвержденного рассматриваемым постановлением.
2. Абзац 3 пункта 2 исследуемого постановления содержит ссылку на Центр лицензирования строительной деятельности и государственной вневедомственной экспертизы проектов Волгоградской области.
Постановление Администрации Волгоградской области от 06.12.1993 № 363 "О создании Центра лицензирования строительной деятельности и государственной вневедомственной экспертизы проектов Волгоградской области" признано утратившим силу в связи с изданием Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 12.01.2006 № 8 "О признании утратившими силу некоторых правовых актов Администрации Волгоградской области и Главы Администрации Волгоградской области".
Таким образом, ссылка в тексте постановления на ликвидированную государственную организацию необоснованна.
Аналогичное нарушение юридической техники выявлено в пункте 1.4, подпункте "д" пункта 3.6 Положения, утвержденного рассматриваемым постановлением.
3. В подпункте "е" пункта 3.1 Положения, утвержденного исследуемым постановлением, содержится ссылка на Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.
В соответствии с пунктом 15 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу преобразован в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Таким образом, ссылка в тексте рассматриваемого постановления на преобразованный федеральный орган исполнительной власти необоснованна.
4. В подпункте "б" пункта 3.3 Положения, утвержденного рассматриваемым постановлением, содержится ссылка на Северо-Кавказский региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 10.09.2001 № 396 "Об утверждении Положения о региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", утверждающий перечень региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, признан утратившим силу в связи с изданием Приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 17.01.2003 № 22.
5. В пункте 4.1 Положения, утвержденного рассматриваемым постановлением, содержится ссылка на признанные утратившими силу следующие нормативные документы:
1) Рабочую документацию строительства РДС 30-201-93 "Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации", признанную утратившей силу Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.02.2003 № 27 "Об Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы, утверждения градостроительной документации";
2) Свод правил СП 11-101-95 "Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительстве предприятий, зданий и сооружений", признанный утратившим силу Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 12.07.2002 № 86 "Об отмене Постановления Министерства строительства Российской Федерации от 30.06.1995 № 18-63";
3) Строительные нормы и правила СНиП 11-01-95 "Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений", признанные утратившими силу Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 17.02.2003 № 18 "Об отмене Постановления Министерства строительства Российской Федерации от 30.06.1995 № 18-64".
Следовательно, ссылка в тексте исследуемого постановления на недействующие нормативные документы необоснованна.
Текст настоящего постановления опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 20.06.2001 № 109.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Содержание абзаца соответствует официальному тексту документа.
   ------------------------------------------------------------------

Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что Постановление Главы Администрации Волгоградской от 17.04.2001 № 311 "О проведении государственной экспертизы проектов строительства в области защиты населения и территорий Волгоградской области от чрезвычайных ситуаций" не соответствует действующему федеральному законодательству в части установления момента начала экспертизы.
Предлагаю привести исследуемое постановление в соответствие с федеральным законодательством; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник отдела законодательства
и федерального регистра Главного
управления Минюста России
по Южному федеральному округу
в Волгоградской области
советник юстиции 1-го класса
Е.Н.КОРОЛЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru