Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ отдела законодательства и федерального регистра ГУ Минюста РФ по Южному федеральному округу в Волгоградской обл. от 20.02.2006 № 48з
"НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 7 ДЕКАБРЯ 2001 ГОДА № 641-ОД "ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" (В РЕДАКЦИИ ОТ 10 ЯНВАРЯ 2006 ГОДА № 1172-ОД)"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



ОТДЕЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ФЕДЕРАЛЬНОГО РЕГИСТРА
ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 20 февраля 2006 г. № 48з

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 7 ДЕКАБРЯ 2001 ГОДА
№ 641-ОД "ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ
ТЕРРИТОРИЯХ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
(В РЕДАКЦИИ ОТ 10 ЯНВАРЯ 2006 ГОДА № 1172-ОД)

Отделом законодательства и федерального регистра Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу в Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 января 2005 года № 7 "Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по федеральным округам", и Положения, утвержденного Приказом руководителя Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу от 5 марта 2005 года № 6 "Об утверждении Положений в структурных подразделениях Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу", проведена юридическая экспертиза Закона Волгоградской области от 7 декабря 2001 года № 641-ОД "Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области" (в редакции от 10 января 2006 года № 1172-ОД) (далее - Закон) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием проведения юридической экспертизы является поступление в Отдел Закона Волгоградской области от 10 января 2006 года № 1172-ОД "О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 7 декабря 2001 г. № 641-ОД "Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области".
Юридической экспертизой установлено следующее:
Исследуемый Закон регулирует отношения в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий Волгоградской области в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического, историко-культурного воспитания населения (преамбула Закона).
Предметом правового регулирования являются правоотношения в сфере охраны окружающей природной среды.
Нормативное регулирование в рассматриваемой сфере отношений осуществляется следующими нормативными правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 23.02.1995 № 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (в редакции от 09.05.2005 № 45-ФЗ);
- Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в редакции от 09.05.2005 № 45-ФЗ);
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон № 7-ФЗ принят 10.01.2002, а не 10.01.2001.
   ------------------------------------------------------------------

- Федеральным законом от 10.01.2001 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 31.12.2005 № 203-ФЗ);
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области.
В соответствии с пунктами "д" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, законодательство об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Частями 1, 2 статьи 1 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" установлено, что законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из указанного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов создания и обеспечения охраны государственных природных заказников, памятников природы, природных парков, дендрологических парков и ботанических садов регионального значения.
Согласно части 3 пункта 6, пункта 7 статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Территории государственных природных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки являются особо охраняемыми территориями регионального значения. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми природными территориями местного значения.
Особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения определяются соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Особо охраняемые природные территории местного значения определяются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 3 указанного выше Федерального закона установлено, что государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования территорий государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Следовательно, исследуемый Закон Волгоградской области принят с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Волгоградская областная Дума как законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые отношения путем принятия соответствующего нормативного правового акта.
6 апреля 2005 года Главным управлением проведено повторное юридическое исследование Закона Волгоградской области "Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области", в ходе которого были выявлены несоответствия федеральному законодательству в части превышения органами государственной власти Волгоградской области полномочий по установлению налоговых льгот в границах особо охраняемых природных территорий, оформлению паспортов особо охраняемых природных территорий, установления полномочий органов местного самоуправления в сфере организации особо охраняемых территорий местного значения (повторное экспертное заключение № 01-10/(268)57-05).
Изменения, внесенные Законом Волгоградской области от 10 января 2006 года № 1172-ОД "О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 7 декабря 2001 г. № 641-ОД "Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области", приводят исследуемый Закон Волгоградской области в соответствие с федеральным законодательством.
В тексте исследуемого юридической экспертизой Закона Волгоградской области несоответствий действующему федеральному законодательству не выявлено.
Форма и содержание анализируемого областного нормативного правового акта соответствуют правилам законодательной техники.
Рассматриваемый Закон Волгоградской области опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" № 12 от 23 января 2002 года.
Закон Волгоградской области от 10 января 2006 года № 1172-ОД опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" № 4 от 13 января 2006 года.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что Закон Волгоградской области от 7 декабря 2001 года № 641-ОД "Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области" (в редакции от 10 января 2006 года № 1172-ОД) соответствует действующему федеральному законодательству.

Начальник отдела законодательства
и федерального регистра Главного
управления Минюста России
по Южному федеральному округу
в Волгоградской области
советник юстиции 2-го класса
Е.Н.КОРОЛЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru