Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ апелляционной инстанции Арбитражного суда Волгоградской обл. от 19.05.2006 по делу № А12-35641/05-С6-5/41
<ТОЛЬКО НАЛИЧИЕ ПАМЯТНИКОВ С ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ПРАВОВЫМИ ПРИЗНАКАМИ ДОПУСКАЕТ ОТНЕСЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ КАТЕГОРИЙ ЗЕМЕЛЬ К ЗЕМЛЯМ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИМ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Поволжского округа от 09.11.2006 данное постановление и решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.02.2006 по данному делу отменены, в удовлетворении заявленных требований ЗАО "РП "Память" о признании недействительным Постановления Администрации Светлоярского района Волгоградской области от 23.08.2004 № 931 отказано.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражного суда, не вступивших в законную силу

от 19 мая 2006 года Дело № А12-35641/05-С6-5/41

(извлечение)

Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области (заинтересованного лица по делу) и Православного прихода святых преподобных Сергия и Германа Валаамских Волгоградской епархии (третьего лица) на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 февраля 2006 г. по иску (заявлению) закрытого акционерного общества Ритуальное предприятие "Память" к администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области о признании ненормативного акта недействительным с привлечением к участию в деле в качестве 3-х лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Волгоградского лесхоза Агентства лесного хозяйства по Волгоградской области, Православного прихода святых преподобных Сергия и Германа Валаамских Волгоградской епархии, общества с ограниченной ответственностью "Православные ритуальные услуги", общества с ограниченной ответственностью "Ритуальная православная служба", Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Волгоградской области в лице территориального отдела № 2 Светлоярского района, администрации Кировского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области,

установил:

Заявитель обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области о признании недействительным (незаконным) Постановления администрации Светлоярского района Волгоградской области от 23.08.2004 № 931 "О предоставлении в аренду земельного участка Кировского поссовета для организации православного вероисповедального и общественного кладбища".
Решением от 14 февраля 2006 г. суд первой инстанции заявленное требование удовлетворил и признал Постановление администрации Светлоярского района Волгоградской области от 23.08.2004 № 931 "О предоставлении в аренду земельного участка Кировского поссовета для организации православного вероисповедального и общественного кладбища" недействительным и не соответствующим статье 1 Закона РСФСР от 15.12.1978 "Об охране и использовании памятников истории и культуры", статье 94 Земельного кодекса РФ.
Администрация Светлоярского муниципального района Волгоградской области (заинтересованное лицо по делу) и Православный приход святых преподобных Сергия и Германа Валаамских Волгоградской епархии (третье лицо) не согласились с данным решением суда, в апелляционных жалобах просят его отменить как незаконное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленного требования.
Изучив материалы дела при рассмотрении апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции в судебном заседании от 10 - 17.04.2006 пришел к выводу, что обжалуемый судебный акт принят о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, а именно - администрации Кировского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области, что в силу п. 4 ч. 4 ст. 270 АПК РФ свидетельствует о наличии безусловного основания к отмене принятого по делу решения.
Статьей 51 АПК РФ предусмотрено, что в случае если судебный акт может повлиять на права и обязанности какого-либо лица по отношению к одной из сторон в споре, такое лицо привлекается к участию в деле на правах третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора. При этом привлечение производится не только по ходатайству сторон, а возможно и по инициативе арбитражного суда.
В силу указанных обстоятельств, с учетом наличия безусловного основания для отмены обжалуемого судебного акта и согласно ч. 5 ст. 270 АПК РФ апелляционная инстанция определением от 10 - 14.04.2006 перешла к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, с привлечением к участию в деле в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Кировского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области.
Повторно рассмотрев и исследовав материалы и фактические обстоятельства дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, оценив доводы апелляционных жалоб и заявленных требований, а также доказательства, представленные сторонами, в их совокупности, суд апелляционной инстанции находит апелляционные жалобы подлежащими удовлетворению в части отмены обжалуемого решения, решение суда первой инстанции - отмене по безусловному основанию, с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленного требования.
Как свидетельствуют материалы дела, 15.04.2005 между ЗАО Ритуальное предприятие "Память" и Волгоградским лесным хозяйством по Волгоградской области был заключен договор № 13 аренды земельного участка лесного фонда Российской Федерации.
Согласно условиям договора Волгоградское лесное хозяйство по Волгоградской области передает ЗАО Ритуальное предприятие "Память" земельный участок лесного фонда в размере 2,5 гектара для осуществления культурно-оздоровительных целей. Место расположения участка: г. Волгоград, Красноармейский район, Красноармейское лесничество, квадрат № 17, выдел № 3 (далее - земельный участок).
Договором предусмотрена обязанность арендатора, ЗАО Ритуальное предприятие "Память", использовать участок лесного фонда по назначению в соответствии с лесным законодательством. По окончании срока действия договора арендатор обязан сдать участок в состоянии, необходимом для ведения лесного хозяйства.
Порядок и цели использования данного земельного участка заявителем определялись в т.ч. с учетом Приказа Министерства природных ресурсов РФ от 31.08.2005 № 240 "Об утверждении порядка пользования участка лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей".
Согласно пункту 4 вышеуказанного приказа право пользования участком лесного фонда, предоставляемым для культурно-оздоровительных целей, возникает с момента государственной регистрации соответствующего договора аренды участка лесного фонда.
В сентябре 2005 года заявителем при проведении мероприятий, необходимых для оформления земельного участка (осуществлении процедур по согласованию, подготовке проектов организации мест отдыха), и выезде специалистов, осуществляющих землеустроительные работы, на предоставленном земельном участке были обнаружены захоронения граждан.
Из письма департамента городского хозяйства администрации № 2519 от 13.12.2005 заявителю, ЗАО Ритуальное предприятие "Память", стало известно, что основанием проведения работ, связанных с организацией захоронений на соответствующем земельном участке, является Постановление администрации Светлоярского района Волгоградской области № 931 от 23.08.2004 "О предоставлении в аренду земельного участка Кировского поссовета для организации православного вероисповедального и общественного кладбища".
В пункте 1 постановления указано на вывод из земель запаса находящегося в муниципальной собственности Светлоярского района земельного участка площадью 35054,77 квадратного метра, расположенного в 0,5 км севернее п. Кирова, и перевод его в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов.
В пунктах 2 - 4, 6 - 8 постановления регламентируются вопросы, касающиеся предоставления данного участка в аренду Православному приходу святых преподобных Сергия и Германа Валаамских Волгоградской епархии.
Согласно пункту 5 указанный земельный участок отнесен к землям историко-культурного значения в составе категории земель особо охраняемых территорий и объектов.
В силу ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии со статьей 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Согласно п. 2 ст. 29 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом ст. 198 АПК РФ предусмотрено, что соответствующие лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного правового акта недействительным, если полагают, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создают иные препятствия для осуществления такой деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда лицам стало известно о нарушении их прав и законных интересов.
Поскольку ЗАО Ритуальное предприятие "Память" узнало о нарушении оспариваемым постановлением своих прав и законных интересов 13.12.2005, а с заявлением о признании недействительным Постановления администрации Светлоярского района Волгоградской области № 931 от 23.08.2004 обратилось 14.12.2005, то сроки подачи заявления о признании ненормативного правового акта недействительным, установленные в ст. 198 АПК РФ, в данном случае не нарушены.
Доказательств в опровержение данного факта ответчиком не представлено.
Оспариваемое постановление нарушает законные права и интересы заявителя, ЗАО Ритуальное предприятие "Память", в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку заявитель фактически лишен возможности осуществлять какую-либо экономическую деятельность, предусмотренную договором аренды, получать прибыль, связанную с предоставлением гражданам культурно-оздоровительных услуг.
Администрация Светлоярского района Волгоградской области с заявленным требованием не согласна, считает его необоснованным, в удовлетворении просит отказать.
Вместе с тем вопреки положениям ст. 65 и п. п. 4, 5 ст. 200 АПК РФ она не доказала соответствие оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту и наличие у нее надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, в т.ч. права на отнесение данного участка к землям историко-культурного значения в составе особо охраняемых территорий.
Третьи лица, Православный приход святых преподобных Сергия и Германа Валаамских Волгоградской епархии, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Волгоградской области в лице территориального отдела № 2 Светлоярского района, общество с ограниченной ответственностью "Православные ритуальные услуги", администрация Кировского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области, согласно представленным отзывам и позиции их представителей в судебном заседании полагают, что основания для признания оспариваемого постановления недействительным отсутствуют.
Третье лицо, Волгоградский лесхоз Агентства лесного хозяйства, поддерживает позицию заявителя, подчеркивая, что соответствующий земельный участок расположен не на землях Светлоярского района, а в Красноармейском лесничестве в кв. 17 выд. 3 и выд. 12 на землях Волгоградского лесхоза, где в 1995 г. лесхозом были произведены посадки лесных культур сосны, уничтожаемых в настоящее время Православным приходом святых преподобных Сергия и Германа Валаамских Волгоградской епархии. Считает, что заявителю земельный участок был предоставлен на законных основаниях, в связи с чем его права оспариваемым постановлением действительно нарушаются.
В соответствии со статьей 95 Земельного кодекса РФ под землями особо охраняемых территорий понимаются земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение.
Использование земель историко-культурного назначения, определение границ этих земель, изъятие их из хозяйственного использования и другие формы охраны земель историко-культурного назначения регламентируются нормами Земельного кодекса РФ, законодательными актами Российской Федерации и субъектов Федерации о памятниках истории и культуры, в частности Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 № 73-ФЗ (далее - Закон об объектах культурного наследия), Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" и Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 № 865.
Ст. 28 Закона об объектах культурного наследия предусмотрено проведение государственной историко-культурной экспертизы в целях определения соответствия, в частности, проектов проведения строительных и иных работ требованиям государственной охраны объекта культурного наследия.
До начала проведения историко-культурной экспертизы, как установлено пунктом 4 статьи 63 Закона об объектах культурного наследия, сохраняются порядок согласования градостроительной и проектной документации и порядок согласования и выдачи разрешений на проведение земляных, строительных и иных работ, установленные статьями 31, 34, 35, 40 и 42 Закона РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры".
В частности, ст. 35 данного Закона устанавливает, что в пределах зон охраны памятников истории и культуры республиканского и местного значения производство указанных работ и хозяйственная деятельность запрещаются без разрешения Министерства культуры РСФСР.
В соответствии с действующим законодательством памятниками истории и культуры являются сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.
Все памятники истории и культуры, находящиеся на территории России, охраняются государством. К памятникам истории и культуры относятся:
памятники истории - здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, революционным движением, Гражданской и Великой Отечественной войнами, а также с развитием науки и техники, культуры и быта народов, с жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства; захоронения погибших за свободу и независимость Родины.
Таким образом, только наличие памятников с определенными правовыми признаками допускает отнесение определенных категорий земель к землям, представляющим историко-культурное значение.
Администрация Светлоярского района Волгоградской области не представила доказательств регистрации или учета на данном земельном участке каких-либо памятников, представляющих культурную или историческую ценность.
В соответствии с гигиеническими требованиями размещения, устройства и содержания кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения "Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.1279-03" для организации и функционирования кладбища необходимо провести ряд мероприятий.
Согласно п. 2.9 на кладбищах организуют подъездные пути и автостоянки, канализирование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение и благоустройство территории. В 7.3 указано, что для питьевых и хозяйственных нужд на кладбищах, в крематориях и других зданиях и помещениях похоронного назначения следует предусматривать сеть хозяйственно-питьевого водопровода (тупиковую) от городских и поселковых сетей или от резервуаров, наполняемых привозной водой, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения. Качество воды должно отвечать требованиям санитарных правил на питьевую воду.
Пунктом 7.4 предусматривается, что при отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации допускается устройство шахтных колодцев для полива и строительство общественных туалетов выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил. Кроме того, на территории кладбища (в силу его предназначения) может осуществляться деятельность по строительству объектов похоронного значения, работы (строительные) по установке надгробных сооружении и т.д.
Совершение всех вышеуказанных действий возможно только в силу выполнения хозяйственной деятельности.
Вместе с тем статьей 42 Федерального закона "Об охране и использовании памятников истории и культуры" предусмотрено, что строительные, мелиоративные, дорожные и другие работы, которые могут создавать угрозу существованию памятников истории и культуры, производятся только по согласованию с государственными органами охраны памятников и после осуществления мероприятий, обеспечивающих сохранность памятников. Проекты строительных, мелиоративных, дорожных и других работ должны быть согласованы с государственными органами охраны памятников и предусматривать мероприятия, обеспечивающие сохранность памятников истории и культуры.
Однако администрация Светлоярского района Волгоградской области не представила доказательств, подтверждающих согласование работ с государственными органами охраны памятников.
Решение администрации Светлоярского района Волгоградской области об отнесении земельного участка к землям, имеющим историко-культурное значение, и включении его в состав земель особо охраняемых территорий и объектов не соответствует статье 94 Земельного кодекса РФ.
Статус земельного участка, установленный оспариваемым ненормативным правовым актом, не позволяет включать его в оборот обычных гражданских правоотношений, в том числе передавать в аренду.
Согласно пункту 9 части 4 статьи 27 Земельного кодекса РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые воинскими и гражданскими захоронениями. В части 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ, земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
При таких обстоятельствах заявитель обоснованно считает оспариваемое постановление незаконным, а свои требования, в отличие от позиции и возражений администрации, доказанными.
Оценив доказательства и обстоятельства по делу в их совокупности, апелляционный суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявления и признания оспариваемого постановления администрации недействительным (незаконным).
Доводы заинтересованного лица и 3-х лиц, возражающих против удовлетворения требования заявителя, изложенные в их отзывах и апелляционных жалобах, судебной коллегией не принимаются ввиду их несостоятельности, поскольку они не нашли своего подтверждения в материалах дела и судебном заседании.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 258, 268 - 272 АПК РФ, суд апелляционной инстанции

постановил:

Апелляционные жалобы администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области и Православного прихода святых преподобных Сергия и Германа Валаамских Волгоградской епархии в части отмены решения арбитражного суда Волгоградской области от 14 февраля 2006 г., принятого по делу № А12-35641/05-С6, удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 февраля 2006 г., принятое по делу № А12-35641/05-С6, отменить по безусловному основанию и принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительным Постановление администрации Светлоярского района Волгоградской области № 931 от 23.08.2004 "О предоставлении в аренду земельного участка Кировского поссовета для организации православного вероисповедального и общественного кладбища", не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Выдать закрытому акционерному обществу "Ритуальное предприятие "Память" справку о возврате из федерального бюджета государственной пошлины в размере 2000 руб. 00 коп.
Постановление вступает в законную силу с момента его оглашения и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в кассационную коллегию Федерального арбитражного суда Поволжского округа.

Председательствующий
Н.В.ДАШКОВА

Судьи
Е.С.ПЯТЕРНИНА
Т.А.ЗАГОРУЙКО


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru