Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ отдела законодательства и федерального регистра ГУ Минюста РФ по Южному федеральному округу в Волгоградской обл. от 02.03.2006 № 87з
"НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 17.04.2002 № 694-ОД "О РЕЗЕРВАХ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



ОТДЕЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ФЕДЕРАЛЬНОГО РЕГИСТРА
ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОВТОРНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 2 марта 2006 г. № 87з

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 17.04.2002 № 694-ОД
"О РЕЗЕРВАХ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Отделом законодательства и федерального регистра Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу в Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 января 2005 года № 7 "Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по федеральным округам", и Положения, утвержденного Приказом руководителя Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу от 5 марта 2005 года № 6 "Об утверждении Положений в структурных подразделениях Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу", проведена повторная юридическая экспертиза Закона Волгоградской области от 17.04.2002 № 694-ОД "О резервах материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Волгоградской области" (далее - Закон) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием для проведения повторной юридической экспертизы является изменение федерального законодательства, а также поручение заместителя руководителя Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу от 10 февраля 2006 года № 02-25/57 об исследовании законодательства Волгоградской области о сфере безопасности и охраны правопорядка.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящий Закон определяет основные принципы создания, хранения, использования и восполнения резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Волгоградской области.
Предметом правового регулирования исследуемого Закона являются правоотношения, возникающие в сфере создания, хранения, использования и восполнения резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 (в редакции от 02.02.2006 № 23-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 31.12.2005 № 203-ФЗ);
- Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции от 22.08.2004 № 122-ФЗ);
- Федеральным законом от 29.12.1994 № 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" (в редакции от 02.02.2006 № 19-ФЗ);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 № 1340 "О Порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (в редакции от 27.05.2005 № 335);
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации определено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" законодательство Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами "а", "ж" пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
Следовательно, исследуемый Закон Волгоградской области принят с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Волгоградская областная Дума как законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе принимать исследуемый нормативный правовой акт, направленный на регулирование рассматриваемой сферы отношений.
Однако в ходе правового исследования в тексте рассматриваемого Закона выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, состоящее в следующем.
Главой III рассматриваемого Закона определяется порядок создания резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 25 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
Порядок создания и использования указанных в части первой настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Таким образом, федеральным законодательством прямо предусмотрена компетенция органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросам определения порядка создания, использования и восполнения использованных средств резервов финансовых и материальных ресурсов.
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в соответствии с конституционным принципом разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляют свои полномочия самостоятельно.
Таким образом, несоответствие федеральному законодательству заключается в том, что, регулируя вопросы порядка создания, использования и восполнения использованных средств резервов финансовых и материальных ресурсов, законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области вторгается в компетенцию главы администрации Волгоградской области, нарушая конституционный принцип разделения властей и требования действующего федерального законодательства в рассматриваемой сфере отношений.
Содержание и форма исследуемого Закона соответствуют правилам законодательной техники.
Текст настоящего Закона опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 14.05.2002 № 80.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что Закон Волгоградской области от 17.04.2002 № 694-ОД "О резервах материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Волгоградской области" не соответствует действующему федеральному законодательству в части вторжения в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области по вопросам установления порядка создания, использования и восполнения использованных средств резервов финансовых и материальных ресурсов.
Предлагаю устранить выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник отдела законодательства
и федерального регистра Главного
управления Минюста России
по Южному федеральному округу
в Волгоградской области
советник юстиции 2-го класса
Е.Н.КОРОЛЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru