Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Волгоградского областного суда от 02.02.2006 по делу № 3-7/2006
<О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ЗАКОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ № 121-ОД ОТ 3 ИЮНЯ 1997 ГОДА "О ЗОНАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ">

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Определением Верховного Суда РФ от 28.06.2006 № 16-Г06-15 данное решение оставлено без изменения.



ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 2 февраля 2006 года Дело № 3-7/2006

(извлечение)

Волгоградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании 2 февраля 2006 года гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Волгоградской области о признании недействующим и противоречащим федеральному законодательству Закона Волгоградской области № 121-ОД от 3 июня 1997 года "О зонах экономического развития",

установил:

Первый заместитель прокурора Волгоградской области обратился в Волгоградский областной суд с заявлением о признании недействующим и противоречащим федеральному законодательству Закона Волгоградской области № 121-ОД от 3 июня 1997 года "О зонах экономического развития", ссылаясь на то, что указанный Закон противоречит федеральному законодательству, а именно статьям 6, 40 Федерального закона № 116-ФЗ от 22 июля 2005 года "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", статьям 2 и 3 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 56 Налогового кодекса РФ.
В суде прокурор Волгоградской областной прокуратуры заявленные требования поддержал и пояснил, что в соответствии с Федеральным законом № 116-ФЗ от 22 июля 2005 года "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" решение о создании особой экономической зоны на территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования может быть принято только Правительством Российской Федерации, а существование особых экономических зон и свободных экономических зон, созданных со дня вступления в силу названного Федерального закона, прекращается. Таким образом, принятие на уровне субъекта Российской Федерации нормативного правового акта, регламентирующего создание зон экономического развития, является неправомерным, поскольку выходит за пределы компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
По мнению заявителя, региональным законодателем превышена компетенция при принятии названного Закона области также и по тем основаниям, что в силу п. п. 1, 2 статьи 3 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих гражданские отношения. Закон Волгоградской области "О зонах экономического развития" регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, в то время как принятие нормативных актов по данному вопросу относится к исключительной компетенции органа законодательной власти Российской Федерации.
Статья 9 оспариваемого Закона, кроме того, противоречит требованиям п. 1 ст. 56 Налогового кодекса РФ, поскольку конструкция названной нормы предполагает неоднозначное толкование в части предоставления налоговой льготы в виде полного освобождения от уплаты федерального налога - налога на прибыль.
Представитель Волгоградской областной Думы и представитель Администрации Волгоградской области с предъявленным требованием не согласились и просили об оставлении его без удовлетворения.
Заслушав заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, Волгоградский областной суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, исходя из следующих обстоятельств.
В соответствии с п. 2 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает данный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
При рассмотрении дела судом установлено, что Волгоградской областной Думой 22 мая 1997 года был принят Закон Волгоградской области № 121-ОД "О зонах экономического развития". Настоящий Закон был подписан Главой Администрации Волгоградской области 3 июня 1997 года, опубликован 10.06.1997 в газете "Волгоградская правда" (№ 105) и вступил в силу с указанного времени. В дальнейшем в Закон были внесены изменения Законами Волгоградской области от 26.11.1997 № 149-ОД, от 22.06.1998 № 187-ОД, от 02.09.1998 № 199-ОД, от 24.11.1998 № 228-ОД, от 07.06.1999 № 276-ОД, от 03.01.2001 № 489-ОД, от 27.12.2001 № 655-ОД, от 05.03.2002 № 677-ОД, от 02.04.2002 № 689-ОД, от 13.01.2003 № 779-ОД, от 15.09.2003 № 865-ОД, от 07.07.2004 № 930-ОД, от 13.07.2004 № 931-ОД, от 22.10.2004 № 952-ОД, от 14.05.2005 № 1057-ОД, от 23.12.2005 № 1155-ОД.
Оспариваемым Законом определены основы создания, функционирования и ликвидации зон экономического развития на территории Волгоградской области.
В частности, им урегулированы отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, между названными лицами и органами государственной власти Волгоградской области, органами местного самоуправления. Названный нормативный правовой акт предписывает вышеуказанным субъектам правоотношений определенные правила поведения при осуществлении хозяйственной деятельности в зоне экономического развития. Кроме того, регламентирован порядок и условия создания льготного режима инвестиционной, экономической и предпринимательской деятельности, условия стимулирования организаций, работающих в зонах экономического развития, путем предоставления налоговых льгот.
Проанализировав в системе оспариваемый нормативный правовой акт, суд приходит к выводу о том, что им регулируются отношения в области гражданского законодательства.
Вместе с тем в соответствии с частью 1 ст. 3 Федерального закона от 24.06.1999 № 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации" федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, договоры, соглашения не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные Конституцией Российской Федерации предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения.
Согласно п. п. "ж", "з" "о" ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся валютное и таможенное регулирование, федеральные налоги и сборы, гражданское законодательство.
Однако статьей 1 Закона Волгоградской области предусмотрено, что зоны экономического развития создаются в том числе и для создания благоприятного режима предпринимательской и инвестиционной деятельности, предоставляемого отечественным и иностранным инвесторам, зарегистрированным в зонах экономического развития в качестве участников.
В статье 2 оспариваемого Закона Волгоградской области указано, что зона экономического развития - это ограниченный участок территории Волгоградской области, в пределах которого вводится режим экономического, налогового благоприятствования хозяйственной деятельности участников зоны экономического развития, а под режимом благоприятствования понимается льготный режим инвестиционной, экономической и предпринимательской деятельности, другие льготы, устанавливаемые для участников зоны экономического развития в соответствии с законодательством Российской Федерации, Волгоградской области и иными нормативными правовыми актами Волгоградской области и органов местного самоуправления Волгоградской области.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Частью 1 статьи 3 названного Кодекса предусмотрено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Таким образом, Закон области, регулирующий в целом порядок установления особого режима предпринимательской деятельности, противоречит ст. 2 и ст. 3 Гражданского кодекса РФ, относящим регулирование предпринимательской деятельности как способа реализации гражданских прав к исключительному ведению Российской Федерации, и, следовательно, принят с превышением пределов, предоставленных законом представительному органу субъекта РФ.
Согласно статье 2 Федерального закона РФ № 116-ФЗ от 22.07.2005 "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" особая экономическая зона - определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.
Доводы представителей заинтересованных лиц о том, что понятия "особая экономическая зона" и "зона экономического развития" не являются равнозначными, несостоятельны и противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Анализ норм регионального закона свидетельствует о том, что целью создания зон экономического развития на территории Волгоградской области является создание благоприятного режима предпринимательской и инвестиционной деятельности, предоставляемого отечественным и иностранным инвесторам, зарегистрированным в зонах экономического развития в качестве участников, поддержка малого предпринимательства, оздоровление экономики, эффективное использование материальных, трудовых и природных ресурсов территорий, имеющих приоритетное значение для экономики Волгоградской области (статья 1 оспариваемого Закона).
Аналогичные цели преследуются и при создании особых экономических зон на федеральном уровне.
Так, в соответствии со статьей 2 Федерального закона РФ № 104-ФЗ от 31.05.1999 (в ред. Федерального закона РФ от 26.12.2005 № 189-ФЗ) "Об особой экономической зоне в Магаданской области" основной целью создания особой экономической зоны является развитие производительных сил, финансового и товарного рынков Магаданской области.
Статьей 2 Федерального закона РФ № 16-ФЗ от 10.01.2006 "Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что особая экономическая зона в Калининградской области - территория Калининградской области, на которой действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности.
Под "особой экономической зоной" в соответствии с требованиями федерального законодательства следует понимать определяемую Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.
Аналогично положениям федерального законодательства региональный законодатель установил, что под "зоной экономического развития" следует понимать ограниченный участок территории Волгоградской области, в пределах которого вводится режим экономического благоприятствования хозяйственной деятельности (то есть льготный режим инвестиционной, экономической и предпринимательской деятельности) участников зоны экономического развития.
Частью 1 статьи 40 Федерального закона РФ № 116-ФЗ от 22.07.2005 "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" предусмотрено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона существование особых экономических зон и свободных экономических зон, за исключением указанных в части 2 настоящей статьи особых экономических зон, созданных до дня его вступления в силу, прекращается.
Таким образом, Волгоградская областная Дума не вправе была осуществлять собственное правовое регулирование в области установления территорий с особым льготным режимом хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности.
Кроме того, суд приходит к выводу о том, что статья 9 оспариваемого Закона противоречит также и требованиям Налогового кодекса РФ.
Так, пунктом 1 названной статьи предусмотрено, что на территории зон экономического развития для всех организаций, зарегистрированных в этих зонах и подпадающих под действие статьи 8 настоящего Закона (основные условия участия юридических лиц в зоне экономического развития), устанавливаются льготы по налогам на прибыль и на имущество.
Исходя из смысла п. 1 ст. 56 Налогового кодекса РФ, под льготами по налогам и сборам следует понимать возможность отдельных категорий налогоплательщиков и плательщиков сборов не уплачивать налог или сбор либо уплачивать его в меньшем размере.
Налог на прибыль в силу главы 25 Налогового кодекса РФ является федеральным налогом, а льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом (п. 3 ст. 56 НК РФ).
Между тем редакция оспариваемой нормы областного Закона "О зонах экономического развития" не позволяет сделать вывод о том, что льгота в виде возможности полностью не уплачивать налог на прибыль может быть предоставлена только федеральным законодательством, что предполагает предоставление такой льготы на основании норм регионального законодательства.
Указанная норма Закона области, таким образом, противоречит пункту 3 статьи 56 Налогового кодекса РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 199, 251 - 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление первого заместителя прокурора Волгоградской области о признании недействующим и противоречащим федеральному законодательству Закона Волгоградской области № 121-ОД от 3 июня 1997 года "О зонах экономического развития" удовлетворить полностью.
Признать Закон Волгоградской области № 121-ОД от 3 июня 1997 года "О зонах экономического развития" не действующим полностью с момента вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о решении после вступления его в законную силу опубликовать в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт, - газете "Волгоградская правда".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Волгоградский областной суд.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru