Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ отдела законодательства и федерального регистра ГУ Минюста РФ по Южному федеральному округу в Волгоградской обл. от 02.06.2006 № 285п
"НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 29.12.1997 № 742 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСОВ НА ЛУЧШИЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ПРОЕКТ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" (В РЕДАКЦИИ ОТ 19.03.2003 № 214-Р)"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



ОТДЕЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ФЕДЕРАЛЬНОГО РЕГИСТРА
ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОВТОРНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 2 июня 2006 г. № 285п

НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 29.12.1997 № 742 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ
КОНКУРСОВ НА ЛУЧШИЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ПРОЕКТ НА ТЕРРИТОРИИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" (В РЕДАКЦИИ ОТ 19.03.2003 № 214-Р)

Отделом законодательства и федерального регистра Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу в Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 января 2005 года № 7 "Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по федеральным округам", и Положения, утвержденного Приказом руководителя Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу от 5 марта 2005 года № 6 "Об утверждении Положений в структурных подразделениях Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу", проведена повторная юридическая экспертиза Постановления Администрации Волгоградской области от 29.12.1997 № 742 "Об утверждении Порядка проведения конкурсов на лучший архитектурный проект на территории Волгоградской области" (в редакции от 19.03.2003 № 214-р) (далее - постановление) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием для проведения повторной юридической экспертизы является поручение заместителя руководителя Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу от 5 мая 2006 года № 02-25/216 об исследовании нормативных правовых актов Волгоградской области в сфере градостроительного законодательства.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящим постановлением утверждается Порядок проведения конкурсов на лучший архитектурный проект на территории Волгоградской области.
Предметом правового регулирования рассматриваемого постановления являются правоотношения, связанные с организацией и проведением областного конкурса.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Гражданским кодексом Российской Федерации;
- Градостроительным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 31.12.2005 № 203-ФЗ);
- Федеральным законом от 17.11.1995 № 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" (в редакции от 22.08.2004 № 122-ФЗ);
- Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции от 31.12.2005 № 200-ФЗ);
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области.
В соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 пункта 4 статьи 3 Федерального закона "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" при строительстве отдельных архитектурных объектов, определенных утвержденной градостроительной документацией, архитектурно-планировочное задание должно разрабатываться на основе обязательного проведения предпроектных исследований или конкурсов на архитектурный проект. Порядок и условия проведения этих исследований или конкурсов определяются органами архитектуры и градостроительства субъектов Российской Федерации.
Следовательно, исследуемый нормативный правовой акт администрации Волгоградской области издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения.
Таким образом, издание исследуемого юридической экспертизой нормативного правового акта входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
Однако в ходе правового исследования в тексте рассматриваемого постановления выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, состоящее в следующем.
В соответствии с пунктом 4.1 Порядка, утвержденного исследуемым постановлением (далее - Порядок), к участию в открытых конкурсах допускаются все архитекторы, как имеющие лицензию на архитектурную деятельность, так и не имеющие ее.
Пунктом 4.2 Порядка предусмотрено, что в конкурсе, следствием которого является конкретное проектирование, могут принимать участие архитекторы, имеющие лицензию на архитектурную деятельность.
Подпунктом 9.2 Порядка предусмотрено, что две трети членов жюри определяются из списка кандидатов в члены жюри (архитекторов, имеющих лицензии на архитектурную деятельность), избранных правлением ВОСА с участием соответствующего органа архитектуры и градостроительства.
Статьей 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрен исчерпывающий перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию.
В соответствии с указанной статьей Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование архитектурной деятельности не предусмотрено.
Согласно пункту 3 статьи 17 указанного выше Федерального закона введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в предусмотренный настоящим Федеральным законом перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.
Кроме того, глава II Федерального закона "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", устанавливающая порядок лицензирования архитектурной деятельности, признана утратившей силу Федеральным законом от 10.01.2003 № 15-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в установлении субъектом Российской Федерации лицензируемого вида деятельности, не предусмотренного федеральным законодательством.
Форма и содержание исследуемого нормативного правового акта администрации Волгоградской области соответствуют правилам юридической техники.
Первоначальный текст настоящего постановления опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 30.01.1998 № 17.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Содержание абзаца соответствует официальному тексту документа.
   ------------------------------------------------------------------

Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что Постановление Администрации Волгоградской от 29.12.1997 № 742 "Об утверждении Порядка проведения конкурсов на лучший архитектурный проект на территории Волгоградской области" (в редакции от 19.03.2003 № 214-р) не соответствует действующему федеральному законодательству в части установления дополнительного вида деятельности, подлежащего лицензированию.
Предлагаю привести исследуемое постановление в соответствие с федеральным законодательством; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник отдела законодательства
и федерального регистра Главного
управления Минюста России
по Южному федеральному округу
в Волгоградской области
советник юстиции 1-го класса
Е.Н.КОРОЛЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru