Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ отдела законодательства и федерального регистра ГУ Минюста РФ по Южному федеральному округу в Волгоградской обл. от 28.02.2006 № 80п
"НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2003 ГОДА № 1017 "О ВОПРОСАХ ОПЕРАТИВНОГО РУКОВОДСТВА И НАДЗОРА ЗА БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ И ВОДОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



ОТДЕЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ФЕДЕРАЛЬНОГО РЕГИСТРА
ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 28 февраля 2006 г. № 80п

НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2003 ГОДА № 1017 "О ВОПРОСАХ ОПЕРАТИВНОГО
РУКОВОДСТВА И НАДЗОРА ЗА БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ
ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ И ВОДОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМ
НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Отделом законодательства и федерального регистра Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу в Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 января 2005 года № 7 "Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по федеральным округам", и Положения, утвержденного Приказом руководителя Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу от 5 марта 2005 года № 6 "Об утверждении Положений в структурных подразделениях Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу", проведена юридическая экспертиза Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 29 декабря 2003 года № 1017 "О вопросах оперативного руководства и надзора за безопасной эксплуатацией гидротехнических сооружений и водохозяйственных систем на территории Волгоградской области" (далее - Постановление) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием проведения юридической экспертизы является поступление исследуемого Постановления по запросу Отдела, направленному в администрацию Волгоградской области в целях исполнения поручения Главного управления Минюста России по Южному федеральному округу от 10 февраля 2006 года № 02-25/57 о проведении повторных юридических экспертиз нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в сфере безопасности и охраны правопорядка.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящим Постановлением утверждено Положение о комиссии при Главе Администрации Волгоградской области по осуществлению оперативного руководства и надзору за безопасной эксплуатацией гидротехнических сооружений и водохозяйственных систем на территории Волгоградской области (далее - Положение).
Предметом правового регулирования исследуемого Постановления являются отношения, связанные с организацией управления в сфере обеспечения устойчивого и безопасного функционирования гидротехнических сооружений и водохозяйственных систем.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Водным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 21.07.1997 № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (в редакции от 09.05.2005 № 45-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 31.12.2005 № 203-ФЗ);
- Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции от 31.12.2005 № 199-ФЗ);
- Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (в редакции от 23.12.2005 № 295);
- Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2005 № 773 "Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти";
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.1997 № 1320 "Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений" (в редакции от 20.05.1998 № 466);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.1998 № 466 "О возложении функций государственного надзора за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений на Министерство транспорта Российской Федерации";
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.1998 № 1303 "Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений";
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 № 282 "Об утверждении Положения о федеральном агентстве водных ресурсов" (в редакции от 30.07.2004 № 401);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370";
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401 "О федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (в редакции от 21.01.2006 № 23);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 № 725 "О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти";
- Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24.07.2002 № 101 "О реализации положений Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений";
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области.
В соответствии с пунктами "в", "д", "к" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения водными ресурсами; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; водное законодательство; установление общих принципов организации системы органов государственной власти находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации определено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 2 Водного кодекса Российской Федерации водное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 статьи 5 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе общих требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений решают вопросы безопасности гидротехнических сооружений на соответствующих территориях, за исключением вопросов безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности.
Подпунктом "д.1" пункта 7 статьи 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с иными органами государственной власти субъекта Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями.
В соответствии с пунктом 5 Положения о взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 года № 725, в целях организации взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) могут проводить совещания и создавать консультативно-совещательные и (или) координационные органы с участием представителей территориальных органов.
Следовательно, исследуемое Постановление издано с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения.
Таким образом, Глава Администрации Волгоградской области как высшее должностное лицо Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые отношения путем издания нормативного правового акта в форме постановления.
Однако в ходе проведения юридической экспертизы в тексте исследуемого Постановления выявлено несоответствие федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
В соответствии с абзацем 6 пункта 4 Положения функцией Комиссии при Главе Администрации Волгоградской области по осуществлению оперативного руководства и надзору за безопасной эксплуатацией гидротехнических сооружений и водохозяйственных систем на территории Волгоградской области является организация инвентаризации технического состояния гидротехнических сооружений и водохозяйственных систем независимо от их организационно-правовой формы.
Согласно абзацу 4 части 2 статьи 13 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" организация проверки состояния гидротехнических сооружений и соответствия их состояния декларациям безопасности гидротехнических сооружений являются полномочием органов надзора за безопасностью гидротехнических сооружений.
Статьей 6 указанного Федерального закона установлено, что государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений осуществляют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации на осуществление функций надзора за безопасностью гидротехнических сооружений.
В соответствии с подпунктом 5.1.8 пункта 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет контроль и надзор за безопасностью гидротехнических сооружений (соблюдением норм и правил безопасности), кроме гидротехнических сооружений промышленности, энергетики и судоходных гидротехнических сооружений.
Согласно подпункту 5.3.1.9 пункта 5.3 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому, атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 № 401, осуществление контроля и надзора за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, за исключением гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления, возложено на Федеральную службу по экологическому, технологическому, атомному надзору.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации "О возложении функций государственного надзора за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений на Министерство транспорта Российской Федерации" Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет государственный надзор за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений.
Согласно пункту 12 Указа Президента Российской Федерации "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство транспорта Российской Федерации упразднено.
Абзацем 15 пункта 13 указанного выше нормативного правового акта определено, что функции по контролю и надзору упраздняемого Министерства транспорта Российской Федерации переданы Федеральной службе по надзору в сфере транспорта.
Выявленное несоответствие заключается во вторжении в компетенцию федеральных органов исполнительной власти в части отнесения к компетенции совещательного органа при Главе Администрации Волгоградской области функции по организации инвентаризации технического состояния гидротехнических сооружений.
Содержание и форма анализируемого нормативного правового акта соответствуют правилам юридической техники.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 29 декабря 2003 года № 1017 "О вопросах оперативного руководства и надзора за безопасной эксплуатацией гидротехнических сооружений и водохозяйственных систем на территории Волгоградской области" не соответствует действующему федеральному законодательству в части вторжения в компетенцию федеральных органов исполнительной власти в сфере организации инвентаризации технического состояния гидротехнических сооружений.
Предлагаю привести исследуемое Постановление в соответствие с действующим федеральным законодательством; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник отдела законодательства
и федерального регистра Главного
управления Минюста России
по Южному федеральному округу
в Волгоградской области
советник юстиции 2-го класса
Е.Н.КОРОЛЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru