Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ отдела законодательства и федерального регистра ГУ Минюста РФ по Южному федеральному округу в Волгоградской обл. от 14.03.2006 № 107п
"НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 5 ДЕКАБРЯ 2005 ГОДА № 1238 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ ЗА ГЕОЛОГИЧЕСКИМ ИЗУЧЕНИЕМ, РАЦИОНАЛЬНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ УЧАСТКОВ НЕДР, СОДЕРЖАЩИХ МЕСТОРОЖДЕНИЯ ОБЩЕРАСПРОСТРАНЕННЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ, УЧАСТКОВ НЕДР МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ, А ТАКЖЕ УЧАСТКОВ НЕДР МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ДОБЫЧЕЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ, НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



ОТДЕЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ФЕДЕРАЛЬНОГО РЕГИСТРА
ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 14 марта 2006 г. № 107п

НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 5 ДЕКАБРЯ 2005 ГОДА № 1238 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ ЗА ГЕОЛОГИЧЕСКИМ ИЗУЧЕНИЕМ,
РАЦИОНАЛЬНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ УЧАСТКОВ НЕДР,
СОДЕРЖАЩИХ МЕСТОРОЖДЕНИЯ ОБЩЕРАСПРОСТРАНЕННЫХ ПОЛЕЗНЫХ
ИСКОПАЕМЫХ, УЧАСТКОВ НЕДР МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ, А ТАКЖЕ
УЧАСТКОВ НЕДР МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ
СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ,
НЕ СВЯЗАННЫХ С ДОБЫЧЕЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ,
НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Отделом законодательства и федерального регистра Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу в Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 января 2005 года № 7 "Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по федеральным округам", и Положения, утвержденного Приказом руководителя Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу от 5 марта 2005 года № 6 "Об утверждении Положений в структурных подразделениях Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу", проведена юридическая экспертиза на Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 5 декабря 2005 года № 1238 "Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участков недр местного значения, а также участков недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, на территории Волгоградской области" (далее - Постановление) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием проведения юридической экспертизы является поступление в Отдел исследуемого Постановления.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Исследуемым Постановлением утверждено Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участков недр местного значения, а также участков недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, на территории Волгоградской области (далее - Положение); определен уполномоченный орган исполнительной власти Волгоградской области по осуществлению функций государственного экологического контроля.
Предметом правового регулирования являются правоотношения, возникающие в связи с определением полномочий органа исполнительной власти Волгоградской области в сфере геологического контроля при осуществлении недропользования на территории Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах" (в редакции от 22.08.2004 № 122-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 31.12.2005 № 203-ФЗ);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2005 № 293 "Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр";
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2004 № 370 "Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации" (в редакции от 22.12.2005 № 801);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 года № 370";
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 24.04.2001 № 533-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 27.12.2005 № 1158-ОД).
В соответствии с пунктами "в", "д", "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения недрами; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; установление общих принципов организации системы органов государственной власти находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации определено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 1 Закона Российской Федерации "О недрах" законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Пунктами 1, 14 статьи 4 указанного выше Закона Российской Федерации установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относится:
- принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о недрах;
- государственный контроль за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Закона Российской Федерации "О недрах" полномочия органов государственного геологического контроля, права, обязанности и порядок их работы определяются положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2005 года № 293 (далее - Положение), государственный геологический контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации:
- Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, являющейся органом государственного геологического контроля, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, являющейся органом государственного горного надзора, и их территориальными органами во взаимодействии с иными контрольными органами;
- органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 7 Положения установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственный геологический контроль по следующим вопросам:
а) соблюдение требований законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, принятых ими в пределах полномочий по регулированию отношений недропользования на своих территориях;
б) геологическое изучение участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, а также участков недр местного значения;
в) достоверность геологической информации, полученной за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также материалов, положенных в основу подсчета запасов общераспространенных полезных ископаемых и учета участков недр местного значения, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
г) выполнение условий лицензий на пользование участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, а также участками недр местного значения.
Следовательно, исследуемое Постановление издано с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения.
Таким образом, Глава Администрации Волгоградской области как высшее должностное лицо Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые отношения путем издания нормативного правового акта в форме постановления.
Однако в ходе проведения юридической экспертизы в тексте исследуемого Постановления выявлены несоответствия федеральному законодательству, заключающиеся в следующем.
1. В соответствии с абзацами 2, 3, 4 пункта 6, абзацем 2 пункта 7 Положения Главный государственный инспектор Волгоградской области по геологическому контролю, его заместитель и старший государственный инспектор Волгоградской области по геологическому контролю имеют право:
- давать пользователям недр, должностным лицам, ответственным за проведение работ по геологическому изучению, рациональному использованию и охране недр, обязательные для исполнения указания по устранению нарушений требований федеральных законов, законов Волгоградской области и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Волгоградской области, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
- подготавливать представления о приостановлении всех видов работ по геологическому изучению недр, если они проводятся с нарушением требований федеральных законов, законов Волгоградской области и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Волгоградской области, связанных с геологическим изучением недр, направлять указанные представления в компетентные органы в порядке, предусмотренном действующим законодательством, для принятия соответствующих решений;
- уведомлять в письменной форме пользователя недр и орган, предоставивший ему лицензию на пользование участком недр, о результатах проверки, выявленных нарушениях требований федеральных законов, законов Волгоградской области и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Волгоградской области, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, а при необходимости вносить в компетентные органы предложения о приостановлении, ограничении или прекращении права пользования недрами.
Государственные инспекторы Волгоградской области по геологическому контролю имеют право проверять в установленном порядке соблюдение требований федеральных законов, законов Волгоградской области и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Волгоградской области, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, при выполнении работ по геологическому изучению и использованию недр, а также документы, являющиеся объектом мероприятий по контролю и относящиеся к предмету проверки.
Согласно подпункту "а" пункта 4 Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2005 года № 293 (далее - Положение о государственном геологическом контроле), вопрос государственного геологического контроля в части соблюдения недропользователями требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, в том числе на континентальном шельфе Российской Федерации (за исключением требований, надзор за соблюдением которых отнесен к компетенции органа государственного горного надзора), отнесен к ведению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования.
Выявленное несоответствие заключается во вторжении органа исполнительной власти Волгоградской области (Комитета природных ресурсов и охраны окружающей природной среды администрации Волгоградской области) в компетенцию федерального органа исполнительной власти (Федеральной службы по надзору в сфере природопользования) в части осуществления контроля за соблюдением недропользователем требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.
2. В соответствии с пунктом 8 Положения порядок оформления результатов контрольных проверок органом государственного геологического контроля, а также формы актов проведения проверок и предписаний по устранению выявленных нарушений устанавливаются Комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области.
Согласно пункту 13 Положения о государственном геологическом контроле порядок оформления результатов контрольных проверок органом государственного геологического контроля, а также формы предписаний по устранению выявленных нарушений и актов проведения проверок устанавливаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 года № 370, Министерство природных ресурсов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая управление государственным фондом недр.
Выявленное несоответствие заключается во вторжении органа исполнительной власти Волгоградской области (Комитета природных ресурсов и охраны окружающей природной среды администрации Волгоградской области) в компетенцию федерального органа исполнительной власти (Министерства природных ресурсов Российской Федерации).
Форма и содержание анализируемого нормативного правового акта соответствуют правилам юридической техники.
Исследуемое Постановление опубликовано в региональной газете "Волгоградская правда" № 234 от 14 декабря 2005 года.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 5 декабря 2005 года № 1238 "Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участков недр местного значения, а также участков недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, на территории Волгоградской области" не соответствует действующему федеральному законодательству в части вторжения в компетенцию федеральных органов исполнительной власти по вопросам контроля за соблюдением требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; установления порядка оформления результатов контрольных проверок органом государственного геологического надзора, а также формы актов проведения проверок и предписаний по устранению выявленных нарушений.
Предлагаю устранить выявленные нарушения действующего федерального законодательства; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник отдела законодательства
и федерального регистра Главного
управления Минюста России
по Южному федеральному округу
в Волгоградской области
советник юстиции 2-го класса
Е.Н.КОРОЛЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru