Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ отдела законодательства и федерального регистра ГУ Минюста РФ по Южному федеральному округу в Волгоградской обл. от 27.03.2006 № 139з
"НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 3 МАРТА 2005 ГОДА № 1016-ОД "О МЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" (В РЕДАКЦИИ ОТ 4 ИЮЛЯ 2005 ГОДА № 1077-ОД, ОТ 12 ЯНВАРЯ 2006 ГОДА № 1189-ОД)"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



ОТДЕЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ФЕДЕРАЛЬНОГО РЕГИСТРА
ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 27 марта 2006 г. № 139з

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 3 МАРТА 2005 ГОДА
№ 1016-ОД "О МЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ
ГРАЖДАН, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
(В РЕДАКЦИИ ОТ 4 ИЮЛЯ 2005 ГОДА № 1077-ОД, ОТ 12 ЯНВАРЯ
2006 ГОДА № 1189-ОД)

Отделом законодательства и федерального регистра Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу в Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 января 2005 года № 7 "Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по федеральным округам", и Положения, утвержденного Приказом руководителя Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу от 5 марта 2005 года № 6 "Об утверждении Положений в структурных подразделениях Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу", проведена юридическая экспертиза Закона Волгоградской области от 3 марта 2005 года № 1016-ОД "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области" (в редакции от 4 июля 2005 года № 1077-ОД, от 12 января 2006 года № 1189-ОД) (далее - Закон) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием проведения юридической экспертизы является поступление в Отдел Закона Волгоградской области от 12 января 2006 года № 1189-ОД "О внесении изменения в Закон Волгоградской области от 3 марта 2005 года № 1016-ОД "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области"; исполнение поручения Главного управления Минюста России по Южному федеральному округу от 19 января 2006 года № 02-25/15 о проведении юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в связи с изменениями жилищного законодательства.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Рассматриваемым областным Законом установлены меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области (преамбула Закона).
Предметом правового регулирования являются правоотношения, связанные с определением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан на территории Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- Жилищным кодексом Российской Федерации;
- Законом Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (в редакции от 01.07.2005 № 78-ФЗ);
- Законом Российской Федерации от 09.06.1993 № 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" (в редакции от 22.08.2004 № 122-ФЗ);
- Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции от 19.12.2005 № 163-ФЗ);
- Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (в редакции от 22.08.2004 № 122-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 31.12.2005 № 203-ФЗ);
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, социальное обеспечение находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации определено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьями 20, 22 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, исследуемый Закон Волгоградской области принят с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, жертв политических репрессий в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъектов Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан.
Подпунктом "б" пункта 1 статьи 5 указанного выше Федерального закона установлено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Волгоградская областная Дума как законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые правоотношения путем принятия соответствующего нормативного правового акта.
Однако в связи с изменением федерального жилищного законодательства в тексте исследуемого Закона Волгоградской области выявлено несоответствие федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
В соответствии с пунктом "ж" статьи 2, пунктом "г" статьи 3, пунктом "е" статьи 4 исследуемого Закона труженикам тыла, ветеранам труда, жертвам политических репрессий предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Выявленное несоответствие заключается в наделении Законом Волгоградской области органов местного самоуправления полномочиями органов государственной власти субъекта Российской Федерации по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению.
Форма и содержание анализируемого нормативного правового акта соответствуют правилам законодательной техники.
Исследуемый Закон Волгоградской области опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 11 марта 2005 года № 42.
Законы Волгоградской области от 4 июля 2005 года № 1077-ОД, от 12 января 2006 года № 1189-ОД соответственно опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 13 июля 2005 года № 126, от 20 января 2006 года № 9.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что Закон Волгоградской области от 3 марта 2005 года № 1016-ОД "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области" (в редакции от 4 июля 2005 года № 1077-ОД, от 12 января 2006 года № 1189-ОД) не соответствует действующему федеральному законодательству в части превышения компетенции органов местного самоуправления по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению.
Предлагаю привести исследуемый Закон Волгоградской области в соответствие с действующим федеральным законодательством; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник отдела законодательства
и федерального регистра Главного
управления Минюста России
по Южному федеральному округу
в Волгоградской области
советник юстиции 2-го класса
Е.Н.КОРОЛЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru