Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ отдела законодательства и федерального регистра ГУ Минюста РФ по Южному федеральному округу в Волгоградской обл. от 27.02.2006 № 76п
"НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 6 ИЮЛЯ 2004 ГОДА № 602 "ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ОРГАНЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО И БЕЗОПАСНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ И ВОДОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



ОТДЕЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ФЕДЕРАЛЬНОГО РЕГИСТРА
ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОВТОРНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 27 февраля 2006 г. № 76п

НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 6 ИЮЛЯ 2004 ГОДА № 602 "ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ОРГАНЕ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО
И БЕЗОПАСНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ
И ВОДОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМ НА ТЕРРИТОРИИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Отделом законодательства и федерального регистра Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу в Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 января 2005 года № 7 "Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по федеральным округам", и Положения, утвержденного Приказом руководителя Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу от 5 марта 2005 года № 6 "Об утверждении Положений в структурных подразделениях Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу", проведена повторная юридическая экспертиза Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 6 июля 2004 года № 602 "Об уполномоченном органе исполнительной власти в сфере обеспечения устойчивого и безопасного функционирования гидротехнических сооружений и водохозяйственных систем на территории Волгоградской области" (далее - Постановление) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием проведения повторной юридической экспертизы является поручение Главного управления Минюста России по Южному федеральному округу от 10 февраля 2006 года № 02-25/57 о проведении повторных юридических экспертиз нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в сфере безопасности и охраны правопорядка.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящее Постановление определяет уполномоченный орган исполнительной власти Волгоградской области в сфере обеспечения устойчивого и безопасного функционирования гидротехнических сооружений и водохозяйственных систем на территории Волгоградской области, его функции в сфере водопользования и сохранения водных объектов.
Предметом правового регулирования исследуемого Постановления являются отношения, связанные с наделением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации полномочиями в сфере водопользования и сохранения водных объектов, обеспечения устойчивого и безопасного функционирования гидротехнических сооружений.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Водным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 21.07.1997 № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (в редакции от 09.05.2005 № 45-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 31.12.2005 № 203-ФЗ);
- Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции от 31.12.2005 № 199-ФЗ);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.1997 № 1320 "Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений" (в редакции от 20.05.1998 № 466);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.1997 № 307 "Об утверждении Положения о ведении государственного мониторинга водных объектов";
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 № 282 "Об утверждении Положения о федеральном агентстве водных ресурсов" (в редакции от 30.07.2004 № 401);
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области.
В соответствии с пунктами "н", "в", "д" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти, вопросы владения, пользования и распоряжения водными ресурсами, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, водное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации определено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 2 Водного кодекса Российской Федерации водное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 3 статьи 65.1 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям субъекта Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов относятся принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, регулирующих водные отношения в пределах территории субъекта Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также контроль за их исполнением.
Статьей 70 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области использования и охраны водных объектов, образуют единую систему органов исполнительной власти Российской Федерации, обеспечивающих реализацию государственной политики в области использования и охраны водных объектов.
Система органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в области использования и охраны водных объектов, устанавливается субъектами Российской Федерации в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации, общими принципами организации деятельности исполнительных органов государственной власти и настоящим Кодексом.
Согласно статье 71.1 Водного кодекса Российской Федерации государственное управление в области использования и охраны водных объектов на территориях субъектов Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции.
Следовательно, исследуемое Постановление издано с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 статьи 5 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений на основе общих требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений решают вопросы безопасности гидротехнических сооружений на соответствующих территориях, за исключением вопросов безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения.
Таким образом, Глава Администрации Волгоградской области как высшее должностное лицо Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые отношения путем издания нормативного правового акта в форме постановления.
Однако в ходе правового анализа в тексте исследуемого Постановления Главы Администрации Волгоградской области выявлены несоответствия федеральному законодательству, заключающиеся в следующем.
1. В соответствии с абзацем 17 пункта 2 Постановления функция по уведомлению населения и заинтересованных лиц о запрещении использования водных объектов или об ограничении прав по осуществлению общего водопользования через средства массовой информации, специальными информационными знаками, устанавливаемыми в соответствующих местах, или иными способами возложена на Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области.
Частями 3, 8 статьи 88 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что о запрещении купания и иных подобного рода условиях осуществления общего водопользования население оповещается через средства массовой информации, специальными информационными знаками или иными способами.
Обязанность по объявлению об условиях общего водопользования или о его запрещении возложена на собственника обособленного водного объекта.
В соответствии с частью 3 статьи 34 Водного кодекса Российской Федерации обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) могут находиться в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и в частной собственности в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в компетенции органа исполнительной власти Волгоградской области находится исключительно уведомление населения и заинтересованных лиц об ограничении прав общего водопользования в отношении обособленных водных объектов, находящихся в собственности Волгоградской области.
2. В соответствии с абзацем 19 пункта 2 Постановления к функциям Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области отнесено полномочие по объявлению водных объектов или их частей, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении органов исполнительной власти Волгоградской области, зонами экологического бедствия.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду абзац 27 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, а не абзац 17 статьи 65.
   ------------------------------------------------------------------

Согласно абзацу 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации объявление водных объектов или их частей зонами чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия отнесено к полномочиям Российской Федерации.
Выявленное несоответствие заключается во вторжении в компетенцию Российской Федерации в части наделения органа исполнительной власти Волгоградской области полномочиями по объявлению водных объектов или их частей зонами экологического бедствия.
Форма и содержание представленного на юридическую экспертизу нормативного правового акта соответствуют правилам юридической техники.
Исследуемое Постановление Главы Администрации Волгоградской области опубликовано в региональной газете "Волгоградская правда" № 127 от 14 июля 2004 года.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 6 июля 2004 года № 602 "Об уполномоченном органе исполнительной власти в сфере обеспечения устойчивого и безопасного функционирования гидротехнических сооружений и водохозяйственных систем на территории Волгоградской области" не соответствует действующему федеральному законодательству в части вторжения в компетенцию Российской Федерации по вопросу объявления водных объектов или их частей зонами экологического бедствия; установления функции органа исполнительной власти Волгоградской области по уведомлению населения и заинтересованных лиц об ограничении прав по осуществлению общего водопользования без учета формы собственности на обособленные водные объекты.
Предлагаю привести исследуемое Постановление Главы Администрации Волгоградской области в соответствие с действующим федеральным законодательством; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник отдела законодательства
и федерального регистра Главного
управления Минюста России
по Южному федеральному округу
в Волгоградской области
советник юстиции 2-го класса
Е.Н.КОРОЛЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru