Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ отдела законодательства и федерального регистра ГУ Минюста РФ по Южному федеральному округу в Волгоградской обл. от 16.03.2006 № 124з
"НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 12 ЯНВАРЯ 2006 ГОДА № 1188-ОД "ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ПО РАЗГРАНИЧЕНИЮ ОБЪЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ПОСЕЛЕНИЯМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ РАЙОНОМ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



ОТДЕЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ФЕДЕРАЛЬНОГО РЕГИСТРА
ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 16 марта 2006 г. № 124з

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 12 ЯНВАРЯ 2006 ГОДА
№ 1188-ОД "ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ПО РАЗГРАНИЧЕНИЮ
ОБЪЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ПОСЕЛЕНИЯМИ
И МУНИЦИПАЛЬНЫМ РАЙОНОМ"

Отделом законодательства и федерального регистра Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу в Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 января 2005 года № 7 "Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по федеральным округам", и Положения, утвержденного Приказом руководителя Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу от 5 марта 2005 года № 6 "Об утверждении Положений в структурных подразделениях Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу", проведена юридическая экспертиза Закона Волгоградской области от 12 января 2006 года № 1188-ОД "Об основных направлениях по разграничению объектов муниципальной собственности между поселениями и муниципальным районом" (далее - Закон) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием проведения юридической экспертизы является поступление в Отдел исследуемого Закона Волгоградской области.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями и городскими округами, за исключением денежных средств и муниципальных ценных бумаг.
Предметом правового регулирования являются общественные отношения, связанные с установлением основных принципов и порядка проведения процедуры разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, а также особенности разграничения отдельных объектов муниципального имущества.
Целью принятия Закона является обеспечение законности в использовании отдельных видов имущества муниципальными районами, поселениями, городскими округами в зависимости от видов имущества, которыми имеют право владеть на праве собственности соответствующие муниципальные образования.
Нормативное регулирование в данной сфере осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- Гражданским кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 31.12.2005 № 203-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 15.02.2006 № 24-ФЗ);
- Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 31.12.2005 № 199-ФЗ);
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области.
В соответствии с пунктами "б", "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся обеспечение законности; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Согласно пункту 2 части 7 статьи 85 указанного Федерального закона Правительство Российской Федерации до 1 января 2005 года утверждает порядок разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в соответствии с установленным настоящим Федеральным законом разграничением вопросов местного значения.
По состоянию на 30 января 2006 года порядок разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами Правительством Российской Федерации не установлен.
Таким образом, в случае отсутствия нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, к компетенции которого отнесено правовое регулирование общественных отношений по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, субъект Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование посредством принятия нормативного правового акта.
К сложившейся ситуации по аналогии применим пункт 2 статьи 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", устанавливающий, что субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Следовательно, исследуемый Закон Волгоградской области принят с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Однако в ходе правового исследования в тексте Закона Волгоградской области выявлены несоответствия действующему федеральному законодательств, заключающиеся в следующем.
1. В соответствии с абзацем 10 пункта 2 статьи 3, пунктом 1 статьи 7, пунктами 1, 2 статьи 12 исследуемого Закона Волгоградской области разграничение муниципального имущества между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется с учетом принципа договорных отношений между муниципальными образованиями в процессе разграничения муниципального имущества.
Способом разграничения муниципального имущества между муниципальными районами, поселениями, городскими округами является безвозмездная передача муниципального имущества на основании договора передачи, заключаемого между муниципальными образованиями.
Разграничение объектов муниципального имущества осуществляется на основании договоров передачи объектов муниципального имущества, заключаемых между органами местного самоуправления или должностными лицами муниципальных образований, наделенных уставом муниципального образования полномочиями на совершение указанных действий.
Решения органов местного самоуправления, предусмотренные настоящей статьей, а также сведения об имуществе, поступившем в муниципальную собственность муниципального образования, и об имуществе, выбывшем из собственности соответствующего муниципального образования, подлежат обязательному опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно частям 3, 4, 7, 9 части 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ до 1 января 2009 года разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых они входят, осуществляется законом субъекта Российской Федерации, определяющим порядок решения вопросов местного значения в указанных муниципальных образованиях в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Орган местного самоуправления, владеющий имуществом, подлежащим передаче, обязан передать его, а орган местного самоуправления, в собственность которого указанное имущество передается, обязан его принять на основании закона субъекта Российской Федерации в трехнедельный срок после вступления данного закона в силу.
Органы местного самоуправления, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями по передаче (принятию) имущества, в установленный срок после вступления в силу закона субъекта Российской Федерации передают (принимают) имущество в муниципальную собственность, их уполномоченные лица подписывают передаточный акт о принятии имущества в муниципальную собственность.
Основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является закон субъекта Российской Федерации.
Выявленное несоответствие заключается в том, что исследуемым Законом Волгоградской области устанавливаются иные в отличие от предусмотренных федеральным законодательством основания и порядок передачи имущества от одного муниципального образования другому муниципальному образованию в процессе разграничения муниципального имущества.
2. Пунктом 2 статьи 7 Закона Волгоградской области установлено, что в случае если в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Законом, решения о разграничении муниципального имущества между муниципальными районами, поселениями, городскими округами не приняты, разграничение муниципального имущества производится с участием согласительной комиссии либо на основании решения суда.
В соответствии с частью 6 части 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ законы субъектов Российской Федерации о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами принимаются по согласованным предложениям соответствующих органов местного самоуправления. Не разрешенные в процессе согласования разногласия регулируются законом субъекта Российской Федерации о разграничении указанного имущества.
Выявленное несоответствие заключается в установлении иного в отличии от предусмотренного федеральным законодательством способа регулирования разногласий между муниципальными образованиями в процессе разграничения муниципальной собственности.
Содержание и форма анализируемого Закона Волгоградской области соответствуют правилам законодательной техники.
Исследуемый Закон Волгоградской области опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" № 9 от 20 января 2006 года.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что Закон Волгоградской области от 12 января 2006 года № 1188-ОД "Об основных направлениях по разграничению объектов муниципальной собственности между поселениями и муниципальным районом" не соответствует действующему федеральному законодательству в части установления иных в отличие от предусмотренных федеральным законодательством оснований и порядка передачи муниципального имущества, способа регулирования разногласий между муниципальными образованиями в процессе разграничения муниципальной собственности.

Начальник отдела законодательства
и федерального регистра Главного
управления Минюста России
по Южному федеральному округу
в Волгоградской области
советник юстиции 2-го класса
Е.Н.КОРОЛЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru