Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ отдела законодательства и федерального регистра ГУ Минюста РФ по Южному федеральному округу в Волгоградской обл. от 16.03.2006 № 127з
"НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 05.05.2005 № 1053-ОД "О ВЫБОРАХ В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" (В РЕДАКЦИИ ОТ 11.07.2005 № 1080-ОД)"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



ОТДЕЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ФЕДЕРАЛЬНОГО РЕГИСТРА
ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОВТОРНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 16 марта 2006 г. № 127з

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 05.05.2005 № 1053-ОД
"О ВЫБОРАХ В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" (В РЕДАКЦИИ
ОТ 11.07.2005 № 1080-ОД)

Отделом законодательства и федерального регистра Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу в Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 января 2005 года № 7 "Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по федеральным округам", и Положения, утвержденного Приказом руководителя Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу от 5 марта 2005 года № 6 "Об утверждении Положений в структурных подразделениях Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу", проведена повторная юридическая экспертиза Закона Волгоградской области от 05.05.2005 № 1053-ОД "О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области" (в редакции от 11.07.2005 № 1080-ОД) (далее - Закон) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием проведения повторной юридической экспертизы является поручение заместителя руководителя Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу от 20 февраля 2006 года № 02-25/75 об исследовании законодательства Волгоградской области в сфере местного самоуправления.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящим Законом определен порядок реализации гражданами Российской Федерации права на участие в выборах в органы местного самоуправления, проводимых в муниципальных образованиях, расположенных на территории Волгоградской области.
Предметом правового регулирования исследуемого Закона являются правоотношения, направленные на установление порядка организации и проведения выборов в органы местного самоуправления на территории Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 31.12.2005 № 203-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 15.02.2006 № 24-ФЗ);
- Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции от 21.07.2005 № 93-ФЗ);
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области.
Частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации определено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
В соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации определено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
Следовательно, исследуемый Закон Волгоградской области принят с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 23 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.
Подпунктом "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов.
Законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации (подпункт "в" пункта 2 статьи 5 указанного выше Федерального закона).
Таким образом, Волгоградская областная Дума как законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе принимать исследуемый нормативный правовой акт, направленный на регулирование рассматриваемой сферы отношений.
Однако в ходе правового исследования в тексте рассматриваемого Закона выявлены несоответствия действующему федеральному законодательству, состоящие в следующем.
1. В соответствии с пунктом 7 статьи 4 исследуемого Закона депутаты представительного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, а также государственные должности государственной службы и муниципальные должности муниципальной службы.
Пунктом 9 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что депутаты, выборные должностные лица, работающие на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Депутаты представительных органов муниципальных образований не могут замещать муниципальные должности муниципальной службы, быть депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти. Иные ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, могут устанавливаться федеральным законом.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в вторжении субъектом Российской Федерации в компетенцию Российской Федерации по вопросам установления ограничений, связанных со статусом депутата представительного органа муниципального образования.
2. В соответствии с пунктом 2 статьи 8 рассматриваемого Закона норма об изменении (продлении или сокращении) установленного уставом муниципального образования срока, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты, и (или) срока полномочий органа местного самоуправления, депутатов может применяться только к органам и депутатам, избранным на выборах, назначенных после официального опубликования такой нормы.
Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" норма об изменении (продлении или сокращении) установленного федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования срока, на который избираются органы государственной власти, органы местного самоуправления, депутаты, и (или) срока полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, депутатов может применяться только к органам и депутатам, избранным на выборах, назначенных после вступления в силу такой нормы.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в установлении субъектом Российской Федерации момента, с которого разрешается применение нормы об изменении (продлении или сокращении) установленного уставом муниципального образования срока, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты, и (или) срока полномочий органа местного самоуправления, депутатов, с нарушением требований федерального законодательства, учитывая, что момент опубликования и момент вступления в силу нормы в отдельных случаях не коррелируются.
3. В соответствии с частью 1 пункта 1 статьи 10 исследуемого Закона выборы депутатов представительного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления назначаются решением представительного органа местного самоуправления. Решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны депутаты представительного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления.
Однако в соответствии с пунктом 7 статьи 10 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в нарушении субъектом Российской Федерации сроков, отведенных федеральным законодательством для принятия решения представительного органа муниципального образования о назначении выборов в органы местного самоуправления.
4. Согласно частям 2 и 3 пункта 1 статьи 10 рассматриваемого Закона днем голосования на выборах депутатов представительного органа местного самоуправления является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах депутатов представительного органа местного самоуправления, в результате которого указанный орган был избран в правомочном составе.
Днем голосования на выборах выборных должностных лиц местного самоуправления является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах выборных должностных лиц местного самоуправления, в результате которого указанные должностные лица были избраны.
Согласно пункту 3 статьи 10 областного Закона голосование на выборах в органы местного самоуправления должно быть проведено не позднее чем через 80 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Указанное решение подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" днями голосования на выборах в органы местного самоуправления являются второе воскресенье марта или в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 6 настоящей статьи и пунктом 8 статьи 81.1 настоящего Федерального закона.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в нарушении сроков проведения голосования, установленных федеральным законодательством.
5. В соответствии с частью 2 пункта 4 статьи 10 областного Закона если воскресенье, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с днем, предшествующим нерабочему праздничному дню, или с нерабочим праздничным днем, или со днем, следующим после нерабочего праздничного дня, либо объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на следующее воскресенье.
Согласно пункту 6 статьи 10 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" если второе воскресенье марта, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье марта объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на первое воскресенье марта. Если второе воскресенье октября, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье октября объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на первое воскресенье октября.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в установлении субъектом Российской Федерации срока переноса выборов с нарушением требований федерального законодательства.
6. В соответствии с пунктом 5 статьи 10 областного Закона, если представительный орган местного самоуправления не назначит выборы в сроки, предусмотренные законом, уставом муниципального образования, а также в случае, если представительный орган местного самоуправления остался в неправомочном составе, выборы назначаются и проводятся избирательной комиссией муниципального образования:
а) в первое или во второе воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия выборных должностных лиц местного самоуправления или депутатов представительного органа местного самоуправления. При этом решение избирательной комиссии муниципального образования о проведении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного пунктом 3 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении выборов;
б) не позднее чем через 120 дней со дня досрочного прекращения полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления или досрочного прекращения полномочий депутатов представительного органа местного самоуправления, влекущего за собой неправомочность органа. При этом решение избирательной комиссии муниципального образования о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного пунктом 3 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении выборов.
Согласно пункту 8 статьи 10 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в сроки, предусмотренные пунктом 7 настоящей статьи, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, выборы в органы местного самоуправления назначаются соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в нарушении срока назначения выборов, при условии, если выборы не назначены представительным органом муниципального образования.
7. В соответствии с пунктом 2 статьи 11 исследуемого Закона в случае принятия в период избирательной кампании законов или устава муниципального образования, содержащих положения, которыми определяется порядок подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, либо в случае внесения в указанный период в закон или устав муниципального образования изменений и дополнений, касающихся порядка подготовки и проведения указанных выборов, указанные нормативные правовые акты, изменения и дополнения применяются к выборам, назначенным после вступления в силу этих нормативных правовых актов, изменений и дополнений.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 11 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
В случае принятия в период избирательной кампании закона, содержащего положения, которыми определяется порядок подготовки и проведения соответствующих выборов, референдума, либо в случае внесения в этот период в закон изменений, касающихся порядка подготовки и проведения соответствующих выборов, референдума, указанные закон и изменения применяются к выборам, которые назначены после их вступления в силу, и к референдуму, инициатива проведения которого выдвинута после вступления в силу указанных закона и изменений.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в том, что устав муниципального образования не может составлять правовую основу, регулирующую порядок подготовки и проведения муниципальных выборов.
8. В соответствии с пунктом 4 статьи 15 областного Закона в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), на судах, находящихся в день голосования в плавании, избирательные участки могут образовываться в срок, установленный пунктом 2 настоящей статьи, а в исключительных случаях по согласованию с избирательной комиссией муниципального образования - не позднее чем за пять дней до дня голосования.
Согласно пункту 5 статьи 19 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях избирательные участки, участки референдума могут образовываться в срок, установленный пунктом 2 настоящей статьи, а в исключительных случаях по согласованию с вышестоящей комиссией - не позднее чем за три дня до дня голосования.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в нарушении субъектом Российской Федерации срока, отведенного для образования избирательных участков в местах временного пребывания избирателей.
9. В соответствии с пунктом 6 статьи 16 областного Закона в списке избирателей должны быть предусмотрены места для проставления избирателем подписи за каждый полученный им бюллетень, для подписи члена участковой избирательной комиссии, выдавшего бюллетень (бюллетени) избирателю, а также для внесения суммарных данных по выборам в органы местного самоуправления.
Согласно пункту 11 статьи 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в списке избирателей должны быть предусмотрены места для проставления избирателем подписи за каждый полученный им бюллетень, серии и номера своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также для внесения суммарных данных по каждому виду выборов и для проставления подписи члена участковой комиссии, выдавшего бюллетень (бюллетени) избирателю.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в ограничении субъектом Российской Федерации требований, предъявляемых федеральным законодателем к содержанию списка избирателей.
10. Согласно пункту 8 статьи 16 исследуемого Закона первый экземпляр списка избирателей, составленный в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, передается по акту в соответствующую участковую избирательную комиссию за 25 дней до дня голосования.
В соответствии с пунктом 13 статьи 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" соответствующая территориальная комиссия (окружная избирательная комиссия, избирательная комиссия муниципального образования) передает по акту участковым комиссиям первый экземпляр списка избирателей конкретного избирательного участка не позднее чем за 20 дней до дня голосования.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в нарушении региональным законодателем срока передачи списка избирателей участковым комиссиям.
11. В соответствии с частью 2 пункта 3 статьи 17 исследуемого Закона военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования, не включаются в списки избирателей и не учитываются при определении числа избирателей при выборах в органы местного самоуправления.
Согласно пункту 5 статьи 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования, не включаются в списки избирателей и не учитываются при определении числа избирателей при выборах в органы местного самоуправления.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в расширении субъектом Российской Федерации перечня лиц, которые не включаются в списки избирателей и не учитываются при определении числа избирателей при выборах в органы местного самоуправления, в отношении курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования.
12. В соответствии с пунктом 5 статьи 17 областного Закона избиратели, находящиеся в день голосования в больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания, а также избиратели, работающие в непрерывно действующих организациях и на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), военнослужащие, находящиеся вне места дислокации воинской части, включаются в список избирателей на избирательном участке по месту временного пребывания на основании личного письменного заявления и паспорта или заменяющего его документа при условии нахождения места жительства этих избирателей на территории избирательного округа, в пределах которого находится избирательный участок, образованный в соответствующем месте временного пребывания. Личное письменное заявление подается не позднее чем за семь дней до дня голосования в избирательную комиссию муниципального образования (территориальную избирательную комиссию) либо участковую избирательную комиссию.
Согласно пункту 17 статьи 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избиратели, участники референдума, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также избиратели, участники референдума из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, решением участковой комиссии могут быть включены в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в нарушении срока подачи заявления граждан о включении в список избирателей, установленного действующим федеральным законодательством.
13. В соответствии с пунктом 1 статьи 18 исследуемого Закона список избирателей представляется участковой избирательной комиссией для ознакомления избирателей и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования.
Согласно пункту 15 статьи 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" участковая комиссия за 20 дней до дня голосования представляет список избирателей для ознакомления избирателей и его дополнительного уточнения.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в установлении субъектом Российской Федерации срока представления участковой комиссией списка избирателей с нарушением действующего федерального законодательства.
14. В соответствии с пунктом 2 статьи 18 областного Закона гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом на выборах в органы местного самоуправления, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей.
Согласно пункту 16 статьи 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, правом на участие в выборах, вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением о включении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в установлении прав избирателей с нарушением действующего федерального законодательства.
15. В соответствии с частью 1 подпункта "а" пункта 7 статьи 19 рассматриваемого Закона в заявлении кандидата о его согласии баллотироваться указываются сведения биографического характера: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий, если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа), вид, серия и номер документа, удостоверяющего личность, наименование или код органа, выдавшего данный документ, и дата его выдачи.
Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" вместе с уведомлением и заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в установлении субъектом Российской Федерации порядка подачи заявления кандидата с нарушением требований федерального законодательства.
16. В соответствии с подпунктом "б" пункта 7 статьи 19 областного Закона одновременно с уведомлением, указанным в пункте 6 настоящей статьи, в соответствующую окружную избирательную комиссию (избирательную комиссию муниципального образования) должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Сведения о размере и об источниках доходов представляются в виде копии налоговой декларации гражданина, являющегося кандидатом, за год, предшествующий году назначения выборов (с отметкой налогового органа по месту представления). Если в соответствии с законодательством Российской Федерации гражданин, являющийся кандидатом, не обязан представлять налоговую декларацию, представляется справка (представляются справки) о величине его доходов (включая пенсии, пособия, иные выплаты) за год, предшествующий году назначения выборов, от юридических и (или) физических лиц, являющихся налоговыми агентами в соответствии с федеральным законом, организаций, осуществляющих соответствующие выплаты. Сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, а также иные сведения, указанные в настоящем подпункте, представляются по форме, установленной в приложении 3 к настоящему Закону.
Однако согласно пункту 3 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" вместе с уведомлением, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в нарушении формы представления сведений о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах, установленной действующим федеральным законодательством.
Аналогичное несоответствие федеральному законодательству выявлено в пункте 11 статьи 22 областного Закона.
17. В соответствии с пунктом 1 статьи 25 исследуемого Закона участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей не допускается. Запрещается в процессе сбора подписей принуждать избирателей ставить свои подписи и вознаграждать их за это в любой форме, а также осуществлять сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат.
Согласно пункту 6 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в ограничении субъектом Российской Федерации перечня мест, запрещенных для сбора подписей, в отношении мест учебы, мест при оказании благотворительной помощи.
Аналогичное несоответствие федеральному законодательству выявлено в пункте 3 статьи 25 рассматриваемого Закона.
18. В соответствии с пунктом 10 статьи 25 исследуемого Закона количество подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представляемых в избирательные комиссии, может превышать установленное настоящим Законом необходимое для регистрации количество подписей, но не более чем на 25 процентов.
Согласно пункту 2 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" количество представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в установлении региональным законодателем количества подписей избирателей в подписных листах, превышающего показатель, определенный федеральным законодательством.
19. Пунктом 7 статьи 28 Закона Волгоградской области определен перечень оснований принятия решения об отказе в регистрации кандидата избирательной комиссией.
Однако приведенный в Законе Волгоградской области перечень ограничен в части невключения в него следующих оснований отказа в регистрации кандидатов, установленных подпунктами "е" и "н" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации":
е) сокрытие кандидатом сведений о неснятой и непогашенной судимости либо о гражданстве иностранного государства, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 настоящего Федерального закона;
н) внесение кандидатом избирательного залога в меньшем размере, чем это установлено пунктом 11 настоящей статьи, либо внесение кандидатом избирательного залога за счет средств, поступивших в его избирательный фонд с нарушением требований, предусмотренных законом.
Кроме того, в указанный выше перечень оснований Законом Волгоградской области включены следующие основания, не установленные Федеральным законом:
- недостоверность сведений, представленных кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками в соответствии с подпунктом "а" пункта 7 статьи 19, пунктом 10 статьи 22 настоящего Закона. Недостоверность сведений, относящихся к отдельным кандидатам, включенным в список кандидатов по единому избирательному округу, может служить основанием только для исключения этих кандидатов из заверенного списка кандидатов;
- превышение числа кандидатов, исключенных из списка кандидатов по единому избирательному округу по заявлениям о снятии своих кандидатур, по решению избирательного объединения, избирательного блока об исключении кандидатов из списка кандидатов по единому избирательному округу (за исключением кандидатов, выбывших по вынуждающим к тому обстоятельствам), а также по решению избирательной комиссии об исключении кандидатов из указанного списка кандидатов по основаниям, предусмотренным настоящим пунктом, более чем на 25 процентов от общего числа кандидатов в заверенном списке кандидатов.
Указанные выше положения областного Закона не соответствуют пункту 27 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому перечни оснований отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов по решению комиссии, отказа в проведении референдума, установленные пунктами 24 - 26 настоящей статьи, являются исчерпывающими.
20. В соответствии с подпунктом "д" пункта 7 статьи 28 Закона Волгоградской области основаниями отказа в регистрации могут быть: недостаточное количество представленных достоверных и действительных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу, или выявление 25 и более процентов недостоверных и недействительных подписей избирателей среди подписей, подвергшихся проверке (если для регистрации кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу не внесен избирательный залог либо если подписи не должны представляться в соответствии с пунктами 6 - 8 статьи 26 настоящего Закона).
Однако в соответствии с подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основаниями отказа в регистрации кандидата являются:
- недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
Таким образом, Законом Волгоградской области необоснованно увеличен процент недостоверных и недействительных подписей, выявление которых является основанием для отказа в регистрации кандидата.
21. В соответствии с пунктом 7 статьи 35 исследуемого Закона в день голосования до момента окончания голосования на территории соответствующего избирательного округа запрещается опубликование (обнародование) данных о результатах выборов, включая размещение таких данных в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть Интернет).
Согласно пункту 7 статьи 45 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в день голосования до момента окончания голосования на территории соответствующего избирательного округа запрещается публикация (обнародование) данных об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, в том числе размещение таких данных в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая Интернет).
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в ограничении субъектом Российской Федерации перечня сведений, запрещенных для опубликования (обнародования), в отношении итогов голосования.
22. В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 статьи 38 рассматриваемого Закона запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать, распространять любые агитационные материалы лицам, находящимся на государственной или муниципальной службе, в том числе военнослужащим, лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или выборные муниципальные должности, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ должностного или служебного положения.
Согласно подпункту "б" пункта 7 статьи 48 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей, кроме случая, предусмотренного пунктом 8.1 настоящей статьи, и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в установлении перечня субъектов, которым запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать, распространять любые агитационные материалы с нарушением действующего федерального законодательства.
Кроме того, в соответствии с подпунктом "е.1" пункта 7 статьи 48 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" к числу лиц, которым запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать, распространять любые агитационные материалы, отнесены международные организации и международные общественные движения.
23. Согласно пункту 1 статьи 39 областного Закона агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу и создания соответствующего избирательного фонда (за исключением случая, когда кандидатом не создается избирательный фонд в соответствии с частью второй пункта 1 статьи 47 настоящего Закона) и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов.
Таким образом, приведенным положением исследуемого Закона создание соответствующего избирательного фонда необоснованно считается основанием для признания агитационного периода начавшимся.
24. Согласно пункту 2 статьи 39 исследуемого Закона предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 30 дней до дня голосования и оканчивается за одни сутки до дня голосования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 49 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в установлении субъектом Российской Федерации периода предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях.
25. В соответствии с пунктом 4 статьи 44 рассматриваемого Закона все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы (за исключением материалов, распространяемых в соответствии со статьями 41 и 42 настоящего Закона) должны содержать наименование и юридический адрес организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится его место жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя и отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов.
Согласно пункту 2 статьи 54 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в ограничении Законом Волгоградской области сведений, которые в обязательном порядке должны содержать все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы, в части указания идентификационного номера налогоплательщика организации, изготовившей (изготовившего) данные материалы, указания об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда.
26. В соответствии с пунктом 8 статьи 45 областного Закона в случае нарушения организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания установленного настоящим Законом порядка проведения предвыборной агитации соответствующая избирательная комиссия вправе обратиться в правоохранительные органы, суд, в органы исполнительной власти, осуществляющие государственную политику в сфере средств массовой информации, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания, их должностных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 8 статьи 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в случае распространения подложных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований пунктов 2 - 6, 8 и 10 статьи 54 настоящего Федерального закона, а также в случае нарушения организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания установленного настоящим Федеральным законом порядка проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума соответствующая комиссия обязана обратиться в правоохранительные органы, суд, орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, об изъятии незаконных агитационных материалов и о привлечении организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания, их должностных лиц, иных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку обращение в соответствующие органы в случае распространения подложных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований пунктов 2 - 6, 8 и 10 статьи 54 настоящего Федерального закона вменено в обязанность соответствующей избирательной комиссии, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в установлении диспозитивного характера обращения комиссий местного референдума в определенные федеральным законодательством органы в случае распространения подложных агитационных материалов либо распространения агитационных материалов с нарушением установленного порядка.
27. В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 статьи 53 Закона Волгоградской области в помещении для голосования либо непосредственно перед этим помещением участковая избирательная комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещает следующую информацию обо всех кандидатах, списках кандидатов по единому избирательному округу, обо всех избирательных объединениях, избирательных блоках, внесенных в избирательный бюллетень: если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, - слова "Независимый кандидат".
Согласно подпункту "е" пункта 6 статьи 54 Закона Волгоградской области при проведении выборов выборного должностного лица местного самоуправления в избирательном бюллетене по единому избирательному округу, а при проведении выборов депутатов представительного органа местного самоуправления по мажоритарной или смешанной избирательным системам - в избирательном бюллетене по одномандатному (многомандатному) избирательному округу фамилии зарегистрированных кандидатов указываются в алфавитном порядке, при этом избирательный бюллетень содержит следующие сведения о каждом из них: если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, - слова "Независимый кандидат".
Однако в соответствии с подпунктом "в" пункта 3 статьи 61 и подпунктом "ж" пункта 5 статьи 63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковая комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещает следующую информацию обо всех кандидатах, списках кандидатов, избирательных объединениях, внесенных в бюллетень: если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, - слово "самовыдвижение".
При проведении голосования за кандидатов фамилии зарегистрированных кандидатов размещаются в бюллетене в алфавитном порядке, при этом бюллетень содержит следующие сведения о каждом из зарегистрированных кандидатов: если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, - слово "самовыдвижение".
Таким образом, Законом Волгоградской области нарушены требования, предъявляемые федеральным законодательством к содержанию бюллетеня.
Кроме того, пункт 29 статьи 2 указанного выше Федерального закона, предусматривающий создание такого вида избирательного объединения как избирательный блок, признан утратившим силу Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ.
Таким образом, в целях устранения противоречий федеральному законодательству необходимо понятие "избирательные блоки" исключить из приведенного выше положения и других положений по всему тексту областного Закона.
28. В соответствии с пунктом 1 статьи 54 областного Закона порядок осуществления контроля за изготовлением избирательных бюллетеней, их число утверждаются избирательной комиссией муниципального образования не позднее чем за 25 дней до дня голосования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 54 Закона Волгоградской области форму и текст избирательного бюллетеня по единому избирательному округу (для голосования на выборах выборного должностного лица местного самоуправления, для голосования на выборах депутатов представительного органа местного самоуправления, проводимых по пропорциональной или смешанной избирательным системам), а также форму избирательного бюллетеня по одномандатному (многомандатному) избирательному округу (для голосования на выборах депутатов представительного органа местного самоуправления, проводимых по мажоритарной или смешанной избирательным системам) утверждает избирательная комиссия муниципального образования не позднее чем за 25 дней до дня голосования. Текст избирательного бюллетеня по одномандатному (многомандатному) избирательному округу (для голосования на выборах депутатов представительного органа местного самоуправления, проводимых по мажоритарной или смешанной избирательным системам) утверждает соответствующая окружная избирательная комиссия не позднее чем за 25 дней до дня голосования.
Однако в соответствии с пунктом 4 статьи 63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" форма и текст бюллетеня, число бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней утверждается соответствующими комиссиями не позднее чем за 20 дней до дня голосования.
Таким образом, Законом Волгоградской области нарушен срок для утверждения избирательной комиссией муниципального образования формы, текста, числа бюллетеней, а также порядка осуществления контроля за изготовлением бюллетеней.
29. Согласно пункту 10 статьи 54 Закона Волгоградской области число избирательных бюллетеней, изготовленных для проведения выборов в органы местного самоуправления, не должно более чем на 3 процента превышать число избирателей, зарегистрированных в соответствующем избирательном округе.
Однако в соответствии с пунктом 2 статьи 63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" число изготовленных бюллетеней не должно более чем на 1,5 процента превышать число зарегистрированных избирателей.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в нарушении процентного соотношения числа избирательных бюллетеней к числу избирателей.
30. В соответствии с пунктом 12 статьи 54 Закона Волгоградской области избирательная комиссия муниципального образования после получения из полиграфической организации избирательных бюллетеней не позднее чем за 20 дней до дня голосования передает их в окружные избирательные комиссии (а если в организации и обеспечении подготовки и проведения выборов участвуют территориальные избирательные комиссии, - в территориальные избирательные комиссии) по акту, в котором указываются дата и время его составления, а также число передаваемых избирательных бюллетеней.
Согласно пункту 12 статьи 63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" комиссия, разместившая заказ на изготовление бюллетеней, после передачи ей бюллетеней полиграфической организацией передает их по акту непосредственно нижестоящим комиссиям в срок, установленный организующей выборы комиссией, на основании своего решения о распределении бюллетеней. Непосредственно нижестоящие комиссии передают бюллетени в таком же порядке нижестоящим комиссиям, включая участковые комиссии.
Таким образом, Законом Волгоградской области превышена компетенция избирательной комиссии, организующей выборы, в части установления срока для передачи избирательных бюллетеней в нижестоящие избирательные комиссии.
31. Согласно пункту 12 статьи 54 Закона Волгоградской области окружная избирательная комиссия (территориальная избирательная комиссия) в таком же порядке передает избирательные бюллетени в участковые избирательные комиссии не позднее чем за три дня до дня голосования. По каждому избирательному участку число избирательных бюллетеней, передаваемых в участковую избирательную комиссию, не может составлять менее 90 процентов от числа избирателей, включенных в список избирателей по избирательному участку на день передачи избирательных бюллетеней, и превышать его более чем на 0,5 процента.
В соответствии с пунктом 13 статьи 63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" передача бюллетеней участковым комиссиям осуществляется не позднее чем за один день до дня голосования (в том числе досрочного голосования). По каждому избирательному участку, участку референдума количество передаваемых бюллетеней не может превышать более чем на 0,5 процента (но не менее чем на два бюллетеня) число избирателей, участников референдума, зарегистрированных на данном избирательном участке, участке референдума, и составлять менее 70 процентов от числа избирателей, участников референдума, включенных в списки избирателей, участников референдума на соответствующем избирательном участке, участке референдума на день передачи бюллетеней.
Выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в нарушении Законом Волгоградской области срока передачи бюллетеней в участковые избирательные комиссии и превышении процента числа бюллетеней в зависимости от числа избирателей, включенных в список избирателей.
32. Согласно пункту 16 статьи 54 Закона Волгоградской области в случае принятия менее чем за семь дней до дня голосования решений о регистрации кандидатов, списков кандидатов по единому избирательному округу, о передаче места следующему зарегистрированному кандидату взамен выбывшего после изготовления избирательных бюллетеней избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов по единому избирательному округу, вправе принять решение о внесении в отпечатанные избирательные бюллетени данных об указанном зарегистрированном кандидате, списке кандидатов от руки или с использованием технических средств.
В соответствии с пунктом 18 статьи 63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в случае принятия в соответствии с законом менее чем за десять дней до дня голосования решения о регистрации кандидатов, списков кандидатов, о передаче при проведении повторного голосования места следующему зарегистрированному кандидату взамен выбывшего после изготовления бюллетеней комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, вправе принять решение о внесении в изготовленные бюллетени данных об указанном зарегистрированном кандидате, списке кандидатов от руки или с использованием технических средств.
Выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в ограничении сроков, установленных Федеральным законом, для принятия решения о регистрации кандидатов.
33. Согласно пункту 11 статьи 56 Закона Волгоградской области, если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делает соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного избирателя и расписывается. Испорченный избирательный бюллетень, на котором член избирательной комиссии с правом решающего голоса ставит соответствующую запись и заверяет ее своей подписью, незамедлительно погашается, о чем составляется акт.
В соответствии с пунктом 9 статьи 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" если избиратель считает, что при заполнении бюллетеня допустил ошибку, он вправе обратиться к члену комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член комиссии выдает избирателю, участнику референдума новый бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей, участников референдума против фамилии данного избирателя, участника референдума. Испорченный бюллетень, на котором член комиссии с правом решающего голоса делает соответствующую запись и заверяет ее своей подписью, заверяется также подписью секретаря участковой комиссии, после чего такой бюллетень незамедлительно погашается.
Таким образом, Законом Волгоградской области нарушена установленная федеральным законодательством процедура погашения испорченного избирательного бюллетеня.
34. Согласно подпункту "г" пункта 2 статьи 58 Закона Волгоградской области протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования должен быть составлен на одном листе. В исключительных случаях он может быть составлен более чем на одном листе, при этом каждый лист должен быть пронумерован и подписан всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса с проставлением печати участковой избирательной комиссии. Каждый из указанных в пункте 1 настоящей статьи протоколов должен содержать наименование избирательной комиссии с указанием номера избирательного участка.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 2 статьи 67 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" протокол об итогах голосования должен быть составлен на одном листе. В исключительных случаях он может быть составлен более чем на одном листе, при этом каждый лист должен быть пронумерован, подписан всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и заверен печатью участковой комиссии. Протокол об итогах голосования должен содержать адрес помещения для голосования с указанием номера избирательного участка.
Таким образом, Законом Волгоградской области нарушен перечень обязательных требований, предъявляемых федеральным законодательством, к содержанию протокола об итогах голосования.
35. В соответствии с пунктом 28 статьи 59 Закона Волгоградской области по требованию члена участковой избирательной комиссии, наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 14 Закона Волгоградской области "Об избирательных комиссиях Волгоградской области", участковая избирательная комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования обязана выдать или предоставить возможность изготовить указанным лицам копию протокола об итогах голосования, а также заверить ее. Участковая избирательная комиссия отмечает факт выдачи копии в соответствующем реестре. Лицо, получившее копию, расписывается в указанном реестре. Ответственность за полноту и достоверность содержащихся в копии протокола об итогах голосования данных несет лицо, заверяющее указанную копию протокола.
Согласно пункту 29 статьи 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" по требованию члена участковой комиссии, наблюдателя, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать указанным лицам заверенную копию протокола об итогах голосования.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в необоснованном наделении субъектом Российской Федерации лиц, указанных в рассматриваемой статье исследуемого Закона, правом изготовления копии протокола об итогах голосования.
36. Пунктом 4 статьи 61 Закона Волгоградской области определен перечень оснований, по которым окружная избирательная комиссия (избирательная комиссия муниципального образования) признает выборы по соответствующему избирательному округу несостоявшимися.
Однако в данном перечне отсутствуют приведенные ниже основания, установленные пунктом 2 статьи 70 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Выборы признаются соответствующей избирательной комиссией не состоявшимися в случае, если:
г) за списки кандидатов, получившие согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов, было подано в сумме 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу. Законом указанный процент может быть повышен;
д) все кандидаты выбыли при проведении повторного голосования;
е) а также в случае, предусмотренном абзацем третьим пункта 1 статьи 71 настоящего Федерального закона.
Таким образом, Законом Волгоградской области ограничен перечень оснований, по которым соответствующие избирательные комиссии признают выборы несостоявшимися.
37. Пунктом 8 статьи 62 Закона Волгоградской области определен перечень оснований, по которым избирательная комиссия муниципального образования признает выборы по единственному избирательному округу несостоявшимися.
В данный перечень не включены следующие основания, установленные пунктом 2 статьи 70 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации":
д) все кандидаты выбыли при проведении повторного голосования;
е) а также в случае, предусмотренном абзацем третьим пункта 1 статьи 71 настоящего Федерального закона.
Таким образом, Законом Волгоградской области ограничен перечень оснований, по которым соответствующие избирательные комиссии признают выборы несостоявшимися.
38. В соответствии с пунктом 4 статьи 74 Закона Волгоградской области регистрация списка кандидатов по единому избирательному округу аннулируется, если число кандидатов, исключенных из указанного списка кандидатов по заявлениям кандидатов о снятии своих кандидатур, по решению избирательного объединения, избирательного блока об исключении кандидатов из состава списка кандидатов по единому избирательному округу (за исключением выбытия по вынуждающим обстоятельствам), а также по решению избирательной комиссии об исключении кандидатов из состава указанного списка кандидатов по основаниям, предусмотренным пунктом 7 статьи 28 настоящего Закона, превышает 25 процентов от числа кандидатов в заверенном списке кандидатов.
Согласно пункту 4 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация списка кандидатов аннулируется, если число кандидатов, исключенных из списка кандидатов по заявлениям кандидатов о снятии своих кандидатур, по решению избирательного объединения об исключении кандидатов из списка кандидатов (за исключением выбытия по вынуждающим к тому обстоятельствам), а также по решению избирательной комиссии об исключении кандидатов из списка кандидатов по основаниям, предусмотренным пунктом 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, превышает 25 процентов от числа кандидатов в заверенном списке кандидатов на выборах в федеральные органы государственной власти или 50 процентов от числа кандидатов в заверенном списке кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Таким образом, Законом Волгоградской области неправомерно снижен процент числа кандидатов в заверенном списке кандидатов на выборах в органы местного самоуправления.
Форма и содержание исследуемого Закона Волгоградской области соответствуют правилам законодательной техники.
Первоначальный текст настоящего Закона Волгоградской области опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 14.05.2005 № 85. Изменения, внесенные Законом Волгоградской области от 11.07.2005 № 1080-ОД, опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 22.07.2005 № 133.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что Закон Волгоградской области от 05.05.2005 № 1053-ОД "О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области" (в редакции от 11.07.2005 № 1080-ОД) не соответствует действующему федеральному законодательству.
Предлагаю привести исследуемый Закон Волгоградской области в соответствие с федеральным законодательством, устранить нарушения законодательной техники, выявленные в тексте Закона Волгоградской области; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник отдела законодательства
и федерального регистра Главного
управления Минюста России
по Южному федеральному округу
в Волгоградской области
советник юстиции 2-го класса
Е.Н.КОРОЛЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru