Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ отдела законодательства и федерального регистра ГУ Минюста РФ по Южному федеральному округу в Волгоградской обл. от 02.06.2006 № 280з
"НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 17 ИЮЛЯ 2003 ГОДА № 855-ОД "ОБ ОБОРОТЕ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" (В РЕДАКЦИИ ОТ 15 ФЕВРАЛЯ 2005 ГОДА № 1007-ОД, ОТ 23 МАЯ 2005 ГОДА № 1065-ОД, ОТ 8 ФЕВРАЛЯ 2006 ГОДА № 1194-ОД)"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



ОТДЕЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ФЕДЕРАЛЬНОГО РЕГИСТРА
ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 2 июня 2006 г. № 280з

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 17 ИЮЛЯ 2003 ГОДА № 855-ОД
"ОБ ОБОРОТЕ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" (В РЕДАКЦИИ ОТ 15 ФЕВРАЛЯ 2005 ГОДА
№ 1007-ОД, ОТ 23 МАЯ 2005 ГОДА № 1065-ОД,
ОТ 8 ФЕВРАЛЯ 2006 ГОДА № 1194-ОД)

Отделом законодательства и федерального регистра Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу в Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 января 2005 года № 7 "Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по федеральным округам", и Положения, утвержденного Приказом руководителя Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу от 5 марта 2005 года № 6 "Об утверждении Положений в структурных подразделениях Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу", проведена юридическая экспертиза Закона Волгоградской области от 17 июля 2003 года № 855-ОД "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области" (в редакции от 15 февраля 2005 года № 1007-ОД, от 23 мая 2005 года № 1065-ОД, от 8 февраля 2006 года № 1194-ОД) (далее - Закон) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием проведения юридической экспертизы является поступление в Отдел Закона Волгоградской области от 8 февраля 2006 года № 1194-ОД "О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 17 июля 2003 года № 855-ОД "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области", а также поручение заместителя руководителя Главного управления Минюста России по Южному федеральному округу от 5 мая 2006 года № 02-25/216 о проведении мониторинга регионального земельного законодательства.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Исследуемый Закон регулирует отношения, связанные с оборотом земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области.
Предметом правового регулирования являются земельные правоотношения, связанные с оборотом земель сельскохозяйственного назначения.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Земельным кодексом Российской Федерации;
- Гражданским кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 31.12.2005 № 203-ФЗ);
- Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в редакции от 18.07.2005 № 87-ФЗ);
- Федеральным законом от 07.07.2003 № 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве";
- Федеральным законом от 11.06.2003 № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве";
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 07.10.1997 № 139-ОД "Об административно-территориальном устройстве Волгоградской области" (в редакции от 11.05.1999 № 258-ОД).
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Абзацем 1 пункта 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, исследуемый Закон принят с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Таким образом, исследуемый юридической экспертизой Закон Волгоградской области принят в пределах компетенции законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Однако в ходе проведения юридической экспертизы в связи с изменениями федерального законодательства в тексте исследуемого Закона Волгоградской области выявлены несоответствия действующему федеральному законодательству, заключающиеся в следующем.
1. В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона максимальный размер общей площади земельных участков сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного административно-территориального образования Волгоградской области и могут находиться одновременно в собственности гражданина, его супруга и близких родственников (родителей, детей, братьев, сестер, дедушки, бабушки и внуков), а также юридических лиц, в которых данные гражданин или его супруг и близкие родственники (родители, дети, братья, сестры, дедушка, бабушка и внуки) имеют право распоряжаться более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставные (складочные) капиталы данных юридических лиц, составляет 10 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий в границах одного административно-территориального образования на момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков.
Абзацем 1 статьи 4 Закона Волгоградской области "Об административно-территориальном устройстве Волгоградской области" установлено, что территория Волгоградской области состоит из административно-территориальных единиц - районов и городов областного значения.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, устанавливается законом субъекта Российской Федерации равным не менее чем 10 процентам общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков.
Выявленные несоответствия федеральному законодательству заключаются в:
- установлении региональным законодателем расширенного перечня территорий, в границах которых определяется максимальный общий размер земельных участков сельскохозяйственных угодий, которые могут находиться в собственности граждан и юридических лиц, в отношении территории городов областного значения;
- учете при определении максимального размера общей площади земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения не только площади земельных участков, принадлежащих на праве собственности одному гражданину и (или) юридическому лицу, но и общей площади земельных участков, находящихся в собственности супруги, близких родственников (родителей, детей, братьев, сестер, дедушки, бабушки и внуков), а также юридических лиц, в которых данный гражданин или его супруга и близкие родственники имеют право распоряжаться более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставные (складочные) капиталы данных юридических лиц.
Применение анализируемой нормы Закона Волгоградской области приводит к ограничению права граждан на приобретение земельных участков сельскохозяйственных угодий в собственность.
2. В соответствии с пунктом 1 статьи 4 анализируемого Закона в случае если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказался земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований пункта 3 статьи 3 и (или) статьи 5 настоящего Закона, такой земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником. Отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенных до вступления в силу настоящего Закона, должно быть осуществлено не позднее срока, установленного Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
При нарушении требований пункта 3 статьи 3 настоящего Закона лица, указанные в этом пункте, самостоятельно определяют, кто из них производит отчуждение части земельного участка. При недостижении между ними согласия об отчуждении части земельного участка, превышающей максимальный размер общей площади земельных участков, спор разрешается в судебном порядке.
Норма Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", регламентировавшая правоотношения, связанные с определением порядка разрешения между супругами, близкими родственниками вопроса отчуждения части земельного участка, который превышает максимально допустимый размер земельного участка и может находиться в собственности указанных лиц, утратила силу (абзац 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
В настоящее время размер земельного участка, который может находиться в собственности одного гражданина и (или) юридического лица, определяется без учета размера земельных участков, находящихся на праве собственности у супруги, близких родственников указанного гражданина.
Таким образом, определение порядка решения вопроса о продаже части земельного участка при нарушении максимально допустимого размера участка между гражданином, супругой, близкими родственниками противоречит действующим правилам определения максимального размера общей площади земельного участка, установленным федеральным законодательством.
3. В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона Волгоградской области в случае отсутствия лица, изъявившего желание приобрести земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, эти земельный участок или долю должна приобрести администрация Волгоградской области, а в случае ее отказа - соответствующее муниципальное образование Волгоградской области по начальной цене предмета торгов при условии, что она не превышает рыночную стоимость, сложившуюся в данной местности. В случае если установленная собственником начальная цена предмета торгов превышает рыночную стоимость, администрация Волгоградской области, а в случае ее отказа - соответствующее муниципальное образование Волгоградской области приобретает земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок по рыночной стоимости.
Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в случае отсутствия лица, изъявившего желание приобрести земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, этот земельный участок или эту долю должен приобрести субъект Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, должно приобрести муниципальное образование по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности.
Выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в установлении региональным законодателем иного, в отличие от определенного федеральным законодательством, способа определения цены земельного участка (доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения), приобретаемого Волгоградской областью, муниципальным образованием Волгоградской области, в случае отсутствия лица, изъявившего желание приобрести земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок.
4. В соответствии со статьей 5 исследуемого Закона иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками или долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.
Согласно статье 3, абзацу 2 пункта 1 статьи 12 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.
Без выделения земельного участка в счет земельной доли участник долевой собственности по своему усмотрению вправе завещать свою земельную долю, внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, или передать свою земельную долю в доверительное управление либо продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли.
Выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в установлении региональным законодателем возможности обладания иностранными гражданами, иностранными юридическими лицами, лицами без гражданства, а также юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения на праве аренды.
5. В соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 6 Закона продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить о намерении продать этот земельный участок администрацию Волгоградской области и муниципальное образование Волгоградской области, на территории которого находится продаваемый земельный участок, указав в извещении цену и другие существенные условия договора. Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.
Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 8 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем девяносто дней.
Выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в ограничении региональным законодателем перечня сведений, подлежащих включению в извещение о намерении продать земельный участок.
6. В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона Волгоградской области участник долевой собственности обязан известить в письменной форме остальных участников долевой собственности или опубликовать сообщение в средствах массовой информации, определенных в статье 9 настоящего Закона, о намерении продать долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения третьему лицу.
Извещение в письменной форме или опубликованное в средствах массовой информации сообщение должно содержать указание на необходимость направления участниками долевой собственности предложений о покупке доли в праве общей собственности продавцу и в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по месту нахождения такого земельного участка, доля в праве общей собственности на который предложена для продажи.
Если остальные участники долевой собственности в течение месяца с момента получения извещения в письменной форме или опубликования указанного сообщения откажутся от покупки доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения или не заявят о намерении приобрести ее, продавец обязан известить в письменной форме соответствующее муниципальное образование Волгоградской области о намерении продать долю в праве общей собственности из земель сельскохозяйственного назначения с указанием цены и других существенных условий договора по правилам, установленным статьей 6 настоящего Закона.
Согласно абзацу 2 пункта 1, пункту 2 статьи 12 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" без выделения земельного участка в счет земельной доли такой участник долевой собственности по своему усмотрению вправе завещать свою земельную долю, внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, или передать свою земельную долю в доверительное управление либо продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли.
В случае если участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения продает свою земельную долю без выделения земельного участка в счет своей земельной доли другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности, извещать других участников долевой собственности о намерении продать свою земельную долю не требуется.
Таким образом, установление региональным законодателем обязанности участника долевой собственности извещать иных участников долевой собственности о намерении продать долю в праве общей собственности третьему лицу неправомерно, поскольку действующим федеральным законодательством установлено, что участник долевой собственности вправе осуществлять распоряжение долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в отношениях с третьими лицами, не являющимися участниками данной долевой собственности, сельскохозяйственной организацией или гражданином - членом крестьянского (фермерского) хозяйства, использующими земельный участок, находящийся в долевой собственности, только после выделения земельного участка в счет земельной доли.
Следовательно, после выдела земельного участка в натуре указанное лицо не будет являться участником общей собственности и на него не будут распространяться положения статьи 25 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующие осуществление права преимущественной доли в праве общей собственности.
7. В соответствии с абзацами 1, 2 пункта 4 статьи 8 исследуемого Закона участник долевой собственности вправе требовать выдела земельного участка в счет долевой собственности из земель сельскохозяйственного назначения для создания и расширения личного подсобного хозяйства и крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду. Для указанного выдела участник долевой собственности обязан известить о намерении выделить земельный участок в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в письменной форме остальных участников долевой собственности или опубликовать сообщение в средствах массовой информации, определенных в статье 9 настоящего Закона, с указанием предполагаемого местоположения выделяемого земельного участка.
Размеры и местоположение выделяемого земельного участка должны соответствовать требованиям, установленным статьей 3 настоящего Закона, и определяться в соответствии с федеральным законодательством о землеустройстве.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей для создания либо расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду или распоряжения им иным образом, если это не нарушает требований статьи 4 настоящего Федерального закона.
Местоположение земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется участником долевой собственности в соответствии с решением общего собрания участников долевой собственности при утверждении границ части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Образование земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, осуществляется на основании этого решения общего собрания участников долевой собственности.
Выявленные несоответствия федеральному законодательству заключаются в:
- ограничении региональным законодателем права участника долевой собственности на выдел части земельного участка в счет доли в праве общей собственности на земельный участок в зависимости от целей его дальнейшего использования;
- вторжении в компетенцию Российской Федерации в части установления иного, в отличие от определенного федеральным законодательством, порядка определения местоположения и размера земельного участка, подлежащего выделению в счет земельной доли.
8. В соответствии с абзацами 3, 4, 5 пункта 4 статьи 8 рассматриваемого Закона Волгоградской области в случае если рыночная стоимость выделяемого земельного участка в расчете на единицу его площади превышает рыночную стоимость оставшегося после выдела земельного участка в расчете на единицу его площади, участник долевой собственности, осуществляющий выдел земельного участка, обязан выплатить компенсацию остальным участникам долевой собственности после выдела земельного участка.
Размер компенсации определяется как произведение площади выделяемого земельного участка и разницы в рыночной стоимости выделяемого земельного участка и оставшегося после выдела земельного участка в расчете на единицу их площадей.
В случае если рыночная стоимость выделяемого земельного участка в расчете на единицу площади ниже рыночной стоимости оставшегося после выделения земельного участка, соответствующая компенсация выплачивается участнику долевой собственности, осуществившему выдел земельного участка.
Согласно абзацу 3 пункта 3 статьи 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на земельную долю. При этом участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить в счет своей земельной доли земельный участок, площадь которого больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю, если увеличение или уменьшение площади образуемого земельного участка осуществляется в пределах кадастровой стоимости, установленной для сельскохозяйственных угодий, в границах которых образуется данный земельный участок.
Из текста указанного выше Федерального закона исключены положения о компенсации остальным участникам долевой разницы рыночной стоимости земельного участка, находящегося в долевой собственности после выдела из его состава земельного участка, в счет доли в праве общей собственности.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается во вторжении в компетенцию Российской Федерации в части установления института компенсации при выделе земельного участка в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.
9. В соответствии с пунктом 6 статьи 8 Закона не используемая в течение двух лет доля, находящаяся в общей собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, может быть выделена в самостоятельный земельный участок муниципальным образованием Волгоградской области по правилам, установленным настоящей статьей.
Согласно абзацам 1 - 5 пункта 5 статьи 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости.
Образование этого земельного участка осуществляется на основании соответствующего решения субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, на основании соответствующего решения муниципального образования.
Общее собрание участников долевой собственности вправе принять решение об определении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, площадь которой равна сумме площади невостребованных земельных долей.
Сообщение о невостребованных земельных долях с указанием их собственников опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.
Если собственники невостребованных земельных долей, в счет выделения которых должен быть образован земельный участок, в течение девяноста дней со дня опубликования указанного сообщения не заявят о своем желании воспользоваться правами участников долевой собственности, устанавливаются границы этого земельного участка.
Выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается во вторжении в компетенцию Российской Федерации в части установления срока, по истечении которого неиспользуемая доля в праве общей собственности подлежит выделению в самостоятельный земельный участок, не совпадающего со сроком, определенным федеральным законодателем; установлении порядка выделения неиспользуемой доли в праве общей собственности на земельный участок.
Форма и содержание представленного на юридическую экспертизу нормативного правового акта соответствуют правилам законодательной техники.
Исследуемый Закон Волгоградской области опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 23 июля 2003 года № 130.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Волгоградской области от 08.02.2006 № 1194-ОД опубликован 15.02.2006, а не 19.02.2006.
   ------------------------------------------------------------------

Законы Волгоградской области от 15 февраля 2005 года № 1007-ОД, от 23 мая 2005 года № 1065-ОД, от 8 февраля 2006 года № 1194-ОД соответственно опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 2 марта 2005 года № 36, от 1 июня 2005 года № 97, от 19 февраля 2006 года № 27.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что Закон Волгоградской области от 17 июля 2003 года № 855-ОД "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области" (в редакции от 15 февраля 2005 года № 1007-ОД, от 23 мая 2005 года № 1065-ОД, от 8 февраля 2006 года № 1194-ОД) не соответствует действующему федеральному законодательству в части вторжения в компетенцию Российской Федерации по вопросам определения территорий, в границах которых определяется максимальный общий размер земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; установления максимального размера общей площади земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; определения порядка решения вопроса о продаже части земельного участка при нарушении максимально допустимого размера; установления способа определения цены земельного участка; установления возможности обладания иностранными гражданами долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения на праве аренды; ограничения перечня сведений, подлежащих включению в извещение о намерении продать земельный участок; установления обязанности участника долевой собственности извещать иных участников долевой собственности о намерении продать долю в праве общей собственности третьему лицу; ограничения права участника долевой собственности на выдел части земельного участка в счет доли в праве общей собственности; установления порядка определения местоположения и размера земельного участка, подлежащего выделению в счет земельной доли; установления института компенсации при выделе земельного участка в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения; установления срока, по истечении которого неиспользуемая доля в праве общей собственности подлежит выделению в самостоятельный земельный участок.
Главное управление предлагает привести Закон Волгоградской области в соответствие с действующим федеральным законодательством; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник отдела законодательства
и федерального регистра Главного
управления Минюста России
по Южному федеральному округу
в Волгоградской области
советник юстиции 1-го класса
Е.Н.КОРОЛЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru