Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ апелляционной инстанции Арбитражного суда Волгоградской обл. от 28.02.2006 по делу № А12-10144/2005-С6-5/11
<ПРИ УСТАНОВЛЕНИИ ТАРИФОВ В СФЕРЕ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИ ОБОСНОВАННЫХ ЗАТРАТ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Поволжского округа от 20.06.2006 данное постановление оставлено без изменения.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражного суда, не вступивших в законную силу

от 28 февраля 2006 года Дело № А12-10144/2005-С6-5/11

(извлечение)

Апелляционная коллегия Арбитражного суда Волгоградской области, рассмотрев в судебном заседании 21 - 28 февраля 2006 года апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Волгоградские коммунальные системы" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25 августа 2005 года, вынесенное по делу № А12-10144/2005-С6 по заявлению открытого акционерного общества "Волгоградские коммунальные системы" о признании незаконным бездействия Региональной службы по тарифам Волгоградской области, с привлечением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, администрации Волгограда,

установила:

ОАО "Волгоградские коммунальные системы" первоначально обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Региональной службе по тарифам Волгоградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении при осуществлении государственного регулирования тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на 2005 год предусмотренной законодательством Российской Федерации обязанности учесть экономически обоснованные затраты заявителя в сумме 173250600 руб. на оплату труда, исходя из нормативной численности персонала; обязательную ежеквартальную индексацию оплаты труда работников; выплату установленных надбавок и доплат; выплату премии с учетом установленных надбавок и доплат; выплату установленного размера премии; капитальный ремонт арендованного имущества по договору краткосрочной аренды муниципального имущества от 25.02.2004 № 1/491.
Впоследствии в судебном заседании 4 июля 2005 года истец отказался от требований в части признания незаконным бездействия ответчика, выразившегося в неисполнении обязанности учесть затраты на выплату установленных надбавок и доплат, о чем имеется запись в протоколе судебного заседания (л.д. 23 т. 2).
В обоснование указано, что с 01.04.2004 ОАО "Волгоградские коммунальные системы" осуществляет деятельность по поставке питьевой воды потребителям Волгограда и приему сточных вод. В ходе установления тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения Региональная служба по тарифам Волгоградской области не учла все экономически обоснованные затраты организации, осуществляющей регулирующую деятельность. По утверждению заявителя, расчет расходов на оплату труда должен быть произведен по тарифной ставке 1-го разряда - 1890 руб. 80 коп. с учетом отраслевого тарифного соглашения по организациям жилищно-коммунального хозяйства, газификации и эксплуатации газового хозяйства Российской Федерации с 01.01.2005 по 31.12.2007. Величина фонда оплаты труда, подлежащая обязательному учету, составляет 521131000 руб., в то время как ответчик учел только 398040100 руб.
Считает, что при расчете фонда оплаты труда неверно указана среднесписочная численность работников предприятия 3627 человек, хотя документально подтверждена нормативная численность 4075 человек.
Указано также, что в состав экономически обоснованных затрат ОАО "Волгоградские коммунальные системы" должна быть включена сумма на капитальный ремонт арендованного имущества - 50159700 руб.
Ответчик с предъявленными требованиями не согласился, сославшись на законность произведенного расчета при установлении тарифов.
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований на предмет спора, в заявлении указана администрация Волгограда.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 25 августа 2005 года отказано в удовлетворении требований ОАО "Волгоградские коммунальные системы" о признании незаконным бездействия Региональной службы по тарифам Волгоградской области, выразившегося в неисполнении при осуществлении государственного регулирования тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на 2005 год предусмотренной законодательством Российской Федерации обязанности учесть экономически обоснованные затраты заявителя в сумме 173250600 руб. на оплату труда, исходя из нормативной численности персонала; обязательную ежеквартальную индексацию оплаты труда работников; выплату премии с учетом установленных надбавок и доплат; выплату установленного размера премии; капитальный ремонт арендованного имущества по договору краткосрочной аренды муниципального имущества от 25.02.2004 № 1/491.
Принят отказ ОАО "Волгоградские коммунальные системы" от требования о признании незаконным бездействия Региональной службы по тарифам Волгоградской области, выразившегося в неисполнении обязанности учесть затраты на выплату установленных надбавок и доплат.
Производство по делу в этой части прекращено.
Не согласившись с данным судебным актом в части отказа в удовлетворении требований, ОАО "Волгоградские коммунальные системы" подало апелляционную жалобу, в которой общество просит решение в обжалуемой части отменить в связи с нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права, вынести решение о признании незаконным бездействия Региональной службы по тарифам Волгоградской области.
Так, по мнению заявителя, суд принял свое решение только на основе доводов Региональной службы по тарифам Волгоградской области, не ссылаясь на конкретные доказательства; необоснованно отклонил ходатайство ОАО "Волгоградские коммунальные системы" о назначении экспертизы, хотя для правильного разрешения спора требуются специальные познания в области экономики; то есть нарушил нормы процессуального права, регламентирующие доказывание в арбитражном судопроизводстве.
Считает, что среднесписочная численность работников ОАО "Волгоградские коммунальные системы" не могла приниматься в качестве базовой в соответствии с Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 23.02.1999 № 9 "Об утверждении Методики планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства" (п. 4.4.4), Порядком регулирования (согласования) тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Волгоградской области (п. 8.6) (утвержден Постановлением Региональной службы по тарифам Волгоградской области от 22.09.2004 № 31/4), так как расчет расходов на оплату труда должен производиться исходя из нормативной численности сотрудников предприятия.
Указано также, что при применении коэффициента ежеквартальной индексации заработной платы, установлении размера премирования работников с учетом доплат и надбавок стороны должны руководствоваться положениями коллективного договора ОАО "Волгоградские коммунальные системы" на 2004 - 2007 гг., поскольку для работодателя исполнение приведенного договора обязательно, а понесенные затраты на соответствующие выплаты являются обоснованными.
По утверждению заявителя, суммы его экономически обоснованных затрат на капитальный ремонт водопроводно-канализационного хозяйства подтверждены дополнительным соглашением № 5 к договору краткосрочной аренды муниципального имущества от 25.02.2004 № 1/491, копия которого направлена ответчику до установления тарифов 09.02.2005.
Определением суда Волгоградской области от 19 октября 2005 года производство по делу приостанавливалось до проведения экспертизы, назначенной по ходатайству ОАО "Волгоградские коммунальные системы".
24 января 2006 года производство по делу возобновлено.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ОАО "Волгоградские коммунальные системы" доводы апелляционной жалобы поддержал, дополнив, что в настоящее время общество не оказывает услуги населению по водоснабжению и водоотведению, тарифы установлены на прошедший 2005 год, поэтому просит признать бездействия ответчика незаконными, не принимая решение об обязании Региональной службы по тарифам Волгоградской области устранить допущенные нарушения прав заявителя.
Ответчик с апелляционной жалобой не согласился, указав в отзыве, что при установлении тарифов Региональная служба по тарифам Волгоградской области руководствовалась Приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 22.03.1999 № 66 "Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства", а также объемными показателями производительности оборудования, представленными ОАО "Волгоградские коммунальные системы" в расчете нормативной численности производственного и цехового персонала по водоснабжению и водоотведению. При этом Региональной службой по тарифам Волгоградской области расчет основан на установленной производительности насосной станции без учета резервного оборудования и фактической загрузке оборудования - 73% (заявителем предложено учесть 100-процентную загрузку). Считает, что численность аппарата управления завышена в расчетах ОАО "Волгоградские коммунальные системы" вдвое.
Дополнил, что принятая минимальная тарифная ставка ответчиком поквартально проиндексирована с учетом роста потребительских цен, учтены доплаты и надбавки, предусмотренные коллективным договором на 2004 - 2007 гг., а также премирование.
Дополнительное соглашение № 5 к договору аренды муниципального имущества от 25.02.2004 № 1/491 в ходе проведения экспертизы (до 01.02.2005) ОАО "Волгоградские коммунальные системы" не представлено, в связи с чем затраты на капитальный ремонт, не включенные в состав арендной платы, на законных основаниях, по мнению ответчика, не учтены при установлении тарифов.
21 февраля 2006 года и 27 февраля 2006 года по делу объявлялись перерывы.
27 февраля 2006 года в 11 часов 40 минут, 28 февраля 2006 года в 15 часов 30 минут слушание продолжено.
Представитель администрации Волгограда явку представителя в судебное заседание не обеспечил, хотя надлежащим образом извещен о дне слушания.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в его отсутствие.
В порядке ст. 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании по заключению дал пояснения эксперт Хазов О.Ю.
Повторно рассмотрев материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив законность вынесенного судебного акта в обжалуемой части в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом выяснено, что 10.02.2005 Региональной службой по тарифам Волгоградской области принято Постановление № 3/3 "Об установлении тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению для ОАО "Волгоградские коммунальные системы", которым с 15 февраля 2005 года установлены тарифы (среднеотпускные) на соответствующие услуги для заявителя.
Постановление принято на основании экспертного заключения на предложение ОАО "Волгоградские коммунальные системы" по определению экономически обоснованного уровня затрат на услуги водоснабжения и водоотведения от 01.02.2005.
Так, установлен тариф на услуги водоснабжения в сумме 5,26 руб./куб. м без налога на добавленную стоимость, в том числе по обеспечению технической водой - 1,35 руб./куб. м, по обеспечению питьевой водой - 5,53 руб./куб. м; а также на услуги по водоотведению - 3,36 руб./куб. м (л.д. 16 - 17 т. 1).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (в редакции на 10.02.2005) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют на внутреннем рынке Российской Федерации государственное регулирование цен (тарифов) на услуги систем водоснабжения и канализации.
На территории Волгоградской области указанные полномочия Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 06.07.2004 № 601 "Об утверждении дополнительного перечня продукции и услуг, подлежащих регулированию Региональной службой по тарифам Волгоградской области" делегированы ответчику.
Принципы и методы установления тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению регламентированы Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2004 № 89 "Об утверждении основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства".
П. 4 названных Основ предусмотрено, что одним из основных принципов установления цен и тарифов является компенсация экономически обоснованных расходов организаций по оказанию услуг и получение прибыли для реализации производственных и инвестиционных программ, а также баланс экономических интересов собственников жилья, организаций, оказывающих коммунальные услуги, и потребителей.
Методом установления тарифов определен метод экономической обоснованности расходов (п. 5 Основ).
При расчете тарифов учитываются расходы организации на осуществление только регулируемой деятельности. При этом расходы на оплату труда, включаемые в тарифы, определяются исходя из общих условий оплаты труда, установленных отраслевым тарифным соглашением (п. 10 Основ).
П. 3.2 Порядка регулирования (согласования) тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Волгоградской области (утвержден Постановлением Региональной службы по тарифам Волгоградской области от 22.09.2004 № 31/4) предусмотрено, что при установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения используется способ определения экономически обоснованных затрат.
В составе затрат учитывается, в том числе, фонд оплаты труда.
В данной статье себестоимости отражаются затраты на оплату труда основного производственного персонала организации, включая премии рабочим и служащим за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты, в том числе компенсации по оплате труда в связи с повышением цен и индексацией доходов в пределах норм, предусмотренных законодательством, компенсации, выплачиваемые в установленных размерах женщинам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком, а также затраты на оплату труда не состоящих в штате организации работников, занятых в основной деятельности.
Фонд оплаты труда рассчитывается согласно отраслевому тарифному соглашению, иным отраслевым документам на основании представленного штатного расписания и коллективного договора (п. 8.6 Порядка).
В данном случае ответчиком в ходе проведения экспертизы предложенных ОАО "Волгоградские коммунальные системы" затрат фонд оплаты труда на расчетный период регулирования рассчитан в сумме 398040100 руб. (л.д. 115 т. 1).
При этом нормативная численность основного производственного персонала принята ответчиком 3627 человек.
Однако в соответствии с Рекомендациями по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства (утверждены Приказом Госстроя Российской Федерации от 22.03.1999 № 66) нормативная численность персонала ОАО "Волгоградские коммунальные системы" по виду деятельности "водоснабжение и водоотведение", исходя из представленных сторонами документов, составляет 3724 человека, что подтверждается заключением эксперта (л.д. 7 - 11 т. 4).
Величина экономически обоснованных затрат ОАО "Волгоградские коммунальные системы" на оплату труда персонала, которые подлежали учету Региональной службой по тарифам Волгоградской области, составляет 454781320 руб.
Так, исходя из данных штатных расписаний, с учетом Положения о единой тарифной сетке ОАО "Волгоградские коммунальные системы" тарифная ставка рабочего 1-го разряда в расчете расходов на оплату труда составляет 1890 руб., что соответствует ставке, установленной Тарифным соглашением между городским комитетом профсоюза работников жилищно-коммунального хозяйства г. Волгограда, администрацией Волгограда, департаментом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда на 2005 - 2007 гг. (л.д. 57 т. 1).
Суммы надбавок и доплат осуществляются в соответствии с коллективным договором заявителя, регламентированы ст. ст. 144, 146, 147, 154 Трудового кодекса Российской Федерации и обоснованно учтены ОАО "Волгоградские коммунальные системы" в составе экономически обоснованных затрат (п. 8.6 Порядка регулирования (согласования) тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Волгоградской области).
Применяя в соответствии с п. 10 Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства условия Городского тарифного соглашения (п. 6.5), Областного тарифного соглашения (п. 6.6, 6.7), Общероссийского отраслевого тарифного соглашения (п. 6.9), а также данные о фактическом проценте премирования, представленные ОАО "Волгоградские коммунальные системы", в состав экономически обоснованных затрат заявителя подлежат включению суммы ежемесячных премий в сумме 117504881 руб., суммы вознаграждения работникам по итогам 2005 года - 19852457 руб.
Указанные выводы подтверждены расчетами эксперта (л.д. 15 - 17 т. 4).
С учетом требований п. 8.6 Порядка регулирования (согласования) тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Волгоградской области, а также городского, областного, общероссийского отраслевого соглашений, п. 8.4 коллективного договора процент индексации тарифной ставки рабочего 1-го разряда составляет 5,4% (л.д. 17 т. 4).
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ № 89 издано 17.02.2004, а не 17.03.2004.
   ------------------------------------------------------------------

Поскольку ответчиком при расчете фонда оплаты труда указанные нормы не учтены, судебная коллегия считает необходимым признать не соответствующим Постановлению Правительства Российской Федерации от 17.03.2004 № 89 "Об утверждении основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства", Постановлению Региональной службы по тарифам Волгоградской области от 22.09.2004 № 31/4 "Об утверждении Порядка государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги на территории Волгоградской области, Порядка регулирования (согласования) тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Волгоградской области, Порядка о реестре организаций, осуществляющих услуги водоснабжения и водоотведения на территории Волгоградской области" бездействие Региональной службы по тарифам Волгоградской области, выразившееся в неисполнении при осуществлении государственного регулирования тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на 2005 год предусмотренной законодательством Российской Федерации обязанности учесть экономически обоснованные затраты открытого акционерного общества "Волгоградские коммунальные системы" в сумме 56741220 руб. (454781320 руб. - 398040100 руб.) на оплату труда, исходя из нормативной численности персонала общества; обязательную ежеквартальную индексацию оплаты труда работников; выплату премии с учетом установленных надбавок и доплат; выплату установленного размера премии.
В соответствии со ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании бездействия государственных, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность указанных органов устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По сообщению заявителя, в 2006 году ОАО "Волгоградские коммунальные системы" не оказывает услуги по водоснабжению и водоотведению, и необходимость в обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав путем учета при установлении тарифов на 2005 - 2006 гг. приведенных в заявлении сумм в настоящее время отпала.
В остальной части судебный акт является законным.
Так, в соответствии с п. 4.2 договора краткосрочной аренды муниципального имущества от 25.02.2004 № 1/491 арендатор (ОАО "Волгоградские коммунальные системы") осуществляет оплату арендной платы путем проведения работ по капитальному ремонту, реконструкции и модернизации имущества, переданного в аренду. Оплата арендной платы в этой части осуществляется на ежеквартальной основе равными частями в течение срока действия договора.
Письмом от 21.01.2005 № 348 департамент муниципального имущества администрации Волгограда подтвердил, что данный договор аренды с 25.01.2005 считается продленным на тот же срок и на тех же условиях.
Дополнительное соглашение № 5 к договору в течение проведения экспертизы Региональной службе по тарифам Волгоградской области не предоставлялось (направлено 09.02.2005), в связи с чем обоснованно не принято во внимание.
Таким образом, отсутствует факт незаконного бездействия со стороны ответчика.
Апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению.
Судебные расходы распределяются по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Исходя из суммы уплаченной при подаче заявления и апелляционной жалобы государственной пошлины, с учетом частичного отказа от требований, льгот при уплате государственной пошлины у Региональной службы по тарифам Волгоградской области, в силу ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации ОАО "Волгоградские коммунальные системы" подлежат возврату из федерального бюджета 1500 руб.
Кроме того, за счет ответчика ОАО "Волгоградские коммунальные системы" компенсируются в части понесенные расходы на выплату сумм, причитающихся эксперту, - 20047 руб. 50 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

постановила:

Апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Волгоградские коммунальные системы" удовлетворить в части.
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25 августа 2005 года по делу № А12-10144/2005-С6 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
"Принять отказ открытого акционерного общества "Волгоградские коммунальные системы" от требования о признании незаконным бездействия Региональной службы по тарифам Волгоградской области, выразившегося в неисполнении обязанности, учесть затраты на выплату установленных надбавок и доплат.
Производство по делу в этой части прекратить.
Остальные требования открытого акционерного общества "Волгоградские коммунальные системы" удовлетворить в части.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ № 89 издано 17.02.2004, а не 17.03.2004.
   ------------------------------------------------------------------

Признать не соответствующим Постановлению Правительства Российской Федерации от 17.03.2004 № 89 "Об утверждении основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства", Постановлению Региональной службы по тарифам Волгоградской области от 22.09.2004 № 31/4 "Об" утверждении Порядка государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги на территории Волгоградской области, Порядка регулирования (согласования) тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Волгоградской области, Порядка о реестре организаций, осуществляющих услуги водоснабжения и водоотведения на территории Волгоградской области" бездействие Региональной службы по тарифам Волгоградской области, выразившееся в неисполнении при осуществлении государственного регулирования тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на 2005 год предусмотренной законодательством Российской Федерации обязанности учесть экономически обоснованные затраты открытого акционерного общества "Волгоградские коммунальные системы" в сумме 56741220 руб. на оплату труда, исходя из нормативной численности персонала общества; обязательную ежеквартальную индексацию оплаты труда работников; выплату премии с учетом установленных надбавок и доплат; выплату установленного размера премии.
В удовлетворении остальных требований отказать.
Выдать открытому акционерному обществу "Волгоградские коммунальные системы" справку на возврат из федерального бюджета уплаченной государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе в сумме 1500 рублей".
В остальной части решение арбитражного суда от 25 августа 2005 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Региональной службы по тарифам Волгоградской области в пользу открытого акционерного общества "Волгоградские коммунальные системы" 20047 руб. 50 коп. в счет возмещения судебных расходов на выплату причитающихся эксперту сумм.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Председательствующий
А.В.ПОПОВА

Судьи
Н.В.ЛАВРИК
Е.Б.ЯЗЫКОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru