Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Волгоградского УФАС РФ от 17.01.2006
"ПО ДЕЛУ № 793 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 17 января 2006 года

ПО ДЕЛУ № 793 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

(извлечение)

Комиссия УФАС России по Волгоградской области по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 793, возбужденное по признакам нарушения пункта 1 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", установила:
Дело № 793 было возбуждено по инициативе Управления ФАС по Волгоградской области по признакам нарушения администрацией г. Волгограда в лице его структурных подразделений - комитета по градостроительству и архитектуре, департамента потребительского рынка, администрации Кировского района г. Волгограда - пункта 1 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", выразившегося в утверждении Схемы размещения объектов мелкорозничной торговли и услуг на территории Кировского района, не отвечающей требованиям Порядка размещения объектов мелкорозничной торговли, утв. Постановлением администрации г. Волгограда от 29.03.2004 № 348 "О размещении объектов мелкорозничной торговли и услуг, гаражей для хранения спецавтотранспорта инвалидов на территории Волгограда", что приводит либо может привести к ограничению конкуренции и ущемлению интересов хозяйствующих субъектов.
На рассмотрение дела, состоявшееся 17.01.2006, лицами, участвующими в деле, были представлены следующие письменные объяснения по факту, послужившему основанием для возбуждения дела:
- департаментом предпринимательства и потребительского рынка:
"В соответствии со ст. 43 Устава города-героя Волгограда администрация Волгограда рассматривает планы размещения, развития и специализации предприятий и организаций различных форм собственности, дает по ним заключения, а также выдает разрешение на строительство всех объектов на территории города.
В связи с этим Постановлением администрации Волгограда от 29 марта 2004 г. № 348 "О размещении объектов мелкорозничной торговли и услуг, гаражей для хранения спецавтотранспорта инвалидов на территории Волгограда" утвержден Порядок размещения данных объектов.
Утверждение Порядка размещения объектов соответствует п. 4 Указа Президента РФ от 29.01.1992 № 65 "О свободе торговли", согласно которому предприятия и граждане осуществляют торговлю в местах, установленных органами исполнительной власти.
На основании п. 3.1 Постановления администрации Волгограда от 29 марта 2004 г. № 348 администрацией Кировского района утверждена Схема размещения объектов мелкорозничной торговли и услуг на территории Кировского района Волгограда, которая согласована с заместителем главы администрации Волгограда Дорониным А.О., комитетом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, а также с департаментом предпринимательства и потребительского рынка администрации Волгограда.
При этом Схема размещения объектов мелкорозничной торговли и услуг на территории Кировского района отвечает требованиям Порядка размещения объектов мелкорозничной торговли, утвержденного Постановлением администрации г. Волгограда от 29 марта 2004 г. № 348 "О размещении объектов мелкорозничной торговли и услуг, гаражей для хранения спецавтотранспорта инвалидов на территории Волгограда", и не нарушает требования п. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках";
- администрацией Кировского района г. Волгограда:
"Администрация Кировского района Волгограда, действующая на основании Положения, утвержденного Постановлением главы администрации Волгограда от 02.03.1998 № 269, является территориальным структурным подразделением администрации Волгограда и осуществляет свою деятельность в пределах полномочий, предоставленных администрацией Волгограда, как исполнительный орган местного самоуправления.
В целях создания эффективной системы размещения предприятий мелкорозничной торговли, рационального использования городских земель, повышения качества обслуживания населения администрацией Волгограда было издано Постановление от 08.04.2002 № 262 "О дополнительных мерах по упорядочению размещения объектов мелкорозничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания на территории Волгограда". На основании указанного постановления администрацией района разработана и утверждена схема дислокации объектов мелкорозничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания (п. 3.3 постановления).
Постановлением администрации Волгограда от 29.03.2004 № 348 "О размещении объектов мелкорозничной торговли и услуг, гаражей для хранения спецавтотранспорта инвалидов на территории Волгограда" утвержден Порядок размещения данных объектов. В соответствии с пунктом 3.1 вышеуказанного постановления администрацией района откорректирована и утверждена Схема размещения объектов мелкорозничной торговли и услуг на территории Кировского района (далее - Схема). Схема прошла согласование с заместителем главы администрации Волгограда Дорониным А.О., руководителем департамента потребительского рынка администрации Волгограда Новиковым А.В., председателем комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда Антюфеевым А.В., заместителем главы администрации района Капанадзе С.М., главным архитектором района Донсковой О.Н., начальником отдела по развитию потребительского рынка администрации района Бурец Г.Н.
Необходимо отметить, что на основании пункта 4 Указа Президента РФ от 29.01.1992 № 65 "О свободе торговли" предприятия и граждане осуществляют торговлю в местах, установленных органами исполнительной власти.
Таким образом, администрация района, исполняя Постановление администрации Волгограда от 29.03.2004 № 348 "О размещении объектов мелкорозничной торговли и услуг, гаражей для хранения спецавтотранспорта инвалидов на территории Волгограда", не препятствует хозяйствующим субъектам в осуществлении торговой деятельности на территории района, а регулирует размещение таких объектов с учетом интересов населения и согласно Схеме размещения объектов мелкорозничной торговли и услуг на территории Кировского района";
- администрацией г. Волгограда:
"Согласно п. 21 ст. 6 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (действовавшего на момент принятия Постановления администрацией Волгограда от 29.03.2004 № 348) к вопросам местного значения относится создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Как предусмотрено п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 29.01.1992 № 65 "О свободе торговли", предприятия и граждане осуществляют торговлю (в том числе с рук, лотков и автомашин) в местах, отведенных органами исполнительной власти. В соответствии с п. 7 ст. 43 Устава города-героя Волгограда администрация Волгограда координирует планы розничного товарооборота организаций торговли в городе; организует рынки и ярмарки; осуществляет контроль за соблюдением цен и правил торговли, санитарным состоянием мест торговли.
На основании вышеперечисленных правовых актов и сложившихся обстоятельств администрацией Волгограда принято Постановление от 08.04.2002 № 262 "О дополнительных мерах по упорядочению размещения объектов мелкорозничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания на территории Волгограда". Согласно п. 3.3 вышеназванного постановления администрациям районов Волгограда необходимо разработать схемы дислокации объектов мелкорозничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания с учетом обеспеченности территорий указанными предприятиями питания. Администрацией Кировского района Волгограда была разработана и надлежащим образом согласована Схема размещения объектов мелкорозничной торговли и услуг на территории Кировского района Волгограда. Согласно п. 3 Постановления администрации Волгограда от 29.03.2004 № 348 "О размещении объектов мелкорозничной торговли и услуг, гаражей для хранения спецавтотранспорта инвалидов на территории Волгограда", принятого в соответствии с Уставом города-героя Волгограда, администрацией Кировского района Волгограда вышеназванная схема была откорректирована и согласована. Нарушений в действиях администрации Кировского района Волгограда не усматривается".
Изучив материалы дела, проанализировав документы, представленные лицами, участвующими в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.
Постановлением администрации г. Волгограда от 29.03.2004 № 348 "О размещении объектов мелкорозничной торговли и услуг, гаражей для хранения спецавтотранспорта инвалидов на территории Волгограда" (далее - Постановление) был утвержден Порядок размещения объектов мелкорозничной торговли (далее - Порядок). В соответствии с п. 2.3 Порядка за красными линиями застройки, на территориях зеленых насаждений общего пользования киоски и гаражи не размещаются. Кроме того, пункт 3 Постановления предусматривает, что администрации районов должны откорректировать свои Схемы размещения объектов мелкорозничной торговли и услуг. При этом в Порядке предусмотрено, что он не распространяется на размещение павильонов.
Согласно Схеме размещения объектов мелкорозничной торговли и услуг на территории Кировского района (утв. 21.01.2005), откорректированной с учетом требования Постановления, киоски № 6, 8, 10, 11, 15, 22, 23, 43, 52, 54, 64, 65, 66, 72, 75, 76, 77, 79, 80, 81, 87, 88, 90, 92, 93, 97 имеют в графе "Оценка соответствия объекта градостроительным нормам" отметку о том, что они размещены за красной линией застройки или размещены в зеленой зоне, а в графе "Примечания" - "провести реконструкцию до 31.12.2005 при условии согласования с администрацией г. Волгограда" (киоски № 23, 88, 90) или "при условии согласования с администрацией г. Волгограда". При этом договоры аренды на земельные участки для их размещения заключены в 2004 году, некоторые после издания Постановления администрации г. Волгограда № 348 от 29.03.2004 (а именно для размещения киосков № 10, 52, 54, 72, 87, 88, 90, 97).
На запрос Управления исх. 04-14/2227 от 20.10.2005:
1) обращались ли к вам указанные предприниматели за согласованием размещения вышеперечисленных киосков за красной линией застройки или в зеленой зоне Кировского района (если да, то необходимо представить копии обращений, ответов на них, а также указать, размещение каких из вышеперечисленных киосков согласовано, на каких условиях либо в размещении каких киосков отказано с обоснованием причин отказа);
2) укажите правовой акт, дающий право предпринимателю разместить торговый киоск за красной линией застройки или на территориях зеленых насаждений общего пользования при условии согласования с администрацией г. Волгограда -
комитет инвестиционной политики и строительных программ администрации г. Волгограда письмом от 15.11.2005 исх. № 2758 сообщил, что указанные правообладатели не обращались за согласованием места размещения и реконструкции временных объектов, расположенных за красными линиями застройки или в зеленой зоне, предоставленных администрацией Кировского района.
В соответствии с абз. 7 п. 3.3 Порядка изменения схем размещения объектов мелкорозничной торговли и услуг осуществляются по согласованию с администрацией Волгограда. Схема размещения объектов мелкорозничной торговли и услуг на территории Кировского района перед утверждением направлялась для рассмотрения в администрацию города Волгограда. Указанная Схема утверждена, о чем свидетельствует согласование на ней заместителя главы администрации Волгограда А.О. Доронина, руководителя департамента потребительского рынка А.В. Новикова, председателя комитета по градостроительству и архитектуре А.В. Антюфеева.
В результате утверждения администрацией г. Волгограда Схемы размещения объектов мелкорозничной торговли и услуг на территории Кировского района, которая не соответствует требованиям Порядка, а именно в нее включены объекты мелкорозничной торговли, которые размещены за красными линиями застройки или в зеленой зоне, что противоречит п. 2.3 Порядка, создается следующая ситуация:
хозяйствующие субъекты, желающие разместить свой киоск на территории, на которой размещение объекта мелкорозничной торговли не предусмотрено утвержденной районной администрацией схемой размещения объектов мелкорозничной торговли и услуг либо на которой размещение киоска, гаража запрещено правовыми актами администрации Волгограда, ставятся в дискриминационные условия деятельности по сравнению с теми хозяйствующими субъектами, которые включены в Схему, не отвечающую требованиям Порядка, поскольку в соответствии с п. 3.3 районная администрация имеет право отказать заявителю в принятии положительного решения в следующих случаях:
если объекты или гаражи не отвечают требованиям, определенным настоящим Порядком;
если в заявлении указана территория, на которой размещение киоска, гаража запрещено правовыми актами администрации Волгограда;
если для осуществления данного вида деятельности на заявленном месте невозможно выполнить требования государственных санитарных, градостроительных, противопожарных норм и правил, а также при отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы;
если размещение объекта на испрашиваемой территории не предусмотрено утвержденной районной администрацией схемой размещения объектов мелкорозничной торговли и услуг.
Ссылка администрации Кировского района на то, что правовым основанием для включения в Схему является договор аренды земельного участка под киоском, размещенным на территории Кировского района, является необоснованной, поскольку договор аренды является прежде всего правовым основанием для размещения торгового киоска, и только размещение торгового киоска на законных основаниях является основанием для включения его в Схему. В этой связи необходимо отметить, что законное основание для размещения киоска на конкретном земельном участке складывается не только из факта заключения самого договора аренды этого земельного участка, но и соблюдения иных правил, регламентирующих порядок размещения объектов мелкорозничной торговли, к которым и относится Постановление администрации г. Волгограда от 29.03.2004 № 348 "О размещении объектов мелкорозничной торговли и услуг, гаражей для хранения спецавтотранспорта инвалидов на территории Волгограда", запрещающее размещать киоски за красной линией застройки и в зеленой зоне. Следовательно, в Схему, откорректированную с учетом данного Постановления, не должны были включаться киоски, которые размещены за красной линией застройки и в зеленой зоне, даже несмотря на наличие договорных отношений по поводу аренды земельных участков. Договорные отношения должны быть прекращены по истечении срока договора. Исключением из этой ситуации могло стать только переоборудование киоска в павильон, на размещение которых Постановление не распространяется.
В результате этого возникла ситуация, когда существующие договорные отношения стали основанием для неправомерного включения киосков, размещенных за красной линией застройки или в зеленой зоне, в Схему, а сам факт включения указанных киосков в Схему послужил основанием для продления (перезаключения) договоров аренды под этими киосками.
Таким образом, указанные правовые последствия в виде ограничения конкуренции возникают (могут возникнуть) в связи с созданием неравных условий для деятельности хозяйствующих субъектов, работающих на рынке одного и того же товара, поскольку в результате неправомерного действия по включению торговых киосков хозяйствующих субъектов в Схему размещения объектов мелкорозничной торговли и услуг на территории Кировского района, с которыми на момент утверждения Схемы были заключены договоры аренды земельных участков под временными объектами мелкорозничной торговли, размещенными за красными линиями застройки или в зеленой зоне, и наделению указанных киосков статусом "существующие" либо "перспективные" (согласно Схеме размещения), и последующим (после утверждения данной Схемы) правомерным действием по отказу в заключении договоров аренды земельных участков под временные объекты мелкорозничной торговли с теми субъектами предпринимательства, которые обратились за размещением своих киосков на территориях, отнесенных к категории зеленой зоны или за красной линией застройки.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и пунктом 2.26 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, Комиссия решила:
1. Признать администрацию г. Волгограда (в лице комитета по градостроительству и архитектуре, департамента потребительского рынка, администрации Кировского района г. Волгограда) нарушившей п. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
2. Выдать администрации г. Волгограда предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии
Т.В.КОСЯК

Члены Комиссии
О.В.КОЛЕСНИКОВА
О.Е.ЧЕРЕМНЫХ





ПРЕДПИСАНИЕ
от 17 января 2006 г. № 793

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЙ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

(извлечение)

Комиссия УФАС России по Волгоградской области по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства на основании своего решения от 17 января 2006 г. по делу № 793 о нарушении администрацией г. Волгограда Волгоградской области статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" предписывает:
Администрации г. Волгограда Волгоградской области в срок до 17 апреля 2006 г. прекратить нарушение антимонопольного законодательства, а именно:
привести Схему размещения объектов мелкорозничной торговли и услуг на территории Кировского района в соответствие с Постановлением администрации г. Волгограда от 29.03.2004 № 348 "О размещении объектов мелкорозничной торговли и услуг, гаражей для хранения спецавтотранспорта инвалидов на территории Волгограда", утвердившим Порядок размещения объектов мелкорозничной торговли.
Доказательства исполнения предписания представить в срок до 1 мая 2006 года.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии со статьями 23 и 24 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" коммерческие и некоммерческие организации и их руководители, должностные лица органов исполнительной власти, индивидуальные предприниматели несут административную ответственность.

Председатель Комиссии
Т.В.КОСЯК

Члены Комиссии
О.В.КОЛЕСНИКОВА
О.Е.ЧЕРЕМНЫХ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru